Функции учебника по искусству.



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 409»

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета ГБОУ СОШ № 409 протокол № ____ от ______ 2012г.   СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 409 _________ / С.Г.Фаворова       / «____» _______________ 2012 г. УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ «СОШ № 409 ___________ / Н.В.Ефимова   приказ № ___от_______2012 г .

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (УМК «Школа России»)

5 класс

1 час в неделю – 34 часа в год

 

Уровень базовый

                                                  

                                         Составитель:

Дымович Светлана Васильевна

учитель изобразительного искусства,

высшая квалификационная категория

                                         

 

 

2012 - 2013 учебный год

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В V КЛАССЕ

 

Процесс приобщения учащихся к декоративно-приклад­ному искусству осуществляется с учётом системно-деятельностного подхода, который предполагает учёт индивидуаль­ных возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Если художественно-творческая деятельность детей на уро­ках в начальной школе (первый этап художественного раз­вития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. Это обеспечивает рост творческого по­тенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаи­модействия со сверстниками в творческой познавательной деятельности, т. е. в процессе выполнения как индивидуаль­ных, так и коллективных практических творческих работ.

Связи искусства с жизнью главный смысловой стер­жень организации учебного художественно-познавательно­го материала, имеющего отношение к предметному миру, к организованной человеком среде бытования.

В I—IV классах дети входят в увлекательный мир искус­ства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на от­дельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

Программное содержание выстраивается вокруг трёх сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктив­ной и декоративной, которые выступают в адаптированном к восприятию детей младшего школьного возраста виде как Изображение, Постройка и Украшение. Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия совершенно разных произ­ведений искусства работу Мастеров Изображения, Постройки и Украшения, элементы изобразительности, конструктивности и декоративности.

На первом этапе обучения — в начальной школе — де­коративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного ос­воения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных про­мыслов России, классического и современного декоративного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изо­бражение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-бе­регини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. ста­новятся яркими наглядными примерами проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию соб­ственных фантазий детей.

При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливаются прочные связи между образным строем произведений декора­тивно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украша­ют декоративными элементами кокошники русских красавиц, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украше­ние характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают зда­ния в соответствии с их назначением. Художественно-декора­тивная деятельность учащихся I—IV классов носит не репро­дуктивный, а творческий характер.

В III классе дети знакомятся с разнообразными произ­ведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техни­ки и материалы.

В IV классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного ис­кусства происходит в контексте изучения разных художествен­ных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к ис­кусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знат­ных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейно­го искусства, японские фонарики, кимоно — всё это стано­вится объектом восприятия школьников.

Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно- прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить художественно-познавательный кругозор.

V класс — это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) деко­ративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ре­троспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперёд и неоднократно воз­вращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, про­изведениям, но уже на ином содержательном уровне. На каж­дой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере.

Изучая, например, в III классе тему «Памятники архитек­туры», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений.

В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянско­го жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл сим­волических элементов в декоре избы. В практической деятель­ности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бу­маги силуэты изб, которые затем ритмически располагают на декоративном панно).

В V классе учащиеся снова встречаются с обликом кре­стьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по зако­нам природы, как мир, обжитый человеком, состоящий из рукотворных вещей. В образном строе трёхчастной струк­туры избы отражена вся Вселенная (картина мира представ­лена в единстве трёх сфер — небесной, земной и подземно-подводной). Дом — это микрокосм в макрокосме. Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением.

Таким образом, только на этом примере можно проследить поступательное движение: от целостного эмоционально-об­разного восприятия к углублённому познанию в единстве эмоционального и логического.

Год декоративно-прикладного искусства закономерно под­готовлен всем предшествующим ходом обучения, а также осо­бенностями раннего подросткового возраста. К этому време­ни у учащихся сформированы определённые компетенции, которые помогают в освоении языка и образного строя деко­ративно-прикладного искусства. Вместе с этим пятиклассни­кам свойственны начала аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему соб­ственному «Я»), живая любознательность, потребность рас­суждать, выходить на уровень обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростко­вый возраст ещё несет в себе следы детства, игры, однако в нём уже имеет место направленность на серьёзную, ответ­ственную деятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими). Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным па­мятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства.

Именно поэтому приобщение учащихся в деятельностной форме к мудрому народному прикладному искусству, воплотившему духовную энергию своих создателей-творцов, представляется чрезвычайно важным для воспитания чув­ства гордости за свою Родину, народ, уважения и инте­реса к культурному наследию других народов.

Воспитание гражданственности, патриотизма, чув­ства Родины на занятиях по декоративно-прикладному ис­кусству обусловлено самой структурой освоения программ­ного материала, который выстраивается в опоре на основной принцип программы от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

На территории России, в каждом её регионе, народное искусство предстаёт в неповторимом национальном об­лике, в исконно национальной художественной плоти, на­прямую связанной с корневой системой местной культуры, осваивая которую учащиеся «обретают силу и радость по­нимания мира и себя в этом мире, обретают созидатель­ные творческие силы» (Б. М. Неменский). Это позволяет учителю вместе с детьми двигаться по заветной меже соединения национального и общечеловеческого, воспиты­вать каждого в духе высокого гуманизма.

Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телереклама, разнообразная массовая печатная продукция не лучшего качества, наводнившая потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее враз­рез с выверенными временем народными представлениями.

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - это особый мир художественного творчества, бесконечно раз­нообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определённое место не только в орга­низованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художествен­ные промыслы, которые тесно связаны общим поняти­ем _ «народное искусство», и классика — памятники миро­вого декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художествен­ного образца, и современное декоративное искусство, пред­ставленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в син­тез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Целостный курс декоративно-прикладного искусства в V классе не случайно начинается с народного — кре­стьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приёмы, образы, мотивы, темы, добытые опытом многих поколений и отра­жающие народные мироощущения), коллективный опыт (это искусство складывалось под воздействием творческих сил отдельных индивидуальностей и оформлялось в проверенные временем формы), природное начало (оно хранит дыхание природы, очеловеченную теплоту естественных материалов, мотивы и образы, взятые из природного окружения). При­общение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с осо­бым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освое­ния окружающего мира через созидательно-творческую дея­тельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

Очень важно раскрывать природу народного искусства че­рез отношения человека с миром в живых, значимых для ре­бят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания оста­ются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствова­ние в различных сферах...» (Э. Н. Фаустова).

В V классе произведения декоративно-прикладного искус­ства следует рассматривать с точки зрения единства формы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и содержания.

При знакомстве с предметами крестьянского бытового ис­кусства необходимо подвести учащихся к пониманию их глав­ного содержания. Это утилитарно-бытовая функция, ко­торая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимо­сти от назначения каждый предмет имеет определённую кон­струкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходя­щая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несёт в себе двой­ственность содержания (функция и идея, воплощённая в об­разной форме предмета). Задача педагога — в доступной фор­ме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богат­ством образного строя вещи (пластикой формы, объёма и линий, энергией цвета, своеобразием фактуры, ритмами орна­ментов, магией трёхчастности — всеми тайнами пластических построений, всем богатством формального строя вещи — пло­скостной, объёмной или объёмно-пространственной).

Несправедливо и ошибочно считать декор просто наряд­ной декорацией, внешним украшательством, лишённым вся­кого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю её структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчёркивает социальное положение кон­кретного человека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было осо­бым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-земли.

Каждый художественно оформленный предмет был вклю­чён в систему человеческих отношений, помогал строить об­щение между людьми на духовном уровне — это коммуни­кативная функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентации подростков.

В практике преподавания декоративно-прикладного ис­кусства не всегда уделяется должное внимание духовно-со­держательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придаёт ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.

УРОК ИСКУССТВА должен в первую очередь вести уча­щихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осва­иваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной прак­тической деятельности.

В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержа­тельные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой ёмкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства за­ключено единство материального и духовного, зримого и не­зримого, конечного и бесконечного. На всём историческом пути развития народной культуры достаточно чётко проявля­лась планетарность народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наи­более полное выражение в художественно-образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, по­вествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незы­блемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).

«Человек — вообще срединное существо между небом и землёй. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека по срединности — является дерево», — размышляет писатель и культуролог Г. Д. Гачев. Единство небесного, земного и подземно-подводного миров, выраженное в трёхчастной символической структуре древа жизни (модификации ми­рового древа), чётко просматривается в трёхчастности народ­ного жилища. Эта трёхчастность выявляется во всём богатстве декора избы, в трёхчастной, например, форме наличника свет­личного окна-ока в избах Поволжья, в образном строе женско­го праздничного костюма, прялки и многих других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом — в народ­ном изобразительном мифотворчестве. Без осознания подрост­ками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полно­ценное восприятие произведений народного творчества и формирование художественной культуры.

Начав свой путь с обращения к истокам народного ис­кусства, учащиеся под руководством учителя постепенно ов­ладевают опытом мирочувствования, мировосприятия пред­ков-славян. Здесь точкой отсчёта становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-сим­волические элементы которых, выражают поэтические воззре­ния людей на мир.

Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обоб­щённостью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».

Пятиклассники, осваивая на занятиях русское крестьян­ское искусство, овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реаль­ных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орна­мента, основами декоративного творчества.

Следующий шаг — освоение современных форм бытова­ния народного искусства — традиционных народных ху­дожественных промыслов России.

Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества на­родного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, встать на его место, осва­ивая основные приёмы росписи, особенности формы, ко­лорита, характерные для того или иного промысла; содей­ствует формированию чувства гордости за великую культуру России.

Следующий шаг после изучения русского народного ис­кусства — знакомство с декоративно-прикладным ис­кусством других народов, стран и времён. Приобще­ние младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нём черты не­повторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у раз­ных народов суть декора одна и та же — выявлять, под­чёркивать социальное положение человека, его роль в обществе.

Эта линия лучше всего просматривается на примере пла­тья, имеющего, с одной стороны, практическую функцию (здесь больше всего подходит термин «одежда»), а с дру­гой — обладающего образно-смысловым содержанием (в этом случае лучше употребить термин «костюм»).

Учащимся необходимо дать понимание смыслового значе­ния терминов «одежда» и «костюм»: одежда защищает тело, являясь предметом носки, бытовой, необходимой человеку принадлежностью; костюм — знак смысла, социальный знак, выделяющий отдельного человека из общей массы и внешне дифференцирующий общественные слои. Костюм с момента своего зарождения является социальным знаком отличия одного класса общества (сословия, группы людей) от другого, одной профессии от другой, а также знаком социального сближения.

Учащихся необходимо учить видеть, распознавать соци­альную окрашенность костюма, обращать внимание на его конструкцию, форму, материал, цвет, декор. Декор должен раскрываться прежде всего как знак, символизирующий опре­делённые отношения между людьми в обществе, что отвечает задаче формирования общей художественной культуры уча­щихся.

Включение в канву урока мифов, в которых отразились поэтические представления людей древних цивилизаций о воз­рождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т.д., значительно обогащает восприятие учащихся, даёт возмож­ность для развития образного мышления, фантазии. Общее в воззрениях людей разных стран и времён способствует уста­новлению в сознании школьников своеобразных содержатель­ных мостиков, казалось бы, между совершенно несхожими культурами.

Так, легенды о боге солнца Ра — царе богов у древних египтян, о боге Гелиосе у древних греков, о молодом солнце, выезжающем на колеснице, запряжённой златогривыми коня­ми, у древних славян раскрывают поэтические представления о смене дня и ночи, о незыблемости вечного круговорота в природе. Такие сравнения помогают найти точки сопри­косновения, единые начала в мировосприятии разных наро­дов. Обращение к мифологии — ключ к «прочтению» таин­ственных знаков-символов в декоративно-прикладном искусстве древних обществ.

Завершается общий курс вполне закономерно — знаком­ством с современным декоративным искусством и работой в конкретном материале. Дети работают с самыми разными художественными материалами и в разных техниках, что даёт им возможность создания достаточно интересных ин­дивидуальных творческих работ и проектов.

Народные, классические и современные формы декора­тивно-прикладного искусства — всё это единые проявления человечества, оставляемые на пути его исторического, куль­турного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-при­кладного искусства как части духовной культуры человече­ства.

Дети знакомятся с многообразием форм современного вы­ставочного искусства, с пластическим языком керамики, стек­ла, гобелена, металла и т.д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве современных профессиональных художников.

Знакомство с произведениями современного декоративно­го искусства даёт учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным прояв­лением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с ши­рокими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

Содержание учебника направлено на формирование спо­собности и готовности учащихся к реализации социальных проектов, к использованию приобретённых знаний и умений в повседневной жизни. В главу учебника «Ты сам мастер» включены задания, направленные на преображение и укра­шение школьной среды. Учащимся предоставлена возмож­ность выбора декоративной работы в разном материале, выстраивания её в цепочке: целеполагание, планирование, контроль, оценка своей деятельности.

Декоративную работу в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки из мочала, шпагата и т. п.) целесообразно осуществлять в совместных формах деятель­ности: групповых и коллективных, направленных на развитие чувства композиции, чувства цвета, материала и его деко­ративно-пластических возможностей для создания выразитель­ного образа.

Разнообразие художественных материалов и техник, ис­пользуемых на уроке, будет поддерживать интересы и потреб­ности учащихся к художественному декоративному творчеству.

В совместной декоративной деятельности, которую мож­но назвать учебным творческим сотрудничеством детей и учителя, решаются задачи определения общей творческой цели, выбора наиболее эффективных способов решения твор­ческих задач, распределения сил, ролей, формирования ком­муникативных действий, обеспечивающих умение догова­риваться, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивные взаимодействия и сотрудничество со сверстниками и учителем, разрешать конфликты.

В процессе создания плоскостных и объёмных декоратив­ных композиций в конкретном материале школьники учатся планировать и организовывать свою работу, работать, как настоящие художники, поэтапно — от разработки обобщён­но-лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида ис­кусства.

Все четыре тематических блока (четыре четверти) в со­держании учебного курса одинаково важны для знакомства учащихся с многообразным миром декоративно-прикладных искусств. Однако при этом следует отметить особую значи­мость первого и третьего блоков. Именно здесь закладывают­ся основы понимания особенностей художественного языка декоративно-прикладного искусства, овладения принципами декоративного обобщения (преобразование индивидуальной конкретности реальных форм в символические знаки, уход от изображения к его обозначению), закономерностями постро­ения традиционного народного орнамента, основами декора­тивного творчества и осознания самой сути существования данного искусства в человеческом обществе.

Учащимся, овладевшим основами декоративного творче­ства на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать сле­дующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальность, плоскостность цветового пятна) легче перейти к его живописности (игра тонов и оттенков; живой, свободный мазок как цветосмешение), от условного, обобщённого изображения-обозначения — к жи­вописному изображению с присущей ему светотеневой моде­лировкой формы в пространстве.

В процессе освоения декоративно-прикладного искусства должны быть поставлены и разрешены вопросы: «что?», «как?» и «зачем?».

Восприятие произведения декоративно-прикладного ис­кусства начинается с вопроса что?. Он связан с наиболее сильными зрительными впечатлениями (внешний облик пред­мета, материал, цвет, фактура, функция), первыми эстетиче­скими переживаниями.

Вопрос как? предполагает более пристальное всматрива­ние в образный строй вещи, внимание к технике, в которой она выполнена (роспись, резьба по дереву, вышивка, ткаче­ство, ковка и т. д.), к средствам данного искусства. Восприя­тие вещи (имеется в виду вопрос «как?») помогает полнее осознать особенности образного языка декоративно-приклад­ного искусства. Чтобы учащиеся могли увидеть, почувствовать разницу между языком декоративно-прикладного искусства и живописи, можно сопоставить, например, образец трёхчастной композиции в народной вышивке (изображение женской фигуры с предстоящими всадниками, с подчёркнуто геомет­рическим решением образов) и картину А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», похожую по сюжету; знак солнца на резной прялке в виде круглой розетки и образ солнца в картине-пейзаже.

Вопрос зачем! и ответ на него помогают установить не­зримую смысловую связь образного строя вещи с её социаль­ной функцией, с мировосприятием человека, а также пред­полагают раскрытие некоей тайны, проливающей свет на смысловое значение образов. Вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», как бы раздвигает содержа­тельно-смысловые границы воспринимаемого предмета-обра­за, делая его ценностно-значимым для ученика. Невозможно сформировать художественное мышление ученика без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исто­рического развития.

В V классе большое значение имеет дальнейшее развитие у учащихся «навыка' распознавания» конструктивного, изо­бразительного и декоративного элементов языка в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искус­ства, начатое ещё в начальной школе. «Это как бы три сердца, бьющиеся в каждом произведении. Какое сердце бьётся сильнее, то и определяет вид искусства, к которому можно отнести данное произведение» (Б. М. Неменский). Осваивая художественно-познавательный материал учебника, пятиклассники осознают, что элементы декоративности в дан­ном виде искусства «играют первенствующую роль — как в об­ласти форм и конструкций, так и в области внешнего убран­ства предмета» (В. С. Воронов), т. е. выступают доминантой, определяющей данный вид искусства.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия — слов, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фолькло­ра — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, об­рядовые тексты и др.), названного М. Горьким «великолепно огранёнными драгоценностями», а также музыкального и изо­бразительного — помогает учащимся осознать нерасторжимую целостность народной культуры. При восприятии памятников народного творчества также следует раскрывать поэтические связи народного искусства с природой — его колыбелью.

 Согласно ФГОС знания перестают быть главной целью образовательного процесса, а выполняют роль средства орга­низации учебной деятельности. Тем не менее, в задачу учите­ля входит содействовать формированию у учащихся умений аргументированно отвечать на поставленные вопросы, поль­зоваться при ответе специальной терминологией.

Эта задача решается более успешно, когда каждый ученик ведёт «Словарь терминов». Необходимо избегать специально­го заучивания терминов. Запоминание должно происходить естественным путём, в процессе живого диалога учителя с учащимися. Если педагог стремится включать в свою речь новые слова, термины, при этом неоднократно повторяя их, то они усваиваются учащимися, входя в их речевой обиход, постепенно расширяя их словарный запас.

Для лучшего запоминания новые слова-термины записы­ваются на доске или на отдельном листе бумаги, а затем пе­реносятся детьми в тетрадь.

С целью разъяснения смысла основных терминов в конце книги помещён словарь, которым может воспользоваться учи­тель.

В учебнике в конце каждой темы даны творческие за­дания. Учитель должен иметь в виду, что их выполнение пред­полагает широкий ряд вариативных решений, в которых должна проявляться индивидуальность ученика. Это отвечает как специфике художественного творчества, так и ориентации на соблюдение принципа вариативного образования, отмечен­ного в Стандартах второго поколения.

Учитель должен иметь в виду, что демонстрируемые в учебнике в конце каждой темы детские работы также не являются материалом для копирования. Они лишь дают пред­ставление о возможных вариантах выполнения творческого задания, о содержательности детского творчества, о необхо­димости реализации в практической работе знаний и умений, полученных на уроках, одним словом, служат примерами твор­ческого осмысления учебных заданий, выполняемых индиви­дуально и коллективно.

Учебник также даёт возможность выбора задания, в за­висимости от его сложности и интересов детей предлагается система проектных заданий.

Важным компонентом на завершающей стадии урока яв­ляется обсуждение и оценивание детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо в первую очередь вы­являть их сильные стороны и учитывать следующие критерии:

— декоративность: выход на уровень лаконично-обобщён­ного, условно-выразительного пластического решения (ком­позиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

— содержательность: полнота реализации в учебно-твор­ческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

—  оригинальность: работа фантазии, воображения, при­внесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Определяющее значение в художественном развитии уча­щихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как празд­ники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между школьниками и приглашёнными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импрови­зированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по си­стематизации зрительного материала на основе стилевых при знаков, организацию выставок детских творческих работ, раз­личные виды презентаций детского творчества и т. п.

Приобщение учащихся младшего подросткового возраста к декоративно-прикладному искусству осуществляется в раз­ных формах: это уроки, факультативные и кружковые за­нятия, посещение музеев и выставочных залов, поисковая деятельность школьников.

Поисковая деятельность включает ознакомление с ли­тературой по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций и открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства, презентаций. Особенно эффек­тивной она становится, когда в этом принимают участие взрослые — учителя, родители, старшеклассники, объединяю­щиеся в детско-взрослые сообщества.

Уроки декоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художе­ственной культуры ребёнка. В этом плане мудрое высказыва­ние М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется бесцен­ной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каж­дый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услы­шано и даже маленькие творческие победы не останутся не­замеченными.

 

УЧЕБНИК — ДЕТИ — УЧИТЕЛЬ

В процессе приобщения к искусству важная роль отво­дится учебнику. Учебники по программе «Изобразительное искусство. 5—9 классы» входят в воспитательно-образователь­ное пространство школы, становятся важнейшим элементом целостного художественно-педагогического процесса.

Учебник по искусству в первую очередь предназначен для детей. Очень важно, чтобы он вызвал у детей живой интерес, стал для них любимой книгой, которую можно с удовольстви­ем рассматривать, читать, открывая для себя на её страницах новое, увлекательное.

Текст учебника написан в доступной, доверительной форме. Зрительный материал, сопровождающий его, даёт ши­рокий диапазон восприятия, формируя насмотренность, ви­зуальную культуру ученика.

Зрительный ряд (образный, контрастный, разноплано­вый, вариативный) включает в себя:

— фотографии произведений декоративно-прикладного и народного искусства (внешний облик и внутреннее про­странство традиционного народного жилища, древних архи­тектурных строений, парадных дворцовых интерьеров);

— фотографии фрагментов природы;

— репродукции произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

— методические (поясняющие) рисунки;

— детские работы как вариант выполнения практического творческого задания.

Каждая тема завершается творческими заданиями и во­просами, в которых реализуются полученные на уроках знания и умения детей.

Учебник по искусству должен стать для детей надёжным другом, собеседником, помощником, призванным сделать про­цесс приобщения к миру искусства более увлекательным, ра­достным, плодотворным.

У каждого ребёнка должен быть свой собственный учеб­ник по искусству, с которым он может общаться не только на уроке, но и дома, — у некоторых детей это единственный источник для получения художественно-познавательной ин­формации.

Для самого учителя изобразительного искусства учебник имеет стратегическое и тактическое значение. Он как бы очер­чивает траекторию системного, поэтапного освоения школь­никами программного материала по декоративно-прикладному искусству. Это накладывает определённую ответственность на учителя, который становится проводником системных зна­ний, что полностью исключает всякую неоправданную само­деятельность с его стороны в выборе тем уроков и видов де­ятельности.

Функции учебника по искусству.

1. Информационная функция. С помощью текста и изображения учебник сообщает информацию о социальной роли и формах существования декоративно-прикладного искус­ства, разнообразных художественных материалах и техниках, специфике образного строя и языка произведений традиционно­го и профессионального декоративно-прикладного искусства.

2. Систематизирующая функция. Учебник предла­гает путь системного освоения содержания программы с учё­том логики развития тем четвертей, когда каждая тема урока становится важным звеном в единой цепи познания. В этой связи совершенно недопустимо выведение отдельных тем из целостного учебного курса и замена их на другие.

3. Функция закрепления и контроля. По каждой теме учащимся предлагается система творческих заданий и вопросов, связанных с закреплением программного материа­ла, с формированием композиционно-декоративных навыков и умения осознанно использовать знание образного языка в процессе воплощения собственного замысла. Закрепление в памяти зрительных образов и формирование определённо­го уровня насмотренности требует от ребёнка постоянного, многократного возвращения к зрительному материалу.

4. Воспитательно-развивающая функция реализу­ется через внутреннюю духовную работу, связанную с воспита­нием и развитием у учащихся способности восприятия про­изведений декоративно-прикладного искусства в единстве формы и содержания, с развитием познавательных интере­сов, творческих способностей, с формированием эмоцио­нально-ценностного отношения к предметам материальной культуры, к своему народу-творцу, к Отечеству, к малой Родине.

5. Функция стимулирования самостоятельного декоративного детского творчества. Иллюстративный материал (произведения традиционного народного и профес­сионального декоративно-прикладного искусства), возмож­ность вариативного решения творческих заданий учащимся по каждой теме, развёрнутая практическая глава «Ты сам ма­стер», связанная с выполнением проектных заданий, напра ленных на преображение и украшение окружающей детей среды, помогают учащимся определиться в характере задания, в поиске самостоятельных образных решений, в выборе ма­териала и художественно-выразительных средств, т. е. наиболее эффективных способов решения творческих задач.

6. Самообразовательная функция реализуется через самостоятельную образовательную деятельность детей. Эта деятельность связана с освоением текстового и зрительного материала, с поиском ответов на поставленные в тексте учеб­ника вопросы, касающиеся единства формальной и содержа­тельной сторон рассматриваемых произведений декоративно-прикладного искусства, а также с поисковой деятельностью (сбор репродукций по конкретной теме, чтение дополнитель­ной литературы, посещение музеев, выставок ).

В работе с учебником на уроках изобразительного искус­ства существует особая специфика.

Используя учебник, учитель должен: 1) постоянно, на каж­дом занятии развивать способность восприятия образного строя произведений декоративно-прикладного искусства, спо­собствуя закреплению у учащихся умения видеть и понимать, что делает вещи, предметы быта именно художественными; 2) учить строить замысел и воплощать его, т. е. переводить замысел «во плоть», в зримую художественную форму, осоз­нанно пользуясь языком данного вида искусства. Одним сло­вом, добиваться результативного завершения работы.

Необходимо понимать разницу драматургических ходов в раскрытии тем учебника непосредственно на уроке и не допускать их дублирования.

Урок искусства — это особый тип урока, не уклады­вающийся ни в какие догматические схемы, имеющий под­вижную структуру, элементы которой строятся по законам искусства. Это живой творческий процесс взаимодействия педагога с детьми, в котором в полной мере реализуется ху­дожественно-педагогическое мастерство учителя и неповто­римая индивидуальность ученика.

Если учебник предлагает учащимся уже выстроенную дра­матургию раскрытия темы, то на уроке учителю приходится заново её создавать, выстраивать, развивая те основополага­ющие идеи, которые заложены в программе и учебнике, ис­пользуя необходимый арсенал эмоционально-образных средств воздействия (зрительный, поэтический, музыкальный мате­риал; фрагменты литературных произведений).

Драматургия урока призвана обеспечить целостность восприятия и создание благоприятных условий для полноценной художественно-декоративной деятельности (созда­ние эскизных проектов или работа в конкретном материале).

Каждый разворот учебника строится по принципу со­держательной целостности, имеет свою мини-драматургию. Это проявляется в соответствии текста и изображений, в це­лостном композиционно-пластическом решении разворотов, на которых зрительные образы несут развёрнутую наглядную информацию, помогают выстраивать в сознании школьников содержательные связи между отдельными изображениями, вы­свечивая наиболее актуальные проблемы. Так, например, в первой главе учебника «Древние корни народного искусства» в процессе восприятия иллюстративного материала становит­ся возможным затронуть следующие проблемы:

— разнообразие форм, материалов и декоративных эле­ментов в крестьянском прикладном искусстве;

— единство конструкции и декора в предметах крестьян­ского быта;

— связь образного строя крестьянских вещей с природой, мироощущением, мировоззрением народа;

— ограниченность числа образов, мотивов, тем и богатство их вариаций в традиционном декоре;

—  особенность пластических решений традиционного об­раза, мотива в разных видах крестьянского бытового искус­ства;

— общность и различие образного строя предметов кре­стьянского быта (деревянная посуда, прялки, костюмы и т. д.) на страницах учебника в сопоставлении с аналогичными пред­метами других регионов России;

— картина мироздания в образном строе крестьянских ве­щей;

— специфика образного языка народного прикладного ис­кусства;

— личность народного мастера-творца, создателя произ­ведений крестьянского искусства.

Готовясь к уроку, учитель должен заранее продумать си­стему вопросов и заданий по использованию иллюстратив­ного материала разворотов учебника (актуализируя главные проблемы), а также включённость учебника в структуру уро­ка: в какие моменты его использовать — до или после показа визуальных материалов, таблиц, репродукций (с помощью ИКТ), подлинных вещей, а возможно, одновременно с ними и в какой «дозировке».

В процессе восприятия очень важен момент любования, эстетического переживания, сопровождаемый живой эмоциональной реакцией учащихся на увиденное. По мере дальней­шего рассмотрения произведений декоративного искусства усиливается смысловой компонент восприятия, главными ста­новятся вопросы «как?» и «зачем?». Так, например, при вос­приятии женской фигуры в орнаменте русской вышивки и в глиняной народной игрушке (учебник, с. 15) метод сравни­тельного анализа помогает учащимся увидеть общность и раз­личие между изображениями. Общее — в пластике перетека­ния рук в изображения птиц, их взметённости вверх; в обобщённости, выразительной условности изображаемых фигур, их симметричности и декоративности; различие — в материалах, пластике формы, технике исполнения и, соот­ветственно, в специфике образного строя и языка рассматри­ваемых произведений.

Сравнивая одну фигуру с другой, младшие подростки смо­гут отметить в одном случае мягкую пластику глиняной фор­мы, а в другом — геометрическую жёсткость, графическую чёткость, более выраженную орнаментальность.

Соотнесение фрагмента вышивки на полотенце с таблицей (учебник, с. 14), на которой представлены знаки-символы (плодородия земли, воды), даёт ключ к расшифровке женско­го образа, помогает учащимся понять заключённый в нём смысл.

Зрительный материал учебника даёт возможность всма­триваться, переключать внимание с одного изображения на другое, держать в поле зрения одновременно всё разнообразие представленных визуальных образов на разворотах.

Учитель должен стремиться выстраивать содержание уро­ков по народному искусству (I—II четверти) с учётом специ­фики своего региона, области, края, перенося основной ак­цент на местное народное творчество (жилище, орнаменты вышивок, крестьянская утварь, костюм, традиционные народ­ные промыслы).

На учителей в разных регионах России ложится от­ветственная задача — научить ученика видеть ценность про­изведений местного традиционного народного искусства, видеть в нём черты общности и различия в сравнении с пред­ставленными на разворотах учебника образцами, формируя широту представлений о многообразии проявлений народного декоративного творчества, о богатстве и целостности народной культуры.

Для учителя всегда открыта возможность расширять, обо­гащать материал учебника, включать в процесс восприятия такие образы, которых в учебнике нет, но которые играют важную роль в формировании у учащихся познавательных компетенций.

Текст учебника предназначен в большей степени для самостоятельного чтения детьми дома, и желательно, чтобы в этом принимали участие заинтересованные родители. Учи­телю необходимо увлечь родителей, убедить их в исключи­тельной важности такого начинания, как совместное чтение книг по искусству, освоение вместе с ребёнком образного строя произведений искусства, совместная поисковая деятель­ность, связанная с собиранием, систематизацией содержатель­ного иллюстративного материала, оформлением его в альбо­мы, а также посещение музеев и выставок профессиональных художников и детского творчества.

Включённость родителей в совместную с детьми художе­ственно-познавательную, творческую поисковую деятельность будет способствовать совместным размышлениям-диалогам по поводу декоративно-прикладного искусства, плодотворному осуществлению творческих проектов, будет наполнять худо­жественную деятельность ребёнка социально-общественным смыслом. Для многих родителей такая совместная деятель­ность может стать своеобразной «школой просвещения».

В учебнике в конце каждой темы предложены творческие задания. Учитель должен иметь в виду, что их выполнение предполагает широкий ряд вариативных решений, в которых должна проявляться индивидуальность ученика. Это отвечает как специфике художественного творчества, так и ориентации на соблюдение принципа вариативного образования, отмечен­ного в Стандартах второго поколения.

Учебник даёт возможность выбора заданий в зависимости от их сложности и интереса детей.

Рабочая (творческая) тетрадь «Изобразитель­ное искусство. Твоя мастерская»

Вместе с учебником младший подросток получает в своё пользование рабочую (творческую) тетрадь «Изобразитель­ное искусство. Твоя мастерская», предназначенную для индивидуального выполнения практических учебно-творческих заданий. Творческая тетрадь может быть использована как для индивидуальной работы на уроке, так и для самостоятельной работы дома. Тетрадь содержит широкий спектр творческих заданий разного типа, которые помогут закрепить знания и умения учащихся по основным темам учебной программы.

В рабочую тетрадь входят различные задания: на поиск образного решения формы (с. 4—5, 26, 36—37, 38), на деко­ративное обобщение реальных форм и их декорирование (с. 8—9), на освоение приёмов традиционной росписи и ре­шение композиционных задач (с. 14—15, 16—17), на выявление ансамблевого и стилистического единства между предметами (с. 24—25, 32—33, 34—35), на построение изобразительно-де­коративной композиции (с. 31, 36—37). Есть также задания, сопряжённые с аналитическими действиями, задания на уз­навание по представленным фрагментам традиционных худо­жественных промыслов (с. 19), на развитие чувства стиля, где внимание акцентируется на поиске общих стилистических признаков в произведениях искусства, принадлежащих разным эпохам, художественным культурам (с. 28—29).

Ещё один тип заданий — работа по образцу с последую­щей его интерпретацией из бумаги в технике аппликации, конструирования (с. 10—11, 18).

В рабочую тетрадь включены также задания по закреп­лению и проверке программного материала — это игры-кросс­ворды, которые можно разгадывать на итоговом занятии в конце четверти, проводя соревнования в форме заниматель­ной игры на лучшую команду-знатока или предоставив детям возможность ответить на вопросы самостоятельно дома. Это будет своеобразной диагностикой уровня знаний по конкрет­ному разделу (с.12-13, 20-21, 27).

Рабочая тетрадь играет важную роль в процессе приобще­ния учащихся к искусству — она не только способствует за­креплению практических умений, но и помогает выявить по­знавательную компетентность ученика, степень проявленности его художественно-творческих способностей, вкуса, ответ­ственного отношения к работе.

Ученик выполняет задание в тетради только после соот­ветствующей установки учителя. Причём на уроке он может выполнить не всё задание целиком, а только его определённую часть в соответствии с поставленными задачами, сохраняя за собой возможность закончить его самостоятельно дома.

Контролируемый на уроке учителем процесс выполнения учебного задания обеспечивает соответствие практической работы учебным задачам урока и желаемое качество его ис­полнения.

Учителю следует найти разумный баланс между выпол­нением задания в рабочей тетради и на отдельных листах бумаги. Это необходимо для того, чтобы сохранялось ощуще­ние полноценного декоративного творчества, т. е. была воз­можность экспериментирования с формой, цветом, фактурой, материалом, различными техниками. Так, например, творче­ские задания на преобразования реальных форм в декора­тивно-обобщённые, на декорирование поля фигуры символи­ческим орнаментальным узором (с. 6—7) или на построение орнаментов с использованием символических знаков и об­разов (с. 8—9) целесообразно выполнять на уроке. Задание же, например, на украшение блюда в стиле хохломской и городецкой росписи (с. 14—15) лучше выполнить дома, а на уроке больше внимания уделить упражнениям на освоение основных элементов и приёмов традиционной росписи.

Выполнение практических заданий в тетради требует осо­бого зрительного обеспечения. С этой целью на поля тетради вынесены отдельные фрагменты резного декора, вышивок, элементы символических образов, традиционной росписи, со­временных декоративных композиций и т. д., которые явля­ются, прежде всего, зрительными опорами для учащихся. Ко­пировать их не следует, они лишь напоминание-повод для движения творческой фантазии индивидуальности ученика к намеченной цели.

Следует помнить, что результат выполнения заданий в рабочей тетради и в учебнике, приобретённые учеником познавательные компетенции, устойчивый инте­рес к декоративному творчеству во многом будут зависеть от уровня художественной культуры, профессионального мастерства, художественного вкуса учителя, а также умения включать детей в деятельностные процессы, связанные с восприятием, созданием выразительного декоративного образа, анализом и оценкой собственных работ и работ своих сверстников. От того, насколько успешно владеет учитель этим организа­ционно-педагогическим инструментарием, напрямую зависит результативное завершение работы, которая становится объектом обсуждения и оценивания с самых разных пози­ций эстетических, смысловых, образно-выразительных, творческих.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на ос­воение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражают индивидуальные, лич­ностные качества и потребности учащихся, нравственно-цен­ностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:

• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликуль­турному художественному наследию России, к художественным традициям;

• формирование ответственного отношения к учению, го­товности к самообразованию и саморазвитию на основе мо­тивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённо­сти в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);

• формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникаль­ного народного прикладного искусства, современных ху­дожественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включённости произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёхчастностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотвор­ных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);

• формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его культуре; воспитание спо­собности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;

• формирование коммуникативной компетентности в про­цессе художественно-познавательной и художественно-практи­ческой деятельности, умения применять в общении со сверст­никами и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать ат­мосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодей­ствия, преодолевая ситуации возможных напряжений и кон­фликтов;

• формирование эстетического сознания (эстетические по­требности, художественный вкус, эстетические чувства, эсте­тический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и художественно-твор­ческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи обуче­ния, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-приклад­ного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязан­ных последовательных действий: замысел — вариативный по­иск образа в эскизах — выбор материала, техники исполне­ния — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выра­зительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, ис­пользуя для этого книги, журналы, а также электронные ре­сурсы, учится самостоятельно работать с познавательной ин­формацией);

• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрос­лыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы по­ликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта на­родов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);

• умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель­ности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллек­тивных художественно-творческих работ);

• умение оценивать результат — вариативное художествен­ное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-прак­тической деятельности, выбор наиболее эффективных спосо­бов осуществления декоративной работы в материале);

• умение на основе сравнительного анализа делать итого­вые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женско­го праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художе­ственно-стилистическим признакам;

• умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!