Молитва о призвании ко святому Просвящению



Чин оглашения завершается молитвой священника, в которой он просит Господа «призвать» раба Своего по имени ко Святому Просвящению и сподобить его «великия сея благодати Святаго Крещения...».

Православная вера состоит в том, чтобы Бога Единаго в Троице, Отца, Сына и Святого Духа, и Троицу в Единице исповедать, не сливая Лиц и не разделяя Существо. И правильно понимать Воплощение Господа нашего Иисуса Христа, что он Бог есть и Человек. А веруя так необходимо соблюдать заповеди Божии, ибо «вера, если не имеет дел — мертва» (Мак. 2, 17). Корень зла составляют гордость, лихоимство, плотская похоть, зависть, невоздержание, гнев и леность. Желающий же быть участником Небесного Царства, открывающегося в Церкви, призывается все это побеждать добродетелями: смирением, милосердием, целомудрием, сорадованием, трезвостью и пощением, усердием к молитве, богослужению и прочими делами благочестия.

Чин сочетания Христу, таким образом открывает те обеты, которым крещаемый должен остаться верен до конца жизни. Соединиться со Христом значит, преодолев свою греховную самость, принести душу в жертву Богу и тем ее спасти.

История совершения чина оглашения в Русской Церкви

Сведения о совершении огласительных молитв чина начинаются с XI-XII веков. В указанное время чтение этих молитв совершалось в различное время: для болгарина, половчанина и чухонца оно начиналось за 40 дней, для славянина за 8 дней до Крещения. Для ребенка чтение молитв соединялось с самим Крещением.

Молитвы огласительные были те же, какие читаются ив настоящее время, с тем только различием, что каждая читалась по десять раз (Памяти. Рус. Слов. XII в., с. 181).

Отрицание от сатаны произносилось пятнадцать раз вместо трех. Это происходило от разделения нынешнего вопроса: «Отрицаешися ли сатаны и всех дел его...» на пять частей и от повторения их до трех раз. После каждого из этих вопросов крещающийся, или восприемник говорил: «Отрицаюсь» (Там же, с. 182).

Отрицание от сатаны происходило с поднятием рук к небу, как это предписано делать и в настоящее время. Нифонт, епископ Новгородский, объясняя значение этого обряда Кирику, говорил, что «этим гнали невидимого врага» (Памяти. Рус. Слов XII в., с. 182).

В XIV веке чин оглашения удерживал многие особенности в совершении. Огласительные молитвы читались также по десять раз каждая. Слова молитвы четвертой: «Изжени от него всякий лукавый и нечистый дух...» произносились единожды. Вопросы об отрицании от сатаны произносились раздельно и пять ответов на них повторялись по трижды.

На беса только дули, но не плевали.

Вопрос о сочетании Христу выражался словами: «Обещаваешися ли Христу».

После поклонения Господу Богу оглашаемого не было восклицания священника: «Благословен Бог, все человеком хотяй спастися и в разум истины приити».

В XV веке огласительные молитвы читались по три раза каждая. Практика старого времени читать их по десять раз соблюдалась только при крещении старых евреев.

Слова: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух» произносились однажды. Относительно вопросов крещаемому об отречении от сатаны стала входить практика, сходная с нынешней.

Вместо дуновения на Диавола начали употреблять более выразительное действие – плевать на него. Практика прежнего времени – только дуть тоже сохранилась. Выбор практики предоставлялся совершителю Таинства.

Возглас: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися...» все еще не произносился.

В XVI веке число огласительных молитв, оставалось по составу тем же. В практику вошел обычай читать их один раз, хотя оставался обычай читать их три и даже четыре раза. При крещении иноверцев продолжали читать до десяти раз.

Перед чтением молитв священник троекратно дует в лицо крещаемого и благословляет чело, уста и грудь его.

Те же части тела благословлялись при однократном чтении слов: «Изжени от него всякаго лукаваго и нечистаго духа».

Число вопросов и ответов при отрицании сатаны оставалось прежним. Отречение от сатаны оканчивалось или троекратным дуновением на запад, или плюновением вместо дуновения. Плевали либо один, либо три раза.

Вопрос о сочетании Христу выражался теми же словами: «Обещаваешися ли Христу?» После слов священника: «И поклонишися Ему», — младенец с восприемником кланялись, не произнося никаких слов.

Символ веры вместо восприемника иногда читал диакон.

Оглашение заканчивалось, как и ныне, чтением молитвы: «Владыко Боже, призови раба своего», после чего священник и все остальные подходили к купели.

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ КРЕЩЕНИЯ

История формирования чина

В греческой Церкви воду пере погружением в нее крещаемых стали освящать в Церкви начиная со II-III веков.

В древней Церкви имело место обыкновение при совершении Крещения иметь одного восприемника. В постановлениях Апостольских заповедуется мужчину принимать от купели Крещения Диакону, а женщину – диаконисе (Акты историч., т. 1, с. 20. См. Одинцов Н., Указ. Сочин., с. 139).

В жизнеописании святой мученицы Пелагии (III в.) повествуется о крещении ее епископом Калионом так: «Епископ, подняв к небу руки, начал молиться. Вдруг внезапно истек перед ними из земли источник воды живой. Увидев такое чудо, епископ прославил Бога, но был смущен тем, что стыдился крестить Пелагию обнаженной. После его второй молитвы Пелагия увидела двух светоносный юношей, стоящих у источника и держащих в руках своих светлые покрывала. Тогда епископ освятил воду, произнеся над нею такую молитву: «Царь всей твари, творящий Ангелами Своими духов, служителями Своими – огнь пылающий, сделай меня достойным принести Тебе духовную жертву – эту девицу, которую Ты мне послал. Причти ее к лику избранных Твоих, дабы в день Царствия Твоего и она с пятью мудрыми девами вошла в чертог Христа Твоего с возженным светильником». Совершив молитву, епископ сподобил святого Крещения блаженную Пелагию во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа и причастил частицею Тела Христова» (Жития святых. М., 1904, кн. 5, май, с. 175).

В житии святителя Василия Великого (IV в.) говорится о его крещении так: «Купив себе белые одежды, какие требовалось иметь принимающим Крещение, Василий отправился в Иерусалим, где просил епископа Иерусалимского Максима крестить его в Иордане. На берегу реки «Василий пал на землю и со слезами молил Бога, чтобы Он явил ему какое-либо знамение для укрепления веры. Потом, с трепетом встав, он снял свои одежды, а вместе с ними «отложил и ветхого человека» (Еф. 4, 22) и, войдя в воду, молился. Когда святитель подошел, чтобы окрестить его, внезапно спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь, погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо... приняв Крещение, Василий вышел из воды, и епископ, дивясь любви его к Богу, облек его в одежду Христова воскресения, совершая при сем молитву. Потом помазал его миром и причастил Божественных Даров» (Жития святых. М., 1904, кн. 5, январь с. 22).

«Постановления апостольские» (IV в.) говорят, что после того, как пресвитер помажет елеем чело, грудь и спину оглашаемых, диаконы помазывают все тело готовящихся к Крещению мужчин, а диакониссы – женщин (Дмитриевский А.). И современный Требник указывает помазывать все тело крещаемого.

В это же время после Крещения с погружением крещаемого в воду, его облачали в белые одежды и возлагали на грудь крест.

Освящение воды

Чин крещения начинается с освящения воды, которая призвана смыть грехи крещаемого и сделать его сыном Света, членом Церкви. «Христос крестился для того, — пишет святой Игнатий Богоносец, — чтобы очистить воду» (Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам. Писания мужей апостольских. СПб., 1895, с. 277), сделать ее способной духовно возрождать крещающихся.

Уже самый первый момент – каждение вокруг купели – являет взору людей «благоухание в святыню Духа», говорит святой Симеон Солунский. А возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго духа...» свидетельствует о реальности открывающегося Царства Небесного, в которое призван вступить новый член Церкви.

Святитель Амвросий Медиоланский говорит о младенце, принимающем крещение: «Он принимает в восьмой день Таинство возрождения, освящается благодатью и призывается к наследию Царства Небесного» (Одинцов Н. указ. сочин., с. 73).

В словах мирной (великой ектении эта же мысль повторяется неоднократно. «О еже освятитися воде сей... и ниспослатися ей благодати избавления, ...и приити на воду сию чистительному Пресущественныя Троицы действу, ...и показатися ей отгнанию видимых и невидимых врагов, ...и достойну быти нетленнаго Царствия в ней крещаемому. О еже просветитися нам просвящением разума и благочестия, ...и показатися (крещаемумому) сыном света и наследником вечных благ и, в причастии смерти и Воскресению Христа: ...сохранити одежду Крещения и обручение Духа нескверно и непорочно...»

В молитве о себе священник просит Бога простить его собственные согрешения, освятить и даровать ему силы для совершения «великого и пренебесного Таинства». Он молится и о том, чтобы в крещаемом «вообразился Христос», и он, духовнорожденный, был «воссоздан на основании апостолов и пророков» и стал носителем истины в Соборной и апостольской Церкви и преспеянием в благочестии славил Всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Тайная молитва о себе помогает священнику проникнуть в ту благодатную атмосферу совершающегося Таинства, которая столь ясно отображена в молитве на освящение воды.

В водосвятной молитве, воспевается Господь, создавший мир. Все в этом мире соотнесено его Благим Промыслом, и все сотворенное поклоняется Ему. Словами молитвы священник возвещает веру Церкви в Бога Творца и свидетельствует, что высшее блаженства твари – в единении с Богом. Согрешивший человек потерял это единство, но Бог не оставил его: Сын Божий во плоти явился на земле для спасения людей. Священник просит, чтобы и ныне освятил Господь воду наитием Святого Духа, как некогда освятил Он воды Иордана, и сокрушил главы гнездящихся в воде демонов. Он молится и о том, чтобы Господь соделал эту воду «водой освящения, очищения плоти и духа, источником жизни», чтобы в этой воде крещаемый мог преобразиться из ветхого человека в нового, обновленного по образу Создавшего его и «принять почесть горнего знания».

«Вода Крещения, — пишет священник П. Флоренский – преисполняется таинственной силы... Она – могила ветхого человека, место его истления и место зачатия и образования нового. Духовного организма» (Священник П. Флоренский. Из богословского наследия. Б.Т. № 17, М., 1977, с. 204). ...Слагаясь из двух различных действий: из очищения... от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования воды, сообщения ей духовных энергий», источником которых является Бог, (Там же, с. 205, 173) чин освящения открывает в воде наличие силы Христовой. Прикасаясь к ней, входя в воду, человек весь, и душой и телом, сможет соединиться со Христом и вновь, духовно родиться для жизни в Церкви как Теле Христовом. Эта жизнь пронизана Светом Божественной Истины. Ее символизируют и белые одежды иерея, диакона, в которых они совершают последования Святого Крещения. Радостное проникновение в эту жизнь знаменует свет свечей, которые держат в своих руках восприемники и взрослые крещаемые.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!