Возможность изменения картины мира для адаптации психики к экстремальным ситуациям



 

Поскольку постепенно становилась понятной роль картины мира в том, почему человек воспринимает ту или иную ситуацию как экстремальную, появилась идея поработать именно с картиной мира, чтобы само отношение человека к миру позволяло снять восприятие обычных бытовых ситуаций как экстремальных.

Постепенно я убедился, что очень многие не замечают, когда отвлекаются от решения задачи. Причем, речь идет не только о школьниках, но и о взрослых людях в таких серьезных занятиях, как профессиональное обучение стрельбе и рукопашному бою. Мне довелось поработать психологом в одной из охранных фирм. Особенно удобно наблюдать эти отвлечения во время огневой подготовки. Для многих людей очень трудно было правильно распределить внимание, отвлечься от результата, от ожидания выстрела, который должен вот-вот произойти. Результат был для них очень значим, но одновременно имело место очень сильное сопротивление изменениям, которые должны были помочь в достижении этого результата. Такое сопротивление было понятным, поскольку речь шла о необходимости сознательного изменения картины мира. К тому времени уже были отработаны методики, позволяющие решить эту задачу, но вместе с тем сформировалось убеждение, что изменять внутренний мир человека стоит лишь тогда, когда он до этого дорос, когда он сам этого хочет, хотя такую возможность нужно предоставлять всем. Те сотрудники, которые действительно хотели себя изменить, даже освоив только первые тестовые упражнения, заметно повысили свою личную эффективность.

Принцип айки-до. Изучая чужой опыт, я нашел очень интересный подход к изменению картины мира в нужном направлении. Это было психологическое айки-до. Основная идея этого подхода очень проста и взята из практики этого вида единоборств. Она состоит в том, чтобы в конфликте управлять оппонентом, ведя его в выбранном им самим направлении. «Дай человеку двигаться туда, куда он хочет, и помоги ему упасть там, куда он стремится».

У многих из нас к тому, чтобы уступить противнику, выработано отрицательное отношение, поскольку такая уступка многими переживается как поражение. Однако идея управлять оппонентом, используя его стремление, совершенно меняет отношение к ситуации. Но для того, чтобы определить, куда стремится противник, нужно осмыслить ситуацию, понять ее. Уже один этот навык позволяет находить выход из очень многих положений. Закрепив навык и перенеся его на отношение к миру, мы начинаем формировать стереотип реакции психики на экстремальные ситуации, который, по крайней мере, не ухудшает ее работу. В этом заключается очень большой смысл: для изменения картины мира ее не надо ломать. Необходимо понять, что в ней уже есть, и использовать это для преобразования в нужном направлении. Именно это и является одним из способов реализации принципа недеяния.

Картина мира может сопротивляться изменениям. В свете этого нельзя было не заинтересоваться людьми, которые не желали менять свою картину мира. Любая попытка научить их адекватно реагировать на ситуацию, которая при этом вызывала изменения в их мироощущении, встречала отпор. У этих людей была очень жесткая, непластичная картина мира. Если ситуация, в которую они попадали, могла хоть чуточку нарушить ее, следовала, как правило, неадекватная реакция. По моим ощущениям, эти люди жили в «аду», который сами для себя упорно создавали и, как ни странно, были довольны этим. Попытка научить их более эффективному способу действий часто приводила к тому, что они еще сильнее активизировали свои проблемы во взаимодействии с миром и с самими собой. Кроме того, они пытались распространить свой «ад» и на других людей. Я уже говорил, что заметил этот эффект и стал его наблюдать во время занятий по огневой подготовке. Для того чтобы повысить свой результат в стрельбе из пистолета, сотрудники одной охранной фирмы упорно отрабатывали устойчивость руки, учили наизусть наставления, но никак не хотели понять, что в условиях огневого контакта никто не даст им возможность принять позу для дуэльной стрельбы, тщательно прицелиться. В реальной ситуации такой стрелок и сам погибнет, и поставит под удар товарищей и задачу, которую нужно выполнить. Эти люди могли упорно трудиться над внешними атрибутами действия, но не желали меняться внутренне. В основном отрабатывалась быстрая стрельба с двух рук. Но даже держа оружие в правой руке и поддерживая его левой, они оставляли правую ногу выставленной вперед. Инструктор начинал все сначала. Показывал правильную стойку, по этапам объяснял суть действий, но как только дело доходило до зачета, все повторялось. Естественно, что интерес вызывало их поведение и в других ситуациях. В тех случаях, когда такие люди знали, что делать, они неплохо справлялись с работой. Но почему-то вокруг них очень часто создавалась напряженность, возникали конфликты. При этом они искренне были уверены, что борются за правое дело, за справедливость, в общем, за благо человечества. У меня стали появляться серьезные сомнения в их эффективности в экстремальных ситуациях. Однажды мы ехали на машине по довольно оживленной улице. Впереди легковой автомобиль начал делать поворот, не снизив скорость, и перевернулся. С нами был один из горе-стрелков. Он выскочил из машины и побежал через улицу к телефону-автомату. Я, честно говоря, не совсем сообразил, что происходит, и, придя в себя, обнаружил, что дергаю ручку двери перевернутой машины, чтобы помочь людям из нее выбраться. Умнее всех поступил наш водитель, молодой парень. Он быстрее всех оказался на месте, через открытое окно сумел добраться до ключа зажигания и выдернуть его, заглушив мотор. Он единственный из нас понял смысл ситуации. При работающем моторе машина могла в любой момент взорваться. Во время обсуждения случившегося выяснилось, что наш стрелок был непоколебимо уверен в правильности своих действий. Он собирался сообщить о случившемся в ГАИ, скорую помощь и пожарникам. Водитель сначала помалкивал, а потом оказалось, что он серьезно занимался мотокроссом. У нас с ним получилась очень интересная беседа. Я начал расспрашивать его об этом виде спорта, обращая особое внимание на то, как кроссменам удается молниеносно обдумывать и оценивать ситуацию. Парень сказал мне очень интересную вещь: «На наших скоростях думать некогда. Все мелькает, мотоцикл под тобой прыгает. Сорок пять минут в таком режиме плюс два круга. Чуть задумаешься – вылетишь с трассы. Нужно принять ситуацию, почувствовать ее, слиться с ней. Иногда появляется ощущение, что ты не сам действуешь, а как будто что-то идет через тебя». Понятно, что он описывал измененное состояние сознания. Но ведь признаки такого состояния были и у меня, когда я не совсем четко помнил свои действия. Путем тактичного опроса выяснилось, что и у нашего стрелка изменилось состояние психики. Так почему же мы действовали так различно?

 

Принцип недеяния

 

Обдумывая вышеизложенное, я пришел к выводу, что наш водитель был ближе всех к истинному недеянию. Он сразу принял ситуацию. Это позволило ему понять ее смысл и предпринять наиболее адекватные действия. Я оказался где-то в промежуточном положении. А наш стрелок даже не пытался вникнуть в происходящее. Он увидел нарушение правил дорожного движения и воплощал в жизнь свою схему. Суть его поведения проста. Он действовал, исходя не из ситуации, а из своей картины мира. Выделив этот момент, я стал замечать, что некоторые люди, типа таких стрелков, абсолютизируют свою картину мира и стремятся ее навязать. Это приводит к нарушению принципа недеяния. Иногда им удается добиться успеха, но этот успех неустойчив. Такая линия поведения создает экстремальные ситуации и для них самих, и, часто, для окружающих. Для многих сам термин недеяния означает то, что нужно подчиниться ситуации и пассивно ничего не делать. Это не так. На самом деле этот принцип означает стремление понять ситуацию и разрешить ее, не нарушая законов природы. Он призывает к жизни в гармонии с миром и с собой.

В связи с принципом недеяния стоит рассмотреть такое распространенное у нас явление, как экстремизм. В словарях это понятие объясняется как применение крайних методов при решении любой задачи. Для большинства это слово ассоциируется с чем-то негативным. С психологической точки зрения, для экстремизма характерно стремление навязать миру свой закон, свою модель, не считаясь с законами природы и общества. Справедливости ради нужно отметить, что на первых порах в различных видах деятельности экстремизм может приносить успех. Однако стремление вопреки всему идти против законов природы все равно приводит к краху и может создавать весьма опасные ситуации. Экстремизм может проявляться в различных видах деятельности. Он может носить социальный характер, проявляться в политической сфере, в экономике, в технологии. И везде создает риск критических ситуаций, при которых могут пострадать другие люди. Возникает мысль, что необходимо искать пути профилактики, поскольку это значительно выгоднее, чем подвергать опасности жизнь людей, тратить силы и средства на ликвидацию последствий.

В поисках путей профилактики естественно было познакомиться с тем, что делают другие. Я с радостью обнаружил, что многие специалисты отмечают: для адаптации к экстремальной ситуации ее нужно, прежде всего, принять, смириться с тем, что она имеет место, постараться понять ее суть. Однако четких технологий того, как научить этому человека заранее, я не нашел. Наиболее распространен подход, вырабатывающий у человека навыки действий в особых условиях. Курсантов военных училищ приучают выполнять задачу при различных осложняющих факторах, имеющих место в реальном бою: выстрелы, взрывы, огонь и т. п. Действительно, это приносит свои результаты. Бойцы учатся сохранять хладнокровие в очень сложных ситуациях. Однако при переходе к мирной жизни у бывших военных часто возникает множество трудностей, многие из которых связаны с тем, что у них сформировалась четкая, регламентированная картина мира, которую деформирует реальность, привычная для людей штатских. А свою картину мира, сложившуюся и проверенную в условиях, которые штатским и не снились, менять очень трудно. Методы адаптации получались не универсальными. Представьте себе, что все гражданское население страны проходит адаптацию к огню, воде, землетрясениям и т. д. На уровне простого ознакомления это даст очень мало, хотя и может быть в некоторых случаях полезно. А проводить полноценную адаптацию нереально: слишком дорого, да и возможно сильное противодействие. А существуют ли универсальные методы?

 

Мой знакомый мотокроссмен продолжал меня удивлять. Он очень быстро освоил стрельбу и успешно совершенствовался в рукопашном бое. Как-то раз он рассказал мне, что на спортивных сборах их команду поставили бежать кросс вместе с командой по военному пятиборью. Условия явно неравные. Для пятиборцев кросс – специальность, а мотоциклисты его не бегают. Тем не менее, к финишу прибежали на равных. Может быть, мотокросс и есть решение проблемы? К сожалению, полноценного изучения этого вопроса провести не удалось. Однако ограниченное исследование позволило предположить, что мотокроссмены несколько быстрее других людей способны адаптироваться к различным ситуациям.

Картина мира этих людей обладала удивительно противоречивыми свойствами. С одной стороны, она была пластична и легко приспосабливалась к новым условиям, с другой – была очень стабильна. Эта стабильность выражалась в устойчивости убеждений, в способности не теряться в сложных ситуациях. Постепенно начала формироваться мысль, что картина мира состоит из двух частей: мощного стабильного ядра, которое каким-то образом не противоречит законам природы, и более низкого пластичного уровня, позволяющего сливаться с ситуацией, обеспечивая адекватное отражение реальности. Во второй главе будет дано обоснование этой идеи. Похожие результаты у меня получились при работе с двумя скалолазами и с некоторыми бывшими сотрудниками спецподразделения внешней разведки «Вымпел». Не могу сказать, что в других видах спорта и других профессиях дело обстоит иначе; одаренные люди встречаются в разных видах деятельности. Однако почему не исследовать то, что само идет в руки? С парнем-мотокроссменом мне просто повезло. Скорее всего, дело было в том, что он стихийно сам для себя открыл принцип недеяния. Кроме всего прочего оказалось, что на него очень незначительно влияет фактор сверхмотивации. Из бесед с ним я понял, что гибкость и пластичность его картины мира сочетаются с устойчивыми принципами. Это было очень интересно, но никак не укладывалось в общую схему. Единственное, что хорошо вписывалось в модель, – это естественное, постоянное следование принципу недеяния.

Мы уже говорили, что принцип недеяния вовсе не пассивен. Активность его состоит в следовании законам природы. Если все идет нормально, не стоит и вмешиваться. Однако это вовсе не означает, что не нужно ничего делать. А что именно делать, не очень ясно.

Удивительно, но этот принцип встречается в самых различных религиях. Иногда он трансформируется, как, например, у Карлоса Кастанеды, в принцип «неделания». Однако суть его остается неизменной. На мой взгляд, наиболее последовательно этот принцип воплощен в даосизме. Древние мудрецы старались превратить его в технологию жизни. Великий мудрец Китая Конфуций пытался даже осуществить его в масштабах государства. Суть этого подхода состоит в том, что миром правит закон Дао. Он невидим, но проявляется во всем. «Вода из высоких местностей стремится в низкие» – так мудрец иллюстрировал проявление закона. Можно, конечно, не признавать проявления, например, закона всемирного тяготения и шагнуть на улицу из окна десятого этажа. Последствия этого вполне предсказуемы. Только признав закон, можно надеяться на появление парашюта, самолета, ракеты, понять движение планет. Мудрецы древности учили, что тот, кто действует в соответствии с законом, становится сильнее. Но как научиться понимать закон постоянно, каждую секунду? Для этого мудрецы и старались сделать принцип недеяния законом жизни.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!