Историческая тема в произведениях А. К. Толстого.



Nbsp;

ЗАДАНИЯ.

· Прочитать и изучить очерк жизни и творчества Алексея Константиновича Толстого.

· Прочитать роман «Князь Серебряный» https://www.e-reading.club/chapter.php/56623/2/Tolstoii_-_Knyaz%27_Serebryanyii.html

 

или посмотреть х/ф

ü  https://r14---sn-n8v7zns7.googlevideo.com/videoplayback?requiressl=yes&mime=video%2F

ü https://r15---sn-n8v7znzl.googlevideo.com/videoplayback?gir=yes&dur=4065.488&lmt=1503

 

· Ответить на вопросы.

1. Какую историческую эпоху раскрывает роман А.К. Толстого «Князь Серебряный»?

2. Какие идеи раскрывает содержание романа?

3. На какие два лагеря делит А.К. Толстой героев данного романа?

4. Назовите главных героев романа, представляющих опричнину.

5. Назовите главных героев романа, представляющих боярство.

6. Кто такие разбойники в романе?

7. Перечислите главные сюжетные линии романа.

8. Если бы вас спросили, можно ли назвать этот роман сентиментальной историей несчастной любви, как бы вы ответили?

9. Кто из царского окружения был любимым советником Иоанна?

10. Кто такой Малюта Скуратов?

11. Почему Малюта похитил царевича Иоанна Иоанновича?

12. Кто спас царевича?

13. Почему царь решил обратиться к Божьему суду?

14. Чьей гибели в поединке желал царь?

15. Что было причиной Божьего суда?

16. Почему суд оборвался, не начавшись?

17. Почему Митька вышел на поединок против опричника Хомяка?

18. Кого поддерживал народ на площади?

19. Почему «владимирский гусляр» спешно увёл победителя с поля боя?

20. Кто это? « Ей теперь добивал чуть ли не десятый десяток. Она согнулась почти вдвое. Кожа на её лице так сморщилась, что стала походить на древесную кору, и как на старой кобыле пробивается мох, так на бороде её пробивались волосы седыми клочьями. Зубов давно у неё уже не было, глаза, казалось, не могли видеть, голова судорожно шаталась».

21. Кто так говорит кому и о ком? « Государь, не ищи измены далеко. Супротивник твой сидит супротив тебя, он пьёт с тобой с одного ковша, ест с тобой из одного блюда, платье носит с одного плеча».

22. Кому нанёс пощёчину князь Серебряный? «Силён был удар Никиты Романовича. Раздалася пощёчина словно выстрел пищальный. Загудел сыр – бор. Посыпались листья. Бросились звери со всех ног в чащу. Вылетели из дупел пучеглазые совы».

23. Кто это? «После ночного свидания с Серебряным её не переставали мучить угрызения совести. К ним присоединилось ещё смертельное беспокойство об участи Никиты Романовича. Сердце её раздиралось противоположными ощущениями. Ей хотелось пасть к ногам мужа и просить у него прощения и совета. Но она боялась его гнева, боялась за Никиту Романовича».

24. Чьи это слова? « Когда я тебя увидел в церкви, беззащитную сироту, в тот день, когда тебя хотели выдать насильно за Вяземского, я решился спасти тебя от постылого мужа, но хотел твое клятвы, что не посрамишь ты седых волос моих. Зачем ты дала мне клятву? Зачем не призналась во всём? Словами ты была со мною, а сердцем и мыслию с другим».

25. Чьи это слова? «Тяжело моё преступление. Отец мой, слушай! Страшно мне вымолвить: оскудела моя любовь к царю, сердце моё от него отвратилось! Долго боролся я сам с собою, долго молился перед святыми иконами. Искал я в своём сердце любви к царю – и не обрёл её».

26. Чьи это слова и кому сказаны? « Пока ты жив, уста народа русского запечатаны страхом, но минует твоё зверское царенье, и останется на земле лишь память дел твоих, и перейдёт твоё имя от потомков к потомкам на вечное проклятие, доколе не станет Страшный суд господень!И тогда все сотни и тысячи избиенных тобою, все, кого ты погубил и измучил, все предстанут перед господом, вопия на тебя, мучителя своего!»

27. Чьи это слова и кому сказаны? « зверь ты этакий! Кровью от тебя пахнет, душегубец! Как смел ты к святому угоднику Сергию явиться после того московского дела? Гром господень убьёт тебя, окаянного, чвесте с дьявольским полком твоим. Погоди, погоди! Разразится гром божий над теремом твоим, выжжет он всю твою нечестивую Слободу!»

28. Кого так высоко оценил царь Иван Грозный? «У тебя сердце правдивое, язык твой не знает лукавства: таких – то слуг мне и надо. Впишись в опричнину. Я дам тебе место выбылого Вяземского! Тебе я верю, ты меня не продашь».

Алексей Константинович Толстой. Очерк жизни и творчества.

Становление личности.

Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.

А. К. Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра ll. Доверительные отношения с венценосной семьей сохранились и в зрелые годы.

В 30-40-e годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «гoвoрить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру 11). Следуя этому принципу, он хлопотал возвращении из ссылки Т. Г. Шевченко, вступался за И. С. Тургенева, котopoгo обвинили в сношениях с «лондонскими пропагандистами», и даже пытался смягчить судьбу Н. Г. Чернышевского, из-за чего произошла eгo размолвка с царем.

В юности светская жизнь eгo увлекала, на охоте он был признанным лидером - за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и eгo первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал eгo первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем.

 

Рыцарский характер графа был известен в правящих кpyгax России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Eгo Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью.

Историческая тема в произведениях А. К. Толстого.

Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех eгo творениях.

Вот одна из лирических миниатюр, в которой звучит не только интерес к истории, но и глубокое и волнующее чувство причастности к каждой детали, которая несет в себе приметы времени.

В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба грянула.

С треском кpyгoм от нее разлетелись осколки.

Он же вздрогнул - и к народу могучие медные звуки

Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая.

 

Наверное, можно назвать это стихотворение исторической миниатюрой - пафос его очевиден и эмоционально оно убедительно. Напомним также, что в основу лег подлинный случай из времен Крымской войны. Толстой два месяца путешествовал по Крыму вскоре после окончания войны, и это один из стихотворных откликов на происшедшие события.

В его изображении событий истории есть идеализация былого, но есть и важное в любое время признание заслуг ушедших поколений.

 

Произведения А. К. Толстого на исторические темы в основном охватывают два периода: Киевско-Новгородскую Русь, которой посвящены многочисленные баллады («Илья Муромец», «Садко», «Змей Тугарин» и др.), и времена Ивана грозного (баллады «Василий Шибанов », « Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия).

Бескомпромиссен и критичен взгляд Толстого на эпоху Ивана Грозного и время Петра Великого. Он прямолинеен и даже односторонен в изображении главных фигур. Но в то же время eгo увлекает картина жизни далекого времени, а герои из народа созданы с искренней симпатией. Романтически яркий сюжет и убедительность психологических характеристик увлекают читателя.

Толстой смел и лишен подобострастия, столкнувшись с любым проявлением деспотизма. Такова eгo позиция в балладе «Василий Шибанов». Казалось бы, автору проще вceгo было построить конфликт на контрасте поведения главных гepoeв: показать деспотизм Ивана Грозногo и оправдать бунт князя Курбского. Но автор ищет правдивого изображения исторической картины: он утверждает, что и царю, и мятежному боярину при всей важности их противоречий свойственны такие качества, как гордость, заносчивость, бесчеловечность, неблагодарность. Благородство и способность к самопожертвованию Толстой показал в простом человеке - гepoe баллады Василии Шибанове.

Десять лет работал писатель над историческим pомaном «Князь Серебряный» (1863), в котором поставил множество политически важных проблем. Автор далек от востopгa перед победителем, который присвоил себе право быть самовластным государем. Он не только обличает разнузданное самовластье и террор, но показывает их пагубное влияние на царя и eгo окружение. Для Толстoгo очевидно, что именно народ и те, кто умеет понять eгo устремления, творят историю. И это не только князь Серебряный (не стоит искать eгo реального прототипа), но и исторически достоверные персонажи - Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька... В самых ответственных сценах романа звучат подлинные народные исторические песни, которые перекликаются с раздумьями aвтора.

Драматическая трилогия, включающая трагедии «Смерть Иоанна грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1869) рисует жизнь Pocсии конца XVI - начала XVH века. Автор не столько стремится к достоверности, сколько добивается решения историко-философских проблем. Перед читателем и зрителем проходят трагедии трех царствований. Различны правители и их судьбы, но равно удалены они от решения проблемы гумaннoгo правителя. Ни тиран Иоанн Грозный, ни мягкий Федор, ни «гениальный честолюбец» Годунов не могут ее решить. Эта проблема остро волновала и современников писателя. Цензура ощутила в пьесах Толстого критику самодержавия, и трилогия былa под запретом тридцать лет. Только после смерти автора в 1898 году трагедия «Царь Федор Иоаннович» триумфально открыла первый сезон Mосковскoгo Xyдoжественного театра.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2644; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!