Сравнительные культурно-цивилизационные факторы формирования и развития государственности в Европе и России.
Западная Европа Русь-Россия
1. Территория Западной Римской империи, вобравшая в себя всё богатство греко-римской цивилизации как «объект» для завоевания варварскими германскими племенами в V-VIII вв. | 1. Преимущественно незаселённая или слабозаселённая территория лесостепной зоны Восточной Европы, удалённая от очагов греко-римской цивилизации, как «объект» для колонизации славянскими племенами в V-VIII вв. |
2. Сравнительно высокая плотность населения, оптимальность территории, удобный выход в мировой океан как условие интенсивного развития внутренних и внешних общественно-культурных и экономических связей. | 2. Крайне низкая плотность населения, безбрежность территории, затруднённый выход в мировой океан как факторы, осложняющие развитие внутренних и внешних общественно-культурных и экономических связей. |
3. Доминирующий фактор насильственного завоевания сравнительно малочисленными варварскими германскими племенами территории Западной Римской империи как стимул для ускоренного формирования государственности и разложения родоплеменных отношений. | 3. Ограниченность завоевательного начала, преимущественно мирныйколонизационный процесс освоения восточными славянами территории, замедляющий формирование государственности и разложения родоплеменных отношений. |
4. Ускоренный процесс утверждения писаного права. Утверждение института частной собственности на землю (VI в.) Сравнительно быстрое формирование феодальных отношений и феодального права (VIII-X вв.) как юридической базы для складывания феодальных монархий в Западной Европе. | 4. Доминирующий фактор обычного права. Господство общинной собственности на землю. Консервация общинно-патриархальных традиций в жизни города и деревни как культурной базы для складывания наследственно-удельной княжеской власти на Руси. Замедленное формирование земельных отношений, регулирующихся писаным правом. IX-XII вв. – период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым. |
5. Утверждение католицизма как духовно-религиозной базы западноевропейской государственности с присущей ему тенденцией модернизации своих догматов и духовной сущности как следствия взаимодействия чувственно-мистического и логико-рационалистического культурных факторов в осмыслении высшего божественного начала. Изначальное усвоение католического вероучения на латинском языке. Католицизм как «христианство ума» | 5. Утверждение православия как духовно-религиозной базы славяно-русской государственности с присущим ему ортодоксализмом (неизменностью догматов) и тенденцией к доминированию чувственно-мистического восприятия высшего божественного начала. Изначальное усвоение православия на церковно-славянском языке. Православие как «христианство сердца» |
6. Символ культуры – индивидуализм, рационализм (доминирование формально-логического, рассудочного начала), экспансионизм (стремление к распространению своего влияния). | 6. Символ культуры – коллективизм, иррационализм (доминирование эмоционально-чувственного, интуитивного начала), соборность (стремление к всеединству во множестве). |
|
|
|
|
IV. Деятельность первых русских князей
Первые русские князья и их государственная деятельность.
Правление Рюрика (862-879).
- Призвание конунга (князя) Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Ладога – первая «столица» Древнерусского государства. Рюрик – легендарный основатель правящей династии на Руси.
|
|
- Образование «державы» Рюрика (864).
Согласно «Повести временных лет», основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879 г., передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега своего малолетнего сына Игоря.
Правление родственника Рюрика князя Олега (879-912).
- Объединение Олегом Новгорода и Киева под своей властью (882) и образование Древнерусского государства Киевской Руси.
Согласно дореволюционной историографической традиции образование Древнерусского государства связывается с временем «призвания на Русь» Рюрика, то есть с 862 г. В советский период сложилась традиция связывать образование государства на Руси с объединением Новгорода и Киева под властью Олега (882). В настоящее время прослеживается тенденция возвращение к дореволюционной историографической традиции.
- «Путь из варяг в греки» как один из важных факторов образования древнерусской государственности.
Важнейшую роль в образовании и развитии Древнерусского государства в течение нескольких веков играл водный «путь из варяг в греки», который был не только основным связующим началом формирующейся территориально-этнической общности восточнославянских племён, но и условием и средством обеспечения её внешних и внутренних культурно-экономических и политические связей (коммуникаций).
|
|
- Покорение Олегом славянских племён, живших к северу от Киева (883-885). Введение полюдья.
Полюдьем в Киевской Руси назывался объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Позже полюдьем стала называться сама дань, объём которой был неопределённой величины.
- Поход Олега на Византию (907). Подписание выгодных торговых договоров между Олегом и Византией (907,911).
Общеполитическая часть Договора 911 г. повторяла положения договоров 860 г. и 907 г. Вместе с тем, в отличие от предыдущих договоров, это был равноправный договор между равными участниками переговорного процесса. Он стал первым в истории Восточной Европы развёрнутым письменным договором между Византией и Русью, в котором нашли своё отражение договорённости по экономическим, политическим и юридическим вопросам.
- Смерть князя Олега (912).
По преданию смерть Олега наступила от укуса змеи. Место его гибели не известно. И в окрестностях Ладоги, и в окрестностях Киева до сих пор сохранились «могилы» Олега в виде курганов.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!