Фундаментальные потребности по В. Хендерсон



МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В ТЕРАПИИ.

ОЦЕНКА СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ.

План занятия

  1. Врачебная (медицинская) модель
  2. Модель В. Хендерсон
  3. Модели Н. Роупер, В. Логан, А. Тирней
  4. Модель Д. Джонсон
  5. Адаптационная модель сестринского дела К.Рой
  6. Модель Д. Орэм

 

Сообщение темы, начальная мотивация, постановка целей и плана лекции.

Ознакомиться с основными положениями моделей сестринского ухода: врачебной, Н.Роупер, В. Логан, А. Тирней, Д. Джонсон, К.Рой. Изучить модели В. Хендерсон, Д. Орэм. Научиться различать модели СУ, определять источники проблем пациента, направленность сестринского вмешательства, роль м/с, производить оценку качества ухода.

В программе ВОЗ по сестринскому делу и акушерству в Европе сестринский процесс описывается так: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем...». В связи с этим на протяжении 3 веков специалистами СД формировались модели сестринского ухода.

Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций и определяют так: «...систематически построенный, научно обоснованный и логически связанный набор понятий, которые составляют элементы сестринской практики...»

В каждой модели авторы по-разному видят:

- пациента как один из объектов деятельности сестринского персонала;

- источник проблем пациента;

- направленность сестринского вмешательства;

- цель ухода;

- способы сестринского вмешательства;

- роль сестры;

- оценку качества и результатов ухода.

На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии. Ядро каждой модели — различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.

ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

Врачебная модель хорошо знакома большинству сестер, так как именно на нее была ориентирована подготовка сестринского персонала в нашей стране.

Основные положения модели

Согласно врачебной модели пациент представляет собой набор анатомических органов и физиологических систем. При этой модели социальное поведение и многие особенности психологического поведения человека являются следствием изменений, происходящих в физиологических и биохимических системах организма т.е. как «пассивный носитель болезни».

Источник проблем пациента

Сестринское вмешательство при этой модели связано исключительно с биологическими потребностями человека, т. е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не человека в целом.

Направленность сестринского вмешательства

Сестра знакомится с симптомами, описанными врачом в истории болезни пациента, оценивает его состояние, нарушения деятельности определенных органов и систем и в конечном итоге констатирует факты «одышки», «сердцебиения», «жидкого стула» и т. п.

Способы сестринского вмешательства также направлены на «приведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние». Выбор способа, как правило, зависит от опыта врача, и «набор» сестринского вмешательства практически одинаков для различных пациентов, имеющих одно и то же заболевание.

Роль сестринского персонала сводится к роли «помощника» врача.

МОДЕЛЬ В. ХЕНДЕРСОН

Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОДЕЛИ

Пациент, согласно утверждению В. Хендерсон, имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей (при адаптации модели были сокращены до 10). Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время, в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «...человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению и которые этот человек выполнил бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания...». Хендерсон утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Фундаментальные потребности по В. Хендерсон

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Источник проблем пациента

Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий и (или) старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои фундаментальные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенесший тяжелую утрату, может также испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему оказывал помощь в этом его умерший родственник.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 3312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!