Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Темы уроков
«Жанры в изобразительном искусстве».
«Изображение пространства».
«Правша построения перспективы .
«Воздушная перспектива».
«Пейзаж - большой мир».
«Пейзаж настроения. Природа и художник».
«Пейзаж в русской живописи».
«Пейзаж в графике».
«Городской пейзаж».
«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».
Рекомендуемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.
|
|
5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.— М.: «Просвещение», 2012. — (Работаем по новым стандартам).
6. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2012.
7. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить/Б. М. Неменский. — М.: «Просвещение», 2012.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.— М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011.— (Стандарты второго поколения).
9. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5—7 классы. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
10. Проектные задачи в начальной школе / под ред. А. Б. Воронцова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
|
|
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
12. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
13. Алексеева В. В. Что такое искусство?/ В. В. Алексеева. — М., 1991.
14. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие: книга для учителя/ М. В. Алпатов. — М., 1990.
16. Ал п ато в М. В. Этюды по всеобщей истории искусств / М. В. Алпатов. — М., 1979.
17. Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории/К. Г. Богемская. — М., 1992.
18. Ватагин В. А. Воспоминания: Записки анималиста/В. А. Вата-гин. — М.,1980.
19. ВентуриЛ. От Мане до Лотрека/Л. Вентури. — СПб., 2005.
20. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. — М., 1985, 2008.
21. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта/Б. Р. Виппер. — СПб., 2005.
22. Выготский Л. С. Психология искусства/Л. С. Выготский. — М., 1986.
23. Го р я е в а Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991.
24. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. — М., 2000.
25. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XV—XVII веках/И. Е. Забелин. — М., 1993.
|
|
26. Кларк К. Пейзаж в искусстве/К. Кларк. — СПб., 2004.
27. Копылова А. В. Технология урока искусства/А. В. Копылова. — М., 2004.
28. Котельникова Т. М. Импрессионизм /Т. М. Котельникова. — М., 2004.
29. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов начальной школы /Е. И. Коротеева. — М., 2003.
30. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.
31. Неменский Б. М. Педагогика искусства/Б. М. Неменский. — М., 2007. — (Серия «Библиотека учителя. Изобразительное искусство»).
32. Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М., 2000.
33. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей/под ред. Е. П. Кабковой. — М., 2009.
34. П ретте М.-К. Творчество и выражение/М.-К. Претте, А. Капаль-до. — М., 1981. —Вып. 1.
35. П ретте М.-К. Творчество и выражение/М.-К. Претте, А. Капаль-до. — М., 1985.— Вып. 2.
36. Популярная художественная энциклопедия. — М., 1986. — В 2 т.
37. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе/Н. И. Пьянкова. — М., 2006.
38. Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Серия «Русская культура»).
39. Рогов А. П. Русская культура: национальные особенности/ А. П. Рогов. — М., 2009.
|
|
40. Ро го в А. П. Русь деревянная /А. П. Рогов. — М., 2012. — (Серия «Русская культура»).
41. Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ: Опыт сравнительного исследования/Д. В. Сарабья-' нов. — М., 1980.
42. Современная живопись. В поисках свободы: от классицизма к авангарду/сост. С. Дзуффи, Ф. Кастриа. — М., 2002.
43. Энциклопедический словарь юного художника. — М., 1983.
44. Энциклопедия для детей и юношества. История искусства, изобразительное искусство и архитектура. — М., 1996.
45. «Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал.
46. «Искусство» — учебно-методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства (приложение к газете «Первое сентября»).
47. «Юный художник», журнал.
48. «Художественная школа» — журнал для художников-педагогов и любителей изобразительного искусства.
49. «Вестник образования», журнал — официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации.
50. «Вестник учебной и детской литературы», журнал.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, 6 класс
«ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 34 часа
№ | Тема | Количество часов |
1 | ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА | 8 |
2 | МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ | 9 |
3 | ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ | 9 |
4 | ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ | 8 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 6 класс – 34 часа. 2012-2013 уч. год
Составлено Дымович С.В. по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство».
№ п/п
| Тема | Кол-во часов | Элементы содержания
| Деятельность учащихся:
| Планируемы результаты. | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - 34 часа | ||||||||
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 часов) | ||||||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 | Пространственные искусства, изобразительное искусство. | Проба различных живописных и графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений. | • объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе; • характеризовать три группы пространственных искусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей; • иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира; • уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя; • иметь представления о роли художественного материала в построении художественного образа; • называть основные графические и живописные материалы и давать им характеристики; • обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока. | |||
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 | Рисунок – основа мастерства художника. Значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства). Рисунок – способ познания окружающего мира. Художественный образ. Виды рисунка (набросок, зарисовки, технический, учебный, творческий рисунок). Графика. | Наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов. | • иметь представление о рисунке как о виде художественного творчества; • различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров; • овладевать начальными навыками рисунка с натуры; • овладевать навыками размещения рисунка в листе; • учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы; • овладевать навыками работы графическими материалами. | |||
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | Характер линии. Ритм. | Задания на разнохарактерность линий, изображение колыхания трав на ветру. | Получить представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника; - рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников; - объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа; - выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке; - овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.; - овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). | |||
4 | Пятно как средство выражения. | 1 | Пятно. Контраст. Тональные отношения. Фактура. | Выполнение ступенчатой тональной шкалы. (Изображение природы в разных состояниях.) | - овладевать навыками обобщённого, целостного видения формы; - овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения; - развивать аналитические возможности глаза, видения тональных отношений (светлее — темнее); - осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа; - овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений; - практически осуществить на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце). | |||
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | Цветоведение. Спектр. Основные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой оттенок, цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Цветотональная шкала. | Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета. Игровые задания: придумать сказочный мир цветной страны – Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город. | - знать понятия «основной, составной, дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение; - иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком; - иметь представление о воздействии цвета на человека; - иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах; - объяснять значение понятий «цветовой круг», «цветотональная шкала», «насыщенность цвета»; - приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону; - приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета; - углублять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции; - различать основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета; - создавать выразительные образы цветной страны, используя различные возможности цвета. | |||
6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | Живопись, колорит, локальный цвет, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст. Нюансы тона в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний. | Составление «палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряженности, тревоги, таинственности, нежности, радости. Создать натюрморты живописного осеннего букета, предав праздничное и грустное настроение. | - характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях; - объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет»; - различать тёплые и холодные оттенки цвета; - уметь объяснять понятие «колорит»; - развивать навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни; - обретать творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием; - овладевать навыками живописного изображения. | |||
7 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 | Скульптура, монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, рельеф. Характер материала, фактура, анималистический жанр. Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры. | Создать в материале изображение животных (Пластилин, природные материалы, конструирование из бумаги, готовых форм). | - знать виды скульптурных изображений и их назначением в жизни людей; - характеризовать основные скульптурные материалы» и условия их применения в объёмных изображениях; - рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе; - осваивать простые навыки художественной выразительности в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика). | |||
8 | Основы языка изображения. Обобщение темы. | 1 | Язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности. | Беседа или праздник искусства, или коллективная работа на тему «Роль изобразительного искусства в твоей жизни». | - уметь рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей; - уметь объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства и объяснять их назначение; - уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык; - рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах; - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений; - участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме. | |||
МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (9 часов). | ||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | Реальность и фантазия, правда искусства. | Беседа или практическое задание: изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство). | - уметь рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека; - понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность; - получать представление об условности изобразительного языка; - характеризовать смысл художественного образа как изображение реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. | |||
10 | Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 | Жанр натюрморта, компози-ция, художественно-вырази-тельные средства натюрморта (силуэт, ритм, композици-онная доминанта — главный элемент композиции). | Выполнение композиции натюрморта в технике аппликации. | - получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох; - получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных и др.) в зависимости от целей художественного изображения; - приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов; - осваивать простые композиционные умения организации плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа; - уметь выделить композиционный центр; - приобретать навыки художественного изображения способом аппликации; - приобретать эстетические представления о соотношении цветовых пятен и фактур. | |||
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Пропорции, геометрическая форма, геометрическое тело, конструкция. | Рисовальная игра «Выяви конструкцию» (нарисовать предметы, состоящие из геометрических тел). | - характеризовать понятие пространственной формыи её геометрических видов, понятие сложной пространственной формы; - узнавать основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела; - уметь выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур; - изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. | |||
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 1 | Линейная перспектива. Определения, основные понятия: линия горизонта, точка схода, точка зрения, угол зрения. | Линейные зарисовки геометрических тел (призма, куб). | - приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи; - объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира; - учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; - определять понятия «линия горизонта», «точка зрения», «точка схода», «вспомогательные линии», «взгляд сверху, снизу, сбоку», а также использовать их в рисунке; - объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов. | |||
13-14 | Освещение. Свет и тень. | 2 | Направленное освещение. Контураж. Тон, светотень и ее составляющие. | 13. Наброски геометрических тел при направленном освещении. 14. Выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении. | - характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства; - получать представление об изображении борьбы света тени как средстве драматизации содержания произведения организации композиции картины; - использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета; - знакомиться с натюрмортами западноевропейского искусства XVII-XVII вв., характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. | |||
15 | Натюрморт в графике. | 1 | Линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра. | Выполнение натюрморта (по представлению или с натуры) черной гелиевой ручкой (или в гравюре наклейками. | - осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению; - получать представление о различных графических техниках; - узнавать о том, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики; - знакомиться и приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами; - приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков. | |||
16 | Цвет в натюрморте. | 1 | Колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гармония. | Выполнение натюрморта, выражающего настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное). | - приобретать представление о новом понимании выразительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIX—XX вв.; - характеризовать колористический образ, выразительные возможности цвета в натюрмортах известных художников; - выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение; - овладевать простыми навыками создания изобразительной композиции в технике монотипии; - развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета. | |||
17 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | Контраст, композиционный центр, монотипия. | Рассказать в натюрморте о своем характер, о своем понимании мира (монотипия или другая техника). | - получать представление об истории развития натюрморта; - овладевать простыми навыками изображения предметов; - приобретать опыт работы различными художественными материалами, овладевать их выразительными возможностями; - приобретать опыт художественного высказывания, изобразительного сочинения; - приобретать опыт восприятия, художественного видения произведений искусства; - развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир; - понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. | |||
ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (9 часов). | ||||||||
18 | Образ человека – главная тема в искусстве. | 1 | Великие портретные произведения разных эпох. Место и значение портретного образа человека в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразительные средства изображения, виды портрета. | Беседа о портрете. | - знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве; - получать представление об изменчивости образа человека в истории; - получать представление об истории портрета в русском искусстве, узнавать имена великих художников-портретистов; - понимать, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника; - учиться различать виды портрета, парадный и лирический портрет; - учиться рассказывать о своих художественных впечатлениях. | |||
19 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 | пропорции, конструкция, форма. | Выполнение портрета в технике аппликации. | - получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица; - понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника; - овладевать первичными навыками изображения головы человека; - приобретать новые навыки изображения в рисунке и средствами аппликации. | |||
20 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | Композиция, пропорции, конструкция, объём. | Выполнение набросков и зарисовок головы человека (простой карандаш или черная гелиевая ручка). | - получать представление о способах объёмного изображения головы человека; - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра; - получать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека; - учиться видеть особенности лиц разных людей; - выполнять наброски и зарисовки головы человека. | |||
21 | Протрет в скульптуре. | 1 | материал, фактура, пропорции, конструкция, * объём, пластика, бюст. | Создание скульптурного портрета литературного героя. | - знакомиться с портретными изображениями, созданными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета; - приобретать знания о великих русских скульпторах-портретистах; - получать представление о выразительных средствах скульптурного образа; - приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека; - приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения человека. | |||
22 | Графический портретный рисунок. | 1 | Пропорции, конструкция, форма. | Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета. | - приобретать интерес к изображению человека как способу понимания и видения окружающих людей; - развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека; - приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии выразительных графических средств; - выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете; - овладевать новыми умениями в рисунке. | |||
23 | Сатирические образы человека. | 1 | Карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чувство правды. | Создание дружеского шаржа–портрета одноклассника или литературного персонажа. | - получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах; - учиться рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении; - учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения; - приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительности при изображении человека. | |||
24 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | Освещение, источник света, свет, блик, тень, полутень, рефлекс, образные возможности освещения. | Выполнение портретов при различном освещении (в технике аппликации, гуашью или в технике монотипии). | - приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа; - учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения; - различать освещение «по свету, против света, свет сбоку; - характеризовать освещение в произведениях искусства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя; - овладевать опытом наблюдения и визуальной культурой — культурой восприятия реальности и произведений искусства; - учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору). | |||
25 | Великие портретисты прошлого. Роль цвета в портрете. | 1 | Духовное наследие, классика мирового искусства. | Беседа. Выполнение портрета знакомого человека или литературного героя в разных колоритах с целью передачи характера человека. | - называть и узнавать несколько портретов великих мастеров русского и западноевропейского искусства; - понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей; - рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи; - рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника; - приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). | |||
26 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 | поп-арт, модернизм, реализм. | Урок-беседа с использованием учебника или урок-экскурсия по выставке детских работ. | - получать представление о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров; - получать представление о развитии портрета в отечественном искусстве XX века; - приводить примеры известных картин-портретов отечественных художников, уметь рассказывать об их содержании и композиционных средствах его выражения; - интересоваться современным изобразительным искусством. | |||
ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 ЧАСОВ) | ||||||||
27 | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. | 1 | виды изобразительного искусства, жанры изобразительного искусства, предмет изображения, содержание произведения, пейзаж, мотив пейзажа. Пространство, ракурс, точка зрения, линия горизонта, перспектива. | Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений. | - называть жанры в изобразительном искусстве; - понимать разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; - уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира и ценностной системы в культуре; - уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. - получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выразительности в изобразительном искусстве; - рассуждать о разных способах перспективы как выражении различных мировоззренческих смыслов в искусстве; - различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства; - наблюдать и воспринимать пространственные сокращения уходящих вдаль предметов; - приобретать навыки изображения перспективных сокращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства. | |||
28 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 | Линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива. | Изображение пейзажа ограниченной палитрой цветов с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (только черная или белая гуашь). | - объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии. - различать высокий и низкий горизонт и характеризовать его как средство выразительности в произведениях изобразительного искусства; - объяснять правила воздушной перспективы; - приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. | |||
29 | Пейзаж – большой мир. | 1 | Пространство картины, формат, высота горизонта, эпический пейзаж, романтический пейзаж. | Изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки». | - приобретать знания о создании эпического и романтического образов природы художниками западноевропейского и русского искусства; - учиться различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика); - творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие, о средствах создания художником эпического и романтического образов в пейзаже; - экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в процессе изображения большого природного пространства. | |||
30 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 | Пейзаж настроения, состояние в пейзаже, колорит, освещение, пленэр, импрессионизм. | Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. | - получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.; - характеризовать особенности направлений «импрессионизм» и «постимпрессионизм»; - учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; - приобретать творческий опыт колористического видения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека). | |||
31 | Пейзаж в русской живописи. | 1 | Лирический пейзаж, пейзаж-картина. | Работа над пейзажем на темы: «Страна моя родная» или «Дали моей Родины», «Поэтический образ природы», «Весенний мотив» (по выбору учащихся). | - получать представление об истории развития жанра пейзажа в русской живописи; - называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана; - характеризовать особенности понимания красоты отечественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. Левитана; - уметь рассуждать о значении образа отечественного пейзажа для развития чувства Родины; - приобретать умения и творческий опыт в процессе создания живописного образа пейзажа своей Родины; - принимать посильное участие в сохранении памятников российской культуры. | |||
32 | Пейзаж в графике. | 1 | Графический пейзаж, набросок, зарисовка, станковый рисунок. | Создание графического пейзажа на тему: «Весеннее пробуждение природы», «Весна в городе», «Весенние воды». | - получать представление о произведениях графического пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве; - уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об образных возможностях различных графических техник; - приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических зарисовок; - приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок. | |||
33 | Городской пейзаж. | 1 | Городской пейзаж, ведута. Зарисовки города, панорама, коллективное панно. | Работа над графическими зарисовками города на темы: «Мой город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». | - получать представление о развитии жанра городского пейзажа в отечественном и западноевропейском искусстве; - приобретать навыки восприятия, эстетического переживания образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа; - приобретать композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; - овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа; - приобретать коммуникативный опыт в процессе выполнения коллективной творческой работы. | |||
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и символ. | 1 | Художественное произведение, его мир. Художественный образ, эпоха, стиль, направление в искусстве, творческая индивидуальность художника. | Организация итоговой выставки (вернисаж или праздник искусства). Экскурсия по выставке работ года. | - уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни каждого человека; - получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения, т. е. художественного образа; - объяснять творческий и деятельностный характер процесса восприятия произведений искусства; - узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года; - участвовать в дискуссиях по теме учебного года; - участвовать в обсуждении творческих индивидуальных и коллективных работ учащихся, проектов, выполненных . в учебном году. | |||
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!