Цитаты и афоризмы                                                                        (тематическое направление «Искусство и ремесло»)



Тематическое направление «Искусство и ремесло»

Нелли Васильевна Сизова,

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии № 148 имени Сервантеса

Калининского района Санкт-Петербурга

Специфика итогового сочинения

Метапредметность Литературоцентричность (отражение в литературе)
перед учеником не ставятся задачи литературоведческого характера опора на художественное произведение (недостаточно лишь его упоминания)
Ø личностная зрелость Ø способность правильно излагать мысли в письменной форме Ø умение строить рассуждение по выбранной теме Ø умение аргументировать собственное мнение Ø обращение к литературному тексту на уровне аргументации: художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества, кроме малых жанров Ø способы привлечения литературного материала: комментированный пересказ художественного произведения (отбор эпизодов, героев, деталей…), обращение к системе образов произведения, сопоставление героев и фрагментов разных произведений, актуализация проблематики художественного произведения…

«Искусство и ремесло» - ФИПИ

Темы данного направления актуализируют представления выпускников (1) о предназначении произведений искусства и (2)мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять (3) о миссии художника и его роли в обществе, о том, (4) где заканчивается ремесло и начинается искусство.
  Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает (5) раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

ПРОБЛЕМЫ

Предназначение произведений искусства

Мера таланта создателей произведений искусства

Миссия художника и его роль в обществе

Граница между ремеслом и искусством (массовая культура, китч, высокое ремесло)

5. В литературе: отношение к искусству как к творчеству и ремеслу – один из способов  создания художественного образа

 

Словарь по тематическому направлению «Искусство и ремесло»

Задание для учащихся
работая со словарём по тематическому направлению «Искусство и ремесло», определить условия, при которых ремесленник становится художником
Искусство 1.Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. 3. Отрасль практической деятельности с присущей ей системой приёмов и методов.
Ремесло 1. Профессиональное занятие - изготовление изделий ручным, кустарным способом. 2. Вообще профессия, занятие (разг.)
Талант 1.Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. 2. Человек с такими способностями, дарованием.
Гений 1. Высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения. 2. Человек, обладающий такой способностью.
Художник 1. Человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства. 2.То же, что живописец. 3.Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством.
Творец 1.Человек, который создает, создал что-нибудь творчески. 2. В религии: Бог как создатель мира.

Литературоцентричность (отражение в литературе):

Обращение к литературному тексту на уровне аргументации

В рамках тематического направления «Искусство и ремесло»

Проблемы

Ø Предназначение произведений искусства: воздействие на человека и пробуждение в нём и в его душе всего доброго, прекрасного

Ø Миссия художника и его роль в обществе

Задание для учащихся
в предложенных фрагментах из художественных и публицистических произведений выделить точечные цитаты, отражающие проблемы, связанные с тематическим направлением «Искусство и ремесло»
Автор, название его произведения Эпизоды, комментарии Цитаты
А.С. Пушкин. «Пророк»   Перерожденный божией волей и с помощью божественного вестника поэт-пророк призван «глаголом жечь сердца людей». …Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».  
М.Ю. Лермонтов. «Пророк» Трагическое осмысление пушкинской темы поэта-пророка: поэт, обладающий всеведением пророка, подвергается гонениям со стороны общества за проповедь любви и истины, и только мир природы слышит голос поэта-пророка. …Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя…
А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…» Творчество - таинство: произведение искусство рождается всем «на радость» в особом мире творца, который является уникальным в своём роде. …Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.  
Б. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…» Художник-пророк  творит не для славы – для самовыражения, для передачи миру добра, что и «подымает ввысь» творца-создателя прекрасного. …Цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов…  
А.С. Пушкин. «Памятник» Поэт-пророк творит по высшей воле: пробуждает в душах людей «чувства добрые» и потому несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом. …И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца.    
Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» Письмо «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности»: назначение театра как одного из видов искусства - преображение всех, кто будет «захвачен» его волшебной силой. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Г. Успенский. «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина) «Встреча» героя со статуей Венеры Милосской в Лувре «возродила» в душе героя всё доброе, подарив радость жизни, «выпрямив» «его скомканное, искалеченное, измученное существо». «…вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, пораженный чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской. Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя: "что такое со мной случилось?" Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость... Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего "хрустнуть" именно так, когда человек растет, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом. …я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа».
А. Твардовский. «Василий Теркин»   Глава «Гармонь». Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Веселый по нраву парень играет  на гармони, от чего бойцам становится теплее. Музыка помогает людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть о войне. Только взял боец трехрядку, Сразу видно — гармонист. Для началу, для порядку Кинул пальцы сверху вниз.   Позабытый деревенский Вдруг завел, глаза закрыв, Стороны родной смоленской Грустный памятный мотив,   И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как–то вдруг теплее стало На дороге фронтовой.   От машин заиндевелых Шел народ, как на огонь. И кому какое дело, Кто играет, чья гармонь.  
Д.С. Лихачёв. «Письма о добром»   «Любите читать!»   «Понимать искусство»   Назначение литературы как одного из видов искусства - преображения всех, кто будет «захвачен» её волшебной силой. «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми» «И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружаю­щих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить»

Ø Мера таланта создателей произведений искусства

Ø Граница между ремеслом и искусством

Ø Искусство подлинное и его «заместитель». Влияние массовой культуры на человека, на его способность понимать прекрасное, слышать голос художника

Задание для учащихся
в предложенных фрагментах из художественных произведений выделить точечные цитаты, отражающие проблемы, связанные с тематическим направлением «Искусство и ремесло»
Автор, название его произведения Эпизоды, комментарии Цитаты
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»   Сопоставление двух композиторов. Молодой Моцарт талантлив, и он может творить, где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.           Сальери Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. Труден первый шаг И скучен первый путь. Преодолел Я ранние невзгоды. Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты… Сальери Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я… Моцарт Он (Бомарше) же гений, Как ты да я. А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?  
Н. В. Гоголь. «Портрет»   Сопоставление двух художников, один из которых трудился над картинами вдохновенно, бескорыстно, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Но истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага. «С минуту неподвижный и бесчувственный стоял он посреди своей великолепной мастерской. Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновение, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже!.. погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить всё это, погубить без всякой жалости! Казалось, как будто в эту минуту разом и вдруг ожили в душе его те напряжения и порывы, которые некогда были ему знакомы. Он схватил кисть и приблизился к холсту. Пот усилия проступил на его лице; весь обратился он в одно желание и загорелся одною мыслию: ему хотелось изобразить отпадшего ангела. Эта идея была более всего согласна с состоянием его души. Но, увы! фигуры его, позы, группы, мысли ложились принужденно и несвязно. Кисть его и воображение слишком уже заключились в одну мерку, и бессильный порыв преступить границы и оковы, им самим на себя наброшенные, уже отзывался неправильностию и ошибкою». ---------- «Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори всё кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского, во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны, во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышущей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится»
А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»   В стихотворении проблема отношения к творчеству как к товару рассматривается с двух противоположных сторон. Книгопродавец, ловкий предприниматель, считает, что художественные произведения – это такой же товар, как и изделия ремесленников, главное – знать вкусы и предпочтения потребителя. Поэт же пытается спорить с торгашом, рассказывая тому о вдохновении и душевных порывах, однако позже соглашается продать свое произведение. Стихотворение заканчивается прозаической фразой- предупреждением об опасности рассматривать творчество как товар. Поэт Блажен, кто про себя таил Души высокие созданья И от людей, как от могил, Не ждал за чувство воздаянья! Блажен, кто молча был поэт И, терном славы не увитый, Презренной чернию забытый, Без имени покинул свет!.. Книгопродавец   Прекрасно. Вот же вам совет; Внемлите истине полезной: Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет… Поэт Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся.  
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»   Ремесленничество в сфере искусства показано в изображении сообщества столичных литераторов, поставивших на поток свои произведения. Другое отношение ктворчеству у Мастера. Когда на его роман о Понтии Пилате обрушивается критика, Мастер чувствует себя опустошенным и сжигает рукописи. Опасное явление: истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти. «МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с извещениями разных спортивных кружков и с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, которыми (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж.   На дверях первой же комнаты в этом верхнем этаже виднелась крупная надпись "Рыбно-дачная секция", и тут же был изображен карась, попавшийся на уду.   На дверях комнаты ј 2 было написано что-то не совсем понятное: "Однодневная творческая путевка. Обращаться к М. В. Подложной".   Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе непонятную надпись: "Перелыгино". Потом у случайного посетителя Грибоедова начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на ореховых теткиных дверях: "Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной", "Касса", "Личные расчеты скетчистов"...   Прорезав длиннейшую очередь, начинавшуюся уже внизу в швейцарской, можно было видеть надпись на двери, в которую ежесекундно ломился народ: "Квартирный вопрос"»
И. А. Куприн. «Тапер»   Эпизод «Юный пианист Юрий Азагаров на рождественском приёме». Истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров, герой рассказа,  не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновенно, за что и получил достойное вознаграждение. «Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза. Кто же это мог быть, этот удивительный человек? - Голубчик, да ведь это Рубинштейн. Понимаете ли, Антон Григорьевич Рубинштейн! И я вас, дорогой мой, от души поздравляю и радуюсь, что у меня на елке вам совсем случайно выпал такой подарок. Он заинтересован вашей игрой... Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше успокоился навсегда, от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и триумфатора. Но никогда и никому Азагаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь, его великий учитель».
В. Короленко. «Слепой музыкант»   Эпизод из эпилога. Музыка помогала слепому музыканту  воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье. «В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама, как говорили, жена музыканта… Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура предрасполагали к чему-то особенному, непривычному… Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. Богатая красками,гибкая и певучая, она бежала звонкою струею, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грезы о минувшем. Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу»  

Ø В литературе: отношение к искусству как к творчеству и ремеслу – один из способов создания художественного образа

Задание для учащихся
в предложенных фрагментах из художественных произведений выделить точечные цитаты, отражающие проблемы, связанные с тематическим направлением «Искусство и ремесло»
Автор, название его произведения Эпизоды, комментарии Цитаты
Л. Н. Толстой. «Война и мир»   Влияние искусства на восприятие мира человеком  показано в эпизоде «Николай Ростов слушает пение сестры Наташи». Услышав великолепное исполнение композиции, герой успокаивается и понимает несущественность своих душевных терзаний в сравнении с величием искусства. «Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» — подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы…Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка… «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» - подумал он. О! как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым…»
И.С. Тургенев. «Певцы» Эпизод «Состязание в мастерстве пения рядчика и Якова». Через отношение к искусству раскрываются сокровенные добрые чувства персонажей, будь то созидатели прекрасного или сторонние его наблюдатели. «Когда же наконец Яков открыл свое лицо — оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась… Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся…Он (Яков) пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня… Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…
В.М. Шукшин. «Чудик»   Эпизод «Чудик разрисовывает коляску». Через отношение к творчеству, к искреннему стремлению создавать прекрасное, делая мир добрее, раскрывается внутренний мир чудика - Василия Егорыча Князева. «Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. "Эге!- подумал Чудик.- Разрисую-ка я ее". Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено; коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов - стайку уголком, по низу - цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток... Осмотрел коляску со всех сторон - загляденье. Не колясочка, а игрушка. Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся…»  
В.М. Шукшин. «Мастер»   Эпизод «Сёмка у председателя облисполкома». Через отношение к произведению искусства раскрывается внутренний мир персонажа- деревенского мужика Сёмки из деревни Чебровка, который был непревзойдённым столяром, хотя временами крепко пил. Сёмке очень захотелось отремонтировать заброшенную Талицкую церковь, построенную по-особенному искусным мастером. «-У нас, не у нас, в Талице есть церква семнадцатого века. Красавица необыкновенная! Если бы ее отремонтировать, она бы... Не молиться, нет! Она ценная не с религиозной точки. Если бы мне дали трех мужиков, я бы ее до холодов сделал…Ее необходимо отремонтировать, она в запустении. Это - гордость русского народа, а на нее все махнули рукой. А отремонтировать, она будет стоять еще триста лет и радовать глаз и душу».    

Цитаты и афоризмы                                                                        (тематическое направление «Искусство и ремесло»)

Задание для учащихся
отобрать 5 цитат и афоризмов, чтобы знать их и уметь цитировать; приготовить литературные и личностные комментарии

Ø «…чувства добрые я лирой пробуждал…». (А.С. Пушкин)

Ø «Дело художника — рождать радость». (К.Г. Паустовский)

Ø «Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом». (К.Г. Паустовский)

Ø «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия». (Е.А. Маймин)

Ø «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать». (И.В. Гете)

Ø «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь». (Ф.И. Шаляпин)

Ø «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют». ( А.П. Чехов)

Ø «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». (Н.В. Гоголь)

Ø Гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил». (И. Кант)

Ø «Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим». (В. Ключевский)

Ø  «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником». (Л.Н. Толстой)

Ø  «Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят». (А. Шопенгауэр)

Ø «Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта». (Ф.И. Достоевский)

Ø «Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком, только потом — художником». (О. Роден)

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!