Задачи для успешного выполнения упражнений



Nbsp; НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ТЕХНИКА с Владимиром Самсоновым

Профессор Радивой Худец



Москва, 2005


профессор Радивой Худец

Настольный теннис . Техника с Владимиром Самсоновым

Перевод: Олег Белозеров

Редактор: Александр Вухка

Технический редактор: Игорь Васькин

Корректор: Надежда Демурова

Фотографы: Filipak, Vladimir Petek

На обложке: Владимир Самсонов, №1 мирового рейтинга (01.01.2000)

Худец Р., Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым /пер. с
англ. Белозеров О.,- М.: ВистаСпорт, 2005. - 272 с: ил.
ISBN 5-9900521-1-1

В книге подробно, с иллюстрациями, схемами и кинограммами рассматриваются практически все
технические элементы современного настольного тенниса, начиная от видов хватки, основной стойки и
работы ног, заканчивая разновидностями сложных ударов. Представленные в книге материалы о мето-
дике тренировок интересны подробным описанием типичных ошибок и способов их устранения. От-
дельный раздел книги посвящен инвентарю и рекомендациям по его подбору. Книга была написана в
2000 году и стала бестселлером среди профессионалов и любителей настольного тенниса всего мира.

Издание предназначено для тренеров, профессионалов и любителей настольного тенниса, а также
для широкого круга людей, интересующихся настольным теннисом.

© Профессор Радивой Худец

© ООО "ВистаСпорт" (перевод и оформление)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без
письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-9900521-1-1

Подписано в печать 20.10.2005. Формат 60x84/1 б

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.п.л. 15. Тираж 5000 экз.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в типографии "БЭСТ Принт"
127473, г. Москва, ул.Краснопролетарская, д. 16


ОТ АВТОРА

Предисловие к русскому изданию

На протяжении практически всей жизни я работал тренером. В Югославии
моими учениками были Драгутин Шурбек (чемпион Европы 1969, чемпион
мира в паре 1979, в 1983 году на мировых и европейских состязаниях
выиграл 7 золотых, 7 серебряных и 22 бронзовые медали), Златко Чордаш
(бронзовый призер чемпионата мира в команде, призер чемпионата Европы,
дважды выходил в европейский Топ-12). Потом я работал тренером в Герма-
нии и в свое время очень много занимался техникой игры. Это была очень
важная для меня тема. Я хотел, чтобы люди получили представление о техни-
ке игры, о новых тенденциях в технике и тактике настольного тенниса, о но-
вых технологиях в производстве инвентаря... Например, когда я начинал про-
фессионально заниматься настольным теннисом, на основание наклеивали
только резину, не было губки. В начале пятидесятых годов XX века применя-
лась только губка без резины. И только в начале 60-х ракетка приобрела бо-
лее или менее современные очертания. Так что настольный теннис развивал-
ся практически на моих глазах. Вслед за изменением инвентаря менялась и
техника игры. Та техника, которой мы учили ведущих спортсменов в 60-х го-
дах, сейчас многим показалась бы просто смешной. И все это время я думал
о том, чтобы систематизировать накапливающиеся в этой области знания.

Я опубликовал ряд статей о настольном теннисе в различных журналах и в
итоге понял, что готов написать серьезное исследование на эту тему. Первая
моя книга о технике настольного тенниса появилась в 1982 году. В качестве
"подопытного" тогда выступал мой ученик Шурбек. Эта книга была актуальна
какое-то время, она много раз переиздавалась и была переведена на не-
сколько языков. Но за 20 лет, прошедшие с тех пор, в настольном теннисе
произошли кардинальные изменения и просто переиздавать эту книгу не бы-
ло смысла.

Таким образом, в 2000 году я понял, что пора писать новое исследование.
Мы договорились с тренером Владимира Самсонова Александром Петкеви-
чем, что будем работать вместе. Тем более, что с Володей мы знакомы очень
давно - когда только он начинал играть в Германии 15 лет назад, я помогал
ему с организационной стороны. Кроме того, с фирмой TIBHAR, где я рабо-
таю, у Самсонова подписан контракт. Так что мы с ним имеем не только дру-
жеские, но и деловые отношения. Володя согласился быть своеобразным
"манекеном" для новой книги. Не могу сказать, что я ничего не оставил от


_________________________________________________ От автора

предыдущего исследования, но процентов на 50 информацию пришлось об-
новить.

В этой книге я представляю исключительно свое мнение, свой подход. У
каждого тренера есть собственные маленькие секреты, но базовая основа -
едина. Например, когда Владимир Ефремов, который работает тренером в
Хорватии, попросил у меня разрешения на перевод книги на русский язык, я
согласился. Но по ходу перевода он много раз подходил ко мне и говорил,
что его личный опыт где-то не согласуется с написанным, что лучше было бы
сказать иначе... Я ему честно ответил, что не претендую на истину в последней
инстанции. Эта книга - мой опыт. И если кто-то считает иначе, то он может
написать свою книгу. Но если уж берешься за перевод, нельзя привносить в
него свое мнение.

Есть много книг, где на 150 страницах рассказывается все о настольном
теннисе: правила, физическая подготовка, методика и пр. - но мало таких,
где конкретные технические и тактические моменты разбираются подробно.
Пожалуй, только китайские авторы пишут развернутые исследования, но ки-
тайский мало кто знает, а переводов с китайского не так уж и много. А то, что
в основном пишут в Европе или Америке, я бы назвал поверхностным. Непо-
нятно, на кого рассчитана книга о настольном теннисе вообще: профессиона-
лам уже не интересно, а любителям еще не интересно.

Каждый тренер имеет свой подход, но есть некая база, которая должна
быть общей для всех, особенно если мы говорим об освоении азов настоль-
ного тенниса. Когда спортсмен полностью освоил базовую технику, игровые
приемы можно варьировать и подбирать в соответствии с особенностями
конкретного игрока. До этого не стоит увлекаться "самостоятельностью". В
своей книге я как раз и постарался передать основу, процесс обучения, поста-
рался выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и методы их устране-
ния. Но еще раз скажу - это мой подход, и каждый тренер может с ним согла-
шаться или нет. Впрочем, когда я сам много занимался именно тренерской
работой, то любая информация была мне интересна. Даже когда я был не со-
гласен с подходом, я задумывался - почему, выдвигал свои аргументы и кон-
траргументы.

Я бы хотел, чтобы моя книга стала основой для раздумий. Пусть тренер ре-
шит, что я не прав, но решит это со всей ответственностью.

Радивой Худец
С .- Петербург , 2004

настольный ТЕННИС


Владимир Самсонов родился в 1976 году. Входит в состав национальной сборной Бе-
ларуси, возглавлял мировой рейтинг 01.01.1998, 01.01.1999 и 01.01.2000 года, много-
кратный чемпион Европы в одиночном, парном и смешанном разряде, многократный по-
бедитель ТОП-1 2 Европы, победитель Кубка мира, чемпион Гранд-финала Про-тур, побе-
дитель многих международных турниров. Спортсмен, обладающий великолепной техни-
кой и предпочитающий только честную игру. Любимец публики во всех уголках земного
шара, где знают настольный теннис.

Играет в атакующем стиле с обеих сторон. Использует накладки TIBHAR Rapid и
основание TIBHAR Samsonov alpha (на момент написания книги - прим . ред .).

Костадин Ленгеров, родился в 1977 году. Играет за национальную сборную Австрии.
Побеждал на чемпионатах Европы среди кадетов и юниоров, обладатель Кубка Европы и
чемпион Бундеслиги в составе команды "Оксенхаузен"

Очень сильный спортсмен, предпочитающий атаку справа и силовую игру. Использует на-
кладки TIBHAR Speedy spin и основание TIBHAR IV S (на момент написания книги - прим . ред .).

Съемка кинограмм, иллюстрирующих технические элементы настольного тенниса, про-
водилась в "Олимпийском центре подготовки по настольному теннису" (Германия, Гейдель-
берг). Технику демонстрировали многократный чемпион Европы Владимир Самсонов из
Беларуси и его партнер Костадин Ленгеров, играющий за национальную сборную Австрии.
В большинстве случаев в книге используются фотографии Владимира Самсонова; если ис-
пользуются фотографии Костадина Ленгерова, это специально обозначается.



 


I . ОСН 0 ВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ

I .1. Введение

Игрок, который набрал больше очков в партии и, соответственно, выиграл
больше партий в матче, считается победителем. Поэтому главное, чему учат
теннисистов - это выигрывать очки. Каким образом они будут выиграны: в
результате атакующих или защитных действий, или из-за ошибки соперника
при розыгрыше мяча - не важно. Значение имеет только то, что очко выигра-
но. Эта цель должна присутствовать на всех стадиях обучения и совершенст-
вования спортивного мастерства.

Настольный теннис относится к числу технически сложных комплексных
видов спорта. Настольный теннис включает как техническую, так и физичес-
кую и психологическую подготовку спортсменов. Приемы, используемые в
настольном теннисе, крайне разнообразны; выбор конкретного варианта вы-
полнения удара зависит от множества факторов, начиная от свойств инвента-
ря и заканчивая особенностями предыдущего удара соперника. Удар, ожида-
ние, анализ ситуации, принятие решения и новый удар - это те этапы, кото-
рые постоянно повторяются во время игры у стола.

Внешний вид игры, равно как и непосредственные действия спортсмена
зависят от разных факторов, в том числе от размера игровой площадки, ско-
рости полета мяча, скорости удара и времени, необходимого для принятия
решения и ответной реакции. Так во время мощных завершающих ударов
мяч достигает скорости 140 км/ч, тогда как при защите подрезкой скорость
мяча едва ли выше 25 км/ч. Скорость движения кисти игровой руки при за-
вершающем ударе может доходить до 60-70 км/ч. Вращение мяча может
доходить до 170-ти оборотов в секунду, то есть больше чем 10 000 оборотов
в минуту. Время контакта мяча и ракетки во время удара приблизительно рав-
но 1 /1000 секунды. Другими словами, расстояние, которое успевает пройти
ракетка в момент касания с мячом, лежит в диапазоне от 0,2 до 1 см. На-
стольный теннис состоит из сложных и не всегда однозначных последователь-
ностей движений (открытых кинематических цепей), поэтому лишь в 40% слу-
чаев можно применять заранее отработанные схемы двигательной активности.
Для сравнения, в гребле автоматически выполняется до 95% движений.

Успех в настольном теннисе базируется на "правильном ударе, выполнен-
ном в нужный момент". Это означает, что когда спортсмен принял решение
выполнить конкретный удар, он должен начать и закончить игровое движе-
ние в строго определенное время, связанное с особенностями полета мяча

7


Глава I . Основные принципы игры

(т.н. синхронизация удара). Преимущества в игре достигает тот спортсмен,
который может быстрее и лучше приспосабливаться к постоянно меняющим-
ся условиям внешней среды.

Техника настольного тенниса касается самых разных аспектов. В самом об-
щем виде можно выделить технику удара и технику работы ног, которые тесно
между собой связаны. Когда мы говорим о технике настольного тенниса в более
узком значении, мы имеем ввиду способ выполнения какого-то удара, тогда как
работа ног отходит на второй план и выступает в качестве вспомогательного
средства, позволяющего занять оптимальную позицию при выходе на мяч.

Все удары в настольном теннисе зависят от характеристик приходящего от
соперника мяча (за исключением подачи), то есть от его скорости, вращения,
траектории полета и точки отскока от стола. Соответственно, техника выпол-
нения удара является базой, лежащей в основе всех действий спортсмена.
Техника и тактика в настольном теннисе также тесно взаимосвязаны: техника
определяет тактику, а тактика, в свою очередь, влияет на дальнейшее разви-
тие технических приемов.

Настольный теннис относится к группе видов спорта, которые активизиру-
ют сердечно-сосудистую систему. При этом нагрузка, ложащаяся на игрока во
время соревнований, действительно велика. По данным исследований япон-
ских ученых, при игре в настольный теннис расходуется больше энергии,
чем, например, при игре в баскетбол. Поэтому одним из важнейших крите-
риев в настольном теннисе является физическая выносливость спортсмена.
Во время длительной нагрузки в организме человека действуют в основном
аэробные (то есть, связанные с потреблением кислорода) обменные процес-
сы, тогда как роль анаэробных процессов (важных при кратковременной
"взрывной" нагрузке) незначительна, поэтому для теннисистов очень важным
является показатель максимального потребления кислорода, т.е. максималь-
но возможного количества кислорода, усваиваемого за определенное время
организмом.

Нагрузки, которым подвергается игрок в настольный теннис, существенно
зависят от следующих факторов: проводится ли встреча между близкими по
силам соперниками или разница в классе велика; играют начинающие тен-
нисисты или профессионалы; играют ли между собой спортсмены атакующе-
го стиля, атакующий игрок с защитником или два защитника. Кроме того,
спортсмен может приспособить свой стиль игры к своим физическим воз-
можностям, что делает настольный теннис спортом, которым можно зани-
маться всю жизнь.

Однако, профессиональный настольный теннис связан с существенными
физическими нагрузками. При игре из пяти партий каждый спортсмен вы-

8                                                        настольный ТЕННИС


I.1. Введение

полняет в среднем от 300 до 1300 ударов, и каждый удар состоит не только
из движения игровой руки, но и плеч, корпуса и ног. При каждом ударе тен-
нисист преодолевает расстояние от 0,5 до 1,5 м. Это означает, что только за
одну партию спортсмен бегом и прыжками покрывает расстояние от 150 до
2000 м. Теперь умножим эти цифры на число партий в матче и учтем, что в
день спортсмен может сыграть отнюдь не один матч, а максимум 5 (из 7 пар-
тий) или даже 8 (из 5 партий) - и картина станет предельно ясна.

Чтобы выполнить успешный удар, теннисист должен быть предельно со-
бран и хорошо скоординирован. К сожалению, на фоне нагрузки и физичес-
кой усталости оба эти показателя начинают "хромать". И чем хуже общая фи-
зическая подготовка спортсмена, тем быстрее он начнет терять концентрацию
внимания и координацию, что, в свою очередь, вызовет технические ошиб-
ки при выполнении ударов.

Одна из составляющих успеха в настольном теннисе - умение видеть
и/или предугадывать действия соперника. Из-за крайне высоких скоростей
полета мяча, ограниченности игрового пространства и совсем незначитель-
ного времени, отведенного на реакцию после отскока мяча от стола, каждый
спортсмен должен стараться рассчитать свои будущие действия заранее,
ориентируясь не только на мяч, а на то, как соперник произвел удар, как он
готовился к удару, в каком положении находится его тело, как расположена
ракетка и каков был замах. Принятие правильного решения зависит, во-пер-
вых, от умения спортсмена правильно оценивать ситуацию (поведение со-
перника и полет мяча), а во-вторых, от опыта игрока, позволяющего ему пре-
дугадывать возможные действия соперника в ответ на определенные удары.

По манере игры теннисистов можно разделить на три основные катего-
рии: спортсмены атакующего стиля, предпочитающие быструю игру у стола
(с расстояния 1-2 м) и не использующие сильных вращений; атакующие
спортсмены, предпочитающие нападение из средней зоны (2-3 м от стола)
и использующие сильное вращение; и спортсмены, играющие из дальней зо-
ны (3-5 м от стола) и использующие сильное нижнее вращение (защитники).
Впрочем, четкой границы между этими категориями нет. Техника профессио-
нальных теннисистов существенно зависит от их индивидуальных возможно-
стей и подстраивается под их психофизиологические характеристики, поэто-
му классифицировать элитного спортсмена как "только атакующего из ближ-
ней зоны" или "только защитника" - практически невозможно. Более того,
действительно профессиональные спортсмены должны с честью справляться
даже с такими ситуациями, когда им приходится играть иначе, чем им свой-
ственно.

Теннисист, играющий из ближней зоны (1-2 м), должен профессионально
владеть следующими техническими приемами: активный и пассивный блок,

9


Глава 1. Основные принципы игры

скидка, сильный удар без вращения, а также уметь наносить неожиданные
удары. Поскольку время на реакцию при приеме предельно мало и мяч отби-
вается непосредственно у стола, игроки этой категории при ударе обычно
применяют короткие быстрые движения практически без замаха. Поскольку
нет ни времени, ни места на выполнение полноценного удара, техника вы-
полнения таких "укороченных" ударов существенно отличается от техники
аналогичных ударов атакующих спортсменов, играющих из средней зоны,
или защитников. Вращение, если его вообще используют игроки обсуждае-
мого типа, применяется только для начала атаки. И то, это не полноценный
топ-спин, а более короткий и быстрый удар почти со стола.

Теннисисты атакующего стиля, играющие из средней зоны (2-3 м), чаще
всего применяют удары с сильным верхним или комбинированным (верхне-
боковым) вращением. Завершающий удар такие спортсмены обычно стре-
мятся провести либо очень сильно, но без вращения, либо вкладывают всю
свою энергию во вращение мяча. Впрочем, встречается и комбинация быст-
рого удара с сильным вращением, или так называемый "хит-спин". Атакую-
щие спортсмены, играющие с вращением, при выполнении удара обычно
делают широкий замах и бьют с большой амплитудой. Такая техника связана
с тем, что мяч принимается на некотором удалении от стола и, в отличие от
игроков обсуждавшегося ранее типа, у них есть время и место на выполнение
движения. И вращение применяется не только для начала атаки, но и вооб-
ще является одной из постоянных составляющих удара во время розыгрыша.
Смысл широкого замаха заключается в том, чтобы набрать необходимую для
сильного вращения энергию.

Важной составляющей в технике спортсменов этого типа является умение
передвигаться у стола, поскольку им приходится преодолевать гораздо боль-
шие расстояния, чем теннисистам, принимающим мяч блоком из ближней
зоны.

Защитники, играющие из дальней зоны (3-5 м), используют длинные
плавные удары, и их основная цель - погасить энергию атаки соперника. При
этом расстояния, преодолеваемые защитниками у стола, гораздо больше,
чем у любых атакующих спортсменов. Атакующий игрок должен просто вый-
ти на позицию, оптимальную для выполнения мощного удара, быстрого
и/или с сильным вращением. Цель защитника - затормозить атаку оппонен-
та. Хорошо известно, что на подготовку высококлассного защитника, играю-
щего в основном ударами с нижним вращением, требуется гораздо больше
времени, чем на подготовку игрока атакующего стиля. Объяснение, возмож-
но, заключается в том, что классические защитники подстраиваются под
стиль соперника и не пытаются любой ценой диктовать свой рисунок игры.
Поэтому нужно иметь огромный опыт, чтобы достичь успеха в такой игре, ког-


10


настольный ТЕННИС


I ,2. Техника игры

да соперник имеет полную свободу действий. Поскольку защитник не может
активно воздействовать на игру, он должен уметь максимально выгодно ис-
пользовать технические приемы соперника, и чем раньше он начнет учиться
этому, тем больше у него шансов на победу в будущем.

Очевидно, что стиль игры, который изберет для себя спортсмен, непо-
средственно зависит от его психических и физических возможностей. Более
того, базовая техника настольного тенниса одинакова для всех стилей игры, и
лишь когда спортсмен вырастает до определенного уровня, есть смысл ори-
ентироваться на его индивидуальные особенности.

I.2. Техника игры_____________________________

Под техникой подразумевают определенную манеру выполнения движе-
ния, цель которого - решить определенную двигательную задачу оптималь-
ным способом. В настольном теннисе технику можно определить как форму
движения, где понятие "форма" включает в себя не только внешний вид, но и
структуру и временную организацию. Техника включает различные элементы,
такие как:

- основная стойка и исходное положение

- работа ног

- движение корпуса

- движение верхнего плечевого пояса

- движение плеча, предплечья, кисти и пальцев руки

- траектория движения ракетки и ее положение

Есть много элементов, которые играют важную роль в выполнении удара,
такие, как скорость и направление движения, точка удара в соответствии с
траекторией полета мяча и расстоянием от стола, угол ракетки в момент уда-
ра и единство всех движений игрока, направленных на выполнение удара.

Очень важно подчеркнуть существенную разницу между понятиями "фор-
ма движения" и "техника". Техника не обозначает форму движения, которая
происходит на практике как фаза процесса развития. Техника настольного
тенниса - это специально разработанная форма движения, которая обеспе-
чивает наилучший результат. Это значит, что любую технику можно назвать
формой движения, но не любая форма движения может считаться техникой!

Когда мы говорим о наилучшем результате в технике, слова "наилучший ре-
зультат" надо понимать как относительную, а не абсолютную истину. То, что се-

11


Глава I . Основные принципы игры

годня, на данной ступени развития, является совершенным, завтра вполне мо-
жет устареть. Учитывая это, техника должна рассматриваться как самый эффек-
тивный способ выполнения движения на определенном уровне ее развития. Та-
кое определение может быть принято, если рассматривать развитие техники на-
стольного тенниса в отношении к развитию материалов, используемых для иг-
ры. Развитие материалов имеет огромное значение для изменения техники иг-
ры, так как сами материалы сделали возможным использование новых, более
эффективных способов выполнения движения и удара. Для каждого этапа раз-
вития инвентаря была оптимальна своя техника игры, но многое, что раньше
считалось правильным, сегодня устарело. И можно привести многочисленные
примеры, доказывающие это. Но это не значит, что развитие техники закончи-
лось, и что в последующем периоде развития настольного тенниса сегодняшняя
техника не устареет, как это произошло с техникой, существовавшей ранее.

Отношение между техникой и физическими способностями игрока мож-
но сравнить с отношением между формой и содержанием движения, где
техника будет соответствовать форме, а физические способности - содержа-
нию движения. Если принять такое соотношение, то можно объяснить, поче-
му на определенных этапах спортивного развития человека возникает проти-
воречие между техникой и физическими способностями. Каждый уровень
развития техники зависит от уровня развития специфических физических
возможностей. Формы движения изменяются с их развитием.

Этот процесс носит постоянный характер, если игрок "растет" в спортив-
ном плане. Когда прекращается взаимодействие физического развития и
тренировки техники движений, спортивный "рост" прекращается.

Из-за такой взаимосвязи техники и уровня возможностей организма на-
чинающие спортсмены не могут перенять технику профессиональных игро-
ков, поскольку новичкам не хватает необходимой физической формы. Тех-
ника начинающего - элементарная, базовая, она основана на биомеханике и
соответствует его возможностям, его уровню развития.

Дополнительная проблема возникает в процессе обучения детей начальной
технике, она связана с ростом ребенка. Отношение роста ребенка к точке удара и
к высоте стола меняется очень быстро, что вызывает замедление и сбой в его обу-
чении. Быстрый рост костей по сравнению с ростом мышц также создает большие
трудности. Тем не менее, это естественные препятствия в развитии игрока, и их
приходится учитывать. Можно попытаться преодолеть их как можно быстрее, но
избежать их полностью невозможно.

Игрок постоянно развивает свою технику игры, и этот процесс совершен-
ствования делится на этапы, которые связаны с развитием его физических
возможностей.


12


настольный ТЕННИС


I.3. Направления в развитии техники игры

Сама техника игры также развивается постоянно, что в свою очередь свя-
зано с постоянным усовершенствованием материалов, используемых для иг-
ры. Однако, несмотря на изменения, происходящие с течением времени в
настольном теннисе, каждый спортсмен должен овладеть элементарной ба-
зовой техникой, которая является основой для совершенствования. Базовая
техника служит фундаментом дальнейшего развития и необходима для отта-
чивания игроком своей индивидуальной техники до самого высокого уровня.
Таким образом, описывая технику определенных ударов, можно начать с ба-
зовой техники и на ее основе изучать отдельные технические элементы, на-
метив дальнейшее потенциальное направление развития.

Вопрос развития техники игры, т.е. того, как будут играть в настольный
теннис в будущем, это не академический вопрос, затрагивающий работу тре-
нера или тренировку игрока. Ответ на этот вопрос имеет большое практичес-
кое значение, поскольку позволит использовать правильную технику в обуче-
нии основам настольного тенниса начинающих игроков и наметить именно
те направления, в которых настольный теннис будет развиваться в дальней-
шем. Так что ответ на вопрос, будет ли превалировать в игре хватка пером
или европейская хватка, будет ли более актуальна та или иная концепция иг-
ры, имеет прямое практическое значение для тренера, который работает с
новичками. Мы же можем ответить на эти вопросы предположением, что обе
хватки будут существовать параллельно, и что все современные концепции
игры имеют право на существование в будущем.

I.3 Направления в развитии техники игры_______

За последние пятьдесят лет настольный теннис претерпел огромные изме-
нения. Прежние игроки, которые в силу каких-либо обстоятельств не могли
наблюдать игру за последние тридцать-сорок лет, возможно, спросили бы
себя, та ли это игра, в которую они играли. Дело в том, что не только сущест-
венно улучшились методы тренировки, расширились границы профессиона-
лизма, но и, помимо всего этого, усовершенствование игровых материалов
также изменило настольный теннис. Покрытие ракетки - резина с губчатым
слоем - постоянно улучшалось, что способствовало быстроте игры и удобст-
ву держания ракетки (хватки). В начале восьмидесятых была введена техни-
ка переклеивания, и это также способствовало увеличению скорости и усиле-
нию вращения мяча при ударе.

Большие изменения в настольном теннисе произошли из-за усовершенст-
вования игровых материалов, что повлияло на развитие техники и тактики иг-
ры. Вначале для игры использовалось гладкое дерево, т.е. на ракетках не бы-
ло покрытия. Затем появились покрытия, изготовленные из пробки или других
подобных материалов. На этой стадии настольный теннис был в зачаточном
состоянии. Это было "детством" настольного тенниса, он был скорее салонной

13


Глава I . Основные принципы игры

игрой, чем спортом. Конечно, с такими ракетками нельзя было проводить
различные удары и вести динамичную игру. В 1903 году Ч. Гуд впервые поло-
жил на ракетку слой пористого каучука. В первой половине двадцатых годов
использование пористого каучука было так широко распространено, что все
другие виды ракеток полностью вышли из употребления. Стало возможным
сообщать мячу вращение различными способами. Использование ракеток с
таким покрытием помогло лучше контролировать мяч, и сама игра в настоль-
ный теннис изменилась. Этот период длился до начала 1950-х, когда появи-
лось губчатое покрытие. В Европе оно впервые использовалось в Австрии
Фритчем в 1951 году, однако, это был скорее частный случай, не имевший
широкого резонанса. Тем не менее, в 1952 году ракеткой с губчатым покрыти-
ем на Чемпионате мира в Бомбее играл Сато, ставший чемпионом. Японцы
тогда выступили впервые и благодаря своей стремительной атакующей такти-
ке завоевали множество медалей, среди которых была и золотая медаль в ин-
дивидуальных соревнованиях. С этого момента ракетки с губчатой резиной
распространились по всей Европе, а Европа стала всемирным центром на-
стольного тенниса. Однако новая ракетка не сделала настольный теннис более
привлекательным. Удар мяча о толстый слой губчатой резины придавал ему
большую скорость, и отразить такой удар было почти невозможно. Таким об-
разом игра практически сводилась к подрезкам и завершающему удару. Глав-
ным в состязании была сила, а игровая техника отошла на второй план, что
привело к падению популярности настольного тенниса. В 1959 году использо-
вание ракеток с губчатой резиной было запрещено, однако губка использова-
лась как основа для пупырчатой резины, и в результате игра стала более быс-
трой, и стало возможным придавать мячу больше разнообразных вращений.
Это стало началом новой эры настольного тенниса, так как новые материалы,
используемые в игре, привели к появлению абсолютно новой техники - тех-
ники быстрой игры с неизвестными ранее атакующими вращательными уда-
рами. Комбинация губки и резины полностью изменила манеру игры и кон-
цепцию настольного тенниса. Конечно, это повлияло и на развитие техники
удара. Игровые материалы продолжают усовершенствоваться и сегодня, и это
определяет направление развития техники ударов и самой игры.

Направления в развитии настольного тенниса сегодня :
-
Тактика игры

Односторонняя форхэнд атака ( здесь и далее мы будем употреблять термин
" форхэнд ", имея ввиду удар справа для спортсмена - правши , и зеркальный
удар для спортсмена - левши -
прим. ред.) исчезает, в то время как двусторон-
няя атака используется все чаще и чаще. Среди общего числа ударов растет
процентная доля бэкхэндов { здесь и далее мы будем употреблять термин
бэкхэнд ", имея ввиду удар слева для спортсмена - правши , и зеркальный удар


14


настольный ТЕННИС


I .3. Направления в развитии техники игры

для спортсмена - левши - прим. ред.), и сейчас их соотношение с форхэндами
достигло 35 к 60 (по сравнению с 80 к 20 в конце 1980-х).

Тактика игры в виде пассивной обороны исчезает. Обороняющиеся игро-
ки стараются заработать очки, используя любую возможность для атаки. По-
крытия ракеток, пригодные только для оборонительной игры, постепенно ис-
чезают, все больше используются материалы, которые не только помогают
привести противника в замешательство, но и позволяют вести активную и ди-
намичную игру.

- Хватка ракетки

В Европе используется только горизонтальная хватка ракетки - (б букваль-
ном переводе английское shake - hand grip означает " хватка - рукопожатие " -
прим . пер .),
хватка пером там практически не встречается. Напротив того, в
Азии и на Дальнем Востоке хватка пером используется наравне с европей-
ской, хотя последняя применяется там все чаще и чаще. Если же хватка пером
встречается в не азиатских странах, то как правило среди выходцев из Азии.
На уровне лучших теннисистов мира хватка пером до сих пор не потеряла
свою актуальность (например, пером играют олимпийский чемпион 1996
года и чемпион мира 1999 года Лю Гуолян, Ким Таек Су, Ма Линь и другие).

-Техника ударов

Благодаря усовершенствованию игровых материалов, все большее рас-
пространение получает атака короткими движениями, сообщающими мячу
большую скорость и вращение. С появлением техники быстрого переклеива-
ния возник новый тип ударов. Это короткие кистевые удары со стола, выпол-
няемые в основном за счет движения в запястье. При игре "непереклеенным"
инвентарем такие удары были бы крайне неэффективны.

- Подача

Форхэнд подача используется в среднем чаще чем бэкхэнд, но последняя
также встречается в арсенале большинства игроков. Применяются все виды
маскировки вращений и выполняются подачи с высоким подбросом. Как
правило, используют подачи "средней длины" (т.е. второй отскок мяча проис-
ходит на базовой линии). "Длинная" и "короткая" подачи используются чаще
всего, чтобы внести элемент неожиданности.

- Переклеивание

Подавляющее большинство атакующих игроков среднего и высокого
уровня используют быстрое переклеивание, которое существенно повышает
возможность придания мячу более сильного вращения и позволяет увели-
чить скорость удара.

15


Глава 1. Основные принципы игры

1.4 Структура движения при ударе

По определению, удар приводит к изменению положения тела или изменению
центра тяжести тела относительно наблюдателя или системы координат. Функци-
ональность скелета человека и его мускулатуры делает возможным совершать ши-
рокий диапазон движений. К сожалению, биомеханический анализ движения в
настольном теннисе только начинает проводиться, а он весьма важен.

Скелет поддерживает все тело, а конечности совершают движение благодаря
суставам. Строение тела обуславливает двигательную механику и, особенно, сило-
вые и скоростные возможности. Сила мышц управляет движением суставов и оп-
ределяет уровень двигательных возможностей. Нервная система управляет дви-
жениями. Чтобы совершать движения последовательно и экономно, необходимо
следовать биомеханическим законам.

Удар в настольном теннисе представляет собой кинематическую цепь, в кото-
рой первоначальный импульс передается от мышц ноги к туловищу, затем к плечу,
предплечью, локтю и, наконец, запястью, т.е. от частей тела с большей массой к ча-
стям тела с меньшей массой. Такая кинематическая цепь в целом облегчает осуще-
ствление точного удара с максимальной силой, но такой удар требует достаточно
пространства и времени. Чем меньше будет пространства и времени в распоряже-
нии игрока, тем короче будет кинематическая цепь. Когда быстрый удар осуществ-
ляется очень близко к столу, основной импульс идет только от локтя к запястью.
Чем больше пространства и времени, тем больше звеньев в цепи.

В настольном теннисе существует три основных направления движения ракет-
ки: при прямой атаке основное направление движения - вперед; при атаке с вра-
щением основное направление - вверх и вперед; при резаном оборонительном
ударе основное направление - вниз и вперед.

В настольном теннисе ударное движение состоит из трех фаз:

- замах;

- ускорение и удар;

- завершение игрового движения и возврат в исходное положение.

Замах - это часть движения, в котором ракетка отводится от исходной позиции
назад до того момента, когда она начинает двигаться вперед, по направлению к
мячу (т.е. к точке удара). Ударное движение начинается от точки, где ракетка на-
чинает двигаться вперед, до точки касания с мячом. Конец движения и возврат на
исходную позицию осуществляется рукой по инерции. При этом она сначала дви-
жется в том же направлении, что и удар, затем назад к исходной позиции.

В литературе по настольному теннису некоторые авторы полагают, что заверше-
ние движения и возврат на исходную позицию - это две различные фазы движе-
ния, и, соответственно, рассматривают четыре фазы удара.


16


настольный ТЕННИС


I .4. Структура движения при ударе



1) Фаза замаха.

2) Фаза удара и точка удара (место, где находится ра-
кетка).

3) Фаза завершения удара.

4) Фаза возврата ракетки на исходную позицию.


Согласно функциональному анализу (Goehner, 1979 г.), ударное движе-
ние в настольном теннисе состоит из нескольких вспомогательных и одной
главной фазы. Главная функциональная фаза представляет собой удар ракет-
ки по мячу (точка касания). В этот момент определяется, с какой скоростью,
вращением и траекторией полетит мяч. Другие фазы вспомогательные: они
позволяют как можно лучше ударить по мячу и как можно быстрее вернуть
руку с ракеткой в исходное положение и приготовиться к новому удару.
Ошибка в главной фазе определенно ведет к другим ошибкам и влияет на
счет, с которым закончился сет, в то время как погрешности во вспомогатель-
ных фазах необязательно ведет к таким последствиям.

Базовая техника удара в настольном теннисе включает три фазы ударного
движения и основное положение тела, из которого совершается удар. Здесь
рассматривается также и точка столкновения (т.е. точка, в которой ракетка
должна ударить по мячу в соответствии с траекторией мяча).

При анализе игрового движения следует учитывать:

- общее направление движения и описание всех его деталей;

- взаимодействующие связи и структуры (т.е. общий знаменатель разно-
образных движений);

- анализ целей и задач;

- поиск оптимального выполнения движения.

Процесс каждого удара в настольном теннисе условно можно разделить
на две основные фазы.

Во время первой фазы ракетка приближается к мячу. Происходит преодо-
ление реактивных сил, и относительная скорость мяча уменьшается, пока не
достигнет нуля.

На второй фазе происходит соударение мяча и ракетки и постепенное уве-
личение расстояния между ними. Третья фаза, то есть фаза завершение дви-

17


Глава I . Основные принципы игры



1) Ракетка. 2) Мяч. 3) Наибольшая скорость ракетки.
4) Фаза ускорения. 5) Фаза замедления.

При этом возможны варианты:

а) Мяч ударяется о ракетку до того, как скорость движе-
ния ракетки станет наибольшей.

б) Фаза ускоряющего движения слишком короткая.

в) Фаза ускоряющего движения достаточная. Удар
приходится на момент наибольшего ускорения.

г) Мяч ударяется в момент замедления движения ракет-
ки.


жения, практически не имеет значения для осуществления удара, хотя техни-
ка и на этом этапе имеет свои правила.

При исполнении сильных ударов на практике различают три основные ки-
нематические модели движения руки с ракеткой в зависимости от скорости
движения на первых двух фазах, в которых присутствуют:

1) Медленное движение руки продолжается почти до момента удара, то
есть почти до точки столкновения мяча и ракетки. И тут происходит "взрыв-
ное" ускорение, и в момент удара достигается максимальная скорость. Фаза
"взрывного" ускорения была проанализирована на примерах игры профес-
сиональных теннисистов, и было выяснено, что скорость движения руки в
этот момент повышается в 100-120 раз.

2) Равномерное движение с большой скоростью без дополнительного ус-
корения, начиная с подготовительной стадии (замаха), и до момента касания
ракетки и мяча.

3) Большая скорость на подготовительной стадии движения, которая
уменьшается в момент касания ракетки и мяча.

Наблюдения над игроками доказали, что на практике существуют все три
типа кинематической модели движения руки с ракеткой, но лишь первый яв-
ляется предпочтительным, то есть, гарантирует сильный и контролируемый
завершающий удар, и/или какой-либо другой. Используя эту модель, игрок
сначала проводит медленную фазу движения для того, чтобы ударить ракет-
кой по мячу. Он корректирует траекторию и угол движения ракетки, и может
сделать это тем точнее, чем ниже скорость движения руки с ракеткой в тот мо-
мент. Затем происходит взрывное ускорение, но только после того, как все
элементы движения выполнены правильно. Взрывное ускорение гарантирует
вращение или/и скорость полета мяча. Только два этих элемента дают необ-
ходимый контроль и силу удара.


18


настольный ТЕННИС


I.5. Точка касания

Во второй модели, которая также применяется на практике, игровое
движение достаточно быстрое с самого начала. Действуя таким образом,
спортсмен может выполнить мощный удар, однако этот удар будет плохо
контролируемым из-за отсутствия первой - медленной - фазы движения.
Ведь именно во время этой фазы происходит корректировка игрового дви-
жения и спортсмен нацеливается на мяч. В третьей модели в момент удара
скорость слишком медленная, и ее не хватает, чтобы сделать удар быстрым
и сильным.

Чем выше скорость движения или/и ускорение в момент касания ракетки
и мяча, тем легче будет завершить удар и вернуться в исходное положение и
приготовиться к следующему удару. Невозможно вернуть ракетку на исход-
ную позицию при большой стартовой скорости, используя направления впе-
ред-назад, как маятник. Чтобы остановить ракетку и изменить направление в
противоположную сторону, игроку необходимо обладать большой силой и
временем, которого у него нет. Следовательно, ракетка должна возвращаться
на исходную позицию по кривой. Эта кривая направлена вниз при атакую-
щих ударах, а при защитных, из-за меньшей скорости движения, она мень-
ше выражена и должна быть направлена вверх.

I.5 Точка касания_____________________________

Полный набор технических приемов настольного тенниса состоит из серий
различных движений, зависящих от типа совершаемого удара и от положе-
ния тела при его исполнении. Все упомянутые действия должны обеспечить
оптимальный контакт ракетки и мяча в точке удара. Успех удара полностью
зависит от взаимодействия мяча и ракетки. Все, что делает игрок до этого
взаимодействия, только подготовка к хорошему удару, а все, что происходит
после, уже не влияет на этот удар, это подготовка к следующему.

Чтобы обеспечить хороший контакт с мячом, игроку надо бить по мячу
под определенным углом и в определенный момент траектории мяча и
ракетки.

В игре не существует абсолютных истин, все зависит от конкретной ситуа-
ции, от тактических задач игрока. В зависимости от них игрок может исполь-
зовать разные точки траектории мяча и разные углы движения ракетки. Ракет-
ка должна бить по мячу только в тот момент, когда можно обеспечить наи-
больший результат как сумму всех компонентов скорости удара.

Точка контакта ракетки и мяча должна соответствовать максимальному ус-
корению ракетки во время движения. Если удар случится до или после мак-
симального ускорения ракетки, это будет одинаково неэффективно.

19


Глава I . Основные принципы игры

1.6. Биомеханическая основа игры и анатомические
характеристики__________________________________

Для того, чтобы выполнить движение правильно и рационально, оно долж-
но производиться согласно основным биомеханическим законам. Строение и
функции скелета и мышц делают возможными большое количество движе-
ний, скелет также определяет и позу тела. Движения выполняются с использо-
ванием рычагов по осям вращения (суставы конечностей). Анатомия человека
обуславливает технику движений и, особенно, его потенциал силы и скорости.
Мышцы дают силу для "запуска" механизма рычагов и напрямую влияют на
уровень эффективности движения. Нервная система контролирует весь про-
цесс движения.

Стабильность отдельных частей двигательного аппарата человека увеличива-
ется при движении сверху вниз. Самые сильные, т.е. самые устойчивые, - ноги, а
мышцы рук имеют гораздо меньший диаметр. Нижняя часть двигательного аппа-
рата мощная, но относительно неточная; она дает основную силу для движения,
а суставы плеч, предплечья и пальцев хорошо корректируют направление, силу и
скорость.

В настольном теннисе мышцы ног и тела дают силу для работы, а мышцы рук
трансформируют эту силу в желаемое действие удара. Для того, чтобы достичь
максимально возможной скорости, нужно делать движение по прямой. Опти-
мальная длина замаха также необходима - без достаточного размаха у движения
не будет должного ускорения, со слишком длинным размахом ускорение также
теряется.

Для того, чтобы достичь максимальной скорости в момент начала удара, нуж-
но сложить все отдельные импульсы, из которых состоит движение (движение
корпуса, верхнего плечевого пояса и руки). Импульсы одновременно должны до-
стичь максимума и векторы движения должны им соответствовать. Поэтому тех-
ника, согласно которой телу придется двигаться в одном направлении, а кистям
рук в другом, не так уж хороша. Например, там, где завершающая фаза удара пе-
реходит в движение тела назад, а рука в то же время движется вверх и вперед.

Для того чтобы достичь максимальной скорости движения, нужно как можно
больше снизить инерцию массы. Чем ближе к корпусу спортсмена расположены
руки, и чем сильнее они согнуты в локтях, тем меньше инерция и тем меньше
энергии понадобится для нанесения удара. Очень быстрые удары, выполняемые
за короткое время, требуют, чтобы удар проводился как можно ближе к телу,
"укороченной" рукой. Для широких движений с большой амплитудой нужно
больше времени, поскольку в этом случае инерция больше и игрок должен дер-
жаться на расстоянии от стола. Когда речь идет об инерции, нужно помнить, что
чем тяжелее ракетка, тем сильнее будет инерция руки с ракеткой.


20


настольный ТЕННИС


I.6. Биомеханическая основа игры и анатомические характеристики

Центр тяжести тела - это точка, в которой вес всех отдельных частей тела урав-
новешен. Смещение центра тяжести зависит от положения тела игрока. Устойчи-
вость напрямую зависит от ширины стойки (расстояние между ступнями) и от то-
го, на какой высоте находится центр тяжести тела. Чем шире стойка и чем ниже
находится центр тяжести, тем лучше устойчивость. При этом нужно помнить, что
чем в более устойчивом положении находится спортсмен, тем больше энергии
ему надо затратить на выполнение того или иного движения, и наоборот.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что стойка должна подбираться
не только под физиологические характеристики конкретного игрока, но и под
его манеру игры. Иными словами, стойка должна обеспечивать достаточную
устойчивость при ударе, но при этом не сковывать свободу движений спортс-
мена при переходе от одного удара к другому.

Движением управляет нервная система. Зрительный образ (сигнал) вос-
принимается глазом, преобразуется в импульс и по нервам направляется в
мозг. Сигнал проходит от глаза до коры головного мозга, попадает в центр па-
мяти, который его фиксирует, а затем в средний мозг. После этого сигнал фор-
мируется снова и как команда посылается в мозжечок, который управляет
движением, и передается по нервам спинного мозга в мышцы. Весь этот про-
цесс, во многом еще неизвестный, происходит очень быстро, но все же с мо-
мента получения сигнала до момента ответа на полученный сигнал проходит
некоторое время, известное как время реакции. Это то время, которое необ-
ходимо спортсмену для того, чтобы среагировать на импульс, то есть на при-
ходящий мяч. Время реакции зависит от того, насколько однозначно надо
действовать в ответ на импульс. Соответственно, различают простой и альтер-
нативный способы реакции. Простым называется такой способ реакции, ког-
да спортсмен заранее знает, как следует принимать конкретный мяч. Альтер-
нативным называется такой способ, когда спортсмен должен выбрать опти-
мальный способ действия уже после получения зрительного образа. Как пра-
вило, теннисисты имеют дело с альтернативным способом реакции, поэтому
времени на ответное действие у них остается еще меньше. Таким образом,
очень важную роль играет способность прогнозировать события, то есть
спортсмен должен стараться предвидеть развитие игровой ситуации, что поз-
волило бы ему заранее планировать свои действия.

Интенсивность и направление удара в основном определены точно рассчи-
танными и скоординированными действиями кисти и предплечья. Кисть руки
двигается от запястья. Движения в лучезапястном суставе производятся вокруг
двух осей, расположенных перпендикулярно друг к другу. Различаются 4 типа
движений:

1) Разгибание кисти (в тыльную сторону); подвижность кисти в этом случае
составляет 60-90 градусов.

21


Глава I , Основные принципы игры

2) Сгибание кисти (в сторону ладони); подвижность кисти в этом случае со-
ставляет 60-90 градусов.

3) Движение кисти в сторону мизинца (отведение); подвижность кисти в
этом случае составляет 30-40 градусов.

4) Движение кисти в сторону большого пальца (приведение); подвиж-
ность кисти в этом случае составляет 20-30 градусов.

Сочетание четырех перечисленных типов движения делает возможным
производить круговые движения в лучезапястном суставе. В этих движениях
участвуют мышцы предплечья (длинные и короткие разгибатели кисти, лок-
тевой разгибатель кисти, локтевой сгибатель запястья, лучевой сгибатель ки-
сти, общий разгибатель и другие мышцы предплечья).

С помощью локтевого сустава можно повернуть ладонь назад или вперед,
используя предплечье. Сгибая и отводя предплечье и при этом, поворачивая
большой палец наружу, мы производим поворот ладони вверх; поворачивая
большой палец внутрь, мы производим поворот ладони вниз.

Таким образом можно сделать сгибание на 130-140 градусов, а с помо-
щью плечевого сустава диапазон поворота ладони вверх и вниз возрастает до
360 градусов.

Коленный сустав соединяет бедренную кость с голенью. Между поверхно-
стями соединения располагаются два диска полулунной формы (внутренний
и внешний мениски), обеспечивающие подвижность сустава, а также выпол-
няющие функцию амортизаторов. Кроме того, коленный сустав усилен креп-
кими связками и капсулой. Наряду со сгибанием и вытягиванием, этот сустав
также осуществляет вращательные движения. Сустав, в то же время, скользит
по бедренной кости, подвергая, тем самым, постоянной нагрузке заднюю
часть. Это может стать причиной дегенеративных изменений в коленном сус-
таве теннисиста. Профилактическими мерами против раннего развития де-
формации конечностей (плоскостопие) могут служить укрепление мышц бе-
дренной части ног и поддержание нормального веса тела.

Атакующий удар производится за счет вращения тела вокруг его верти-
кальной оси с одновременным движением вперед руки с ракеткой. Чем
сильнее должен быть удар, тем быстрее необходимо осуществлять это вра-
щение.

Если посмотреть со стороны, то удар представляет собой не просто пово-
рот вокруг вертикальной оси тела, но и движение вперед в горизонтальной
плоскости, навстречу приходящему мячу. Такая техника выполнения игрово-
го движения позволяет нанести удар по любой части мяча и направить его в
нужном направлении. Если бы удар проводился исключительно за счет враще-


22


настольный ТЕННИС


I .7. Время реакции и прогнозирование удара

ния вокруг вертикальной оси, корректно отбить мяч можно было бы лишь в
единственной точке пространства, и любое отклонение привело бы к ошибке!

I.7. Время реакции и прогнозирование удара____

В настольном теннисе все решается за какие-то доли секунды. Только те иг-
роки, которые обладают быстрой реакцией, имеют шансы на успех. Игра в на-
стольный теннис балансирует на грани человеческой способности реагировать
и часто переходит эту грань. В современном теннисе мяч летит над сеткой со
скоростью приблизительно 20 м/сек. При завершающих ударах начальная
скорость полета мяча доходит до 140 км/ч. При быстрой игре интервалы вре-
мени между ударом одного игрока и ответным ударом другого составляют при-
близительно 0,4 сек.

С момента, когда появляется явный сигнал (для теннисиста это приближе-
ние мяча, отбитого соперником), называемый оптическим сигналом, и до мо-
мента появления реакции (т.е., до начала ответного удара) должно пройти оп-
ределенное время, так называемое время реакции. С момента появления оп-
тического сигнала время реакции в среднем составляет 200 миллисекунд, что,
конечно, варьируется в зависимости от возможностей конкретного игрока. Ес-
ли принимать в расчет максимальную скорость полета мяча, т.е. расстояние, ко-
торое проходит мяч между теннисистами, играющими близко к краю стола, и
период их реакции, то получается, что начинать реагировать и/или произво-
дить удар теннисист должен уже тогда, когда мячу остается преодолеть еще 1,5
м дистанции. Такое решение, безусловно, само собой разумеющееся, посколь-
ку игрок начинает реагировать еще до того, как соперник коснулся мяча; он
ожидает и предвидит то, что соперник планирует сделать, и реагирует с опере-
жением события.

Опытный теннисист программирует свои последующие действия еще до то-
го, как соперник коснулся мяча ракеткой. Подготовка для ответного удара осу-
ществляется в соответствии с предположением о том, какой удар может нанес-
ти оппонент. За доли секунды игрок должен принять несколько важных реше-
ний относительно дальнейшего развития игры: будет ли он отвечать на удар со-
перника атакующим или защитным ударом, ударом справа или слева, будет ли
он с вращением и каким вращением, куда направить мяч и т.д. В настольном
теннисе реакция обычно следует на то, что соперник собирается совершить, а
не на то, что он уже сделал, - то есть реакция предвосхищает событие (реакция
по антиципации). Таким образом, становится понятной причина, по которой
теннисисты стараются совершать неожиданные маневры во время игры, т.е.
действия, которые соперник не может предугадать и, соответственно, вовремя
среагировать. Когда игрок делает неверные предположения о том, что собира-
ется совершить его соперник и/или соперник действует совершенно неожи-
данно, то он начинает реагировать в соответствии со своим неверным предпо-

23


Глава 1. Основные принципы игры

ложением и едва ли сумеет вовремя остановить и скорректировать свои дейст-
вия.

В соответствии с определением Ноймайера (Neumaier), "прогнозирова-
ние - это познавательный процесс, при котором осуществляется сбор ин-
формации, связанной с последующим действием, и ее анализ на основе
предыдущего опыта". Ритсдорф полагает, что процесс прогнозирования
включает как минимум три компонента: идентификация параметров, соот-
ветствующих правильному прогнозированию, правильная оценка этих па-
раметров и разработка адекватного действия в соответствии с установлен-
ным прогнозированием.

В настольном теннисе процесс прогнозирования играет очень важную
роль. Выделяют эмпирическое прогнозирование и прогнозирование по ра-
нее увиденному действию. При эмпирическом прогнозировании игрок
предугадывает (до того как соперник произвел удар - в соответствии с ра-
нее полученным опытом игры с этим же соперником, опытом применения
определенных типов ударов, опытом нахождения в конкретной игровой
ситуации) возможные ответные действия соперника на самой ранней ста-
дии. Игрок выбирает из многочисленных разнообразных вариантов наибо-
лее вероятный и заранее решает как реагировать на действия партнера. Что
касается прогнозирования, основанного на ранее увиденном действии, то
здесь игрок начинает реагировать только тогда, когда соперник уже произ-
вел удар. Основываясь на уже увиденном ударе и начале полета мяча, он
предугадывает куда конкретно, с какой скоростью и вращением полетит
мяч, а затем принимает решение относительно адекватной реакции и дей-
ствует. Совершенно очевидно, что в интересах игрока развивать эмпириче-
ское прогнозирование, которое позволяет, даже при игре на высоких ско-
ростях, своевременно принимать решения и адекватно реагировать. Про-
гнозирование в игре в настольный теннис относится к сугубо личностным
действиям как самого игрока, так и его оппонента. Хотя оба процесса про-
исходят единовременно, необходимо внимательно изучать действия со-
перника. Таким образом, для игрока особенно важно принимать во внима-
ние свои собственные действия в отношении оппонента. Однако это полу-
чится только тогда, когда спортсмен будет в состоянии контролировать ис-
пользование своего технического арсенала и доведет выполнение всех эле-
ментов до автоматизма.

Новичок обычно полностью занят своими собственными действиями и вре-
мени на изучение движений партнера уже не остается. Только когда спортсмен
достиг такого уровня профессионализма, когда использует свои технические
навыки автоматически, он способен наблюдать как за движениями соперника,
так и за своими собственными. Процесс прогнозирования будет проистекать


24


настольный ТЕННИС


I.8. Точка касания

еще быстрее и эффективнее, если получаемые от оппонента сигналы он будет
стараться распознавать сознательно. Определенное положение тела будет оз-
начать, что мяч полетит в диагональном направлении; определенный замах обо-
значит игру с вращением и т.д. Таким образом, становится очевидным, что про-
гнозирование в настольном теннисе зависит от предшествующего опыта игрока.
Этот опыт имеет смысл накапливать за счет тренировок и выступлений на сорев-
нованиях. Но надо не просто играть с максимальным числом самых разных
спортсменов; во время игры необходимо сознательно выделять моменты в дви-
жениях соперника, позволяющие предугадывать его последующие действия.

1.8. Чувство мяча_____________________________

I .8.1. Введение

Термин "чувство мяча" хорошо известен и понятен каждому теннисисту. Но
когда возникает необходимость определения этого понятия, мы сталкиваем-
ся со вполне конкретными затруднениями. Мы часто слышим фразу, что чув-
ство мяча это просто чувство мяча и дать ему надлежащее толкование невоз-
можно.

По мнению А.Вайнштайна (A.Vajnstajn), чувство мяча можно рассматри-
вать как элемент, состоящий из нескольких компонентов. Чувство мяча сви-
детельствует о способности теннисиста принимать решения (во время выпол-
нения удара) относительно направления удара, траектории полета и дально-
сти полета мяча. Кроме того, учитывается способность следовать или же из-
менять ритм ударов и вращение мяча, подстраиваться под специфику ударов
оппонента и вовремя распознавать направление, скорость полета и враще-
ние приходящего мяча. Другими словами, чувство мяча включает в себя спо-
собность попадать мячом точно в намеченную цель, способность к предвиде-
нию, развитое кинестетическое чувство, способность точно дозировать мы-
шечное напряжение и быстро реагировать на зрительные сигналы. Кроме то-
го, большое значение в развитии феномена чувства мяча играет сознатель-
ное совершение движения, его надо "прочувствовать". Таким образом, мож-
но сказать, что чувство мяча это особый элемент зрительной реакции и ясных
ощущений движения, обеспечивающих легкость, твердость, свободу и есте-
ственность его выполнения.

Измерения

Для того, чтобы наиболее точно определить и измерить явление чувства
мяча, были исследованы отдельные его составляющие. Измерялась точность
попадания в намеченную цель, способность теннисиста делать предвари-
тельные заключения, исходя из движений соперника при выполнении удара,
а также основываясь на траектории полета мяча после удара оппонента. Спо-

25


Глава 1. Основные принципы игры

собность точно дифференцировать мышечное напряжение измерялась с ис-
пользованием специального прибора - кинемометра. Способность точно
распределять мышечное напряжение измерялась с помощью динамометра.
Чтобы как можно точнее измерить все составляющие компоненты чувства
мяча, также измерялась быстрота реакции на зрительные и слуховые сиг-
налы.

При анализе полученных данных было установлено, что каждый из пе-
речисленных компонентов, бесспорно, составляет то, что в настольном
теннисе называется чувством мяча.

Поскольку чувство мяча является одним из важнейших элементов в раз-
витии теннисиста, необходимо его совершенствовать, как и любой другой
элемент, посредством тренировок. Существуют игроки с врожденным чув-
ством мяча и игроки, у которых такого чувства нет. Для того, чтобы разви-
вать чувство мяча на тренировках, в особенности у теннисистов, у которых
оно не является врожденным, рекомендуется выполнять определенные
упражнения.

I.8.3. Контроль над ударом

Чтобы усовершенствовать чувство мяча необходимо полностью сосре-
доточиться на игре и выполнять игровые движения осознанно. Это значит,
что удар не должен производиться автоматически, но весь ход, порядок
его проведения должен быть осмыслен игроком во время выполнения,
и/или игрок должен сознательно контролировать каждую его часть.

Успешное выполнение задачи предполагает, что игрок точно знает, как
должен выполняться удар в целом. Игрок может быстро усвоить основы
технически правильного выполнения удара с помощью своего тренера, а
также наблюдая за хорошими игроками и изучив специальную литературу.
После этого он сможет контролировать выполнение удара и исправлять
свои собственные ошибки.

Задачи для успешного выполнения упражнений

Во время тренировки игрок должен пытаться сознательно контролиро-
вать каждое движение, а не выполнять его автоматически. Определенные
составляющие каждого удара, особенно те, которые не получаются так хо-
рошо, как хотелось бы, надо проанализировать отдельно, полностью осо-
знать их, и потом связать в единое целое. Таким образом, игрок сможет
проанализировать стартовую позицию своей ракетки, потом мысленно за-
фиксировать момент, в который ракетка ударяет по мячу, и другие важные
элементы удара. Тогда он сможет с помощью внутреннего контроля прове-
рить каждую деталь этого движения.


26


настольный ТЕННИС


I.8. Точка касания

В ходе изучения выполнения определенного удара очень полезно сде-
лать видеозапись, и потом проанализировать выполнение удара с трене-
ром, тогда игрок увидит ошибки, которые он делает. Как вспомогательный
материал можно использовать зеркало для контроля.

Во время тренировки базовой техники тренер может оказать сущест-
венную помощь, держа руку игрока и осуществляя движения вместе с ним.
Опытный тренер может таким образом показать правильное выполнение
определенного удара.

Точность выполнения удара

Одним из компонентов хорошего чувства мяча является точность попа-
дания по мячу и/или способность игрока точно представлять, куда полетит
мяч. Можно улучшить этот прием с помощью специальных упражнений.

Во время тренировки необходимо сделать осознанное усилие для того,
чтобы послать мяч в точку, выбранную заранее. Можно достаточно быстро
добиться результата с помощью специальных упражнений - попытаться
попасть мячом по отметке, сделанной на столе. Отметку можно сделать
мелом, сначала обведя участок больше, а затем делать его все меньше и
меньше и, таким образом, тренировать меткость. Затем можно сделать не-
сколько отметок и перед выполнением удара наметить очередность попа-
дания мяча на эти участки.

Как вариант такой тренировки, можно закрыть большую часть стола
скатертью или бумагой, оставив непокрытой площадь, куда должен по-
пасть мяч. В технике подачи можно использовать спичечный коробок или
что-нибудь подобное как цель, по которой должен попасть мяч. Для ус-
пешной тренировки удара можно использовать несколько мишеней. Уп-
ражнение можно закончить, попав в цель определенное количество раз.

Прогнозирование полета мяча

В настольном теннисе игрок имеет такой короткий период времени для
реагирования, что ему необходимо знать заранее, куда полетит мяч, сыг-
ранный соперником, так как если он не сможет прогнозировать его зара-
нее, то его шансы на своевременную реакцию очень малы. Успех в игре
непосредственно связан со способностью прогнозировать траекторию мя-
ча противника, то есть, со способностью предвидеть его действия.

Для того, чтобы улучшить прогнозирование, необходимо тренировать-
ся как можно чаще с различными спарринг партнерами и, таким образом,
набираться опыта игры с разными типами игроков, даже если это игроки
разного уровня. Даже тренируясь с более слабыми партнерами, можно

27


Глава 1, Основные принципы игры

получить нужные навыки и/или улучшить умение прогнозировать, что
прямо связано с совершенствованием чувства мяча.

Особенно полезно делать такое упражнение: разные спарринг партне-
ры сменяют друг друга в быстром темпе по сигналу тренера через опреде-
ленный промежуток времени. Можно пронумеровать столы, начиная с но-
мера 1. На первом столе начинают игру самые слабые игроки, а послед-
ний стол - для самых сильных. Турнир длится несколько минут, пока тре-
нер не даст сигнал остановиться. Игрок, ведущий в счете в то время, ког-
да была дана команда "стоп", переходит на один стол ближе к последнему.
Игрок, который имел меньшее количество очков, переходит на один стол
ближе к первому. Если в момент остановки счет равный, они играют сно-
ва. После нескольких таких раундов лучшие игроки собираются вокруг
первого стола, а худшие - вокруг последнего, но до этого они сыграют не-
сколько "промежуточных" матчей. Из-за постоянной смены партнеров это
упражнение принесет огромную пользу для совершенствования способно-
сти прогнозировать игру противника и для тренировки удара. Для того,
чтобы выработать навык прогнозирования, также полезно наблюдать хо-
роших игроков и пытаться представить себе их действия заранее: каким
будет удар, куда будет послан мяч. Особое внимание нужно уделить вра-
щению мяча и попытаться в своем воображении откорректировать свой
собственный ответный удар.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!