THE PROBLEMATICS OF UNCLEARED MENTAL PROCESSES: ANALYSIS OF RESEARCH EXPERIENCE.



УДК 159.9

ПРОБЛЕМАТИКА НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.

Варламова Елена Алексеевна

Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

E-mail: timosha98@mail.ru

Статья рассматривает философские и психологические подходы к проблеме неосознаваемых психических явлений. Известно, что на протяжении всех периодов идеогенеза проблема неосознаваемого не давала покой философам и ученым, независимо от различия в их взглядах. Особое внимание они уделяют когнитивному подходу при изучении проблемы взаимодействия неосознаваемых и осознаваемых процессов.

Ключевые слова. Психика, психические явления, бессознательное, предсознательное, сознательное, восприятие, пороги сознания, апперцепция, интеллигибельное пространство, психическая жизнь, феномен, топическая модель, гештальтпсихология, бихевиоризм, психологика, протосознательные процессы

Введение. Каждый человек наделен сознанием и может осуществлять мотивированные действия, добиваться поставленной цели и выполнять определенную работу, так как им осознается и контролируется собственное поведение и состояние.

Психике человека свойственна наличность двух групп психических процессов и явлений, которые можно разделить по степени осмысления субъектом. Часть психических явлений и процессов понимается человеком, но, так же есть и некоторое количество психических процессов и явлений, которые не отражаются в сознании человека своим течением или же проявлением. Данные процессы причисляются к категории неосознаваемых процессов, или, другими словами, к бессознательному.

Эти процессы психики активно стали изучаться в начале XX в. Ими занимались разные ученые, но уже самые первые результаты продемонстрировали, что проблема бессознательного очень широка и вся осмысленная человеком информация - это лишь верхушка айсберга, большая часть коего скрыта от наблюдателя.

Формулировка цели статьи. Состоит в знакомстве с понятием бессознательного и с неосознаваемыми пси­хическими процессами, а также с результатами исследований ряда ученых.

Основное изложение материала. Первоначально о несознаваемых психических явлениях упоминали такие философы как: Платон, Плотин, Фома Аквинский, Спиноза, И.Кант, Ф.Шеллинг, и др. Термин «бессознательное» впервые был использован Г. Лебницом. [2] Что бы определить неосознаваемые психические образования ученый применил такое понятие как «малые восприятия». Г.Лейбниц разграничивал понятия «восприятие» и «осознание» как неосознаваемые психические процессы. Похожего мнения он придерживался и по поводу идеи, которая также является формой мышления. Из чего можно заключить, что содержание сознания, согласно Лейбницу, является дискретным, а процесс осмысления его законов нуждается в анализе неосознаваемых частей, которые его составляют. Предположение о том, что существуют «малые перцепции» легло в основание учения о бессознательной психической жизни. [1]

Теория бессознательных «малых перцепций» повлияла на взгляды таких философов и психологов как: Ф.Шеллинг, И.Гербарт, А.Шопенгауэр, Н.Гартман, З.Фрейд и др., которые рассматривали проблемы устройства психики, сознания и бессознательного. [4]

С точки зрения изучения проблемы бессознательного интерес вызывает подход немецкого философа И.Ф. Гербарта, который предстает как основоположник немецкой эмпирической психологии. Он был приверженцем ассоциативной психологии и старался создать такую науку, которая будет основываться на опыте, но, в то же время, Гербарт не признавал то, что возможно применение эксперимента с целью изучения психического мира человека: «психология не смеет экспериментировать над людьми». Предметом психологии по мнению ученого является феномен сознания. [3]

Главным для И.Ф.Гербарта стало понятие «представление». Его ученый представлял как факт психической жизни, который имеет качественные («напряженнее, слабее, яснее, темнее») и количественные («больше», «меньше») свойства. По уровню понимания представления можно разделить на 3 сферы: ясное сознание, сознание и бессознательное. Каждое представление может присутствовать в любой сфере сознания. Границы, которые разделяют эти сферы, И.Ф.Гербарт обозначил как «пороги сознания». Свойственность представления к какой-либо сфере сознания определяется его интенсивностью в данный момент времени. Сила впечатления представляется в виде отношений между величиной своей силы и впечатлений и поддержкой, которая оказывается всем запасом прошлого опыта. Процесс взаимодействия между представлениями и прошлым опытом И.Ф.Гербарт назвал «апперцепцией». [3]

Обнаружение описание законов являются главными для изучения психической жизни человека, по этим законом различные представления могут связываться между собой. Метафизическая сторона бессознательного подразумевает наличие «реалов», т.е. сущностей, которые находятся в «интеллигибельном пространстве». Пространство это является абстрактным понятием, которое сопоставляется с понятиями пространства и времени. Представления - это продукт связи души, которая определяется виде разновидности реала с другими субстанциями. «Реалы — это простые, неделимые и неподвижные сущности, относительно которых возможно познание лишь формальных отношений». И.Ф. Гербарт в своем толковании идей бессознательного придерживается философии Г. Лейбница. Его гипотеза о том, что существует множество простых реальных сущностей, неподдельная природа которых неизменна и обозначает «родственные» отношения с описанными подобным образом «монадами» Г. Лейбница.

Значимый вклад в исследование проблематики неосознаваемых психических явлений привнес немецкий философ и физиолог В.Вундт, который придерживался мнения, что психологии необходимо ориентироваться на естественные науки, например, на физику или химию, но не на философию. Ученый разделял степени сознания на несколько видов: нормальное состояние сознания, бессознательное состояние и переход отдельных составных частей психического процесса в бессознательное. Психическая жизнь же является переходом психических процессов из состояния сознательного в бессознательное и в обратную сторону. По мнению ученого бессознательное - это то состояние, которое может прерываться сознательными процессами, например, состоянием глубокого сна или обморока. Другим определением бессознательного также является такое состояние сознания, во время которого, процесс, который протекает в сознании приостанавливается, или, как пишет Вундт, «наступает полный перерыв». Определить характеристику нормального состояния можно по течению всех процессов в той или иной степени тесной взаимосвязи друг с другом, в которой снова и снова образующиеся процессы заменяют затухающие, а объем всех их сочетаний определяется состоянием сознания. Перерастание бессознательного состояния сознания в нормальное протекает постепенно, медленно, при этом занимаясь восстановлением отношений с прежними переживаниями. [6]

Из числа всех мыслителей, которые интересовались проблемой неосознаваемой психической реальности можно также выделить                   Ф. Брентано. Под понятием «бессознательное» ученый подразумевал существующий в реальности феномен психической жизни, который не сознается. Исследование, проведенное Ф. Брентано, выделяет четыре пути обоснования реальности бессознательного:

1. Факты, которые были получены опытным путем, требуют, чтобы бессознательный психический феномен признали, как их причину.

2. За неким полученным в опыте фактом, как правило, должен следовать некоторый психические феномен, независимо от того проявляется ли он в сознании.

3. При сознательных психических феноменах, сила, сопровождающего их сознания, является функцией от их собственной силы. По факту такого отношения, в некоторых случаях, когда последняя функция представляется положительной величиной, первая оказывается лишенной какого-либо положительного значения.

4. Принятие всех психических феноменов объектами психических же феноменов приводит к тому, что душевные состояния бесконечно усложняются, что изначально невозможно и противоречит опыту. [7]

У. Джеймс, один из основателей философии прагматизма и научной психологии, занимал схожую с Ф. Брентано позицию по отношению к данной проблеме. Он утверждал, что сознание значимо как функция. Бессознательное У. Джеймс определяет, как некий психический обертон. Они являются неопределенными образами, смутными и неразличимыми явлениями сознания. Идеи, которые осознаются, различаются с неосознаваемыми тем, что они не сложные или в их состав включены элементы, а не интенсивность протекания процесса. [7]

З. Фрейд, несомненно, внес наибольший вклад в изучение бессознательного. Он считал, что проблема неосознаваемой психики является не вторичной, а главной по отношению к проблеме сознания. Догадки о существовании бессознательного З. Фрейд аргументировал обилием пробелов в сознании, как у здоровых, так и у больных людей. Он считал, что на стороне существования бессознательного выступает следующий факт: в любое время в сознании присутствует меньшая часть наличествующего опыта, тогда как основная часть находится в латентном состоянии, т.е. в бессознательном. Для того чтобы перейти из данного состояния в сознательное психическому акту необходимо преодолеть те силы, которые стремятся не допустить в сознании бессознательные и мысли, и желания. Чтобы обозначить механизм, ответственный за блокировку неосознаваемого психического содержания, ученый применял понятие «цензура». Психический акт, опираясь на представленную в психоанализе «топическую модель» психики, должен несколько раз преодолеть сопротивление цензуры для того, чтобы проникнуть в сознание. Отсюда следует, что топическая модель предполагает три состояния психического акта: «бессознательное», «предсознательное» и «сознательное». [9, 10]

В 20-е годы XX столетия практически одновременно создаются два новых направления в психологии: «бихевиоризм» и «гештальтпсихология». В отличие от психоанализа представители этих направлений не рассматривали специально бессознательное в рамках своих теорий. [5]

Манифестом бихевиоризма считают статью Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). Даже если бы в бихевиоризме были упоминания о бессознательном, то только для того, чтобы показать разницу между их взглядами и взглядами традиционной психологии и психоанализа. Последователи Дж. Уотсона - Э. Толмен, К. Холл, Б. Скиннер, К. Спенси и др., модифицировали некие постулаты классического бихевиоризма, признав наличие «внутреннего мира» индивида, который выступает опосредствующим звеном между реакцией и стимулом. [8]

Во время того как в США набирает рост влияние бихевиоризма, в Германии формируется направление, получившее название «гештальтпсихология». В центре гештальтпсихологии находится проблема неразрывного подхода в изучении психики. [12]

Первым из отечественных ученых, для которого проблематика бессознательного являлась важнейшей, стал автор «теории установки» Д.Н. Узнадзе. Он, принимая во внимание большой экспериментальный материал, сформировал общепсихологическую теорию установки, которая гласит: «установка есть некое общее состояние деятельности субъекта как целого, которое, не составляя содержания сознания, оказывает решающее на него влияние». Главной характеристикой этого подхода является критика следующих традиционных точек зрения на психическое – психофизический параллелизм и отождествление психики и сознания. [13]

Все ученые, которые были объединены в рамках когнитивной психологии, на первых этапах создания данного направления не проявляли к неосознаваемым психическим процессам должного внимания. Многим позже, по мере того как они накапливали опытные данные, не находящие объяснений в рамках существующих теорий, наоборот, сделали бессознательное объектом пристального внимания, и, опираясь на проблему проведенных исследований, назвали его «когнитивным бессознательным». Данный термин впервые можно встретить в докладе Ж. Пиаже «Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное», который он сделал в 1970 году. Основной идеей, которую выделяет Ж. Пиаже, явилось положение о том, что состав мышления является продуктом деятельности познавательных механизмов, устройство и принцип работы которых, в свою очередь, недоступны для сознания. Ж. Пиаже обращает внимание на то, что осознание влияет на бессознательные процессы. Такое влияние характеризуется реконструкцией, на сознательном высшем уровне, элементов, которые уже организованы в определенном порядке на бессознательном уровне. [15]

В наше время в контексте исследования неосознаваемых психических феноменов изучаются следующие явления: имплицитное научение, имплицитная память, подпороговое восприятие, прайминг-эффекты, интуиция, установка и др. Характер этих явлений полностью до сих пор не раскрыт.

Особый взгляд на процессы сознания и бессознательного предлагает В.М. Аллахвердов в своей концепции «психологика». Эту концепцию ученый называет «верной дочерью когнитивизма». Автор приходит к выводу, что сознательные и протосознательные процессы осуществляют функцию познания. Особенность «психологики» также состоит в том, что восприятие, воля, мышление, память и другие процессы психики не обозначаются как теоретические понятия, т.е. они являются не чем большим, чем эмпирические термины, которые обозначают различные исследовательские парадигмы. Опираясь на предпосылки «психологики» можно сказать что явление сознания проявляется при помощи протосознательных процессов, т.е. тех процессов, которые лежат за пределами непосредственного опыта. Данные процессы, в свою очередь, характеризуется врождёнными алгоритмами, которые не могут непосредственно изучаться в рамках психологического эксперимента, но учитывая то, что «сознание должно подчиняться закономерностям своего прародителя — протосознания», эти закономерности выводимы из результатов психологического эксперимента. [14, 16, 17]

Онтологическую проблему В.М. Аллахвердов определяет, как самую масштабную.  Так же он предлагает рассмотреть метафизический способ, сутью которого является приписывание сознанию статуса особенного физического явления. В.М. Аллахвердовым предлагается также метапсихологичекая гипотеза, но и она «носит исключительно умозрительный характер и заведомо не претендует на истинность». [17]

А.Ю. Агафонов вводит в данную тему свой термин - «психический аппарат», который представлен тремя блоками: память, сознание и когнитивное бессознательное. Память – это бессознательное с точки зрения сохранения информации. Структуру памяти составляют три мнемические зоны, которые охарактеризованы различными степенями доступности мнемического материала для осознания. [14, 17]

Особенностью здесь является то, что сознание противопоставлено осознанию, а не бессознательному, как это описано в теориях традиционного типа. В отличие от «осознания» «сознанием», как теоретическим понятием, предлагается определять гипотетическую, а не реальную, и, в следствие чего, не обладающую эмпирической достоверностью систему механизмов, слаженная работа которых формирует осознаваемые переживания». [21]

Выводы.

1. Термин «бессознательное» впервые был использован Лейбницом. Он разграничивал понятия «восприятие» и «осознание» как неосознаваемые психические процессы. Содержание сознания, согласно Лейбницу, является дискретным, а процесс осмысления его законов нуждается в анализе неосознаваемых частей, которые его составляют. Предположение о том, что существуют «малые перцепции» легло в основание учения о бессознательной психической жизни.

2. По мнению И.Ф.Гербарта сознание в теоретических построениях – это множество представлений, которые перемещаются в трех сферах: ясное сознание, сознание и бессознательное. Где бессознательное предстает как область пребывания представлений малой интенсивности, вероятность осознания которых очень мала. Сущность бессознательного по И.Ф.Гербарту определяется через его толкование понятия «представление». [3]

3. В.Вундт разделял степени сознания на несколько видов: нормальное состояние сознания, бессознательное состояние и переход отдельных составных частей психического процесса в бессознательное. Психическая жизнь же является переходом психических процессов из состояния сознательного в бессознательное и в обратную сторону. Бессознательное - это то состояние, которое может прерываться сознательными процессами, например, состоянием глубокого сна или обморока. Другим определением бессознательного также является такое состояние сознания, во время которого, процесс, который протекает в сознании приостанавливается или останавливаются вообще. [6]

4. У. Джеймс утверждал, что сознание значимо как функция. Бессознательное У. Джеймс определяет, как некий психический обертон. влияние бессознательного на опыт, который осознаваем, не является однонаправленным. [8]

5. В психоанализе З.Фрейда присутствуют свои черты, отделяющие его от других психологических теорий: динамическое понимание душенвого процесса и топическая модель, показывающая в каких системах протекает любой психический акт. «Бессознательное» он представляет не просто как термин, который удобно употреблять в трудных ситуациях, а реально существующий психический феномен, проявляющийся в форме неосознаваемых переживаний и мотивов и в виде некоторых принципов работы психики. [10]

6. Основной идеей, которую выделяет Ж. Пиаже, явилось положение о том, что состав мышления является продуктом деятельности познавательных механизмов, устройство и принцип работы которых, в свою очередь, недоступны для сознания. Ж. Пиаже обращает внимание на то, что осознание влияет на бессознательные процессы. Такое влияние характеризуется реконструкцией, на сознательном высшем уровне, элементов, которые уже организованы в определенном порядке на бессознательном уровне. [15]

7. Особый взгляд на процессы сознания и бессознательного предлагает В.М. Аллахвердов в своей концепции «психологика». Опираясь на предпосылки «психологики» можно сказать что явление сознания проявляется при помощи протосознательных процессов, т.е. тех процессов, которые лежат за пределами непосредственного опыта. Онтологическую проблему В.М. Аллахвердов определяет, как самую масштабную. Так же он предлагает рассмотреть метафизический способ, сутью которого является приписывание сознанию статуса особенного физического явления. [16]

8. Онтологический статус неосознаваемого, по мнению              А.Ю. Агафонова, представляет собой теоретическое допущение, необходимое для объяснения феномена осознания. [18,19]


Список литературы:

1. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении// Сочинения: В 4-х томах. - Т.2. - М.: 1983. - С.133

2. Гербарт И.Ф. Психология / Предисловие В.Куренного. — М.: 2007. - С. 125.

3. Антология мировой философии. В 4-х т. - Т. 3. -М.: 1971. - С. 622.

4. Лихи Т. История современной психологии. -СПб.:2003. - С. 99.

5. Вундт В. Очерк психологии. — СПб.: 1896. 220 с.

6. Брентано Ф. Избранные работы. - М.: 1996. 176 с.

7. Джеймс У. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. - 1913. - № 4.

8. Фрейд З. Бессознательное. - СПб.: 1998. - С. 152.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: 1990. 448 с.

10. История психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М.: 1992. - С. 93.

11. Теплов Б.М. О Максе Вертхеймере, основателе гештальтпсихологии // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 119.

12. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: 2001. 414 с.

13. Аллахвердов В.М., Воскресенская Е.Ю., Науменко О.В. Сознание и когнитивное бессознательное // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12. - 2008. - Вып. 2.

14. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С. 127.

15. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. - СПб. 2000. - С. 256.

16. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. - СПб.: 2003. 368 с.

17. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. - Самара: 2000. 336 с.

18. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. - СПб.: 2003. 296 с.

19. Агафонов А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании. - Самара: 2007. 348 с.

20. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии / Под общ. ред. А.Ю.Агафонова -Самара: 2012. 192 с.

UDC 159.9

THE PROBLEMATICS OF UNCLEARED MENTAL PROCESSES: ANALYSIS OF RESEARCH EXPERIENCE.

Varlamova Elena Alekseevna


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!