ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 95



Вообще положение о том, что от человека отчуждена его родовая сущность, означает, что один человек отчужден от другого и каждый из них отчужден от человеческой сущности.

Отчуждение человека, вообще любое отношение, в котором человек находится к самому себе, реализуется, выявляется лишь в отношениях человека к другим людям.

Следовательно, в условиях отчужденного труда каждый человек рассматривает другого, руководствуясь масштабом и отношением, в котором находится он сам как рабочий.

[ XXV] Мы исходили из экономического факта — отчужде­ния рабочего и его продукции. Мы сформулировали понятие этого факта: отчужденный труд. Это понятие мы подвергли анализу. Мы анализировали, стало быть, лишь экономический факт.

Теперь посмотрим, как это понятие отчужденного труда вы­ражено и представлено в реальной действительности.

Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадле­жит?

Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадле­жит она в таком случае?

Некоторому иному, чем я, существу.

Что же это за существо?

Не боги ли? Правда, на первых порах главная производствен­ная деятельность, например строительство храмов и т. д. в Египте, в Индии, в Мексике, шла по линии служения богам, и самый продукт принадлежал богам. Однако боги никогда не были одни хозяевами труда. Не была хозяином и природа. Да и каким противоречием было бы такое положение, при ко­тором чем больше человек благодаря своему труду подчиняет себе природу и чем больше чудеса богов становятся излишними благодаря чудесам промышленности, тем больше человек дол­жен был бы в угоду этим силам отказываться от радости, достав­ляемой производством, и от наслаждения продуктом!

Чуждым существом, которому принадлежит труд и продукт труда, существом, на службе которого оказывается труд и для наслаждения которого создается продукт труда, таким суще­ством может быть лишь сам человек.

Если продукт труда не принадлежит рабочему, если он про­тивостоит ему как чуждая сила, то это возможно лишь в резуль­тате того, что продукт принадлежит другому человеку, не ра­бочему. Если деятельность рабочего для него самого является мукой, то кому-то другому она должна доставлять наслаждение


96


К. МАРКС


и жизнерадостность. Не боги и не природа, а только сам че­ ловек может быть этой чуждой силой, властвующей над чело­веком.

Необходимо еще принять во внимание выставленное выше положение о том, что отношение человека к самому себе ста­ новится для него предметным, действительным лишь через посредство его отношения к другому человеку. Следовательно, если человек относится к продукту своего труда, к своему опред- меченному труду, как к предмету чуждому, враждебному, могущественному, от него не зависящему, то он относится к нему так, что хозяином этого предмета является другой, чуж­ дый ему, враждебный, могущественный, от него не зависящий человек. Если он относится к своей собственной деятель­ности как к деятельности подневольной, то он относится к ней как к деятельности, находящейся па службе другому человеку, ему подвластной, подчиненной его принуждению и игу.

Всякое самоотчуждение человека от себя и от природы про­является в том отношении к другим, отличным от него людям, в которое он ставит самого себя и природу. Вот почему религиоз­ное самоотчуждение с необходимостью проявляется в отношении мирянина к священнослужителю или — так как здесь дело касается интеллектуального мира — также к некоему посред­нику и т. д. В практическом действительном мире самоотчужде­ние может проявляться только через посредство практического действительного отношения к другим людям. То средство, при помощи которого совершается отчуждение, само есть практическое средство. Таким образом, посредством отчужден­ного труда человек порождает не только свое отношение к пред­мету и акту производства как к чуждым и враждебным ему си­лам, — он порождает также и то отношение, в котором другие люди находятся к его производству и к его продукту, а равно и то отношение, в котором сам он находится к этим другим лю­дям. Подобно тому как он свою собственную производственную деятельность превращает в свое выключение из действительно­ сти, в кару для себя, а его собственный продукт им утрачивается, становится продуктом, ему не принадлежащим, точно так же он порождает власть того, кто не производит, над производством и над продуктом. Отчуждая от себя свою собственную деятель­ность, он позволяет другому человеку присваивать деятель­ность, ему не присущую.

До сих пор мы рассматривали это отношение только со сто­ роны рабочего; позднее мы рассмотрим его также и со стороны не-рабочего.



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!