ЛЕОНИД АНДРЕЕВ РАССКАЗ «КУСАКА»



Дополнительная информация – к сведению

Леонид Андреев - русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений. Автор рассказов «Большой шлем», «Петька на даче», «Бергамот и Гараська», «Тьма».

РАССКАЗ «КУСАКА» (полный текст)

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.

-- Жучка! -- позвал он ее именем, общим всем собакам.- Жучка! Пойди сюда, не бойся!

Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:

-- Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!

Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.

-- У-у, мразь! Тоже лезет!

Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.

Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.

II

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом.

Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:

-- Вот весело-то!

Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.

-- Ай, злая собака! -- убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос: -- Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злюу-щая!..

Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз. А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи: в траве шуршало что-то невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки; хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль.

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

-- А где же наша Кусака?

И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней. Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб, -- словно это был не хлеб, а камень, -- и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее "своей" собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.

-- Кусачка, пойди ко мне! -- звала она к себе.- Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!

Но Кусака не шла: боялась. И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

-- Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?

Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико.

И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

-- Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! -- закричала Леля.

Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

III

Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?

С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.

Но такою гордою и независимою она бывала только наедине. Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.

Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, -- и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

-- Мама, дети! Смотрите, Кусака играет! -- кричала Леля и, задыхаясь от смеха, просила:-Еще, Кусачка, еще! Вот так! Вот так...

И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях. Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:

-- Кусачка, милая Кусачка, поиграй!

И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом веселом хохоте. Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой.

Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай.

IV

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.

-- Как же нам быть с Кусакой? -- в раздумье спрашивала Леля.

Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.

-- Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит? -- сказала мать и добавила:- А Кусаку придется оставить. Бог с ней!

-- Жа-а-лко, -- протянула Леля.

-- Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь.

-- Жа-а-лко, -- повторила Леля, готовая заплакать.

Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:

-- Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что -- дворняжка!

-- Жа-а-лко, -- повторила Леля, но не заплакала.

Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно было смеха. Напуганная чужими людьми, смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада и оттуда, сквозь поредевшие кусты, неотступно глядела на видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах.

-- Ты здесь, моя бедная Кусачка, -- сказала вышедшая Леля. Она уже была одета по-дорожному -- в то коричневое платье, кусок от которого оторвала Кусака, и черную кофточку.- Пойдем со мной!

И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной.

Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.

-- Дайте копеечку, -- гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

-- А дрова колоть хочешь?

И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали.

Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.

-- Скучно, Кусака! -- тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад.

И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

V

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и -- промокшая, грязная -- вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

Наступила ночь.

И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.

Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла.

РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, Доброта - это качество человека, который отличается отзывчивостью, душевным расположением к людям и всему живому. На мой взгляд, состраданье к животным так тесно связано с добротою характера человека, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

     

РАЗМЫШЛЕНИЕ

       Разве можно назвать добрыми героев рассказа Л.Андреева «Кусака»?! Приручив к себе животное, заставив его испытать свое собачье счастье, они осенью беззаботно покинули дачу, не задумавшись о дальнейшей судьбе Кусаки… Мне кажется, что это не просто равнодушие, это жестокость. Мы должны нести ответственность за тех, кого приручили.

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Вспомним произведение Л. Андреева «Кусака». В этом рассказе речь идёт о бездомной собаке, которая никому не была нужна. В своей жизни она никогда не знала ласки, любви, привязанности, только голод, горе и обида были её спутниками. А ведь и человеку, и животному так страшно быть одиноким! К детям и взрослым, приехавшим летом на дачу, Кусака отнеслась настороженно, но постепенно привыкла к ним. Андреев описывает, как в первый раз в её собачьей жизни Кусаку приласкали, и от этого ей стало больно, потому что она боялась, что её ударят, как это бывало раньше. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», — писал Экзюпери в «Маленьком принце». Но не все люди понимают это. Писатель рассказывает, как Кусаку сначала приручили, научили любить людей, а потом просто бросили, уехав осенью с дачи в город. Рассказ Л. Андреева заставляет нас задуматься о том, что мы должны быть добрыми по отношению к «братьям нашим меньшим».

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ

   Примером жестокого отношения к животным служит произведение А. Андреева «Кусака». Над маленькой собачонкой долгое время издевались, её предавали, мучили, били. Животное перестало верить людям, оно уверило себя в том, что все вокруг жестоко. Однако одна семья, приехавшая отдохнуть на дачу, смогла растопить заледеневшее сердце Кусаки. Люди подарили ей все то, о чем она так долго мечтала. Но вскоре собаку постигло новое предательство со стороны приручившей её семьи, которое вдребезги разбило сердце бедного животного и будто разорвало её изнутри. Такое равнодушное отношение к дальнейшей судьбе собаки является жестокостью.

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Л.Н. Андреев поднимает в небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания, доброты Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, доброму отношению к людям.

Тема доброты раскрывается в рассказе через образ Кусаки, отношения людей к бездомному существу. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки.

  В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о доброте, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Андреева.

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Леонид Андреев – самобытный и талантливый писатель начала 20 века. Его творчество пронизано философскими темами и мотивами. Одной из ведущих проблем его творчества была проблема добра и жестокости. Рассмотрим ее на примере рассказа Андреева «Кусака».

В центре рассказа – история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, а встречалась лишь с человеческой жестокостью. Это наполнило Кусаку злобой и недоверием ко всему миру. Весной сюда приехала приличная, интеллигентная семья. Они приласкали собаку, дали ей имя. Писатель показывает, как ласка, участие, добро меняет, буквально преображает любое живое существо. Но сезон закончился, и Кусаку бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…» Но этот рассказ не только о жестоком обращении с животным. Андреев показывает, что не может быть маленькой жестокости, маленького Зла. Начав с плохого обращения к собаке, Зло разрастается, переходит на людей, завладевает миром. Люди, способные на предательство домашнего любимца, на жестокое обращение с ним, могут так же поступать со своими близкими, друзьями. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом дома избил свою жену.

 Все в мире взаимосвязано, малое дает начало большому, глобальному. Очень важно, чтобы это малое являлось Добром, способным преображать и изменять мир в лучшую сторону.

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ

  История с Кусакой не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо. А ведь, согласитесь, это и есть жестокость.

Я хочу пожелать вам, чтобы обида, злоба, недоверие, жестокость ушли из вашего сердца; пусть в нем не будет места страху, безразличию, эгоизму, и тогда будет гарантия того, что в любой ситуации вы останетесь добрыми людьми и будете с любовью и жалостью относиться ко всему живому. Так давайте же спешить делать добрые дела!
 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОТКРЫТОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 

ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО»

Автор-составитель: Кривошапко Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

 

Содержание
Основные определения
Примерные темы
Мудрые мысли
Литературные источники
Рассказ К.Паустовского «Старый повар»
Рассказ В. Шукшина «Солнце, старик и девушка»
Рассказ В.Вересаева «Мать (из записной книжки)»
Рассказ И.Шмелева «Как я стал писателем? »
Комментарии к рассказам А. Куприна «Чудесный доктор», К. Паустовского «Крик среди ночи»

КОММЕНТАРИЙ ФИПИ

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Основные определения

Искусство Ремесло

В словаре С. И. Ожегова:

1.Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительныеискусства. Декоративно-прикладноеи. 2.Умение, мастерство, знание  дела. Владетьискусствомшитья. 3.Самоедело, требующее такого умения, мастерства. Военноеи. • Излюбвикискусству (разг. шутл.) из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью. 1. Профессиональное занятие - изготовление изделий ручным, кустарным способом. 2. Вообще профессия, занятие (разг.). Тайны писательского ремесла. * За старое ремесло приняться (разг. неодобр.) - вернуться к прежним неблаговидным делам, поступкам. || прил. ремесленный, -ая, -ое (к 1 знач.).

В словаре Д. Н. Ушакова:

1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства. 3. только ед. Система приемов и методов в какой-н. отрасли практической деятельности; мастерство. Военное искусство. Искусство плавать. Искусство управления. Искусство руководства есть серьезное дело. Сталин. Говорить о себе – тонкое искусство, я не обладаю им. Максим Горький. 4. только ед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела. Из любви к искусству (делать что-н.; разг. шутл.) – без всякой корыстной цели, из одной любви к самому делу, занятию. Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. Сапожное ремесло. Скорняжное ремесло. Переплетное ремесло. /перен. Профессия, занятие. «Зубастой щуке в ум пришло за кошачье приняться ремесло» Крылов.

Значение слова в словаре Синонимов

умение, мастерство, художество; изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство; занятие, знание, фокус; минерва, артистизм, андерграунд, аполлон, квалифицированность, умелость, оригами, эллинизм, хореография, высокая квалификация, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, навык, дело, квалификация. дело, занятие; профессия, специальность; мастерство, рукомесло; рукоделие, минерва (Богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел (в древнеримской мифологии), промысел, искусность, призвание, работа.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

1. В чем ценность искусства?

2. Как вы понимаете высказывание Льва Николаевича Толстого: «По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла»?

3. Важно ли быть талантливым или достаточно быть трудолюбивым, чтобы достичь успеха в творчестве?

4. В чем предназначение художника (в широком смысле этого слова)?

5. Согласны ли вы с фразой: «Серьезность — это ремесло. Легкомыслие — искусство» (Дон-Аминадо)?

6. Поясните смысл высказывания Бертольда Брехта: «Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова — это не искусство».

7. Какие нравственные ценности утверждаются в искусстве?

8. В чем очищающая сила искусства?

9. Чем в вашем представлении является «великое искусство»?

10.  Как вы понимаете высказывание К. Г. Паустовского: «Для искусства годится только тот материал, который завоевал прочное место в сердце»?

11. Согласны ли вы с высказываением М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Искусство изъято из мира тления. Оно не знает смерти»?

12. Согласны ли вы со словами А. С. Пушкина о предназначении поэта: «Не для житейского волненья, / Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв»?

13. Как вы понимаете высказывание И. В. Гете: «Искусство – зеркало, где каждый видит себя»?

14. Согласны ли вы со словами К. С. Станиславского: «Нет искусства без переживания»?

15. Согласны ли вы со словами Анатоля де Франса: «У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом, и талант, не владеющий ремеслом»?

16. О чем думает человек, когда создает художественное произведение?

17.  Согласны ли вы со словами Евгения Базарова: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»?

18. Какую роль в становлении личности играет искусство?

19. Согласны ли вы с утверждением А.И.Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?

20. Как вы понимаете слова М. М. Пришвина: «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине»?

21. Каким должно быть наше отношение к культурному наследию?

ТЕЗИСЫ

Искусство эстетически воздействует на человека и преображает его.

Искусство учит человека любить жизнь.

Цель искусства – передать растворённую в мире красоту.

Искусство – способ духовной самореализации человека.

Искусство вечно.

Искусство — это способ ощутить свою связь со Вселенной.

Искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к целому миру.

Подлинная красота искусства в правде.

Искусство служит народу.

В основе настоящего искусства лежит любовь к людям. Искусство гуманистично по своей природе.

 

МУДРЫЕ МЫСЛИ

1. Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла. (Леонид Зорин)

2. Чувство меры в искусстве — все. (Анатоль Франс)

3. Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. (А. П.Чехов)

4. Кто никуда не стремится, ничего не хочет и никуда не зовет, тот не может быть художником. (А. П.Чехов)

5. Писать талантливо – значит писать кратко. (А. П.Чехов)

6. Только пчела узнает в цветке затаенную сладость, / Только художник на всем чует прекрасного след. (А. А. Фет)

7. Девяносто процентов русских лирических стихотворений написано ради последней строфы. (В. Шаламов)

8. Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти. (Антуан де Сент-Экзюпери)

9. Иногда при закате солнца видишь что-нибудь необыкновенное, чему не веришь потом, когда это же самое видишь на картине. (А. П.Чехов)

10. Талант познается не только по качеству, но и по количеству им содеянного. (А. П.Чехов)

11. Искусство — молитвенная песнь. (И. С.Шмелев)

12. У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом. (Анатоль де Франс)

13. Для писателя полная радость наступает только тогда, когда он убеждается, что совесть его находится в соответствии с совестью близких. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

14. «Искусство изъято из мира тления. Оно не знает смерти». (М. Е. Салтыков-Щедрин)

15. Всякий, кто сознает себя человеком, понимает, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

16. Если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

17. Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия, заносит на скрижали свои и великие деяния и безобразия, и подвиги самоотверженности и гнусные подстрекательства, трудности и легкомыслия. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

18. Общественное значение писателя в том и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы, чтобы освежить всякого рода духоты веянием идеала. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

19. Писатель – не ремесло и не занятие. Писатель – призвание.

(К. Г. Паустовский)

20. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. (К. Г. Паустовский)

21. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (К. Г. Паустовский)

22. Нелепейшее заблуждение – почитать искусство за ремесло, до конца понятное только ремесленнику. Искусство – это манифестация чувств, а чувство говорит общепонятным языком. (Сомерсет Моэм)

23. Нет новых направлений в искусстве, есть одно – от человека к человеку. (Станислав Ежи Лец)

24. Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступным и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель)

25. Искусство – выражение самых глубоких мыслей самым простым способом. (Альберт Эйнштейн)

26. Высшая цель, которой может служить искусство,- способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили. (Рокуэлл Кент)

27. Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.

(П. И. Чайковский)

28. Искусство не изображает видимое, но делает его видимым. (Пауль Клее)

29. Через красивое – к человечному. (Василий Александрович Сухомлинский)

30. Искусство без мысли, что человек без души – труп. (В. Г. Белинский)

31. Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать. (А. А. Блок)

32. Искусство – это одежда нации. (Оноре де Бальзак)

33. Главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее. (Оноре де Бальзак)

34. Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства. (Леонардо да Винчи)

35. Все виды искусства служат величайшему из искусств – жить на Земле (Б.Брехт)

36. Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. (Г. Ибсен)

37. Писатель, если он хорошо трудится, невольно воспитывает своих читателей. (Э.Хемингуэй)

38. Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития. (Ф. М. Достоевский)

39. В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. (Ф. М. Достоевский)

40.  Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь. (И. А. Гончаров)

41. Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать. (А.С. Пушкин)

42. Люди, делающие искусство своим бизнесом, по большей части мошенники. (П. Пикассо).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (письмо 32 «Понимать искусство»).

2. Н.В. Гоголь «Портрет».

3. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».

4. В.В. Вересаев «Состязание».

5. В. В. Вересаев «Мать».

6. И.С. Тургенев «Певцы».

7. Р.Д.Брэдбери «Улыбка».

8. К. Г. Паустовский «Золотая роза» («Искусство видеть мир», «Зарубки на сердце», «Бунт героев», «Как будто пустяки», «Молния» и др. рассказы из повести).

9. К. Г.Паустовский «Старый повар».

10. Н.С. Лесков «Левша».

11. А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

12. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго».

13. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

14. А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда».

15. А.П. Чехов «Ионыч».

16. Л.Н. Толстой «Альберт».

17. В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

18. В. М. Шукшин «Критики».

19. В. М. Шукшин «Солнце, старик и девушка».

20. Д. А. Гранин «Картина».

21. В. Астафьев «Домский собор».

22. И.А. Крыбов «Осел и Соловей».

23. И.А. Крылов «Квартет».

24. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери».

25. А.С. Пушкин - стихотворения «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Прозаи и Поэт», «Памятник».

26. И.В. Гёте «Фауст» (пролог в театре).

27. В.В. Маяковский – стихотворения «А вы могли бы?», «Разговора с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», поэма «Во весь голос» (вступление).

28. И.А.Куприн «Тапер».

29. А. А. Ахматова цикл «Тайны ремесла».

30. Н. В. Гоголь «Мертвые души» (лирическое отступление о писательском труде).

31. Р.Рождественский «Молитва перед поэмой».

32. В.В. Набоков «Музыка».

33. В. Шаламов «Труд и талант».

 

ТЕКСТЫ-ТРЕНАЖЕРЫ

ТЕКСТ № 1


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1057; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!