Творческие работы режиссеров спортивных праздников конца ХХ - начало ХХ I в.



Туманов Иосиф Михайлович – режиссер драматических и музыкальных театров; массовых зрелищ, театрализованных концертов и представление

С 1962 года И. М . Туманов - главный режиссер Кремлевского Дворца съездов ( КДС ), с 1964 г. – главный режиссер Большого театра СССР, народный артист СССР, профессор ГИТИСа им. Луначарскоого.

Основные творческие работы: режиссер – постановщик заключительных концертов декады национальных искусств в Москве; театрализованный концерт «Песни о Родине» в ознаменование 50 – летия Октябрьской революции ; театрализованный концерт «15 республик – 15 сестер» в ознаменования 50 - летия СССР; ХХII Олимпийские Игры – главный режиссер.

Пашко Владимид Михайлович – спортивный режиссер, отличник физической культуры СССР, заслуженный тренер РБ. Специалист построений разнообразных флаговых композиций, выполняющих символико – смысловую функцию в контексте зрелища.

Основные творческие работы: блок открытия ХХII – ых Олимпийских игр; спортивно – художественное представление на набережной Волги в ознаменование 4- летия победы под Сталинградом – главный режиссер; международные спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России; 1 – ая Всероссийская спартакиада учащихся – г. Саратова, 2003 год

Рабиль Георгий Борисович – спортивный режиссер – заслуженный тренер РБ, доцент кафедры гимнастики БГУФК. Заслуженный деятель физической культуры РБ.

Основные творческие работы: 60 лет образования БССР и КПБ – главный режиссерспортивного праздника и режиссер – постановщик парада физкультурников; 1500 г. Киев – финал спортивного праздника; финал открытия Олимпиады – 80;Африканские игры: режиссер спортивных выступлений и композиций художественного фона ; 1 – ая Всероссийская спартакиада учащихся – режиссер художественного фона - Саратов, 2003 год.

Губанов Василий Алексеевич

Педагог и общественный деятель. Лауреат Государственной премии. Заслуженный тренер СССР. Доцент кафедры гимнастики ГЦОЛИФК. "Буревестник",

Основные творческие работы : ХХII Олимпийские Игры – спортивные эпизоды; 39 лет Победы – спортивно – художественного представления « Солнечному небу – да!» финал спортивного праздника.

       

Заключение.

«Искусство, - говорил Кубертен, - должно соседствовать со спортом, должно быть с практикой спорта».

Основной нашей целью является способствовать развитию знаний у людей олимпийского движения, и их влияние на социум человека и страны в целом.

      Результаты показали:

-  каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.

- дни олимпийских торжеств - дни всеобщего мира.

- для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.

Известно, что за всю историю существования Олимпиад прошло более 150 Олимпийских Игр. «Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Российские спортсмены достойно защищали честь своей страны на олимпийских играх, и многие из них занимали высшие места на олимпиаде» [6]. А именно такие известные спортсмены как Нина Понамарева, Лариса Латынина, Борис Шахлин, Валерий Попенченко, Александр Дитянин, Алексей Немов, Светлана Мастерков, Светлана Хоркина, Елена Исинбаева, Альбина Ахатова. За все время участие в Олимпийских Играх наши спортсмены были удостоены 428 золотых медалей, 353 серебряных медалей, 361 бронзовой медали.

Каждые Олимпийские Игры представляют с собой не только высокие спортивные достижения, но и массовый праздник, представление, зрелище, как искусство высоких идей, целенаправленность и гражданский пафос, а также уникальные произведения зодчества, оснащенных прогрессивными техническими устройствами, способствующими высоким достижениям атлетов, усовершенствованием структуры городов – столиц олимпийских игр.

Таким образом, можно сказать, что работы является актуальной и востребованной, так как его можно использовать на уроках физической культуры с целью расширения кругозора учащихся, при проведении различных викторин. А также как методический материал, для создание спортивных праздников.

Глоссарий по теме

Восприятие – сложный процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающий человеку отражение объективной действительности и ориентировку в создавшейся обстановке.

Выразительные средства – языковые средства, используемые в произведениях для того, чтоб вызвать у читателя-зрителя какое-либо чувство, создать определенную атмосферу.

Геральдика - составление, толкование и изучение гербов. Используется и в рекламных целях.

Группа – наиболее распространённый вид клубного объединения, в котором участников связывает единство целей, интересов и общественная деятельность.

Девиз  - выражение рекламной идеи, сути рекламы.

Зрелище 1) виды искусства, непосредственно влияющие на визуальное и эмоциональное восприятие происходящих событий. К видам зрелищных искусств относятся: театр во всех его видах и жанрах, цирк, уличные театры, гуляния, праздники, спортивные состязания и т. д. 2) случай, событие, происшествие видимое глазами, все, что рассматриваем, на что глядим, а так же театральное представление, театр. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка т.1. – М. 195)

Культура – (лат. – возделывание) – 1) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе; 2) специфический способ, содержание, продукт поведенческой, опредмеченной деятельности человека по выражению им собственной «самости» - самореализации, саморегуляции, самоопределения в окружающем мире

Композиция (от лат. составление) – 1)расположение и соотношение составных частей произведения литературы, искусства, архитектуры. Устранение всех лишних элементов, мешающих целостному восприятию содержанию произведения. Единое целое: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и финал.

Изобразительные средства – языковые средства, используемые в произведении для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, персонажа, события.

Клятва – торжественное обещание, уверение

Массовая культура — понятие, охва­тывающее многообразные и разнородные яв­ления культуры 20 в., получившие распрост­ранение в связи с научно-технической рево-рок — от примитивного китча (ранний ко­микс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыль­ная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (нек-рые виды рок-музы­ки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт). К М.к. относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуникации — это радио, телевидение, кино, пресса.

Массовое действо — театрализованное зрелище, в котором принимают участие боль­шое кол-во людей (исполнители и зрители). Проводится под открытым небом: на улицах, площадях, стадионах, в парках и др. В 1920-30-е, как и в последующие 70 лет советской власти, М.д., приуроченные к годовщинам Октябрьской революции в России, включали аллегорические шествия, представления пан­томим и ораторий, прохождение по площадям городов.

Монтаж 1)соединение разножанровых произведений литературы и искусства, объединенных темой и идеей. В композиции монтажное сопоставление различных произведений, частей образует драматургический диалогтем и обобщенных образов. Диалогичность эта несет черты конфликта, являясь действенным фактором монтажной структуры. Множество тем и событий в композиции сливаются, образуя как бы мозаику.соединение частей в целое и сопоставление этих частей.

Образ1)единство трёх начал: музыкального, пластического, художественно-декоративного или

истоках борьбы или»вызревает» из конфликтной ситуации. (по Черняк Ю.М.)

художественная форма отражения действительности, раскрывающая общее через конкретное, индивидуальное; создание художественного образа тесно связано с отбором наиболее характерных, существенных сторон предмета или события.

Олимпиада - у древних греков - промежуток в 4 года между двумя празднованиями олимпийских Игр, служивший единицей летосчисления. Международные спортивные соревнования, проводимые с 1896 года, в начале в Западной Европе, а потом во всем мире. Реклама стала постоянной и неотъемлемой частью олимпиады, в ней участвуют спонсоры, используются различные рекламные средства, начиная с самих спортсменов - носителей рекламы, рекламного спортивного инвентаря, щитов вдоль бортиков, транспарантов рекламирования в средствах массовой информации. массовое спортивное соревнование - объект рекламы, используемый в Российской Федерации очень мало.

Олимпийская хартия - это свод законов, что - то вроде конституции, по которой живет на нашей планете очень сложное и очень красивое сообщество людей, называемое олимпийским движением.

Пьер де Фреди барон де Кубертен – французский деятель возродивший Олимпийские игры

Праздник – комплекс мероприятий различных видов и зрелищных форм разных жанров; многофункциональное явление, отражающее эпоху, жизнь общества и его культуру; самое древнее и самое действенное средство массовых коммуникаций. (по Черняк Ю.М.).

Пролог 1) (гр. - впереди и слово) - необходимое предисловие к пьесе или действие к спектаклю, в котором автор (через актера) обращается к публике, чтобы ввести зрителя в круг тем, объяснить условия игры и расставить акценты, важные для понимания пьесы; предыстория отраженного в искусстве события. Вступительная часть драматического произведения. 2)Пролог — прямое обращение автора, к зрителю, краткий рассказ о персонажах будущего действия и о его характере.

Символ – 1) образ или знак, несущий глубинный смысл. Истолкование символа – есть динамическая форма знания: смысл символа существует только внутри человеческого общения. (Философский энциклопедический словарь. М. советская энциклопедия 1989г)

Сценарно-режиссёрский ход1) приём, с помощью которого осуществляется связь эпизодов и построение целостной композиции представления. Сценарно-режиссёрский ход формирует образный строй зрелища. (по Черняк Ю.М.)

Театрализация – 1) Создание художественного образа по законам драматургиитеатра при самом активном участии большинства зрителей.

 2) Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Представления, построенные на основе метода театрализации, называются театрализованными. 

В т.п. главными героями являются реальные личности, прямо связанные с тем событием, вокруг которого выстраивается образное решение театрализованного действа. (по Петрову Б.Н.)

Физическое воспитание – одно из направлений досуговой работы, способствующее физическому развитию и совершенствованию личности, осуществляемое учреждениями кльтуры в содружестве со спортивными организациями.

Эпизод –1) часть сценария, законченная по мысли, поднимающая собственную определённую тему, имеющая собственное решение композиционного развития. В основе лежит синтез документального и художественного материала, закономерность от частного факта к общему. Частный факт типизируется.2) Эпизод — драматургическая микроструктура, обладающая своей завязкой конфликта, его развитием и завершением. К числу таких эпизодов, занимающих часто целую картину. (по Аль Д.М.)

Эстетическое воспитание – одно из направлений культурно-досуговой работы по формированию у человека эстетического, идейно-эмоционального отношения к искусству и действительности.

Эстетическое чувство – эмоциональное состояние человека, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства.

 

Литература

1. Аль, Д.Н. Основы драматургии: Учеб. пособие / Д.Н. Аль. - Л.: ЛГР1К, 1988.-63 с.

2. Диссертация Санкт – Петербурского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Научный руководитель:   кандидат педагогических наук, доцент Кудашова Людмила Тимофеевна, «Подготовака специалиствов по спортивной режиссуре в высших учебных заведениях», Спб, 2007г

3. Генкин Д.Н. Массовые праздники. Учеб. пособие / Д.Н. /Генкин - М., 1975

4. Конович А. А Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.- попул. — М.: Высш. шк., 1990. — 208 с

5. Приглашение в Олимпийский мир /Под общ. Ред. В.С. Родиченко. – М.,1996.

6. Рекутина, Н.В. Агонистика античного мира/ Н.В. Рекутина // Спорт для всех: Международный журнал спортивной информации на рус.яз.: Спорт Академ Пресс; Физкультура и спорт, 2003. - №3. – с. 36-37

7. Россия: Россия в Олимпийском движении. Энциклопед. Словарь. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 708с.

8. Твой олимпийский учебник: учебное пособие для учреждений образования России. – 15-е изд., переработанное и доп./ В.С. Родиченко и др., Олимпийский комитет России: М.; Советский спорт, 2003. – 144с.

9. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – Москва, 1976 г.

10. Черняк Ю.М. «Режиссура праздников и зрелищ»: Учеб. пособие/Ю. М. Черняк. - Минск, 2004 г. – 224 с.

11. Чечётин А.И. «Основы драматургии театрализованных представлений»Учеб. пособие / А. И. Чечетин – М.,1981

12. Шароев И.Г. «Режиссура эстрады и массовых представлений»:Учеб. пособие / И. Г. Шароев  – М.1986 г.

 

13. Интернет ресурсы:

http://www.olympic-history.ru дата пользования (11 мая; 16 мая; 22 мая;23 мая).

 http://ru.wikipedia.org дата пользования  (2 мая; 11мая; 16 мая; 23мая; 25 мая).

Приложение № 1

Из истории подготовки

По просьбе Оргкомитета Игр XXII Олимпиады Всесоюзный научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации изучил результаты наблюдений московской погоды почти за 100 лет. И был сделан вывод, что самая тёплая и ясная погода летом в Москве бывает во второй половине июля — начале августа, и именно в эти сроки было решено провести олимпийские соревнования. Открытие Игр XXII Олимпиады состоялось 19 июля 1980 г. Местом проведения церемонии открытия была выбрана Большая спортивная арена Центрального стадиона имени В. И. Ленина.

Приложение № 2

Организация соревнований

В 1975—1980 годах в рамках подготовки к проведению Олимпийских игр в соответствии с генеральным планом развития Москвы (а также Ленинграда, Киева, Минска и Таллина), были построены и реконструированы порядка 20 спортивных и других сооружений для проведения Олимпиады. Среди них можно выделить Спортивный комплекс Олимпийский, Центральный стадион имени В. И. Ленина (сейчас стадион Лужники), аэропорт Шереметьево-2, Стадион имени С. М. Кирова в Ленинграде. Для пропаганды Олимпийских игр и олимпийского движения в целом на территории СССР и получения дополнительных средств на организацию соревнований оргкомитетом была разработана программа проведения олимпийских лотерей, выпуска спортивной литературы, серии спортивных марок, значков, плакатов и сувениров.

Приложение №3


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!