Сатирические и юмористические произведения.



Проникновенный лирик, А. К. Толстой одновременно был и озорным юмористом, и ярким сатириком. Активный и заинтересованный взгляд на окружающий мир порождал смелость выражения собственных позиций. Сатирические и юмористические про изведения поэта включают и забавные «Медицинские стихотворения», и шутливые «Мудрость жизни», «Надписи на стихотворениях Пушкина», и политические сатиры. Резкость aвтора часто исключала возможность их публикации. «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» распространялись в рукописи.

«Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что «Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»:

« - Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная сатира!

 И еще:

 - Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого...

 И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей».

 Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории государства Poc сийского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются: \

Земля у нас богата,

Порядка в ней лишь нет...

 

Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К. Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико.

 

Ходит Спесь, надуваючись,

С боку на бок переваливаясь.

Ростом -то Спесь аршин с четвертью,

Шапка-то на нем во целу сажень,

Пузо-то ero все в жемчуrе,

Сзади-то у Heгo раззолочено.

А и зашел бы Спесь к отцу к матери,

Да ворота некрашены!

А и помолился б Спесь во церкви Божией,

Да пол не метен!

Идет Спесь, видит: на небе радуrа;

Повернул Спесь во друrу сторону:

Непригоже-де мне наrибатися!

 

Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием стихов.

Близость к фольклорным мотивам и резкость очертаний сатирических образов перекликаются с безымянными созданиями народных авторов. Вот начало стихотворения «У приказных ворот собирался народ...»:

У приказных ворот собирался народ

густо,

говорит в простоте, что в eгo животе

Пусто!

«Дурачье, - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк

В теле;

Еще в Думе вчера мы с трудом осетра

Съели! »

 

Сатирическое осмысление окружающего живет и в творениях Козьмы Пруткова, созданного поэтом и eгo двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми. Творения этого вымышленного автора до сих пор переиздаются и цитируются, демонстрируя читателям мир ограниченного человека косных взrлядов, малой культуры и великоrо самомнения.

А. К. Толстому (без участия соавторов) принадлежит портрет этоrо героя.

К моему портрету,

который будет издан вскоре

при полном собрании моих сочинений

Когда в толпе ты встретишь человека,

Который нaг 1 ;

Чей лоб мрачней тумaннoгo Казбека,

Неровен шаг;

Koгo власы подъяты в беспорядке,

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке, -

Знай - это я!..

Творческая позиция.

В области оценки искусства А. К. Толстой был защитником тoгo направления, которое называют «чистым искусством». Стихотворение «Против течению» (1867) некоторые называли манифестом «чистого искусства».

Други, вы слышите ль крик оглушительный:

«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли

Вымыслы ваши в наш век положительный?

MHoгo ли вас остается, мечтатели?

Сдайтеся натиску новoгo времени!

Мир отрезвился, прошли увлечения -

Где ж устоять вам, отжившему племени,

Против течения?

 

Прочитав эти строки, вы наверняка вспомните позицию Базарова иневольно включитесь внезавершенный спор о роли искусства в жизни. Толстой не принимал крайностей нигилизма, но в то же время считал: «Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить» .

 

1 Вариант: «На коем фрак». Примечание К. Пруткова.

 

В одном из стихотворений 1871 года поэт пишет:

 

Нет, пол н иного чувства,

Я верю реалистам:

Искусство для искусства

Равняю с птичьим свистом:

Я, новому ученью

Отдавшись без раздела,

Хочу, чтоб в песнопенье

Всегда сквозило дело.

 

Граф А. К. Толстой - автор, с которым и сегодня нeизбежны споры и несогласия. Eгo искренний и убедительный гнев против несправедливости сочетается с poмантическим и часто наивным взглядом на события poдной истории.

 

Не случайно при знакомстве с ним так часто приходится возвращаться к строкам стихотворения «Двух станов не боец, но только гостьслучайный....» (1858), подтверждающим двойственность eгo позиций.

 

Двух станов не боец, но только гость случайный,

38 правду я был рад поднять мой добрый меч.

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не Moг меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

При страстной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени Bpaгa отстаивал бы честь!

 

Это стихотворение в первом eгo варианте называлось «Галифакс» и было посвящено английскому общественному деятелю, который «.. .всегда был cтpoг к своим ярым союзникам и всегда был в дружеских отношениях с своими умеренными противниками». Это и послужило поводом для выражения собственных взглядов А. К. Толстого.

 

И так было вплоть до конца eгo дней. При мер тому фрагмент из письма Б. М. Маркевичу: «Шесть часов утра. Петухи поют так, будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. 3ажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Все это хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь, но мне по мере сил придется везти жену в Венецию или в Пустыньку. Ей хочется точно узнать, существует ли Наполеон lll или нет? Mнe-то оно безразлично. Какое мне до этого дело?. Если Париж стоит обедни, то Kpacный Poг (имение Толстого на Черниговщине. - Авт) со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали... Я бы легко согласился не знать о том, что творится в нашем seculum (столетии. - Авт»... Остается истинное, вечное, абсолютное, не зависящее ни от какoгo столетия, ни от какой моды, ни от кaкoгo веяния... - и вот этому-то я всецело отдаюсь. Да здравствует абсолютное, т. е. да здравствует человечность и поэзия!!»

 

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!