ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА». 6 класс.



Nbsp;   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету    «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 6 класс «ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 34 часа в год, 1 час в неделю. Уровень базовый   Программа «Изобразительное искусство» Неменский Б.М.   Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение. 2012                                                                                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основно­го общего образования.

Цель — развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества, формирование у школьника умений самостоятельного виде­ния мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Учебный материал ставит задачи:

- развития художественно-эстетического восприятия произведений искусства,

- практического обучения художественно-творческой изобрази­тельной деятельности;

- формирования художествен­ного эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности.

Процесс обучения на занятиях по изо­бразительному искусству в соответствии с современными требованиями направлен на развитие мировоззрения и лич­ностных качеств учащихся. Предмет «Изобразительное искус­ство» должен развивать у школьников навыки эстетического исследования окружающего мира природы и мира культуры, созданного человечеством в широком многообразии её кон­кретных проявлений.

Основной акцент в освоении художе­ственной культуры сделан на актуальных связях искусства и жизни, на роли и функциях искусства во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопозна­ния, самоидентификации и раскрытия своей уникальной инди­видуальности. Развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний и ценностного отношения к внутреннему миру человека, интереса к жизни людей явля­ются значимыми задачами. Опыт эмоционально-ценностных отношений ведёт к развитию эмоционально-чувственной сфе­ры и наполнению знаний и умений личностными смыслами, к построению системы ценностей учащихся, их ценностных ориентации. Активное эстетическое наблюдение окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоот­ношения людей, созданной ими жизненной среды, многооб­разие стилевых картин мира формирует смысловые ориентации школьника.

Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искус­ством. Художественное развитие осуществляется в практи­ческой деятельностной форме в процессе личностного худо­жественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно-эмоционального вос­приятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности при освоении средств художественной вырази­тельности. Только в процессе активной художественной дея­тельности, через опыт личного художественного высказывания происходит присвоение учащимися культурного социального опыта. Поэтому материал учебника — и текст, и задания — на­правлен на освоение способов решения проблем творческо­го характера и поиска средств выразительности для личного художественного высказывания. Таким образом, материал учебника базируется на личностно ориентированном под­ходе к обучению.

Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала: системой творческих заданий и жёстким отказом от выполне­ния заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам.

Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искус­ством. Художественное развитие осуществляется в практи­ческой деятельностной форме в процессе личностного худо­жественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно-эмоционального вос­приятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности при освоении средств художественной вырази­тельности. Только в процессе активной художественной дея­тельности, через опыт личного художественного высказывания происходит присвоение учащимися культурного социального опыта. Поэтому материал учебника — и текст, и задания — на­правлен на освоение способов решения проблем творческо­го характера и поиска средств выразительности для личного художественного высказывания. Таким образом, материал учебника базируется на личностно ориентированном под­ходе к обучению.

Только в единстве восприятия искусства и собственной творческой практической работы у учащихся происходит формирование образного художественного мышления. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы.

Несомненно, что встреча с подлинными произведениями искусства во время экскурсий в музеи или на художественные выставки крайне необходима. Именно обучение в школе мо­жет сделать эту встречу действительно событием и пережи­ванием для подготовленного к восприятию искусства ребёнка.

Современная информационная среда предполагает са­мостоятельную активность учащихся в обретении информа­ции и новых знаний. По этой причине ряд заданий в учеб­нике нацеливает ученика на работу в поисковых системах, на пользование системой Интернет для расширения худо­жественного кругозора и ориентации в развивающихся реа­лиях современного искусства. Современный школьник имеет возможности для виртуальных путешествий по коллекциям знаменитых музеев мира, для углубления своих представле­ний о творчестве великих художников, о коллекциях художе­ственных музеев.

Школьники могут осуществлять исследовательские про­екты, посвященные различным явлениям искусства в контек­сте изучаемых тем, таким образом расширяя собственный кругозор, формируя компетенции в области изобразительного искусства.

Современные информационные компьютерные техно­логии (ИКТ) предполагают развитие новых художественных умений учащихся, решение художественных задач в условиях визуализации культуры и возрастающего значения экранных носителей в познавательной и коммуникационной деятель­ности современного общества. Компьютер должен стать необходимым средством формирования художественных представлений учащихся. Компьютер становится также ин­струментом художественного изображения и новых вырази­тельных и коммуникативных возможностей. Но как всякий инструмент, он имеет границы использования, и нельзя не­допонимать роль собственно художественных материалов' в развитии эстетического опыта учащихся.

Особенно большое внимание в учебнике уделяется оте­чественному искусству. При этом акцент сделан именно на смысловых особенностях и способах их раскрытия в ху­дожественной форме. Отечественное искусство, раскрыва­емое в контексте и взаимодействии с западноевропейским и, шире, мировым искусством, имеет своё особое лицо, великие произведения, углублённое знакомство с которыми даёт но­вые аспекты понимания истории и культуры нашей Родины. Задания, когда перед учащимися ставятся задачи постижения эволюции образов при изображении человека, его предмет­ного окружения, его отношения к природе и к истории своей страны, формируют новое и эмоционально пережитое пони­мание отечественной духовной культуры.

Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учите­ля стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, по­теря предметных умений ведёт к легковесности и бездей­ственности воспитательных намерений, а обучение только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредметных результатов, — это важнейшая методологическая харак­теристика и установка новых Стандартов основного общего образования.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий уча­щихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельно­сти учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её эта­пы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.

На уроке изобразительного искусства учитель имеет воз­можность создавать для этого педагогические условия, кото­рые не могут дать никакие другие школьные предметы.

Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соответствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагают­ся в наших учебниках, не доверяет исследовательским, по­исковым возможностям учеников: в этом случае у них полу­чаются «изделия», а не произведения.

Предмет «Изобразительное искусство», в соответствии с концепцией и методологией художественно-педагогической школы Б. М. Неменского, служит становлению умений наблю­дать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстети­ческих переживаний, т. е. с позиций прекрасного и безоб­разного, высокого и низкого, трагического и комического. Художественное познание связано с умением строить ху­дожественный образ, т. е., определяя отношение к явлени­ям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопо­ставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художе­ственный отбор. Художественное познание — это особый навык смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, мы называем этот мыследеятельный процесс умение видеть.

Метапредметный подход утверждает, что смысл орга­низации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.

Под руководством учителя, который обучает инструмен­тарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуаль­ных качеств учится искать и находить своё решение за­даний по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории фор­мирования человечности в человеке.

Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержа­ния, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учеб­ник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определён­ных смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение миро­воззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.

Тем самым создаётся инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориен­тации ребёнка не только на основе заданных моральных пра­вил, но и как творческое поисковое понимание человеческих отношений на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия и способности действовать в об­стоятельствах, где необходима выдумка, неординарность ре­шения.

Немного существует учебных предметов, где ученик обла­дает такой свободой реального воплощения своих размыш­лений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной зна­чимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуника­тивных умений учащхся, формирующихся на основе реф­лексии смыслов и путей собственной деятельности и деятель­ности своих товарищей.

Вопросы развития коммуникативных способностей уча­щихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процес­се обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои пози­ции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь уча­щиеся стараются понять авторскую позицию художника и от­ражение в произведении исторической эпохи. Развитию ком­муникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.

Учебники, создаваемые под лозунгом «искусство как духовная культура» (Б. М. Неменский), по определению на­правлены на развитие коммуникативной компетентности, так как искусство рассматривается как инструмент размышления над жизнью, как средство обучения пониманию человека, как способ общения людей, как способ связи поколений.

 

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА». 6 класс.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!