Такое лицо вам носить не следует...
Только поверхностный человек не судит по внешности.
Оскар Уайльд
М |
ое любимое развлечение—отгадывать особенности личности и судьбу человека, и самая "громкоговорящая" для меня часть тела, безусловно, лицо.
Кто-то читает судьбу, разглядывая ладони: длину и форму пальцев, рельеф и линии на руке. Я этим не владею и мало в это верю (хотя вовсе и не настаиваю на своем скептицизме). Но если хорошая гадалка возьмет чью-то руку и будет гадать—я уверен, что она все скажет правильно.
· Она же не слепая: она видит, как человек подает ладонь, как она лежит у нее в руке, а самое главное, какое лицо у этого человека.
На лице человека написано все—его прошлое, настоящее и будущее. Хотите о его будущем догадаться—подключите наблюдательность и ум. Хотите его настоящее и будущее прочувствовать—своим лицом внешне и внутренне воспроизведите его лицо, и все его чувства, весь его душевный строй перейдет к вам.
· Однажды, в бытность преподавателем, я воспроизвел себе лицо учившейся у нас 40-летней переводчицы: мою душу просто обожгло ужасом! Я до сих пор не понимаю, как она могла жить с такой душой—отбитой, измордованной, жалкой...
Для более конкретного разговора приведу некоторые наблюдения и портреты членов клуба.
Вот у Оли К. аккуратно собраны губки—просто собраны, без нервных внутренних напряжений. Правильно, и она сама такая же—собранная, аккуратная и сдержанная.
|
|
· У нее хороший и спокойный рисунок губ, его нельзя спутать с губами нервно поджатыми, характерными для девушек, склонных к злой обидчивости и просто злопамятности (разницу в рисунке описать трудно, это надо видеть). По крайней мере, "налитая", готовая жалить злость-обида идет с лица, где губы сжаты, края губ в стороны и немного вниз.
Плаксивость и обидчивость не злого, но слабого человека видна на другом лице—там тоже зажимы губ и челюстей, но губы поданы вперед с готовностью к тонким нервным подрагиваниям.
А вот Саша П.—губы спокойные, но собраны и, главное, подаются немного вперед, особенно нижняя: отсюда его собранность-аккуратность-методичность-инициативность-целе-устремленность. Девушки жалуются, что не хватает в нем легкости, теплоты, мягкости—и не будет, пока губы не станут мягкими.
· Интересно—достаточно изменить рисунок губ, и изменится судьба человека. Но легко сказать—изменить рисунок губ...
Леша Д.—личность яркая и громкая. Его активность одновременно с отношением сверху (ко многим) вы легко прочувствуете через себя, если приподнимете верхнюю губу, но не только под носом, а шире, к краям рта.
|
|
Я уже говорил, что у меня постоянно сжаты челюсти. Сделайте это. Добавьте сюда напряженность щек к предулыбке и четко поставленные губы, и получите мой портрет: крепко поставленные оптимизм и доброжелательность при жесткой целеустремленности.
Убеждаться во всех этих описаниях лучше всего через свои собственные ощущения. Действительно, попробуйте сами:
Сведите надбровья, напрягите переносье и веки, и уже само собой тянет на тягостные размышления о мировых проблемах, а еще чаще по поводу собственного здоровья. Привыкнете—станете ипохондриком.
Напрягите мышцы под глазами, и сразу прибавится четкость в мыслях и движениях, концентрация, цепкость и настороженность. Если же, наоборот, страдаете от избытка всего этого—научитесь эти мышцы расслаблять. Придет созерцательность и спокойствие.
Вытаращите глаза—почувствуете застывший ужас. Расслабьте все обратно и больше никогда так не делайте.
Губы (боковые края) вбок (например, влево)—душа начнет жить под знаком иронии и цинизма.
Нижнюю губу вперед и вниз (она отвисает), одновременно немного напрягутся точки над сторонами верхней губы: сделайте так, и почувствуете брезгливость. Если же захотите когда-то возникшую брезгливость снять—достаточно просто расслабить все мышцы вокруг рта. После этого у вас не будет брезгливых чувств нигде и никогда, хотя бы вы начали работать чистильщиком туалетов.
|
|
Буквально вижу на других и неоднократно проверял на себе—все зажимы на лице дают сужение сознания и рост бестолковости. Сделаете рассеянное напряжение вокруг глаз—станете просто дураком. Проверяется на месте—напрягите глаза и попробуйте думать о чем-то глубоком или серьезном: не выйдет, тупой взор даст только тупое ...
· Простите, тупо сижу уже три минуты—не могу закончить предложение, потому что напряг мышцы вокруг глаз.
Душа управляемая: прикладные методики
В |
елика власть Тела, и, как правило, крахом заканчиваются попытки одолеть его: история религии—самое яркое тому подтверждение. Но если с телом подружиться и помочь ему стать Добрым Домом—результаты будут гораздо более воодушевляющими.
Основные моменты, на которые надо обращать внимание, это:
* манера держаться и двигаться,
* выражение лица,
* отсутствие мышечных зажимов,
|
|
* общее состояние здоровья.
Контролируйте "внушение тела". Можно ничего не внушать себе словами, но самовнушение идет всегда. Каждый человек всегда себе что-нибудь внушает: строем своих мыслей, интонацией при разговоре, своей осанкой, манерой держаться, двигаться. Унылая физиономия не только отражает настроение человека, она его и активно формирует. Но пока вы не согнулись физически, вы не согнулись душевно.
· Отсюда классический рецепт Вильяма Джеймса: "Чтобы почувствовать бодрость духа, надо действовать и говорить так, словно эта бодрость духа в вас уже вселилась".
Расслабляйтесь! Должны быть напряжены только те мышцы, которые необходимы, все остальные должны быть расслаблены. Полностью расслабившийся человек "стирает" все отрицательные эмоции.
· В это мало кто верит, но это так. Придумайте самую жуткую ситуацию, которая ввергла бы вас в предельное отчаяние, ужас—все что угодно! Но: теперь представьте, что вас начали расслаблять (начать это самому у вас едва ли хватит сил—или хватит?). Вы ложитесь, сбрасываете напряжение с кистей рук, руки становятся тяжелые, расслабленные, нормализуется дыхание, дыхание становится ровным и спокойным, расслабляются мышцы лица (и т.д., кто занимался аутотренингом, текст продолжит без труда). Да, будут мешать мысли, они будут возвращать вас к происшедшему, образы будут бить по телу и снова корчить его; но если натиск расслабления продолжить, мысли отвлечь, то через какое-то время человек будет мирно сопеть (не обязательно спать) с блаженным выражением лица и примерно таким же состоянием духа. И по-другому не бывает.
Если расслабленное выражение лица неуместно —
Улыбайтесь! При серьезном выражении лица напряжены 17 мышц, при улыбке—7. Физиологически смех—это вибрация и массаж, снимающие напряжение. Душевная улыбка поднимает настроение вам и окружающим. Для улыбки ищите поводы, улыбку—провоцируйте, держите неугасимую внутреннюю улыбку!
· Смысл-подтекст вашей улыбки—не насмешка, а радость, не ирония, а поддержка. Пусть она будет вашим талисманом—и, пока вы его не потеряете, он будет хранить вас всегда.
Овладевайте аутотренингом. Тот, кто владеет им—становится хозяином самого себя. Основные формулы погружения: "Спокойствие и расслабленность (во всем теле, в руках, ногах...) Тяжесть (приятная тяжесть...) Тепло (приятное тепло...) Дыхание (ровное и спокойное, мне дышится легко...) Сердце (бьется ровно и спокойно...) Солнечное сплетение (тепло в...) Лоб и виски (прохлада в области...). Подготовить энергичный выход с программой на бодрствование.
· Литературы по аутотренингу столько, что сколько-нибудь подробно останавливаться на принципах и методиках не вижу смысла. Читайте, а, главное, потратьте на освоение пару месяцев и возьмите себе то, что подойдет вам.
Ненужное—продышите. За плохим настроением, неуверенностью, беспредметной тревогой и страхами стоят, как правило, невидимые внешне напряжения гортани, глотки, диафрагмы и брюшного пресса. Вы не можете снять это прямым расслаблением мышц, но здесь могут помочь специальные типы дыхания.
· Чтобы продышать страх, тревоги и другие эмоции, сделайте "собачье" дыхание—быстрое и очень поверхностное, горлом, через рот. Несколько минут такого дыхания—и ненужные эмоции сбрасываются. Иногда этого не хватает, тогда нужно добавить "вибрации на вдохе". Делаете несколько полных йоговских дыханий, потом задержите воздух на вдохе и сделайте несколько (до 10) раз движения диафрагмой туда-сюда. Происходит массаж внутренних органов и сбрасываются напряжения там, где другим путем добиться расслабления не удается.
Ведите здоровый образ жизни. Уставший и больной тоже может держать себя в оптимальном психологическом состоянии, но ему это трудней. Больной зуб может "перевесить" самую позитивную философию, но и поющее тело—неплохой аргумент против многих проблем. Чаще именно в здоровом теле—здоровый дух.
· Простите, когда вы последний раз делали зарядку?
Философия личного счастья
(наставления по правилам душевной жизни)
Вы слышали, что грешники отправляются в ад,—но это не так. Куда бы ни попал грешник—он создает ад; и куда бы ни попал святой—там небеса.
Шри Раджнеш
П |
осле работы с Телом вам предстоит работа с вашей Головой. Как вы мыслите—так и живете. А поскольку Стихия Мыслей вам неподвластна (это вы подвластны ей)—вы оказываетесь игрушкой в ее руках. Строй мышления, способ осмысления жизни—вот что определяет наши радости и печали, мелодию (или какофонию) наших переживаний.
Ступени мудрости переживаний
В |
о всем есть свои ступени, есть они и в овладении мудростью переживаний. В самом коротком описании их три:
1. Освобождение от примитивных ("диких") эмоций.
Если меня ударили по лицу, я чувствую боль от самого удара (это непосредственное, живое переживание) и ярость от оскорбления (Меня! Кто-то! Посмел! По лицу!)—переживание искусственное (порождаемое условностями человеческой культуры) и весьма примитивное. Научиться "срезать" подобного рода примитивные (в первую очередь отрицательные) переживания—первая задача.
· Раджнеш рассказывает такую притчу. У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. "Бедный, какое у тебя горе!"—вздыхали односельчане. "О чем вы?—отвечал крестьянин,—у меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала!". Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. "Какая у тебя радость!—охали односельчане.—Не было лошади—а вот появились сразу две". "О чем вы?—удивлялся крестьянин.—Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить". Но вот сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. "Бедный,—снова охали соседи,—какое несчастье!" "Я не вижу несчастья,—отвечал крестьянин,—просто у сына сломана нога, и ее надо лечить". Тут началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын старого крестьянина остался дома...
И т.д.: в то время, как вся деревня жила в мире оценок и в каждом событии захлестывалась переживаниями, старый крестьянин жил самой жизнью, не отвлекаясь на мелькающие переживания.
Жизнь—это поток нейтральных событий, таких же, как рост дерева или взрыв звезды. Только после наших интерпретаций события приобретают то или иное—положительное или отрицательное—значение. Это то, что мы прибавляем к миру. Но это то, чего в мире самом по себе—нет.
Примитивная радость хороша, но плохо то, что примитивные эмоции неразборчивы, и человек этого уровня переживает все подряд, что надо и что не надо. Освободившись от диких эмоций, человек становится мудрее, но не обязательно счастливее. Иногда он грустит, так как чувствует, что его жизнь опустела, обеднела; вкупе с отрицательными "срезалась" и часть положительных диких эмоций, кроме того, теряется его непосредственность и эмоциональная живость.
"О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств..."
Некоторые воспринимают это как потерю—и в каком-то смысле они правы.
· Любимое развлечение обезьян—таскать за собой пустые железные баки, которые громыхают при этом со страшной силой. Естественно, если обезьяну лишить этого развлечения, она может расстроиться.
Но освобождение от примитивных эмоций—необходимый этап. Это этап со своими плюсами и минусами, он закономерен и оправдан—при условии правильных дальнейших шагов.
· Однако это происходит не всегда. Некоторые остаются в этом прозрачно-спокойном бытии, некоторые—создают свой "культурный мир эмоций", мир искусственный, но отвечающий вкусу каждого из них и очень приятный. Они сами создают себе праздники и веселят себя, сладостно грустят и восхищаются красотой специально созданных для этого произведений искусства в специально построенных для этого выставочных залах и консерваториях.
ЖИЗНЬ—ЭТО ПОТОК НЕЙТРАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!