От Дайбогова внука Радуги ко Велеславу волхову — письмо второе



 

Здрав буди Велеславе на многи века!

Не буди строг, не вини меня, что долго молчал в ответ на послание твоё, — слово вини своевольное, что за мыслию не поспевало. Вижу, что открыл ты мне глубину Сердца своего, что поведал свои думы и печалования. Тако ж и я тебе отвечу.

О людях, о сородичах своих радеешь ты. Разве они дети — до старости о них радети? Они и сами за себя порадеют. Тебе, Вестию облечённу, о Богах радеть надобно.

Таковое действо, как ты сказал, единого достигнет — сказать людям, что Боги есть. Един раз ты им об этом скажешь, и другой скажешь, сколь же без счёту говорить? Един раз то хорошо, в сложных случаях — дважды. Что ж далее? Довольно двух раз, не более — говорить о Силе Боговой. На третий должно уже познать её в себе непосредственно.

Говоришь ты в послании твоём: не как Боги, но именно как люди на Богослужение мы выходим. Может ли такое быть? Мы внуки Боговы суть, и с Ними един Род суть, и нет того, что деды наши творили, мы же сотворить не возможем, — а если не так, то вечный позор Роду нашему, и не в этом позоре нам перед Богами предстоять. Силы в тебе и во мне довольно, чтобы Мир сотворить заново, — али иначе будь, то говорило бы с тобою и со мною Солнце наше красное, и Ветры буйные: «Ты — брат наш»?

Не о слабости нашей преходящей, но о Силе Боговой, Силе Вечной, что вместе с рудою алою в жилах наших бежит, помнить надо нам, брате! Иначе того и в обряде смысла нет. Нужно ли без счёту творить поклонов и молений Силам и Богам, Коих не видишь? Лучше и вовсе не творить. Что то за обряд, который все творят, суть его же только сведущие ведают? Род ли свой в неведении прозябать оставишь? Скажу тако: вещий человек первый в Роду, кто Богово зрит, но николи не единый!

Вспомнить о Богах — не цель обряда, но средство к нему, да и то лишь одно из многих. Цель — Силу Богову в себе унести, для той жизни праведной, коя и вне обряда по Воле Боговой творится. Для доброго ладения в своём доме, в крепкой семье — мало, ой как мало того, что ты от волхова о Богах слышал или образы Их на Капище созерцал через вал Требищный. Свой дом творить надобно по образцу вернейшему — как Боги Мир творят. В ходе обряда одним из Них стать. Тогда крепко будет. Иного обряда Сердце моё не ведает.

Потому скажу тебе тако, как говорил прежде того: то действо, что ты Богослужением зовёшь, — не правилом, но исключением станет. Допускай до круговой чары священной лишь тех, кто готов с тобою и с Богами вместе Мир сотворить. На Капище Богово лишь тому путь кажи, кому и в дом свой не остережёшься дорогу указать. Только тогда и тебе, и Богам та чара подлинною славою и честию станет.

О сём пишу тебе ко сведению, а говорить ли о том иному кому — сам суди. Об обряде иное слово пришлю к тебе особо.

На реку Протву вещим людям Богумилу и Везничу шлю поклон.

Да хранят Боги тебя и Род твой!

 

От Богумила ко волхвам Велеславу да Радуге — письмо первое

 

Радуге и Велеславу, волхвам Боговым, желаю Лада Божьего! Верно и складно речено вами об обряде, други мои, и со тем согласен и сам подпишусь, и можно разве к тому ещё словеса приложить? Скажу помышление своё — что есть обряд и по что обряд деем мы? Кой ответ выйдет, тот и да будет малым прибавлением от меня ко вашей пригоршне слов златых.

Боги над нами, Боги вкруг нас, и Боги во нас, и так быти и должно. Во обряде же сбираем Божье воедино и во едином месте, единого же для. Для единения со Богами и со Предками. Лишь во обряде справном чуешь, зришь и разумеешь: де, вот истинное, чему бы быть должно, а коли того нет, так то есть — ко чему стремиться нужно. Станут ли со обрядом совершеннее люди? Станут ли искати совершенства, ежели совершенство есть единение с Божьим? Может, нет? Справный обряд ведь собою всё заполнить может — и пустошь в душе ищущей и жаждущей совершенства. Неразумием людским назову искание совершенства, ибо такого во мире нет, а есть лишь Лад Боговый, и он совершенен. А ежели того Лада и обрящем во обряде, со Божьим единясь, то по что искать совершенства? Сей ответ — общиннику, Духом умеренному, Богов да Предков любящему и совершенства не требующему. А иным что? Тем, что большего всё же возжелают? И им ответ есть — во обряде суть. Зрите, други, тако: обрядом назову я и взращение [Силы] Духа своего, путём радений многоразных, и труд во поле, и соитие любовное, и даже сон обычен. Все то в обряд претворится, ежели делать то проникновенно и со Духом. Придя со обряда Богам, надо от того обряда в душе своей частицу унесть, и её сохранять да к делам прилагать. И верно тогда, что всё — от обряда, ибо там совершенство, от Лада Божьего. Для люда же вещего — обряд есть единение мысли, словес и дела, ибо на обряде — действо со славлениями Богам и мысль о Них. Вестимо же вещим — и всё то само по себе обрядом творится, без прочего. Действо без словес, иже есть чарование, словеса без деяния, иже есть замовление, единая мысль о Божьем, егда Дух к Ним воспаряет — всё то обряд!

А каков обряд будет — от многого зависит. И не в последнюю очередь от того, каков настрой того, кто на обряд стал. Ежели душа его смутна от того или от иного, а Дух свой он ни утешить пришёл, ни усмирить не желает, то будет ли тому от обряда польза? Малая только. Скуден окажется не обряд, а человек и душа его. Во обряд же по-другому приходить надобно, немалое за Капищем оставляя, всякую суету и маяту. На обряд идти нужно, обряда желая, а по-иному — никак. И пусть кажен возьмёт от обряда то, что по потребе его, и что по силам ему.

За сим слова завершу. Здравы будьте и Богов славьте!

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!