Страдание из-за недостатка мудрости
Сядьте в позу лотоса или полулотоса. Начинайте следить за дыханием. Выберите наиболее болезненную ситуацию, связанную с известным вам человеком, семьей или обществом. Эта ситуация станет объектом для вашего созерцания.
Если вы выбрали человека, то постарайтесь увидеть всякое страдание, которому подвержен данный человек. Начните со страданий, связанных с телом: болезнь, физическая боль. Затем переходите к страданиям, вызванным чувствами: внутренние конфликты, страх, ревность, угрызения совести. После этого рассмотрите страдания, вызванные восприятием: пессимизм, ограниченный и недостаточно полный взгляд на вещи. Выясните, подвержен ли его ум влиянию страха, нерешительности, безнадежности либо ненависти. Выясните, изменяется ли его сознательность из-за обстановки, из-за его страданий, из-за окружающих его людей, образования, пропаганды либо недостаточного владения собой. Созерцайте все эти страдания до тех пор, пока ваше сердце не исполнится состраданием, как колодец чистой водой, и вы не поймете, что данный человек страдает из-за обстоятельств и отчужденности. Попробуйте помочь этому человеку выйти из данной ситуации самым незаметным и деликатным образом.
Если вы выбрали семью, то следуйте указанному выше. Начните с рассмотрения страданий одного человека, затем перейдите к другому и так, пока не рассмотрите страдания всей семьи. Осознайте, что их страдания являются вашими страданиями. Осознайте, что ни один из членов семьи не заслуживает упрека. Осознайте, что вам необходимо помочь им выйти из данной ситуации самым деликатным и неприметным образом.
|
|
Если вы выбрали общество, то возьмите страну, терпящую бедствия из-за войны либо имеющую нестабильную обстановку. Попытайтесь понять, что всякий человек, вовлеченный в конфликт, является жертвой. Поймите, что ни один человек, принадлежащий враждующим группировкам либо противоположным сторонам, не желает продолжения страданий. Поймите, что нет ни одного человека, виновного в данном положении дел. Поймите, что это стало возможным из-за приверженности к идеологиям и несправедливой экономической системы, которые поддерживаются безразличием людей и нежеланием перемен. Поймите, что обе вовлеченные в конфликт стороны на самом деле не являются противоположными, но представляют собой только две грани действительности. Поймите, что нет насущнее вещи, чем жизнь, и что убийство и угнетение одного человека другим не является решением. Помните слова из сутры:
Взрасти сострадательный ум
Во время войны.
Помоги всем живым существам
Решить прекратить сражения.
Где б ни кипела жестокая битва,
Используй все свои силы
|
|
Создать равновесие сторон
И затем вступить в примирение.
(«Вималакирти-нирдеша»)
Созерцайте до тех пор, пока не исчезнут негодование и ненависть, а ваше сердце не наполнится состраданием и любовью, как колодец чистой водой. Дайте себе обещание сделать все ради изменения враждебной обстановки и примирения самым деликатным и незаметным образом.
Необусловленные действия
Сядьте в позу лотоса или полулотоса. Следите за дыханием. Выбирете какое-либо важное для вас дело в качестве объекта для созерцания. Проанализируйте цель работы, средства для ее проведения и вовлеченных в нее людей. В первую очередь рассмотрите цель работы. Поймите, что смысл всякой работы заключается в служении, уменьшении страданий, в проявлении сострадания, но не в удовлетворении тщеславия и гордыни. Поймите, что используемые средства должны способствовать сотрудничеству между людьми. Не считайте, что данная работа делается ради милосердия. Рассмотрите вовлеченных в нее людей. Разделяете ли вы их до сих пор на тех, кто служит, и на тех, кто получает выгоду? Если вы до сих пор видите среди них тех, кто служит, и тех, кто получает выгоду, то вы выполните свою работу ради себя либо ради группы людей, но не ради служения. В одной из сутр Праджняпарамиты говорится: «Бодхисаттва помогает всем живым существам переправиться на другой берег, но в действительности нет живых существ, которым нужно помочь переправиться на другой берег». Примите решение в дальнейшем осуществлять только необусловленные действия.
|
|
Необусловленность
Сядьте в позу лотоса или полулотоса. Следите за дыханием. Вспомните наиболее значительные достижения вашей жизни и проанализируйте их. Проанализируйте ваш талант, ваши преимущества, ваши возможности, стечение благоприятных обстоятельств, приведшее к успеху. Проанализируйте чувство самодовольства и гордости, возникшее в вас после того, как вы ощутили, что являетесь главной причиной успеха. Посмотрите на все это в свете взаимозависимости, чтобы затем понять, что стечение благоприятных обстоятельств стоит выше ваших достижений. Только когда вы забудете про них, вы действительно станете свободны, и они перестанут влиять на вас.
Вспомните наиболее горькие неудачи вашей жизни и проанализируйте их. Проанализируйте ваш талант, ваши преимущества, ваши возможности и отсутствие благоприятных обстоятельств, приведшее к падениям. Постарайтесь выявить все комплексы неполноценности, возникшие в вас, после того как вы ощутили, что не можете достичь успеха. Посмотрите на все это в свете взаимозависимости, чтобы затем понять, что эти неудачи объясняются не вашей бесталанностью, но скорее недостаточным стечением благоприятных обстоятельств. Поймите, что вы не в силах повлиять на эти-падения, что эти падения вас более не касаются. Поймите, что вы уже освободились от них. Только когда вы забудете про них, вы действительно станете свободны, и они перестанут влиять на вас.
|
|
Созерцание не-отстраненности
Сядьте в позу лотоса или полулотоса. Следите за дыханием. Выполняйте одно из упражнений, связанных с взаимозависимостью: ваша личность, ваш скелет либо умерший близкий человек. Поймите, что все непостоянно и никогда не повторяется дважды. Поймите, что хотя вещи и непостоянны и никогда не повторяются дважды, но они по-своему удивительны. Вы не должны находиться во власти как обусловленного, так и необусловленного. Поймите, что святой хоть и не привязан к учению взаимозависимости, но не отходит от него ни на шаг. Хотя он может отбросить его как прогоревшее полено из костра, но все же он пребывает в нем не будучи захваченным им. Он подобен лодке на глади воды. С помощью созерцания постарайтесь понять, что просветленные люди, не попадая в зависимость от служения живым существам, все же не отстранялись от подобного служения.
[1] В сутрах Будда учит как можно использовать дыхание для достижения сосредоточения. Сутра, в которой говорится об использовании дыхания для поддержки внимательности, называется Анапанасати Сутра. Приблизительно в середине III в. эта сутра была переведена на вьетнамский язык и прокомментирована дзэнским мастером центральноазиатского происхождения по имени Кхыонг Танг Хой. Анапана означает дыхание, сати — осознанность. Танг Хой перевел это как «Стража сознания». Анапанасати сутра – это сутра использования дыхания для достижения осознанности. Сутра дыхания для достижения осознанности является 118-й в собрании сутр «Маджима-Никая» и учит шестнадцати методам применения дыхания.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!