Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях



1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 125-129

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1892-1894 Miley, 2:490-496
1940          Wiley, 1:472-476

1983          Carter, 2:1047-1069

3. Баптистские

1767          Gill, 1:375-384, 434-435


462 _____________________ Часть II. Учение о Боге

1887          Воусе, 174-181

1907         Strong, 443-464

1917          Mullins, 276-280

1976-1983 Henry, 6:229-250 1983-1985 Erickson, 433-451

4. Диспенсационалистские

1947         Chafer, 2:3-32

1949          Thiessen, 133-150

1986          Ryrie, 121-134

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:498-508
1934         Mueller, 196-202

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559        Calvin, 1:163-172 (1.14.3-12)

1724-1758 Edwards, 2:604-607, 612-617
1861          Heppe, 201-219

1871-1873 Hodge, 1:637-643
1878          Dabney, 264-275

1938          Berkhof, 141-148

1962         Buswell, 1:130-134

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 1:169-196

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия

1955          Ott, 114-121

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980         МсВпеп (вопрос напрямую не рассматривается)

Другое работы

Bromiley, G. W. "Angel". In EDT, pp. 46, 47. Dickason, С Fred. Angels, Elect and Evil, Chicago: Moody, 1975. Graham, Billy. Angels: God's Secret Agents. Revised and expanded edition. Waco, Tex.: Word, 1986.

Joppie, A. S. The Ministry of Angels. Grand Rapids: Baker, 1953. McComiskey, Т. Е. "Angel of the Lord". In EDT, pp. 47, 48.


Глава 18. Ангелы_______________________     463

Отрывок для запоминания

Отк. 5:11,12:

И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.


ГЛАВ А 19

Сатана и бесы

Что современным христианам следует думать о сатане и бесах ? Духовная брань

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Тема предыдущей главы естественно подводит нас к вопросу о сатане и бесах, поскольку они тоже ангелы, только злые. Некогда они были благими, но, согрешив, утратили привилегию служить Богу. Они также сотворенные, духовные существа, обладающие моральным суждением и высоким интел­лектом , но не обладающие физическими телами. Бесов мы можем определить следующим образом: бесы — это злые ангелы, согрешившие против Бога, кото­ рые постоянно совершают в мире зло.

А. Происхождение бесов

Когда Бог сотворил мир, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Это означает, что даже в ангельском мире, сотворенном Богом, тогда еще не было злых ангелов, или бесов. Однако ко времени собы­тий, описанных в Быт. 3, мы видим, что сатана, в облике змея, искушает Еву (Быт. 3:1—5). Таким образом, где-то в период между событиями, описанными в Быт. 1:31 и Быт. 3:1, в ангельском мире произошли изменения — многие ан­гелы отпали от Бога и стали злыми.

В Новом Завете об этом упоминается дважды. Петр говорит нам: «Бог ан­гелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блю­сти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4)'. Иуда также говорит, что Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает

' Это не означает, что грешные ангелы сейчас не оказывают на мир никакого влия­ния, так как в ст. 9 Петр говорит, что Господь также знает, как «беззаконников соблюдать ко дню суда», имея в виду людей, которые явно имели влияние на мир и даже беспокои­ли читателей послания Петра. Написанное во 2 Пет. 2:4 просто означает, что падшие ангелы были удалены из присутствия Божьего и содержатся под определенным ограни­чительным контролем до судного дня, однако это не исключает их нынешней постоян­ной активности в мире.


Глава 19. Сатана и бесы______________________ 465

в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). Вновь подчерки­вается тот факт, что они удалены от славы присутствия Божьего и что их дея­тельность ограничена (в метафорическом смысле, они пребывают «в вечных уйах»), однако в тексте не говорится ни о том, что влияние бесов устранено из мира, ни о том, что часть бесов содержится в месте наказания, отделенном от мира, тогда как прочие способны оказывать на него воздействие2. Как Вто­рое послание Петра, так и Послание Иуды говорят нам, что часть ангелов от­пала от Бога и эти ангелы стали противниками Его Слова. Судя по всему, их грехом была гордыня, отказ занять предписанное им место, ибо они не сохра­нили своего достоинства и оставили свое жилище (Иуд. 6).

Возможно также, что упоминание о падении сатаны, князя бесов, содер­жится в гл. 14 Книги Пророка Исайи. Исайя говорит об осуждении Богом (земного) вавилонского царя и использует выражения, слишком сильные для применения к любому человеческому существу:

Как упал ты с неба, денница3, сын зари! разбился о землю, попи­равший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севе­ра; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низ-вержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12—15).

Из описания попытки взойти на небо и установить там свой престол со словами: «Буду подобен Всевышнему» ясно, что речь идет об ангельском су­ществе великой силы и достоинства. Для еврейской пророческой речи нет ничего необычного в переходе от описания событий из жизни человека к па­раллельным небесным событиям, которые в некотором роде находят отраже­ние в земных событиях4. Если это действительно так, то грех сатаны — горды­ня и попытка сравниться с Богом.

При этом едва ли в Быт. 6:2—4 говорится о падении бесов. В этих стихах нам сказано, что «сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они краси­вы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. <...> В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божий стали входить к до­черям человеческим, и они стали рождать им». Многие полагают, что «сыны

2 Во 2 Пет. 2:4 не говорится: «Бог не удалил ангелов после того, как они согрешили», или: «Бог бросил согрешивших ангелов в ад», здесь содержится просто общее упомина­ние об «ангелах», которые согрешили. Также в Иуд. 6 говорится об ангелах, «не сохра­нивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», где речь идет обо всех согре­шивших ангелах. Их нынешнее жилище — «ад» и «адский мрак», хотя они и могут выби­раться оттуда и оказывать влияние на людей в мире.

KJ V переводит слово «денница» как «Люцифер», что означает «светоносный». Сло­во «Люцифер» не фигурирует ни в одном другом тексте KJV и ни в одном другом совре­менном переводе Библии.

4 См., напр.: Пс. 44, где описание земного царя переходит в описание Мессии.


466                                                Часть II. Учение о Боге

Божий» в этом отрывке — это ангелы, согрешившие браком с дочерями лю­дей, но это маловероятно, и вот по каким причинам5.

Ангелы — это нематериальные существа, которые, по словам Иисуса, не вступают в брак (Мф. 22:30). Кроме того, ничто в контексте гл. 6 Книги Бытие не указывает на то, что выражение «сыны Божий» следует истолковы­вать как указание на ангелов (в этом смысле данный текст отличается, напр., от Иов. 1, 2, где контекст, в котором речь идет о совете на небесах, ясно дает читателю понять, что здесь говорится об ангелах). Гораздо более вероятно, что выражение «сыны Божий» здесь (как во Втор. 14:1) означает людей, принад­лежащих Богу, которые, подобно Богу, ходят в праведности (отметим Быт. 4:26 как введение к Быт. 5, где основание линии потомков Сифа относится ко времени, когда люди «начали призывать имя Господа»). В Быт. 5:3 подчер­кивается, что сыновство заключается также и в схожести с отцом. Кроме того, в тексте всей гл. 5 через Адама и Сифа многие люди причисляются к Богу в качестве «сыновей». Похоже, общий замысел этого повествования — проде­монстрировать параллельное развитие благочестивого (и впоследствии — мес­сианского) рода Сифа и всего остального — неблагочестивого — человечес­кого рода. Таким образом, «сыны Божий» в Быт. 6:2 — это праведные люди, которые стремятся подражать своему небесному Отцу, а «дочери человечес­кие» — это их жены, принадлежавшие к неблагочестивой части человечества.

Б. Сатана как глава бесов

«Сатана» — это собственное имя главы бесов. Это имя упоминается в Иов. 1:6, когда «пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (см. также: Иов. 1:7 - 2:4). Здесь он представлен как про­тивник Господа, искушающий Иова. Точно так же, в конце жизни Давида, «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израиль­тян» (1 Пар. 21:1). Кроме того, Захария видит «Иисуса, великого иерея, сто­ящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах. 3:1). «Сатана» — это еврейское слово flBfr), оно означает «противник»6. В Новом Завете также используется слово «сата­на», заимствованное из Ветхого Завета. Так, Иисус, во время своего искуше­ния в пустыне, говорит: «Отойди от Меня, сатана» (Мф. 4:10), или: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

5 Более подробно этот вопрос рассмотрен в работе, которая кратко излагается в дан­
ной главе: W. Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 211-213. Одни из поздних иудейских
толкователей полагают, что «сыны Божий» — это ангелы, другие — что речь здесь идет о
человеческих существах.

6 BDB, р. 966.


Глава 19. Сатана и бесы______________________ 467

В Библии для обозначения сатаны используются и другие слова. Он назван «диаволом» (только в Новом Завете: Мф. 4:1; 13:39; 25:41; Отк. 12:9; 20:2 и др.), «змием» (Быт. 3:1,14; 2 Кор. 11:3; Отк. 12:9; 20:3), «веельзеву-лом» (Мф. 10:25; 12:24,27;Лк. 11:15), «князем мира сего» (Ин. 12:31; 14:30; 16:11 )7, «князем, господствующим в воздухе» (Еф. 2:2), и «лукавым» (Мф. 13:19;

1 Ин. 2:13). Когда Иисус говорит Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне со­
блазн, потому что думаешь не отом, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23),
он показывает тем самым, что попытка Петра удержать Его от страдания и
смерти на кресте — это попытка помешать исполнению воли Отца. Иисус по­
нимает, что противодействие в конечном счете исходит не от Петра, а от само­
го сатаны.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!