Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях



1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 328-330

2. Арминианские (уэслианские или методистские)
(вопрос напрямую не рассматривается)

3. Баптистские

1907          Strong, 795-809

1917          Mullins, 409-416

1983-1985 Erickson 948-954

4. Диспенсационалистские

1949        Thiessen, 278-282

5. Лютеранские

(вопрос напрямую не рассматривается)

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1878          Dabney, 612-617

1937-1966 Murray, RAA, 161-173
1938          Berkhof, 447-453

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

(Вопрос напрямую не рассматривается.)

Другие работы

Baker, J. P. "Union With Christ". In NDT, p. 697-699.

Gordon, Adoniram Judson. In Christ; or the Believer's Union with His Lord. 1872; reprint, Grand Rapids: Baker, 1964 (first published in 1872).

Murray, John. "Union with Christ". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 161-173.

Poythress, Vern. "Using Multiple Thematic Centers in Theological Synthesis: Holiness as a Test Case in Developing a Pauline Theology". Неопубликованная руко­пись, с которой можно ознакомиться в Вестминстерской богословской семинарии:


960_______________________ Часть V. Учение об искуплении _________________________

Campus Bookstore, Westminster Theological Seminary, P.O. Box 27009, Philadelphia, PA, 19118.

Smedes, Lewis B. Union with Christ: A Biblical View of the New Life in Jesus Christ. 2d ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1983.

Walvoord, J. F. "Identification With Christ". In EDT, p. 542.

Отрывок для запоминания

Гал. 2:19,20:

...Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и пре­давшего Себя за меня.


ЧАСТЬ VI

Учение о Церкви


 


Г Л А В А 43

Церковь : ее природа , признаки и цели

Что необходимо для создания Церкви ?

Как мы можем определить истинную Церковь ?

Цели Церкви

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

А. Природа Церкви

1. Определение. Церковь есть сообщество всех истинных верующих во все времена. В этом определении Церковь понимается как состоящая из всех под­линно спасенных. Павел говорит: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25, курсив мой. — У. Г.). Здесь термин «Церковь» обозначает всех тех людей, ради искупления которых умер Христос, всех тех, кто спа­сен смертью Христа. Итак, имеются в виду все истинно верующие во все времена, как верующие новозаветной эпохи, так и верующие ветхозаветной эпохи1. План Бога о Церкви столь велик, что ради нее Он вознес Христа в высочайшее звание: «Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22,23, курсив мой. — У. Г.).

Сам Иисус Христос созидает Церковь, призывая к себе людей. Он дал обетование: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). А Лука сообщает нам, что рост Церкви происходит не только за счет человеческих усилий: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). Но процесс, в кото­ром Христос созидает Церковь, — это лишь продолжение прообраза, заложен­ного Богом в Ветхом Завете, когда Он призывал к Себе людей, чтобы они были собранием для поклонения пред Его лицом. В Ветхом Завете есть много ука­заний на то, что Бог мыслил об этих людях как о «Церкви», т. е. как о людях, собравшихся ради поклонения Богу. Моисей говорит народу, что Господь ска­зал ему: «Собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле...» (Втор. 4:10). В Сеп-туагинте слово «собери» (др.-евр. ЬЛ£) переводится греческим словом

1 Ниже рассматривается диспенсационалистская точка зрения о том, что Церковь и Израиль должны рассматриваться в качестве отдельных групп. В этой книге я принял по этому вопросу иную позицию, хотя многие евангельские христиане, которые согласятся с большей частью того, что написано в этой книге, разойдутся со мной во взглядах по данному конкретному вопросу.


964_________________________ Часть VI. Учение о Церкви

o, «созвать собрание», и этот глагол является однокоренным с но­возаветным существительным еккХцо'ш, «Церковь»2.

Итак, нет ничего удивительного в том, что новозаветные авторы говорят о ветхозаветном Израиле как о «Церкви» (еккХцта). Например, Стефан гово­рит об Израиле в пустыне как о «Церкви (ёккХг/аш) в пустыне» (Деян. 7:38, перевод мой. — У. Г.). Автор Послания к Евреям цитирует Христа, говорящего о том, что Он воспоет славу Богу посреди великого собрания народа Божьего на небесах: «Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди Церкви воспою Тебя» (Евр. 2:12, цитируется Пс. 21:23, перевод мой. — У. Г.; и этот перевод совпадает с рус­ским синодальным переводом Послания к Евреям, однако в Псалтири в сино­дальном переводе говорится «посреди собрания». — Примеч. пер.).

Таким образом, автор Послания к Евреям видит современных христиан, продолжающих земную Церковь, окруженными великим «облаком свидете­лей» (Евр. 12:1), которое и включает в себя и свидетелей ветхозаветных веков: Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Сарру, Гедеона, Варака, Самсона, Иеффая, Да­вида, Самуила и пророков (Евр. 11:4—32). Все эти «свидетели» окружают со­временный народ Божий, и вполне естественно, что они вместе с новозавет­ным народом Божьим должны восприниматься как великое Божье «собрание», или «Церковь»3. Кроме того, далее в гл. 12 автор Послания к Евреям говорит, что, поклоняясь Богу, мы, новозаветные христиане, приступаем к «Церкви

2 Дело в том, что греческое слово гккХцо'ш, которое в Новом Завете переводится
как «Церковь», — это то самое слово, которое в Септуагинте чаще всего переводит вет­
хозаветный термин Ьт\у> — «собрание» или «собор» народа Божьего. В Септуагинте слово
7Л(5 переводится словом 'еккХцо'ш 69 раз, а словом аьшущц, «собрание», 37 раз.

Чефер не согласен с таким выводом. Он говорит, что употребление слова 'еккХцта в Септуагинте не отражает новозаветного смысла этого слова — «Церковь». По его мне­нию, это обычное слово для обозначения «собрания». Поэтому мы не должны называть «собрание» в эфесском театре (в синодальном переводе — «зрелище». — Примеч. пер.) Церковью (Деян. 19:32), несмотря на то что здесь для обозначения группы людей упо­треблено слово 'гккХц&ш. Точно так же, когда Стефан говорит об Израиле в пустыне (Деян. 7:38) как об еккХца'кх, это не означает, что он мыслит о нем как о «Церкви», он имеет в виду просто собрание людей. Чефер считает, что здесь есть отличие от слова для обозначения Церкви, употребленного в Новом Завете (Systematic Theology, 4:39). И все же широкое использование слова 'еккХт]о'ю в Септуагинте для обозначения не толп языч­ников, а именно собраний народа Божьего, несомненно, следует учитывать при анализе употребления этого слова новозаветными авторами. Септуагинта — это та версия Библии, которой они пользовались чаще всего, и они несомненно употребляют слово кккХг^&ш, отдавая себе отчет в ветхозаветном содержании этого термина. Это объясняет, почему Лука с легкостью пишет о Стефане, что тот говорит о «Церкви» в пустыне с Моисеем, и при этом неоднократно в соседних главах Деяний Апостолов говорит о росте «Церкви» после Пятидесятницы, причем нет никаких указаний, что он подразумевал здесь какое-либо различие в значении. Новозаветная Церковь — это собрание народа Божьего, и она является продолжением образа собраний народа Божьего ветхозаветного периода.

3 Греческое слово еккХцо'ш, которое в Новом Завете переводится как «Церковь»,
означает просто «собрание».


_________________ Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели_______________ 965

(греч. еккХцо'ш) первенцев, написанных на небесах». И это неудивительно, учитывая, что новозаветные авторы рассматривают верующих-иудеев и ве­рующих-язычников как людей, равным образом объединенных в Церкви. Вместе они составили «одно» (Еф. 2:14), они — «один новый человек» (ст. 15), «сограждане» (ст. 19) и «свои Богу» (ст. 19).

Итак, в новозаветный период народу Божьему даны новые привилегии и новые благословения, неупотребление слова «Церковь» в Писании и призыв Бога к Своему народу поклоняться Ему подтверждает, что Церковь состоит из всего народа Божьего: как из ветхозаветных верующих, так и из новозаветных4.

2. Церковь невидима, хотя и видима. В истинной духовной реальности, как сообщество всех истинных верующих, Церковь невидима. Дело обстоит

4 Вопрос о том, есть ли различие между «Церковью» и «Израилем» как двумя от­дельными народами Божьими, рассматривается ниже.

Миллард Эриксон (Millard Erickson, Christian Theology, p. 1048) говорит, что Церковь началась лишь в Пятидесятницу, так как Лука не употребляет слова «Церковь» {ЪккХца'ю.) в своем Евангелии. Однако в Деяниях он употребляет его 24 раза. Эриксон рассуждает следующим образом: если Церковь существовала до Пятидесятницы, почему Лука не упоминает о ней до этих пор? Однако Лука не употребляет слова «Церковь» для опи­сания народа Божьего в период земного служения Иисуса, вероятно, потому, что в это время не было четко выделенной группы людей, которую можно было бы обозначить этим словом. Истинная Церковь действительно существовала, в том смысле, что она состояла из всех истинно верующих Израиля того периода, однако это было столь незна­чительное количество правоверных иудеев (таких, как Иосиф и Мария, Захария и Ели-савета, Симеон, Анна и им подобные), что внешне они не составляли определенной груп­пы. Большое количество иудеев отпало от Бога и примкнуло к другим религиозным дви­жениям, таким, как легализм (фарисеи), близкий к неверию «либерализм» (саддукеи), спекулятивный мистицизм (те люди, которые писали апокалиптическую литературу, и те, кто верил в нее, а также последователи сект, подобных кумранской общине), гру­бый материализм (мытари и прочие люди, для которых богатство стало ложным богом), политический или военный экстремизм (зилоты и другие люди, искавшие спасение через политику и войну). Хотя внутри этих групп, несомненно, существовали истин­ные верующие, народ как целое не представлял собой собрания людей, верно поклоня­ющихся Богу.

Кроме того, представление о новом «призвании» следовать за Христом, обращен­ном к народу Божьему как к собранию, впервые прояснилось в день Пятидесятницы. И хотя «Церковь» в смысле единой группы всех тех, кто истинно веровал в Бога, суще­ствовала и до Пятидесятницы, тем не менее в этот день она приобрела гораздо более ясно видимое выражение, и вполне естественно, что Лука начинает использовать слово «Церковь» именно с этого момента. До этого слово «Церковь» не могло обозначать ника­кого единого целого, которое могло бы рассматриваться отдельно от нации Израиля; од­нако после Пятидесятницы оно уже вполне четко могло применяться ко всем тем, кто видимо относил себя к новому народу Божьему.

Мы также должны отметить, что Иисус дважды употребляет слово «Церковь» (кккХ-ц&ш), см.: Мф. 16:18 и 18:17.


966 _________________________ Часть VI. Учение о Церкви

именно таким образом потому, что мы не можем видеть духовного состояния человеческого сердца. Мы можем видеть, что люди посещают церковь, и мы можем видеть внешние проявления внутреннего духовного изменения, одна­ко мы не можем заглянуть человеку в сердце и узнать о его духовном состоя­нии — это может сделать только Бог. Вот почему Павел говорит: «познал Гос­ подь Своих» (2 Тим. 2:19, курсив мой. — У. Г.). Даже в нашей собственной церкви, среди наших соседей — только Бог с полной определенностью и безошибочно знает, кто является истинно верующим. Рассуждая о невиди­мой Церкви, автор Послания к Евреям говорит о «Церкви первенцев, напи­санных на небесах» (Евр. 12:23), и о том, что современные христиане присое­диняются к этой Церкви в поклонении.

Мы можем привести следующее определение: невидимая Церковь — это Церковь как ее видит Бог.

И Мартин Лютер, и Жан Кальвин подчеркивали важность учения о не­видимой Церкви в противовес римско-католическому учению о том, что цер­ковь — это видимое установление, восходящее к апостолам в виде непрерыв­ной преемственной связи (через епископов). Римско-католическая церковь утверждала, что только в видимой организационной структуре римской церк­ви мы можем найти истинную Церковь — единственную истинную Церковь. Такой точки зрения Римско-католическая церковь придерживается и сего­дня. В «Апостольском послании для католиков о библейском фундаментализ­ме», вышедшем 25 марта 1987 г., Специальный национальный комитет като­лических епископов (США) критикует евангельских христиан (которых на­зывает «библейскими фундаменталистами») в первую очередь за то, что они увели народ от единственно истинной Церкви:

Основополагающей характеристикой библейского фундаментализ­ма является то, что он устраняет из христианства Церковь в том виде, в каком ее основал Господь Иисус... Нет никакого упоминания об исто­рической, пользующейся авторитетом Церкви, восходящей к Петру и другим апостолам... Исследование Нового Завета... показывает важность принадлежности к Церкви, начало которой было положено Иисусом Христом. Христос избрал Петра и других апостолов как основание Своей Церкви... Их сменили епископ римский и другие епископы, а... стадо Христово все так же имеет после Христа общего Пастыря5.

И Лютер, и Кальвин не были согласны с таким учением. Они говорили о том, что Римско-католическая церковь обладала внешней формой, организа­цией, однако это была лишь оболочка. Кальвин утверждал, что Каиафа (пер­восвященник во времена Христа) происходил от Аарона, но не был истинным

5 Полный текст послания см.: National Catholic News Service, 1312 Massachusetts Avenue NW, Washington, D. С 20005. Текст был опубликован в "Pastoral Statement for Catholics on Biblical Fundamentalism", in Originsvol 17:27 (Nov. 5, 1987), pp. 376, 377.


_________________ Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели___________    967

священником. Таким же образом и римско-католические епископы «произо­шли» от апостолов по цепи преемственности, однако они не были истинны­ми епископами Церкви Христовой. Они отошли от истинной проповеди Евангелия, а потому их видимая организация не была истинной Церковью. Кальвин говорил: «Ссылка папства на преемственность бессмысленна, если они не хранят истину Иисуса Христа во всей ее полноте, как она была унасле­дована от отцов... Какова цена преемственности от отцов к сыновьям, если в ней нет непреклонности и согласия, подтверждающих верность преемников тем, кто был прежде них?»6

С другой стороны, истинная Церковь Христова имеет также и видимый аспект. Мы можем использовать следующее определение: видимая Церковь это Церковь как ее видят христиане на земле. В этом смысле видимая Церковь включает в себя всех, кто исповедует веру в Христа и обнаруживает признаки этой веры в своей жизни7.

В этом определении мы не говорим, что видимая Церковь — это такая Церковь, которую любой человек в мире (напр., неверующий или человек, придерживающийся еретического учения) считает Церковью. Имеется в виду Церковь в восприятии подлинных верующих, тех, кто понимает различие меж­ду верующими людьми и неверующими.

Павел пишет свои послания к видимой церкви в каждой конкретной об­щине: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1 Кор. 1:2); «Церкви Фес-салоникской» (1 Фес. 1:1); «Филимону... и Апфии... и Архиппу... идомашней твоей церкви» (Флм. 1,2). Павел, несомненно, осознавал, что в некоторых из этих церквей были и неверующие, те, кто только казался христианином, но впоследствии мог отпасть. Однако ни Павел, ни кто-либо другой не мог ска­зать с уверенностью, кто именно эти люди. Павел просто писал церкви в це­лом, которая могла собираться в каком угодно месте. В этом смысле в наши дни мы могли бы сказать, что видимая церковь — это группа людей, которые собираются вместе каждую неделю для богослужения, считают себя церко­вью и исповедуют веру в Христа.

Видимая церковь во всем мире всегда будет включать в себя определен­ное количество неверующих людей, также и конкретные приходы обычно име­ют нескольких неверующих, поскольку мы не можем видеть сердца так, как их видит Бог. Павел говорит: «Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины... и разрушают в некоторых веру» (2 Тим. 2:17,18). Однако он уверен в том, что «познал Господь Своих» (2 Тим. 2:19). Павел с горечью говорит:


I


6 John Calvin, Institutes 4.2.2,3, pp. 1043, 1045.

7 Лютер и Кальвин добавили бы третий признак: те, кто рассматривается в качестве
части видимой Церкви, должны также участвовать в таинстве крещения и Вечери Гос­
подней. Другие богословы могут рассматривать это как субкатегорию требования о про­
явлениях веры в жизни человека.


968_________________________ Часть VI. Учение о Церкви

«Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» (2 Тим. 4:10).

Павел предостерегает также и эфесских пресвитеров, говоря им: «Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, кото­рые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29,30, курсив мой. — У Г.). Сам Иисус предостерегал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их» (Мф. 7:15,16, курсив мой. — У. Г.). Осознавая это раз­личие между видимой и невидимой Церковью, Августин говорил о видимой церкви: «Есть много овец вне Церкви и много волков внутри нее»8.

Когда мы начинаем осознавать, что в видимой церкви есть и неверую­щие, то возникает опасность чрезмерной подозрительности с нашей стороны. Мы начинаем сомневаться в спасении многих истинных верующих и тем са­мым смущаем церковь. Кальвин предостерегал об этой опасности, говоря о том, что мы должны судить «судом любви», поскольку признаем членами Церкви всех, кто «исповеданием веры, примером добродетельной жизни и участием в таинствах свидетельствует о приверженности тому же Богу и Хри­сту и исповедует с нами того же Бога и Христа, какого исповедуем мы»9. Мы не должны пытаться исключать людей из общения до тех пор, пока кто-либо не навлечет на себя эту кару публичным грехом. С другой стороны, церковь, конечно, не должна терпеть явных неверующих, тех людей, которые всей своей жизнью заявляют о том, что они — вне истинной Церкви.

3. Церковь может быть поместной и вселенской. В Новом Завете слово «церковь» может быть применено к группе верующих любого уровня, начи­ная от маленькой группы, которая собирается в частном доме, и заканчивая группой всех истинно верующих во Вселенской церкви. В Рим. 16:5 говорит­ся о «домашней церкви» и в 1 Кор. 16:19 тоже: «Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью». Речь может идти о церк­ви в городе (1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1; и 1 Фес. 161); в регионе (Деян. 9:31): «Церк­ ви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое»10. И наконец, есть Все-

8 Цит. по: John Calvin, Institutes 4.1.8 (p. 1022).

9 John Calvin, Institutes 4.1.8 (p. 1022).

10 Для стиха Деян. 9:31 в греческих рукописях имеются текстуальные варианты: в
одних находим «Церковь», а в других — «Церкви». Единственное число — более пред­
почтительный вариант, нежели множественное. В тексте Объединенных библейских об­
ществ единственному числу присвоена вероятность «Б» (следующая за самой высокой
степенью вероятности). Единственное число представлено многочисленными ранними
рукописями, тогда как множественное число находим в византийской рукописной тра­
диции, и его нет ни в одной рукописи раннее V в. н. э. (Чтобы грамматика не была нару­
шена, в этом месте греческого текста следует изменить шесть слов, следовательно, либо
в том, либо в другом случае изменение было внесено сознательно.)


_________________ Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели_____________ 969

ленская церковь. Павел говорит: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25), а также: «Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями...» (1 Кор. 12:28). В последнем стихе упоминание об «апостолах», которым не была дана никакая конкретная цер­ковь, свидетельствует о том, что речь идет о Вселенской церкви.

Мы можем заключить из этого, что группа народа Божьего на любом уров­не, от местного до вселенского, может быть по праву названа «церковью». Мы не должны совершать ошибки, утверждая, что только домашние церкви отра­жают истинную природу Церкви, или городского уровня, или Вселенская цер­ковь. Любое собрание народа Божьего на любом уровне может быть по праву названо Церковью.

4. Метафоры, обозначающие Церковь". Чтобы помочь нам понять приро­ду Церкви, Писание использует множество метафор и образов12. Использует­ся, в частности, целый ряд образов, связанных с семьей. Например, Павел рассматривает Церковь как семью, когда велит Тимофею поступать таким образом, словно члены церкви — это члены одной большой семьи: «Старца не укоряй, но увешавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как мате­рей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1,2). Бог — наш Не­бесный Отец (Еф. 3:14), а мы — Его сыновья и дочери, ибо Бог говорит нам: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:18). Поэтому все мы — братья и сестры друг другу в семье Божьей (Мф. 12:49,50; 1 Ин. 3:14-18). Несколько иная метафора, свя­занная с семьей, используется Павлом, когда он говорит о Церкви как о невес­ те Христовой. Он говорит, что отношения между мужем и женой относятся «ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32). Он говорит также, что совершил обручение между Христом и коринфской церковью и что это подобно обручению невес­ты с ее будущим мужем: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Хри­сту чистою девою» (2 Кор. 11:2) — здесь Павел смотрит в будущее, в то время, когда придет Христос и Церковь будет представлена Ему как невеста.

В других метафорах, встречающихся в Писании, Церковь сравнивается с ветвями лозы (Ин. 15:5), с маслиной (Рим. 11:17—24), с полем (I Кор. 3:6—9), со строением (1 Кор. 3:9) и с жатвой (Мф. 13:1-30; Ин. 4:35). Церковь рас­сматривается также как новый храм, построенный не просто из камней, а из христиан, которые и есть «живые камни» (1 Пет. 2:5), воздвигнутые на «крае­угольном камне» — Христе Иисусе (1 Пет. 2:4-8). Но Церковь — это не просто

" Более подробный анализ этого вопроса см.: Edmund P. Clowney, "Interpreting the Biblical Models of the Church", in Biblical Interpretation and the Church, ed. by D. A. Carson (Nashville: Thomas Nelson, 1985), pp. 64-109.

12 Список метафор, приводимых в этой главе, не претендует на исчерпывающую полноту.


970_________________________ Часть VI. Учение о Церкви

новый храм для поклонения Богу; это также новая группа священников, «свя­щенство святое», которое приносит «духовные жертвы, благоприятные Богу» (1 Пет. 2:5). О нас также говорится как о доме Божьем: «Дом же Его —мы» (Евр. 3:6), при этом Иисус Христос — «строитель» этого дома (Евр. 3:3). Цер­ковь рассматривается так же, как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

И, наконец, еще одна знакомая метафора — это Церковь как тело Хрис-тово(\ Кор. 12:12—27). Мыдолжны понимать, что Павел использует две раз­ные метафоры человеческого тела, когда говорит о Церкви. В 1 Кор. 12 тело как целое употребляется в качестве метафоры для Церкви, потому что Павел говорит об «ухе», «глазе» и «обонянии» (1 Кор. 12:16,17). В этой метафоре Хри­стос не рассматривается как глава тела, поскольку отдельные части тела яв­ляются частями головы. Христос в этой метафоре — это Господь, Который находится «вне» этого тела, представляющего собой Церковь; Он Тот, Кому Церковь служит и поклоняется.

А вот в Еф. 1:22,23; 4:15,16 ив Кол. 2:19 Павел использует для обозначе­ния Церкви другую метафору, связанную с телом. Он говорит, что Христос — это глава, а Церковь подобна остальному телу, которое отличается от главы: «...Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Хрис­тос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, по­лучает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:15,1 б)13. Мы не должны смешивать две метафоры из 1 Кор. 12 и Еф. 4.

Большое количество метафор, которые используются в Новом Завете для обозначения Церкви, говорит нам о том, что мы не должны ни одну из них выделять особо. Например, хотя и верно, что Церковь есть тело Христово, мы также должны помнить, что это лишь одна метафора из многих. Концентри­руясь только на этой метафоре, мы можем забыть о том, что Христос — наш Господь, царствующий на небесах, а также пребывающий среди нас. Мы, бе­зусловно, не можем согласиться с точкой зрения римских католиков, кото­рые считают, что Церковь — это «продолжающееся воплощение» Сына Божь­его на земле в наши дни. Церковь — это не Сын Божий во плоти, ибо Христос воскрес в Своем человеческом теле, вознесся в человеческом теле на небеса и теперь Он царствует на небесах как воплотившийся Христос. Он четко отли­чается от той Церкви, которая существует здесь, на земле.

Каждая из этих метафор помогает нам в большей степени оценить то бо­гатство привилегий, которое даровал нам Бог, введя нас в Церковь. Зная, что Церковь подобна семье, мы должны усиливать нашу любовь и укреплять об­щение друг с другом. Мысль о том, что Церковь подобна невесте Христовой,

13 Эта вторая метафора не является метафорой в собственном смысле, поскольку части тела не «возращают» в голову, однако Павел здесь объединяет несколько идей: о главенстве (или авторитете) Христа, о Церкви-теле и о возрастании во Христе.


________________ Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели____________   971

должна побуждать нас стремиться к большей чистоте и святости, а также к большей любви к Христу и подчинению Ему. Идея о плодородном поле долж­на побуждать нас к росту в христианской жизни и к стремлению добывать те питательные вещества, которые необходимы для духовного роста — как на­шего собственного, так и других людей. Представление о Церкви как о новом храме Бога способно усилить наше осознание, что среди нас присутствует Сам Бог. Понятие о Церкви как о священстве должно помочь нам более ясно уви­деть, какую радость доставляют Богу жертвы хвалы и добрых дел, которые мы приносим Ему (см.: Евр. 13:15,16). Метафора о Церкви как о теле Христовом должна увеличивать нашу взаимозависимость и нашу высокую оценку раз­нообразия даров внутри тела. Можно привести и множество других примене­ний этих и прочих метафор Церкви, которые мы находим в Писании.

5. Церковь и Израиль. Среди протестантов, евангельских христиан, есть расхождение во взглядах по вопросу отношения между Израилем и Церковью. Этот вопрос был впервые поднят и осмыслен исследователями, которые при­держиваются «диспенсационалистских» взглядов. В наиболее объемном сис­тематическом богословии, написанном диспенсационалистом Льюисом Спер-ри Чефером14, указывается на многочисленные различия между Израилем и Церковью и даже между верующими Ветхого Завета и Церковью Нового За­вета15. Чефер считает, что у Бога есть два разных плана для двух различных групп людей, которых Он искупил: Божьи цели и обетования относительно Израиля касаются земных благословений, и они будут исполнены на земле в определенное время в будущем. С другой стороны, Божьи цели и обетования относительно Церкви касаются небесных благословений и будут исполнены на небесах. Это различение двух групп людей, спасаемых Богом, по мнению Че-фера, станет особенно ярким в период миллениума, поскольку в течение этого времени Израиль будет править на земле как народ Божий и будет наслаж­даться исполнением ветхозаветных обетовании, а Церковь уже будет взята

14 Lewis Sperry Chafer, Systematic Theology. Разделение между Израилем и Церковью,
как между двумя различными группами в общем плане Божьем, — это, пожалуй, самое
важное учение диспенсационалистов. Хотя их характеризует также целый ряд других
учений, напр.: разделение Церкви на небесах перед судом (см. гл. 53), будущее букваль­
ное исполнение ветхозаветных пророчеств об Израиле, разделение библейской истории
на семь периодов, или «диспенсаций» («распределений». — Примеч. пер.), путей Божьих
относительно Его народа и понимание эпохи Церкви как интервала в Божьем плане
эпох, который возник, когда иудеи в массе своей отвергли Иисуса как своего Мессию.
Однако многие современные диспенсационалисты изменили бы или совсем отвергли
многие из этих учений. Диспенсационализм как система освещен работами Дж. Н. Дар-
би (J. N. Darby, 1800-1882), он возник в Великобритании, однако распространился в США
благодаря «Справочной Библии Скоуфилда».

15 Chafer, Systematic Theology, 4:45-53.


972 _________________________ Часть VI. Учение о Церкви

на небо, в то время когда Христос тайно вернется за Своими святыми («вос­хищение»). С этой точки зрения, Церковь берет свое начало с Пятидесятницы (Деян. 2). Поэтому не следует думать о ветхозаветных верующих и новозавет­ных верующих как о членах одной Церкви.

Хотя взгляды Чефера продолжают пользоваться авторитетом в опреде­ленных диспенсационалистских кругах, а также в среде проповедников, позднее многие лидеры разошлись во взглядах с Чефером. Такие современ­ные богословы-диспенсационалисты, как Роберт Соси, Крейг Блейзинг и Даррелл Бок, говорят о себе как о «прогрессивных диспенсационалистах»16, и у них множество последователей. Они рассматривают Церковь не как ин­ тервал в Божьем плане, а как первый шаг к установлению Царства Божье­го. С их точки зрения, у Бога нет двух различных планов об Израиле и о Церк­ ви, у Него одна цель — установление Царства Божьего, в достижении кото­рой будут принимать участие как Израиль, так и Церковь. Прогрессивные диспенсационалисты не усматривают никакого различия между Израилем и Церковью в будущей вечности, так как, по их мнению, Израиль и Церковь станут частью единого народа Божьего. Кроме того, они считают, что члены Церкви будут править с Христом в прославленных телах на земле в период миллениума (см. гл. 54).

Однако между прогрессивными диспенсационалистами и остальными евангельскими христианами все же остается серьезное различие: они утверж­дают, что ветхозаветные пророчества об Израиле будут исполнены в период миллениума этническими евреями, которые будут верить в Христа и жить на земле Израиля как «образцовая нация», с которой нужно будет брать пример всем прочим нациям. Поэтому они не говорят, что Церковь — это «новый Из­раиль» или что все ветхозаветные пророчества об Израиле исполнятся в Церк­ви, поскольку эти пророчества, по их мнению, будут исполнены среди этни­ческого Израиля.

Точка зрения, изложенная в данной книге, серьезно отличается от взгля­дов Чефера, но в определенной степени отличается также и от воззрений про­грессивных диспенсационалистов. Однако трудно с уверенностью определить, каким в точности образом библейские пророчества о будущем будут исполне­ны, и в наших выводах нам следует высказывать скорее предположения, чем утверждения. Принимая это во внимание, мы можем сказать следующее.

Как протестантские, так и католические богословы — не диспенсацио­налисты — говорят, что Церковь объединяет и ветхозаветных, и новозаветных верующих в одну Церковь, или тело Христово. Даже с этой точки зрения мож-

16 См.: Robert L. Saucy, The Case for Progressive Dispensationalism (Grand Rapids: Zondervan, 1993); Darrell L. Bock and Craig A. Blaising, eds., Progressive Dispensationalism (Wheaton: Victor, 1993). См. также: John S. Feinberg, ed., Continuity and Discontinuity: Perspectives on the Relationship Between the Old and New Testaments (Wheaton: Crossway, 1988).


I


Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели                            973

но утверждать, что в будущем произойдет широкомасштабное обращение ев­рейского народа (Рим. 11:12,15,23—26,28-31)|7, хотя в результате этого обра­щения верующие-евреи лишь станут частью истинной Церкви Божьей — они «привьются к своей маслине» (Рим. 11:24).

В связи с этим вопросом мы должны отметить многочисленные новоза­ветные стихи, которые описывают Церковь как «новый Израиль», или новый «народ Божий». То, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25), показывает, что дело обстоит именно таким образом. Кроме того, нынешняя эпоха Церкви, которая принесла спасение многим миллионам хри­стиан, — это не разрыв или интервал в Божьем плане18, это продолжение Его плана, выраженного в Ветхом Завете в призыве к Себе Своего народа. Павел говорит: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, кото­рое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:28,29, курсив мой. — У. Г.). Павел признает, что, хотя существует естественное происхождение от Авра­ама, которое дает право называться иудеем, однако есть также и более глубо­кое, духовное понимание «истинного иудейства» — т. е. внутренняя вера и очи­щение Богом сердец.

Павел говорит, что Авраама следует не просто считать отцом иудейского народа в физическом смысле. В более глубоком и более истинном смысле его следует также считать «отцом всех верующих в необрезании... и отцом обре­занных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама» (Рим. 4:11,12, ср. ст. 16, 18). Поэтому Павел и говорит: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, кото­рые от семени его... Не плотские дети суть дети Божий; но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:6—8). Павел имеет здесь в виду, что истинные дети Авраама те, кто в самом подлинном смысле является «Израилем», — это не израильский народ по физическому происхождению от Авраама, а те, кто верует в Христа. То есть те, кто имеет привилегию быть названным: «Мой народ» (Рим. 9:25, цитата из Ос. 2:23); поэтому Церковь теперь — это избранный народ Божий. Это означает, что когда еврейский народ по плоти начнет спасаться в определенный момент будущего, то он не соста­вит отдельного народа Божьего и не будет подобен отдельной маслине — они «привьются к своей маслине» (Рим. 11:24). Есть и другой текст, в котором

17 См. гл. 53, где я утверждаю, что Рим. 9—11 учит о будущем широкомасштабном
обращении еврейского народа, хотя я и не диспенсационалист в обычном понимании
этого термина.

18 Чефер использует термин «вставка», подразумевая введение определенного пе­
риода времени в предварительно спланированное расписание, или календарь, событий.
Чефер говорит: «Нынешняя эпоха Церкви — это вставка в открытый нам календарь,
или программу, Бога, как эту программу видели пророки прошлого».


974_________________________ Часть VI. Учение о Церкви

говорится о том же, — Гал. 3:29: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Сходным образом Павел говорит, что христиа­не — это и есть «обрезание» (Флп. 3:3).

Павел вовсе не расценивает Церковь как группу, отдельную от еврейского народа. Он пишет верующим нееврейского происхождения в Эфесе, что они прежде были «отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетова­ния» (Еф. 2:12), но теперь «стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2:13). И когда язычники были приведены в Церковь, то иудеи и язычники были объ­единены в одно тело. Павел говорит, что Бог есть «соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду... дабы из двух создать в Себе Са­мом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста» (Еф. 2:14-16, курсив мой. — У. Г.). Поэтому Па­вел и говорит, что язычники — «сограждане святым и свои Богу, бывши утверж­дены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа крае­угольным камнем» (Еф. 2:19—29, курсив мой. — У. Г.). Хотя Павел и осознает, что основание новозаветной Церкви — в Ветхом Завете, он все же говорит: «Чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими однотело» (Еф. 3:6). Весь этот текст говорит о единстве верующих языческого и иудейского про­исхождения в теле Христовом. Нет никаких указаний на существование ино­го плана для иудеев, которых предполагалось бы спасти отдельно от тела Хри­стова — Церкви. Церковь включает в себя весь истинный народ Божий, и по­чти все наименования народа Божьего, использующиеся в Ветхом Завете, применяются также и к новозаветной Церкви.

Евр. 8 содержит в себе еще ряд серьезных аргументов в пользу того, что Церковь — это преемник ветхозаветных обетовании об Израиле. Рассматри­вая контекст Нового Завета, к которому принадлежат христиане, автор По­слания к Евреям приводит обширную цитату из Иер. 31:31—34: «Вот, насту­пают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:8—10, курсив мой. — У. Г.). Здесь автор цитирует обетование Господне о том, что Он заключит новый за­вет с домом Израиля и с домом Иуды, и говорит, что это тот завет, который был заключен с Церковью. Это тот завет, по которому верующие являются в Церк­ви членами. Похоже, весьма трудно избежать заключения о том, что автор рас­сматривает Церковь как истинный Израиль Бога, в котором исполнились его ветхозаветные обетования.

Также и Иаков в соборном послании многочисленным раннехристиан­ским церквам говорит, что он пишет «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак. 1:1). Это явно указывает на то, что он рассматривает ново­заветных христиан как наследников двенадцати колен Израилевых.


________________ Глава 43. Церковь: ее природа, признаки и цели___________    975

Подобным же образом выражается и Петр. С первого стиха, в котором он называет своих читателей «пришельцами» и «рассеянными» (1 Пет. 1:1 )19, до предпоследнего, в котором он называет Рим «Вавилоном» (1 Пет. 5:13), он ча­сто говорит о новозаветных христианах, используя систему образов Ветхого Завета, и в терминах обетовании, данных иудеям. Кульминацией этой темы является 1 Пет. 2:4—10, где20 Петр говорит, что Бог даровал Церкви почти все благословения, обещанные Израилю в ветхозаветный период. Место пребы­вания Бога — уже не Иерусалимский храм, поскольку христиане — это но­вый «храм» Бога (ст. 5; в синодальном переводе — «дом», как и в греческом тексте: oikoq. — Примеч. пер.). Священство, способное приносить угодные Богу жертвы — это уже не потомки Аарона, поскольку теперь христиане — подлинное «царственное священство», которое имеет доступ к престолу Бо­жьему (ст. 4,5,9). Избранный народ Божий — это уже не физические потомки Авраама, поскольку христиане теперь — «род избранный» (ст. 9). Народ, бла­гословленный Богом, — это уже не народ Израиля, поскольку христиане те­перь — «народ святый» (ст. 9). Народ израильский уже не называется наро­дом Божьим, поскольку христиане — как из иудеев, так и из язычников — теперь являются «народом Божиим» и теми, кто «помилованы» (ст. 10). Бо­лее того, Петр берет эти цитаты из таких стихов Ветхого Завета, где много­кратно говорится, что Бог отвергнет Свой народ, если он будет упорствовать в неповиновении Ему, т. е. всех тех, кто отречется от драгоценного «крае­угольного камня» (ст. 6), который Он установил. Что еще следовало бы ска­зать, чтобы дать нам полную уверенность в том, что Церковь теперь стала ис­тинным Израилем Бога и получит все благословения, обещанные Израилю в ветхозаветный период?21

6. Церковь и Царство Божье. Как соотносятся Церковь и Царство Бо­жье? Различия были хорошо сформулированы Джорджем Лэддом:

Царство — это прежде всего действующее царское правление Бога и, следовательно, та сфера, в которой это правление ощущается. По биб­лейскому выражению, Царство не идентично его подданным. Они — люди правления Божьего, которые входят в него, живут в нем и управля­ются. Церковь же — это община Царства, но ни в коем случае не само Царство. Ученики Иисуса принадлежат Царству настолько же, насколько

19 Слово «рассеяние» употреблялось в отношении иудеев, переселившихся с изра­
ильской земли и живших по всему Средиземноморью.

20 Остальная часть этого абзаца заимствована из: Wayne Grudem, The First Epistle of
Peter, p.m.

21 Диспенсационалист может допустить, что к Церкви применено множество ветхо­
заветных пророчеств об Израиле, однако, по его мнению, истинное исполнение этих обе­
товании произойдет лишь в будущем, с этническим Израилем.


976 _________________________ Часть VI. Учение о Церкви

Царство принадлежит им; но они не есть Царство. Царство — это прав­ление Бога; Церковь — сообщество людей".

Лэдд продолжает уточнять различия между Царством и Церковью: 1) Цер­ковь не Царство (поскольку Иисус и первые христиане проповедовали о том, что Царство Божье близко, а не о том, что Церковь близка, и проповедовали Евангелие Царства, а не Евангелие Церкви: Деян. 8:12; 19:8; 20:25; 28:23,31). 2) Царство творит Церковь (поскольку когда люди входят в Царство Божье, они присоединяются к человеческому общению в Церкви). 3) Церковь свиде­тельствует о Царстве (поскольку Иисус сказал: «Проповедано будет сие Еван­гелие Царствия по всей вселенной»; Мф. 24:14). 4) Церковь — это инструмент Царства (поскольку Святой Дух, являя силу Царства, действуя через учени­ков, исцеляет больных и изгоняет бесов, как Он делал это и во время служе­ния Иисуса: Мф. 10:8; Лк. 10:17). Церковь — страж Царства (поскольку Церк­ви даны ключи от Царства на небесах: Мф. 16:19)23.

Поэтому мы не должны отождествлять Царство Божье и Церковь (как это делается в римско-католическом богословии), но не должны также рассмат­ривать Царство Божье как нечто, относящееся исключительно к будущему и отличное от эпохи Церкви (как это было в прежнем диспенсационалистском богословии). Мы должны признать, что между Царством Божьим и Церковью существует тесная связь. Когда Церковь благовествует Царство, люди прихо­дят в Церковь и начинают испытывать благословения Божьего правления в сво­ей собственной жизни. Царство являет себя через Церковь, и таким образом будущее царствование Бога прорывается в настоящее время (оно «уже» здесь: Мф. 12:28; Рим. 14:17; и «еще не» здесь полностью: Мф. 25:34; 1 Кор. 6:9,10). Поэтому те, кто верует в Христа, отчасти видят, каким будет окончатель­ное Царство Божье: в определенной степени они познают победу над грехом (Рим. 6:14; 14:17), над бесовской силой (Лк. 10:17) и над болезнями (Лк. 10:9). Они живут в силе Святого Духа (Мф. 12:28; Рим. 8:4-17), Который и есть действующая сила грядущего Царства. Впоследствии вернется и Сам Иисус, и Его Царство распространится на все творение (1 Кор. 15:24—28).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!