Многоаспектность понятия конституционализм



Конституционализм (от лат. Constitutio — установки, устройство) имеет следующие определения: система знаний политико-правового характера, предмет исследования которой составляют фундаментальные ценности демократии, обоснование необходимости установления конституционного строя, анализ истории и практики конституционного развития государства, их групп и мирового сообщества; механизм государственной власти, огороженный конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы управления. Понятие «конституционализм» имеет объективный (совокупность конституционно-правовых актов, регулирует важные связи) и субъективный (наличие теории конституции, прогрессивных представлений об устройстве общества и государства; восприятия конституции, других нормативных актов населением) аспект. Становление конституционализма в мире связано с оформлением конституционного строя в развитых странах Европы и Америки в период борьбы против феодального абсолютизма (XVII в.)

Историческое развитие конституционализма

Конституционализм ведет начало от древнегреческих конституций, действовавших за несколько столетий до нашей эры, о которых известно лишь из работ Аристотеля. В период принципата Древнего Рима появляются вместе с актами римского сената (senatus consultus) императорские предписания различных видов, которые получили наименование конституций (constitutio ediktum, mandatum, decretum, rescriptum). Их содержание и место в развитии правовой системы Рима имеет интерес прежде всего как экскурс в этимологию понятия.

Ближе к современному представлению о конституционных актах являются английские Великая хартия вольностей (1215 год), «Форма правления государства Англии, Шотландии, Ирландии и владениями, которые к ним относятся» («Орудие управления») (1653 год), Билль о правах 1689 года, в которых уже просматриваются конституционные идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 года о том, в частности, что права человека должны признаваться «естественными, неотчуждаемыми, священными».

Современный конституционализм связан с первыми конституционными актами Северной Америки 70-х — 80-х г.г. XVIII в. и, прежде всего, Конституции США (1787), которая имеет наиболее длительную историю существования. К этому же периоду развития конституционализма относятся Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789), Конституции Франции и Польши, а также первый конституционный акт на Украине — «Правовой строй и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского», известный как Конституция П. Орлика (1710)[1].

Термин конституционализм, по мнению Г. Дж. Бермана, был введен в научный оборот в конце XVIII — начале XIX в. для обозначения главным образом американской доктрины верховенства писаной конституции над обычными законами. Однако реальность этого феномена впервые проявилась ещё в городских правовых системах Западной Европы в XI—XII вв[2].

В современной зарубежной юридической литературе конституционализм рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как «вера в существование конституционных способов по установлению государственных ограничений», «юридическое ограничение государства и полная противоположность произвольному правлению».

Понятие, структура и признаки конституционализма

Конституционализм — это политико-правовая категория, которая опосредует место и роль конституции в правовой системе, обществе и государстве, что находят выражение в её верховенстве и характеру воздействия на общественные отношения. По содержанию конституционализм — это конституционное строительство, реализация конституции и её охрана, обеспечение. По форме конституционализм опосредует конституционный строй, то есть государственный и общественный строй, формы непосредственного народовластия, государства и т. д..

Нормативно-правовые основы конституционализма прежде всего определяются конституцией как нормативным актом высшей юридической силы, Основным Законом государства, регулирует важнейшие общественные отношения и имеет свою структуру, особый порядок принятия и внесения изменений.

Формируя научные основы, теория конституционализма охватывает: достижения зарубежной научной мысли, учение отечественных мыслителей прошлого, современные идеи и концепции конституционализма.

Идеологические основы конституционализма определяет система правовых идей, взглядов, понятий, теорий, основанных на определённых научных и политических знаниях и представлениях, которая имеет целью влияние на формирование и развитие правовой, политической и нравственной культуры.

Организационные основы опосредует конституционный строй (как система общественных отношений, установленных в соответствии с конституцией), основными составляющими которого являются государственный и общественный строй.

Как справедливо замечает Ю. М. Тодик, следует учитывать, что наличие конституции ещё не означает существования конституционализма как массового политического движения, заинтересованного в обеспечении в стране демократического конституционного строя. Соотношение конституции и конституционализма тесно связано с проблемой конституционности самой конституции, то есть с тем, насколько конституционный текст соответствует принципам гуманизма, справедливости, демократизма, обеспечения прав и свобод личности[3] /

Проблема конституционности конституции связана с проблемой конституционности государства. Значение этого понятия рассматривается с применением двух подходов.

1) позитивистский подход, по которому конституционной признается государство, в которой есть конституция как основной закон (законы), закрепляющий определённый государственный строй, структуру и полномочия органов государственной власти, наделенные реальной практической действием, и имеет высшую юридическую силу и изменяется путём особой (осложненной сравнению с обычным законодательным процессом) процедуры; 2) естественно-правовой подход, согласно которому конституционной признается государство, в котором обеспечены гарантии прав человека и разделение властей.

Многоаспектность понятия конституционализм

В конституционно-правовой науке сложилось три основных подхода к его определению: политический, философско-исторический и юридический.

В политическом аспекте конституционализм раскрывается как особый характер отношений между государством и обществом на основе консенсуса, как идейно-политическая доктрина и движение.

В философско-историческом — как учение о конституции, включая предконституционные идеи божьего, естественного права, договорного происхождения государства, учение о плутократии, тирании, деспотии, демократии и т. д.

В юридическом аспекте конституционализм понимается в узком смысле как особый режим функционирования государственной власти на основе конституционных методов и в широком смысле — как сложная политико-правовая система.

Конституционализм в юридическом аспекте является системой, в которую входят конституционные нормы, конституция, но не как нечто застывшее, статическое, а конституция, взятая вместе с её доктринальными основами, системой политико-правовых ценностей, отражающих концепцию, философию, сущность конституции, а также практикой её осуществления. Кроме этих составляющих политико-правовой системы конституционализма, важное значение имеют такие его элементы как конституционное правосознание, конституционные правоотношения и конституционная законность, на установление которой в конце концов направлено функционирования этой сложной системы. Такой «набор» элементов системы конституционализма наиболее полно отражает суть этого социально-правового явления.

Таким образом, конституция и конституционализм — это не тождество. Как справедливо отмечает немецкий исследователь С. Войт, конституционализм является нормативной концепцией, и её не следует смешивать с конституцией. Конституционализм — многоуровневая система, которая функционально выходит за рамки конституции и вообще права, отражает особенности менталитета и бытия народа.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!