В. Деятельность сатаны и бесов



/. Сатана был основоположником греха. Сатана согрешил раньше, чем люди. Это очевидно из того факта, что он (в обличье змея) искусил Еву (Быт. 3:1-6;

2 Кор. 11:3). В Новом Завете говорится также, что сатана был «человекоубий­
цей от начала» и «лжецом и отцом лжи» (Ин. 8:44). Сказано также о том, что
«сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8). В этих двух текстах выражение «сна­
чала» (или «от начала») не означает, что сатана был зол с того времени, когда
Бог начал творить мир («от начала мира»), или с начала своего существова­
ния («с начала своей жизни»). Он был зол с «начального» периода истории
мира (Быт. 3 и даже ранее). Свойствами дьявола было порождение греха и ис­
кушение к греху.

2. Бесы противодействуют каждому деянию Божьему. Как сатана иску­сил Еву, чтобы она согрешила против Бога (Быт. 3:1—6), так пытался он иску­сить и Иисуса, чтобы Тот согрешил и не смог исполнить Своего мессианско­го предназначения (Мф. 4:1-11). Сатана и бесы используют ложь (Ин. 8:44), обольщение (Отк. 12:9), убийство (Пс. 105:37; Ин. 8:44) и все прочие деструк­тивные действия, которые способствуют тому, чтобы люди отвратились от Бога и погубили себя8. Бесы делают все, чтобы люди оставались глухи к Еванге­лию (2 Кор. 4:4) и привязывают людей ко всему, что мешает им прийти к Богу (Гал. 4:8). Они пользуются также искушением, сомнением, чувством вины,

7 Иоанн часто использует слова «мир» или «мир сей» для обозначения современного
мирового порядка, в котором господствует зло, противодействующее Богу: Ин. 7:7; 8:23;
12:31; 14:17,30; 15:18,19; 16:11; 17:14. Это не значит, что сатана правит всем миром. Он
властвует над системой греховного противодействия Богу. Ср. выражение Павла «бог века
сего» (2 Кор. 4:4).

8 Ср.: Ин. 10:10: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить».


468 ________________________ Часть II. Учение о Боге

страхом, смущением, болезнью, завистью, гордыней, клеветой и всеми ины­ми средствами, затрудняющими христианское свидетельство и служение.

3. И все же власть бесов не бесконечна, они ограничены контролем Бога.

История Иова ясно показывает нам, что сатана может делать только то, что позволяет ему Бог, и не более (Иов. 1:12; 2:6). Бесы содержатся «в вечных узах» (Иуд. 6), и христиане могут успешно бороться с ними той властью, которую дает им Христос (Иак. 4:7).

Кроме того, власть бесов ограничена. После того как они отпали от Бога, они утратили ту власть, которой они обладали, когда были ангелами, так как грех оказывает разрушительное и ослабляющее влияние. Таким образом, власть бесов, хотя и значительна, все же, вероятно, менее сильна, чем власть ангелов.

Мы не должны думать, что бесы могут узнать будущее или что они могут читать наши мысли. Во многих отрывках Ветхого Завета показано, что Гос­подь — истинный Бог, в отличие от ложных (бесовских) богов, именно потому, что Он один может знать будущее: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис. 46:9,10)9.

Даже ангелы не знают времени возвращения Иисуса (Мк. 13:32), и в Пи­сании нет никаких указаний на то, что ангелы или бесы вообще что-либо зна­ют о будущем.

Что же касается наших мыслей, то Библия говорит нам, что Иисус знал людские помыслы (Мф. 9:4; 12:25; Мк. 2:8; Лк. 6:8; 11:17) и что Бог знает мысли людей (Быт. 6:5; Пс. 138:2,4,23; Ис. 66:18), однако нет никаких указаний на то, что наши мысли могут узнать ангелы или бесы. Даниил сказал Навуходо­носору, что ни один человек, говорящий какой-либо иной силой, нежели Бог небес, не сможет истолковать сон царя:

Даниил отвечал царю и сказал: «тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни га­датели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие...» (Дан. 2:27,28)'°.

9 О знании Богом будущего см. в гл. 10.

10 Павел говорит также: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа
человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2:11), подразумевая, что ни одно другое творе­
ние не может узнать мыслей человека (хотя тот факт, что Павел говорит здесь также и об
ангельских и о бесовских силах, не столь очевиден, как вДан. 2). См. также: 1 Кор. 14:24,25,
где раскрытие «тайн» сердца пришельца — это явное свидетельство присутствия Бога,
действующего через дар пророчества. Это немаловажно в обстановке Коринфа — горо­
да, исполненного поклонения бесам в храмах, полных идолов (1 Кор. 10:20), — это пока­
зывает нам, что бесы не могут знать тайных помыслов человека.


Глава 19. Сатана и бесы____________________       469

Однако если бесы не могут проникать в разум человека, то как нам сле­дует понимать современные сведения о том, что целители, гадалки и прочие люди, явно находящиеся под влиянием бесов, способны точно описать дета­ли жизни людей, которые, как эти люди уверены, никто знать не мог, напри­мер: что они ели на завтрак, где они прячут деньги и т. д. Большая часть по­добных случаев объясняется тем, что бесы могут наблюдатыо, что происхо­дит в мире, и, вероятно, делать из своих наблюдений определенные выводы. Бес может знать, что я ел на завтрак просто потому, что он видел меня, когда я завтракал! Он может знать, что я сказал в частном телефонном разговоре, про­сто потому, что он слышал этот разговор. Христиане не должны впадать в со­блазн, если они видят, что приверженцы оккультных или других ложных ре­лигий обнаруживают подобные необычные способности. Результаты наблю­дений не доказывают, что бесы могут читать наши мысли, и ничто в Библии не приводит нас к заключению о том, что они обладают такой способностью.

4. В различные периоды отмечалась деятельность бесов. В истории спа­сения таких периодов было несколько.

1) В эпоху Ветхого Завета. Поскольку в Ветхом Завете слово «бес» упот­ребляется нечасто, то может показаться, что здесь мало указаний на деятель­ность бесов. Тем не менее израильский народ часто согрешал, поклоняясь лож­ным богам, и если мы осознаем, что эти «боги» на самом деле были бесовски­ми силами, то понимаем, что в Ветхом Завете довольно много материала, касающегося бесов. Равнозначность ложных богов и бесов очевидна из слов Моисея:

Богами чуждыми они раздражили Его, и мерзостями разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, но­вым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши (Втор. 32:16,17).

Кроме того, размышляя об ужасной практике принесения в жертву де­тей, которую израильтяне заимствовали у языческих народов, псалмопевец говорит:

Но смешались с язычниками, и научились делам их. Служили ис­туканам их, которые были для них сетью. И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам (Пс. 105:35-37).

Эти тексты показывают, что идолослужение народов, окружавших Изра­иль, на самом деле было служением сатане и его бесам. Вот почему Павел го­ворит о ложных религиях в Средиземноморье I в.: «Язычники, принося жерт­вы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Таким образом, правильно будет заключить, что все народы, жившие вокруг Израиля и предававшиеся идо-лослужению, поклонялись бесам. Битвы, которые израильтяне вели против


470                                                Часть II. Учение о Боге

язычников, бьши битвами против народов, которые находились под контролем бесовских сил, пребывавших «во власти лукавого» (ср.: 1 Ин. 5:19). Эти бит­вы были как физическими, так и духовными: израильский народ уповал на помощь Бога и в физической сфере, и в духовной.

Учитывая все это, немаловажно отметить, что в Ветхом Завете нет ни од­ного ясного указания на изгнание бесов. Самая близкая аналогия — это игра Давида на лире для царя Саула: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Да­вид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16:23). Однако Писание указывает, что речь здесь идет о повторяющемся событии («когда...») и что злой дух возвращался после того, как Давид уходил. Это не было такой полной победой над злыми духами, которую мы видим в Новом Завете.

В соответствии с сатанинской целью уничтожения всех благих деяний Бога, языческое поклонение бесовским идолам характеризовалось такой де­структивной практикой, как принесение в жертву детей (Пс. 105:35—37), са­моистязание (3 Цар. 18:28; ср.: Втор. 14:1) и культовая проституция как часть языческого поклонения (Втор. 23:17; 3 Цар. 14:24; Ос. 4:14)". Поклонение бесам всегда ведет к аморальной и саморазрушительной практике.

2) Во время служения Иисуса. Понятно, что после сотен лет бессилия перед бесовскими силами12 людей чрезвычайно изумляла способность Иисуса из­гонять бесов Своей абсолютной властью: «И все ужаснулись, так что друг дру­га спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым

" Даже сегодня наиболее ревностные приверженцы многих нехристианских рели­гий участвуют в ритуалах, которые разрушают их физическое здоровье, нарушают ум­ственное и эмоциональное равновесие, искажают свою сексуальную природу, данную им Богом. Подобные вещи явно исполняют цели сатаны, заключающиеся в уничтоже­нии всего, что Бог сотворил благим (ср.: 1 Тим. 4:1—3). Поскольку сатана «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44), искажение или отрицание истины также всегда присутствует в ложных религиях, особенно в случаях сильного бесовского влияния.

12 В период между Ветхим и Новым Заветами существовали иудеи-экзорцисты, ко­торые пытались вступать в контакт с бесовскими силами, однако едва ли они добива­лись каких-либо успехов. В Деян. 19:13 говорится о неких «скитающихся Иудейских заклинателях», которые пытались использовать имя Господа Иисуса как новую маги­ческую формулу, хотя сами они христианами не были и не обладали духовной властью, исходящей от Иисуса. Результаты их деятельности были весьма плачевны (ст. 15, 16). В споре с фарисеями Иисус сказал: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыно­вья ваши чьею силою изгоняют?» (Мф. 12:27). В этом утверждении нет указания на то, что их сыновья изгоняли бесов с большим успехом; здесь говорится только о том, что они пытались изгонять их и получали определенные результаты. Если в основном они терпе­ли неудачу, то аргумент Иисуса представляется очень сильным: «Если Моим успехом в изгнании бесов Я обязан сатане, то чем обусловлен ограниченный успех ваших сыно­вей? Ясно, что властью меньшей, чем власть сатаны; безусловно, не властью Бога!» Под-


Глава 19. Сатана и бесы______________________ 471

повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк. 1:27). Мировая история прежде не знала подобных прецедентов.

Иисус поясняет, что Его власть над бесами — это отличительная черта Его служения, которое призвано предвосхитить Царство Божье среди людей:

Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и рас­хитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (Мф. 12:28,29).

«Сильный» — это сатана, и Иисус связал его, вероятно, во время Своей победы над ним при искушении в пустыне (Мф. 4:1—11). Во время Своего зем­ного служения Иисус вошел в «дом» сильного (мир неверующих людей, пре­бывающих в узах сатаны) и расхитил его, т. е. освободил людей от сатанин­ских уз и ввел их в радость Царства Божьего. Иисус свершил это «Духом Бо­жиим». Новая сила Святого Духа, побеждающая бесов, была свидетельством, что в служении Иисуса «достигло [их] Царствие Божие».

3) В эпоху Нового Завета. Эта власть над бесовскими силами принадле­жала не только Иисусу, ибо сперва Он наделил ею двенадцать (Мф. 10:8; Мк. 3:15), а затем семьдесят учеников. Спустя какое-то время семьдесят учени­ков «возвратилисьс радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о име­ни Твоем» (Лк. 10:17). Иисус ответил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», вновь указывая на яркую победу над властью сатаны (вновь мы мо­жем предположить, что это произошло во время победы Иисуса при искушении

разумевается, что ограниченная власть иудеев-экзорцистов исходила не от Бога, а от сатаны.

Иосиф Флавий приводит рассказ об успешном (по-видимому) изгнании беса иуде­ем по имени Элеазар, который, по словам Иосифа, использовал заклинание, восходя­щее к Соломону (см.: Иудейские древности 8:45—48; ср.: раввинистические повествова­ния в Numbers Rabbah 19:8; Tobit 8:2,3 и по всему тексту «Завета Соломона»). Едва ли можно уточнить, насколько широко распространена и насколько успешна была подоб­ная практика. С одной стороны, Сам Бог мог даровать определенную степень духовной власти над бесами небольшому количеству остававшихся верными Ему иудеев: Он, бе­зусловно, защищал народ израильский в целом от бесовских сил окружавших его языч­ников. С другой стороны, нет ничего невероятного в том, что сатана мог действовать среди неверующих евреев, как и в среде многих других неверующих народов, с целью создать впечатление некой ограниченной власти экзорцистов, целителей и т. д., однако всегда в результате люди оказывались в еще больших духовных узах. Единственное, что абсолютно очевидно, это то, что Иисус обладал гораздо большей духовной властью над бесами, чем кто-либо ранее, и люди были изумлены этим. (С подробным исследованием экзорцизма в иудейской среде можно ознакомиться в работе: Emil Schtirer, The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, rev. English ed., ed. G. Vermes et al. [3 vols. in 4; Edinburgh: T. & T. Clark, 1973-1987], vol. 3.1, pp. 342-361, 376, 440.)


472 _______________________ Часть II. Учение о Боге

в пустыне, но Писание не дает никаких уточнений)13. Власть над нечистыми духами позднее распространилась и шире — на тех членов церкви, которые несли служение во имя Иисуса (Деян. 8:7; 16:18; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8,9), и это подтверждает мысль о том, что служение во имя Иисуса в эпоху Нового Заве­та приводит к победе над дьявольскими силами (1 Ин. 3:8).

4) Во время миллениума. Во время миллениума, будущего тысячелетнего
царства Христа на земле, о котором говорится в гл. 20 Откровения14, деятель­
ность сатаны и бесов будет ограничена еще в большей степени. Когда Иоанн
в своем видении описывает начало миллениума, он использует выражения,
предполагающие гораздо большее ограничение деятельности сатаны, чем в
наше время:

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже наро­ды, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть осво­божденным на малое время (Отк. 20:1-3).

Здесь говорится о том, что сатана полностью лишен возможности оказы­вать влияние на то, что происходит на земле. Однако во время миллениума в сердцах неверующих все еще будет пребывать грех, который будет возрастать до конца тысячелетнего периода, когда произойдет великое восстание про­тив Христа под водительством сатаны, который «будет освобожден из тем­ницы своей» (Отк. 20:7) и придет для того, чтобы возглавить это восстание (Отк. 20:8,9). Тот факт, что грех и непослушание остаются в сердцах людей даже вне влияния сатаны, во время тысячелетнего царства Христа, показыва­ет, что мы не можем обвинить сатану и бесов во всем зле мира. Даже когда сатана не будет воздействовать на мир, грех останется в сердце человека.

5) На последнем суде. В конце миллениума, когда сатана будет освобож­
ден и соберет народы на битву, он потерпит окончательное поражение и будет
«ввержен в озеро огненное и серное», дабы «мучиться день и ночь во веки веков»
(Отк. 20:10). Тогда осуждение над сатаной и бесами свершится окончательно.

Г. Наше отношение к бесам

1. Действуют ли бесы в современном мире? Некоторые люди под воз­действием натуралистического мировосприятия, которое допускает реаль-

13 Другое толкование заключается в предположении, что падение сатаны Иисус уви­
дел в миссии семидесяти.

14 Вопрос о миллениуме рассматривается в гл. 54.


Глава 19. Сатана и бесы _______ _________           473

ность лишь того, к чему можно прикоснуться, что можно увидеть или услы­шать, отрицают, что бесы существуют и в наши дни, и считают, что вера в реальность бесов — это устаревшее мировосприятие, отраженное в Библии и других древних культурах. Например, немецкий исследователь Нового Заве­та Рудольф Бультманн эмоционально отрицал существование сверхъесте­ственного мира ангелов и бесов. Он утверждал, что все это — древние «мифы» и что Новый Завет необходимо «демифологизировать», изъяв из него все эти мифологические элементы, чтобы Евангелие смогли принять современные люди с научным мышлением. Другие люди считают, что современный экви­валент деятельности бесов, о которой говорится в Писании, — это властное и иногда несущее зло воздействие различных организационных структур совре­менного общества: правительства и корпорации. Отрицательное влияние, ко­торое они оказывают на людей, иногда называют «бесовскими», и это в осо­бенности характерно для либеральных богословов.

Однако если Писание дает нам подлинное описание мира, то нам следует воспринимать всерьез представляемую им картину властного бесовского вме­шательства в процессы, происходящие в человеческом обществе. Наша не­способность обнаружить это вмешательство с помощью присущих нам пяти чувств просто говорит о том, что наше восприятие мира несовершенно, а во­все не о том, что бесов не существует. У нас нет никаких оснований полагать, что в современном мире активность бесов слабее, чем она была во времена Нового Завета. Мы находимся в том же самом временном отрезке Божьего плана истории (мы живем в эпоху церкви, или эпоху Нового Завета), и милле-ниум, когда влияние сатаны на человеческое общество будет устранено, еще не настал. Большая часть нашего западного общества не желает признать факт существования бесов — за исключением, пожалуй, «примитивных» сооб­ществ — и относит разговоры о деятельности бесов к категории суеверий. Однако нежелание современного общества признать наличие бесовского вли­яния на людей в наши дни, с библейской точки зрения, обусловлено просто слепотой общества по отношению к природе истинной реальности.

Итак, что же делают бесы? Есть ли какие-то отличительные характерис­тики, которые позволяют нам определить деятельность бесов, если она в дейст­вительности имеет место?

2. Не все зло исходит от сатаны и бесов, но все же они порождают часть

ала. Анализируя ключевые моменты новозаветных посланий, мы понимаем, что здесь уделяется очень мало внимания деятельности бесов в жизни верую­щих или методам борьбы с ними. В основном здесь говорится о том, чтобы веру­ющие не грешили, а вели праведную жизнь. Например, в Первом послании к Коринфянам, там, где речь идет о «разделениях», Павел не повелевает церкви изгнать духа разделения, он просто призывает верующих «говорить одно», что­бы они «соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Когда


474                                                Часть //. Учение о Боге

возникает проблема инцеста, Павел не повелевает коринфянам изгонять духа инцеста, а говорит им, что верующие должны устыдиться и применить к согре­шающему человеку дисциплинарные меры, чтобы тотраскаялся(1 Кор. 5:1-5). Когда возникает вопрос о том, что верующие идут в суд с жалобами на других верующих, Павел не повелевает им изгнать духа тяжбы (или эгоизма, или раз­дора), он просто повелевает им решать возникающие вопросы внутри церкви и быть готовыми отступить от своих эгоистических интересов (1 Кор. 6:1—8). Когда на Вечере Господней возникает беспорядок, он не повелевает верую­щим изгнать духа беспорядка, обжорства или эгоизма, он просто говорит: «Друг друга ждите», «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:33,28). Подобные примеры можно найти и в других новозаветных посланиях.

В отношении проповеди Евангелия неверующим, новозаветный при­мер всюду одинаков: наибольшее внимание всегда уделяется проповеди Евангелия (Мф. 9:35; Рим. 1:18,19; 1 Кор. 1:17-2:5). И хотя иногда Иисус или Павел изгоняют бесовского духа, который мешает проповеди Еванге­лия в какой-либо местности (см.: Мк. 5:1—20 — гадаринский одержимый; Деян. 16:16-18 — прорицательница в Филиппах), все же эти случаи не яв­ляются образцом служения, которому следует подражать. Даже в приведен­ных выше примерах противодействие проявило себя во время благовество-вания. В противовес современной практике («стратегии равной духовной брани») никто в Новом Завете 1) не вызывает «местного духа» при вступле­нии на какую-либо территорию для проповеди Евангелия (в обоих приве­денных выше примерах бес находился в человеке и противодействие оказы­вал одержимый бесом), 2) не требует у бесов информации о местной иерархии бесов, 3) не утверждает, что нам следует верить информации, полученной от бесов или распространять ее, 4) ни словом, ни примером не учит нас, что пе­ред проповедью Евангелия в том или ином городе необходимо разрушить не­кие «бесовскиеузы» этого города. Христиане просто проповедуют Евангелие, и оно властно изменяет жизни людей! (Конечно, бесовское противодействие может возникнуть, и Сам Бог может открыть нам бесовскую природу того или иного затруднения, против которого в этом случае христианам следует бороться и о чем им следует молиться, как об этом сказано в 1 Кор. 12:10;2Кор. 10:3—6; Еф. 6:12.)

Таким образом, хотя Новый Завет явно признает влияние, которое бесы оказывают на мир и даже, как мы увидим, на жизнь верующих, основное вни­мание сосредоточено на проповеди и христианском росте самих людей (см. также: Гал. 5:16-26; Еф.4:1 -6:9; Кол. 3:1 —4:6идр.). На том же самом следу­ет сосредоточиться и нам, если мы стремимся возрасти в святости и вере, пре­одолеть греховные желания и поступки, которые все еще присутствуют в на­шей жизни (ср.: Рим. 6:1—23), и те искушения, которые исходят из мира неве-


Глава 19. Сатана и бесы_____________________    475

рующих людей (1 Кор. 10:13)15. Мы должны осознавать свою собственную ответственность в послушании Господу, и нам не следует возлагать вину за наши проступки на некие бесовские силы.

Тем не менее целый ряд текстов Нового Завета показывает, что его авторы явно осознавали присутствие в мире и в жизни христиан влияния бесов. В послании, обращенном к церкви в Коринфе, который был полон храмов, пред-назначенныхдля поклонения идолам, Павел говорил, что «язычники, прино­ся жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20), и это касалось не только Коринфа, но и большей части прочих древних средиземноморских городов. Павел предостерегал также, что в последние дни «отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1) и что возник­нут призывы избегать брака и определенных видов пищи (ст. 3), однако же следует помнить, что всякое творение Бога «хорошо» (ст. 4). Итак, Павел ви­дел, что некоторые учения по своему происхождению были бесовскими. Во Втором послании к Тимофею Павел подразумевает, что люди, противящиеся здравому учению, уловлены дьяволом на исполнение его воли: «Рабу же Гос­пода не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незло­бивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24—26).

Иисус также говорил о том, что евреи, упорно противившиеся Ему, следо­вали за отцом их дьяволом: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Мысль о том, что враждебные действия неверующих часто происходят под влиянием бесов, особенно явно прослеживается в Первом послании Иоанна. После общего утверждения «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин.З:8),он продолжает: «Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10). Здесь Иоанн говорит о том, что все те, кто не родился от Бога, — это дети дьявола, подверженные его влиянию. Так Каин, когда убил Авеля, «был от лукавого и убил брата своего» (1 Ин. 3:12), хотя втексте Книги Бытие (Быт. 4:1-16) мы не находим упоминания о влиянии сатаны на Каина. Иоанн говорит также: «Мы знаем, что мы от Бога и что весьмирлежит во зле» (1 Ин. 5:19). В Открове­нии о сатане сказано: «Обольщающий всю вселенную» (Отк. 12:9). Как мы от­мечали выше, сатана назван также «князем мира сего» (Ин. 14:30), «богом века сего» (2 Кор. 4:4) и «духом, действующим ныне в сынах противления» (Еф. 2:2).

15 Три источника зла в нашей жизни — это «мир, плоть и дьявол» (где «плоть» озна­чает наши собственные греховные стремления).


476                                                Часть //. Учение о Боге

Объединив все эти утверждения, в которых сатана воспринимается как причина лжи, убийства, соблазна, лжеучения и греха в целом, представляется закономерным сделать вывод, что, как учит нас Новый Завет, практически в любом происходящем ныне злодеянии и грехе в определенной степени при­сутствует бесовское влияние. Не все зло обусловлено действиями сатаны и бесов, и бесовская активность не является основной или главной причиной греха, однако, как один из факторов, она присутствует в любом грехе и в лю­бом разрушительном воздействии, противопоставленном делу Божьему в со­временном мире.

Что касается христиан, как мы уже отметили выше, основной акцент в Новом Завете делается не на влиянии бесов, а на том грехе, который остается в жизни верующего. Мы должны признать, что грех (даже совершенный хри­стианином) дает бесовскому влиянию некую точку опоры в нашей жизни. Павел говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26,27, выделено мной. — У. Г.). Судя по всему, неправедный гнев может дать возможность дьяволу (или бесам) ока­зать на нашу жизнь некое негативное воздействие — может быть, в эмоцио­нальной сфере, усиливая неправедный гнев, который мы уже ощущаем про­тив других людей. Павел говорит также о «броне праведности» (Еф. 6:14), не­обходимой в борьбе с «кознями диавольскими», в брани «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11,12). Если в нашей жизни есть сферы, в которых грех продолжает свое воздействие, значит в нашей «броне праведности» есть брешь — это та сфера, которая не защищена от нападений бесов. Иисус же, Который был полностью свободен от греха, мог сказать о сатане: «Во Мне не имеет ни­чего» (Ин. 14:30). Мы можем отметить также связь между отсутствием греха и защитой от лукавого в 1 Ин. 5:18: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит16; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему».

Итак, приведенные отрывки предполагают, что там, где в жизни христиа­нина грех упорно удерживает свои позиции, основная вина за этот грех лежит на конкретном христианине и на его выборе в пользу прежнего образа жизни (см.: Рим. 6, особенно ст. 12—16; также Гал. 5:16—26). Однако возможно также существование определенного бесовского влияния, которое усиливает эти гре­ховные наклонности. Если христианин годами молится и борется, чтобы пре­одолеть вспышки гнева, то одним из факторов этого греха может быть дух гне­ва. Христианин, который в течение определенного времени борется с депрес­сией, может страдать от нападения духа депрессии или уныния, и это может

16 Настоящее время греческого глагола придает этому выражению значение «не про­должает грешить».


Глава 19. Сатана и бесы_________________            477

быть одним из факторов создавшейся ситуации17. Верующий, который ведет борьбу в других сферах (это может быть, напр., нежелание подчиняться за­конным властям, чревоугодие, лень, язвительность, зависть и т. д.), сам мо­жет решить, нет ли здесь влияния беса, мешающего ему участвовать в деле Господа.

3. Может ли христианин быть одержим бесом? Термин «одержимость бесом» — это очень неудачное выражение, оно закралось в некоторые анг­лийские переводы Библии, но на самом деле в греческом тексте не представ­лено. В греческом Новом Завете о человеке иногда говорится, что «в нем бес» (Мф. 11:18; Лк. 7:33; 8:27; Ин. 7:20; 8:48,49,52; 10:20) или что он страдает от бесовского влияния (греч. 8а.щоу'1(,оцоа)к , но в греческом тексте нет выраже­ний, предполагающих «одержимость» или «удерживание» бесом человека, в качестве некоего «обладания» (possession) или «принадлежности» человека бесу.

Проблема терминов «одержимость бесом» и «бесноваться» заключается в том, что они имеют оттенок настолько сильного бесовского воздействия, ко­торое подразумевает, что человек, страдающий от нападок беса, не имеет шан­сов противостоять ему. Эти выражения предполагают, что человек не обладает больше собственной волей и целиком пребывает во власти злого духа. Хотя это и могло быть именно так в крайних случаях, как, например, с гадарин-ским бесноватым (см.: Мк. 5:1—20; отметим, что после того, как Иисус из­гнал из него бесов, он снова был «в здравом уме», ст. 15), все же, безусловно, это не так в других случаях бесовских нападений или столкновений с бесами в жизни людей.

Итак, что нам следует ответить на вопрос «Может ли христианин быть одер­жим бесом?» Ответ зависит от того, что мы понимаем под словом «одержимый». Поскольку это слово не передает ни одного выражения греческого Нового За­вета, люди могут определять его по-разному, и поэтому ни одно определение не­возможно признать ни верным, ни неверным. Лично я считаю, что выражение «одержимый бесом» вообще следует исключить из употребления.

17 Не каждая депрессия может быть обусловлена бесовским влиянием. Некоторые виды депрессии обусловлены химическими факторами, которые поддаются медицин­скому воздействию. Другие виды депрессии обусловлены тем, что в манере поведения или в межличностных связях верующий отклонился от библейских стандартов. Однако фактор бесовского вмешательства не следует однозначно исключать и в этих случаях.

Слово Sainovi&nai, которое можно перевести как «находиться под влиянием беса», в Новом Завете встречается 13 раз, и только в Евангелиях: Мф. 4:24; 8:16,28,33; 9:32; 12:22; 15:22 («жестоко беснуется»); Мк. 1:32; 5:15,16,18; Лк. 8:36 и Ин. 10:21. Во всех этих случаях подразумевается довольно-таки сильное бесовское воздействие. Возмож­но, слово «бесноваться» следует употреблять только в самых крайних случаях, подобных описанным в Евангелиях.


478                                                Часть II. Учение о Боге

Однако если человек четко поясняет, что он подразумевает под словами «одержимый бесом», то ответ будет зависеть от его определения. Если слова «одержимый бесом» означают, что воля человека полностью подавлена и что он больше не в состоянии повиноваться Богу, то ответ на этот вопрос, без­условно, будет отрицательным, ведь Писание гарантирует, что грех не будет властвовать над нами, так как мы воскресли вместе с Христом (Рим. 6:14, см. также ст. 4, 11).

С другой стороны, большинство христиан согласится с тем, что в жизни верующих может проявляться бесовское влияние (см.: Лк. 4:2; 2 Кор. 12:7; Еф. 6:12; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8). Верующий может подвергаться более или менее интенсивным нападкам бесов'9. (Отметим, что «дочь Авраамова», «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет», «имевшая духа немощи», «была скор­чена и не могла выпрямиться» [Лк. 13:16, 11].) Хотя после Пятидесятницы Святой Дух действует в верующих более мощно, помогая отражать нападения бесов20, христиане редко прибегают к той силе, которая по праву принадле­жит им. Итак, насколько сильным может быть бесовское влияние в жизни христианина, в котором после Пятидесятницы обитает Святой Дух?

Прежде чем приступить к ответу на этот вопрос, следует отметить, что он связан с вопросом о грехе: «Насколько подлинный христианин может позво­лить греху управлять своей жизнью и при этом оставаться возрожденным хри­стианином?» Абстрактно ответить на этот вопрос трудно, так как мы пони­маем, что если христианин не живет так, как ему следует жить, и что если он не участвует в регулярном общении с другими христианами и в изучении Биб­лии, он может впасть в значительный грех, но при этом о нем все еще можно будет сказать, что он возрожденный христианин. Однако такая ситуация ненормальна; христианская жизнь не должна быть такой. Точно так же, если мы спросим, насколько сильным может стать бесовское влияние в жизни под­линного христианина, нам будет трудно дать общий, отвлеченный ответ. Мы просто формулируем вопрос о том, насколько ненормальной может стать жизнь христианина, в особенности в том случае, если он не знает и не использует то оружие духовной брани, которое дано христианину, упорствует в том или ином грехе, который позволяет бесам проникнуть в его жизнь, и избегает того слу­жения, которое дает духовную поддержку против бесовских нападений. Судя по всему, в подобных случаях степень бесовского влияния на жизнь христиа-

19 Не представляется нужным определять категории или степени бесовского влия­
ния, как иногда это делают, такими словами, как «подпаленный», «охваченный», «объ­
ятый» и т. д., так как Писание не дает нам подобного списка категорий для использова­
ния, и эти категории лишь усложняют простую истину — в жизни человека бесовское
нападение или влияние может иметь различную силу.

20 Об увеличении силы Святого Духа в жизни верующих после Пятидесятницы см. в
гл. 29 и гл. 38.


Глава 19. Сатана и бесы_________________________ 479

нина может быть достаточно сильной. Неверно было бы утверждать, что по­добного влияния быть не может просто потому, что речь идет о христианине. Поэтому, когда кто-нибудь спрашивает: «Может ли христианин быть одер­жим бесом?», но на самом деле имеет в виду: «Может ли христианин попасть под сильное влияние бесов или подвергнуться их нападениям?», то ответ бу­дет положительным, однако с уточнением, что слово «одержимый» здесь не вполне уместно. Поскольку выражение «одержимый бесом» является непод­ходящим термином во всех случаях, и в особенности в применении к христи­анам, я предпочел бы вообще избегать его. Правильнее было бы просто при­знать, что бесовское влияние на людей, в том числе и на христиан, может об­ладать различной степенью интенсивности и не заходить далее этого утверждения. В любом случае выход есть только один: обличить беса во имя Иисуса и приказать ему выйти (см. ниже).

4. Как распознать бесовское влияние? В тяжелых случаях бесовского воз­действия, подобных описанным в Евангелиях, страдающий человек обнару­живает странное поведение, часто связанное с актами насилия, и в особенно­сти с противодействием проповеди Евангелия. Когда Иисус в Капернауме пришел в синагогу, там «был человек, одержимый духом нечистым, и вскри­чал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк. 1:23,24)21. Человек, о котором идет речь, встал и прервал богослужение этими выкриками (точнее, выкрикивал эти сло­ва бес, который находился в этом человеке).

После того как Иисус сошел с горы Преображения, один человек привел к Нему сына и сказал: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого ду­хом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет». Затем, «как скоро бесноватый уви­дел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Отец юноши сказал: «Многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погу-битьего» (Мк. 9:17,18,20,22). Подобное поведение, и особенно вред, нанесен­ный страдающему человеку, были ясными указаниями на деятельность беса. Подобные действия видим и в случае с гадаринским бесноватым:

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гро­бов человек, одержимый нечистым духом; он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и фобах, кри­чал он и бился о камни (Мк. 5:2-5).

Слова «одержимый» в греческом тексте нет; Ьшвражсх; kv nvebjicm dxatdpzco — букв.: «человек в нечистом духе» или «с нечистым духом». — Примеч. пер.


480                                                Часть П. Учение о Боге

Иисус изгнал бесов, и они уже не могли погубить человека, но они погу­били стадо свиней, в которое вошли сразу же после изгнания (Мк. 5:13). Са­танинская или бесовская деятельность всегда в конечном счете направлена на уничтожение какой-либо части творения Божьего, и в особенности людей, которые сотворены по образу Божьему (ср.: Пс. 105:37, о принесении в жертву детей).

В связи с этим интересно отметить, что в одном случае Иисус, исцеляя эпилептика, изгоняет из него беса (Мф. 17:14—18), а во всех прочих случаях эпилептики рассматриваются отдельно от людей, попавших под влияние бе­сов: «...Приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезня­ми и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4:24)22. Точно также дело обстоит и с другими физическими болез­нями. В некоторых случаях Иисус просто молился о человеке или произносил слово, и человек исцелялся. В других случаях в болезни имели место призна­ки или явные проявления бесовского воздействия. Так, например, когда Иисус исцелил женщину, «восемнадцать лет имевшую духа немощи» (Лк. 13:11), Он открыто сказал, что ее «связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Л к. 13:16). Исцеляя тещу Петра, Иисус «запретил горячке; и оставила ее» (Лк. 4:39), что подразумевает некое личностное воздействие (вероятно, бесовское), которо­му Иисус мог нечто «запретить».

Писания указывают, что в других случаях бесовское влияние ведет к во-пиющеложным богословским утверждениям, например, канафеме на Иису­са (1 Кор. 12:3) или к отказу исповедовать «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1 Ин. 4:2,3). В обоих случаях контекст подразумевает испытание лю­дей, которые могут оказаться «лжепророками» и которые хотят использовать духовные дары в собрании церкви (1 Кор. 12) и, в частности, пророчествовать (1 Ин. 4:1 —6). Эти тексты не говорят, что всякое лжеучение исходит от бесов, однако явно ложные богословские утверждения людей, считающих, что они говорят силой Святого Духа, явно подпадают под эту категорию. Когда в Ко­ринфе апостольскому авторитету Павла упорно противодействовали люди, утверждавшие, что они апостолы, но на деле таковыми не являвшиеся, Павел рассматривал их как служителей сатаны, принявших вид служителей правды (2 Кор. 11:13-15).

Помимо этих внешних, явных признаков, бесовское влияние иногда рас­познавалось и через внутреннее, субъективное ощущение присутствия злого

22 Греческое слово aeXr\vaitfiixevoi (рус. «лунатики») употребляется только в Новом Завете, и поэтому его точное значение установить крайне трудно. В некоторых англий­ских переводах Писания оно передается через слово «эпилептик» (греч. етХёяпха). Эти­мологически оно действительно связано со словом «луна» (греч. aeXrjvrj) и, как осторож­но отмечают все авторитетные словари, обозначает, видимо, некое душевное расстрой­ство; однако едва ли можно точно установить, какое именно. — Примеч. пер.


Глава 19. Сатана и бесы_____________________    481

духа. В 1 Кор. 12:10 Павел упоминает о способности «различения духов» как об одном из духовных даров. Судя по всему, этот дар заключается в способно­сти чувствовать различие между действием Святого Духа и действием злого духа в жизни человека23. Этот дар подразумевает осознание бесовского влия­ния, выражающегося во внешних, наблюдаемых фактах, а также в эмоцио­нальной и/или духовной подавленности из-за присутствия злого духа.

Но кто способен распознавать бесовское влияние? Может быть, только те, кто обладает подобным даром? Можно утверждать, что этот дар, как и все прочие духовные дары, также бывает развит в различной степени24. Кроме того, в жизни всех верующих может быть нечто схожее с этим даром, некая способ­ность чувствовать иногда в других людях л ибо присутствие Святого Духа, либо бесовского влияния. Павел говорит и о позитивном духовном восприятии: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2:15,16). И сегодня христиане иногда могут почувствовать, что другой человек — тоже христианин, еще до знакомства с ним. Судя по всему, иногда возникает духовное восприятие и сатанинского плана, когда верующий чувст­вует наличие в жизни другого человека бесовского влияния еще до того, как этот факт получает внешнее, объективное подтверждение.

Кроме того, иногда человек, подвергающийся духовному нападению со стороны бесовских сил, знает об этом или чувствует это. Зрелый пастор или друг-христианин, беседуя с кем-либо о сложной проблеме, может посчитать возможным спросить человека: «Тебе не кажется, что в этой ситуации одним из факторов может быть нападение какой-то злой духовной силы?» Человек просто может ответить: «Нет». Однако бывают и такие случаи, когда человек действительно задумывается о такой возможности или даже ясно осознает ее, но боится говорить об этом с другими, опасаясь поставить себя в неловкое положение. Ему станет гораздо легче, если он узнает, что другой христианин рассматривает такую вероятность как один из возможных факторов.

Во всех этих попытках распознать бесовское влияние мы должны по­мнить, что ни один из духовных даров в нашу эпоху не действует совершен­ным образом и мы не можем вполне познать человеческое сердце. «Все мы много согрешаем», — признает Иаков (Иак. 3:2). Очень часто мы сомневаем­ся в христианах, в их искренности. Бывает и так, что мы не уверены, куда Бог нас ведет в этой жизни, не можем решить, нужно ли нам говорить в какой-то ситуации, или уместнее будет молчать. Не удивит нас и тот факт, что опреде­ленная степень неуверенности может быть и в нашем мнении о присутствии

23 Подробный анализ значения греческого выражения SiccKpicren;
(«различение духов») в 1 Кор. 12:10 см.: Wayne Grudem, "A Response to Gerhard
Dautzenberg on 1 Corinthians 12:10", in BiblischeZeitschrift, NF, 22:2 (1978), pp. 253-270.

24 Развитие этой темы см. в гл. 51.

16 3ак. 3605


482                                                Часть II. Учение о Боге

бесовских сил. Однако это не означает, что мы должны игнорировать вероят­ность бесовского воздействия. Возрастая в духовной зрелости и чуткости, при­обретая опыт в служении другим людям, мы, несомненно, увидим, что наша способность распознавать бесовское влияние в различных ситуациях также возрастает.

5. Иисус дает всем верующим власть обличать бесов и повелевать им вый­ ти. Когда Иисус послал впереди Себя двенадцать учеников проповедовать Царство Божье, Он «дал им силу и власть над всеми бесами» (Лк. 9:1). После того, как семьдесят проповедали Царство Божье в городах и селениях, они возвратились с радостью и сказали: «Господи! и бесы повинуются нам о име­ни Твоем» (Лк. 10:17), а Иисус сказал им: «Даю вам власть наступать... на всю силу вражию» (Лк. 10:19). Когда Филипп, евангелист, пошел проповедо­вать Евангелие Христово, «нечистые духи выходили из многих людей, в кото­рых они были» (Деян. 8:7, перевод мой. — У. Г.). А Павел использовал духов­ную власть над бесами, когда говорил прорицательному духу в молодой жен­щине: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 16:18).

Павел, конечно, осознавал ту духовную власть, которой он обладал, как в прямом столкновении (подобном описанному в Деян. 16), так и в своей молитвенной жизни. Он говорил: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воин­ствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:3,4). Он говорил также о борьбе, которую христиане ведут против «козней диавольских» и «против духов злобы под­небесных» (см.: Еф. 6:10—18). Иаков всем своим читателям (во многих церк­вах) повелевает: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7, кур­сив мой. — У. Г.). Также и Петр говорит своим читателям в многочисленных церквах Малой Азии: «...Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою» (1 Пет. 5:8,9, кур­сив мой. — У. Г.)25.

В качестве возражения иногда приводят Иуд. 9, где, как считают некото­рые, сказано, что христиане не должны повелевать злым духам или запрещать им. В этом стихе говорится: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: „дазапретиттебе Господь"».

Однако Иуда говорит здесь не о столкновениях христиан с бесовскими силами, он указывает на грех аморальных и непокорных лжеучителей, кото-

25 Конечно, самый великий для нас пример контакта с бесовскими силами через прямое обращение к ним и повеление выйти — это пример Самого Иисуса, о чем часто говорится в Евангелиях. Он словом и примером побуждал Своих учеников подражать Ему.


Глава 19. Сатана и бесы______________________ 483

рые «отвергают начальства и злословят высокие власти» (ст. 8)26, т. е. своей собственной властью они в безумии изрекают оскорбительные слова против небесных существ, будь то ангельских или бесовских. Пример с Михаилом просто показывает, что самое великое ангельское творение, каким бы мощ­ным оно ни было, не выходит за границы той власти, которую ему положил Бог. Лжеучителя же вышли далеко за эти рамки, так как они «злословят то, чего не знают» (ст. 10). Урок этого стиха заключается в следующем: «Не вы­ходи за рамки той власти, которую определил для тебя Бог!» Если мы рассмот­рим Иуд. 9 именно таким образом, то у христианина может в связи с этим воз­никнуть единственный вопрос: «Какую власть дал нам Бог над бесовскими силами?» Новый Завет говорит об этом подробно и неоднократно. Не только Иисусу и не только Его двенадцати ученикам, но также семидесяти учени­кам, и Павлу, и Филиппу (который не был апостолом) Господом Иисусом дана власть над бесами (см. стихи, процитированные выше). Таким образом, Иуд. 9 не может означать, что люди не должны запрещать бесам или повелевать им или что на это имеют право только апостолы. И Петр, и Иаков призывают христиан «противостоять» дьяволу, а Павел повелевает верующим облечься в духовные доспехи и приготовиться к духовной брани.

Прежде чем мы подробно рассмотрим, как эта власть используется на практике, важно, во-первых, осознать, что крестный труд Христа — это пер­вичная основа нашей власти над бесами27. Хотя Христос и обрел в пустыне победу над сатаной, новозаветные послания именно на крест указывают как на тот момент, когда сатана был окончательно повержен. Иисус воплотился «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» (Евр. 2:14). На кресте Бог отнял «силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Поэтому сатана и ненавидит крест Христов, ведь именно на нем он был повержен навеки. Кровь Христа ясно говорит о Его смерти, и в Откровении о тех, кто победил сатану кровью Христовой, читаем: «Они победили его кровию Агнца и словом сви­детельства своего» (Отк. 12:11). Благодаря крестной смерти Христа наши грехи прощены полностью, и у сатаны нет над нами власти.

Во-вторых, мы члены семьи Бога, и это то твердое духовное основание, опираясь на которое мы начинаем духовную брань. Павел говорит всем хрис­тианам: «Все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). Когда сатана нападает на нас, он нападает на одного из детей Самого Бога, на члена

26 В NIV слова 56£,aq 8ё рЛаафщодспд («злословят славы») переведены так: «зло­
словят небесных существ» (греч. akavSep xeXecmaX peivyo). Примеч. пер.

27 Материалом об усыновлении, изложенном в этом и в следующем абзаце, я обя­
зан прекрасной работе: Timothy M. Warner, Spiritual Warfare (VJteaion, III.: Crossway, 1991),
pp. 55-63.


484 _________________________ Часть II. Учение о Боге

семьи Бога! Эта истина дает нам власть успешно бороться с ним и побеж­дать его28.

Если мы, как верующие, считаем нужным запретить бесу, нам важно по­мнить, что мы не должны бояться его. Сатана обладает гораздо меньшей си­лой, чем сила Святого Духа, действующая в нас, и поэтому он попытается за­пугать нас. Христиане не должны поддаваться страху, они должны вспоми­нать об истине Писания, которая гласит: «Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4); «Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). То, что Павел говорит филиппий-цам об их отношении к противодействующим им людям, может быть приме­нено и в данном случае. Павел говорит: «Не страшитесь ни в чем противни­ков; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога» (Флп. 1:28). Ефесянам Павел говорит о «щите веры», которым следует «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16). Это очень важ­но, так как противоположность страха — это вера в Бога. Павел повелевает: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:13). В столкновении с этими враждебны­ми духовными силами читатели Павла не должны отступать или съеживаться от страха, они должны стойко держать рубеж, помня о том, что их «оружия воинствования» — «сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:4; ср.: 1Ин. 5:18).

Однако мы можем спросить, почему Бог желает, чтобы христиане прямо обращались к бесу, который тревожит кого-либо, а не молились и не просили Бога изгнать беса? В каком-то смысле этот вопрос похож на вопрос о том, почему христианам следует говорить о Евангелии с другими людьми, а не мо­литься и просить Бога, чтобы Он Сам открыл людям Евангелие. Почему мы должны ободрять христианина, впавшего в уныние, а не молиться Богу о том, чтобы Он Сам дал человеку ободрение? Почему мы должны обличать или мяг­ко увещевать согрешающего христианина, а не просто молиться Богу и про­сить Его позаботиться о грехе в жизни этого человека? Ответ на все эти во­просы заключается втом, что в мире, который сотворил Бог, Он позволил нам играть активную роль в исполнении Его планов, в особенности Его планов о продвижении Царства и созидании Церкви. Во всех этих случаях помимо на­ших молитв большое значение имеет наше прямое вмешательство и наша ак­ тивность. Для наших отношений с бесами это также справедливо. Подобно мудрому отцу, который не решает за своих детей все их ссоры, но иногда от­сылает их обратно, чтобы они сами разрешили свои противоречия, наш Не­бесный Отец также призывает нас вступить в непосредственную борьбу с бе­совскими силами во имя Христа и силой Святого Духа. Тем самым Он дает

28 Об усыновлении см. в гл. 36.


Глава 19. Сатана и бесы _____________________ 485

нам способность принимать участие в вечно значимом служении и радовать­ся победе над разрушительной властью сатаны и его бесов в жизни людей. Дело не в том, что Бог не может отвратить от нас нападения бесов каждый раз, когда мы молимся и просим Его об этом, — Он может помочь нам и, несом­ненно, иногда поступает именно так. Однако новозаветный пример доказы­вает, что обычно Бог ожидает, когда христиане сами напрямую обратятся к нечистым духам.

На практике власть запретить бесам может выражаться в краткой речи или приказе бесу о том, чтобы он вышел, если мы подозреваем наличие бе­совского влияния в нашей собственной жизни или в жизни окружающих нас людей29. Мы должны «противостоять диаволу» (Иак. 4:7), и он обратится в бег­ство30. Иногда бывает достаточно даже краткого приказа во имя Иисуса. Иногда во время обращения к злому духу бывает необходимо процитировать Писа­ние. Павел говорит о «мече духовном, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17)31. Иисус во время искушения в пустыне в ответ на речи сатаны цитировал Пи­сание (Мф. 4:1 —11). Уместно было бы процитировать общие утверждения о победе Иисуса над сатаной (Мф. 12:28,29; Лк. 10:17-19; 2 Кор. 10:3,4; Кол. 2:15; Евр. 2:14; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8,9; 1 Ин. 3:8; 4:4; 5:18)32 или те стихи, в которых говорится именно о том искушении, с которым человек столкнулся.

В нашей личной жизни, если мы ощущаем, что греховные эмоции с не­обычной силой охватывают наш разум или наше сердце (иррациональный страх, ненависть, отчаяние, похоть, жадность и т. д.), кроме молитвы к Иису­су о том, чтобы преодолеть их, уместно было бы также сказать примерно сле­дующее: «Дух страха, во имя Иисуса, приказываю тебе, уходи отсюда прочь

29 Поскольку в Писании нет никаких указаний на то, что бесы могут читать наши
мысли (см. выше), приказание следует произнести вслух.

30 Напр., если мы (или наши дети) просыпаемся от ночного кошмара, то, помолив­
шись Иисусу об утешении и защите, мы можем сказать также: «Во имя Иисуса, я при­
казываю злому духу этого страшного сна: изыди!» Детей можно с самого раннего возрас­
та научить словам: «Во имя Иисуса, уйди!», которые они могут произнести, если во сне
их потревожили образы ведьм, чудовищ и т. д., а затем попросить у Иисуса защиты и
счастливых мыслей о Нем. Подобные действия детей часто бывают исключительно эф­
фективны, так как их вера в Иисуса очень проста и подлинна (см.: Мф. 18:1-4).

31 «Слово» — греч. рт\ца — обычно обозначает произнесенные слова (Богом или кем-
то еще). Иногда оно употребляется для обозначения слов Писания, когда они произне­
сены Богом или людьми, цитирующими Писание (Мф. 4:4; Ин. 15:7; 17:8; Рим. 10:17;
Евр. 6:5; 1 Пет. 1:25), и Павел, судя по всему, в Еф. 6:17 использует данное слово именно
в этом смысле: когда мы произносим слова Писания, они сопровождаются действием
Святого Духа и имеют силу духовного меча.

32 Было бы хорошо, если бы христиане выучили наизусть перечисленные здесь сти­
хи, чтобы иметь возможность цитировать их по памяти, когда они вступают в духовную
брань.


486                                                Часть П. Учение о Боге

и не возвращайся!» Несмотря на то что мы часто не уверены, присутствует ли бесовский фактор в данной конкретной ситуации, и несмотря нато что при­сутствие беса может быть лишь одним из факторов в той или иной ситуации, все же такие слова запрещения бывают очень действенны. В Новом Завете не содержится исчерпывающего описания молитвенной жизни апостола Павла, но сам Павел ясно говорит о борьбе «не против крови и плоти, но против на-чальств, против властей... против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12) и о вой­не «не по плоти» (2 Кор. 10:3). Разумно было бы предположить, что в своей интенсивной молитвенной жизни он использовал в качестве одного из аспек­тов духовной брани вербальное запрещение бесовским силам.

Кроме того, если мы молимся заступнической молитвой о ком-то другом и предполагаем, что действие «духов злобы поднебесных» может иметь место в той ситуации, о которой мы молимся, то наша молитва может включать в себя элемент устного запрещения бесовским силам. (Духовная брань подобного рода не должна происходить в присутствии человека, о котором мы молимся, так как это может напугать его.) Например, родители вполне могут произнес­ти краткое слово запрещения духу противоречия в одном ребенке, лени — в другом, злобы — в третьем, в дополнение к молитве о том, чтобы Господь дал им победу в этой борьбе, и в дополнение к тому, что они учат и дисциплиниру­ют своих детей33.

6. Использование духовной власти христианина в служении другим людям.

Оставляя вопрос о духовной брани в нашей личной жизни и, может быть, в жизни членов нашей семьи, мы переходим к вопросу прямого личного служе­ния другим людям, подвергшимся духовному нападению. Например, мы иног­да можем молиться о другом человеке, если подозреваем, что в сложившейся ситуации замешаны бесовские силы. В подобных случаях следует помнить следующее.

Во-первых, очень важно не пугать других людей и не рассуждать про­странно на ту тему, которая может быть хорошо знакома нам самим, но мало понятна и страшна другим людям. Святой Дух — это Дух мира и спокойствия (см.: 1 Кор. 14:33). Поэтому часто следует просто задать несколько вопросов тому человеку, которому мы оказываем помощь. Мы можем спросить: «Как вы считаете, может быть, в этой ситуации на вас нападает злой дух?» или: «Вы не будете возражать, если я произнесу слово запрещения злому духу, который может быть замешан в этом?» Важно также заверить человека, что если бесов-

33 Поскольку в Писании нет никаких указаний на то, что бесы могут читать наши мысли, такие запрещения бесам лучше произносить вслух, хотя можно и негромко. На­против, Бог, конечно, знает наши мысли, и молиться Ему можно про себя, не произнося слова молитвы вслух.


Глава 19. Сатана и бесы____________________     487

ские силы действительно связаны с возникшими в его жизни обстоятельства­ми, то это не значит, что он находится в плохом духовном состоянии. Возмож­но, сатана просто пытается напасть на человека, чтобы помешать ему дейст­венно служить Господу. Каждый христианин — это солдат в духовной армии Господа и потому подвергается атакам со стороны вражеских сил.

Если человек дает нам разрешение, то следует произнести вслух краткое приказание, повелевая злому духу уйти34. Поскольку люди, подвергающиеся бесовским нападениям, часто ощущают присутствие беса, уместно будет после произнесения приказаний духу уйти спросить человека, почувствовал ли он какие-либо изменения. Если в этой ситуации действительно были замешаны бесовские силы, человек может испытать мгновенное облегчение, которое ча­сто сопровождается чувством радости и мира.

Весь процесс не должен выглядеть драматично или повышенно эмоцио­нально. В некоторых современных свидетельствах говорится о длительных, изнуряющих битвах, в которых христиане спорят с бесом и кричат на него в течение нескольких часов. Однако в Новом Завете нет никаких указаний на то, что у бесов плохо со слухом и что для изгнания беса требуется длительная борьба. Иисус просто «изгнал духов словом» (Мф. 8:16). В одном-единствен-ном случае (с гадаринским бесноватым) бес оказал некоторое первоначаль­ное сопротивление (см.: Мк. 5:8; Лк. 8:29). Тогда Иисус спросил его имя и затем изгнал сразу множество бесов (Мк. 5:9—13; Лк. 8:30-33). Власть изго­нять бесов основана не на нашей собственной силе или мощи нашего голоса, она исходит от Святого Духа (Мф. 12:28; Лк. 11:20). Таким образом, вполне достаточно негромкого голоса, уверенного и авторитетного тона.

Во-вторых, для того, чтобы избежать длительного разговора или борьбы с бесом, христианин должен сосредоточиться не на бесе, а на человеке и на тех библейских истинах, в которые необходимо верить и которые следует утверж­дать. «Пояс истины» (Еф. 6:14) — это часть вооружения, которое защищает нас от сатаны, как и «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17). Если человек, в отношении которого совершается служение, сосредоточится на вере в истину Писания, отречется от греха и тем самым облечется в «броню праведности» (Еф. 6:14), то злому духу больше не за что будет уцепиться в жизни этого человека. Если бес отказывается выйти, несмотря на приказа­ние, данное ему во имя Иисуса, возможно, следует подождать некоторое время

34 Слово «экзорцизм» означает «изгнание (злого духа) заклинанием или устным при­казом». Слова «экзорцизм» и «экзорцист» не встречаются в Библии (хотя в Деян. 19:13 говорится об иудеях-экзорцистах [в русском синодальном переводе — «заклинатели», греч. Цорк'кпои, от глагола к^оркбсо, «обязывать клятвой, заставлять поклясться». — При­меч. пер.]). Поскольку эти термины в истории применялись как в связи с языческой, так и с христианской практикой, христианам следует самим решить, имеет ли им смысл употреблять сегодня этот термин в применении к христианству.


488 _______                         Часть II. Учение о Боге

и начать вновь, после молитвы и духовной подготовки со стороны того чело­века, для которого свершается служение, и человека, который осуществляет его (Мф. 17:19,20; Мк. 9:29; см. ниже)35.

В-третьих, важно, чтобы христиане не испытывали чрезмерного интереса к изгнанию бесов. Хотя Господь дает всем христианам право вести эту борьбу, тем не менее Писание повелевает нам: «На злое будьте младенцы» (1 Кор. 14:20). Это означает, что мы не должны увлекаться ничем из того, что связано со злом, или стремиться стать «экспертами» в каком-либо зле только для того, чтобы удовлетворить наше любопытство3".

В-четвертых, если человек, для которого совершается служение, не хрис­тианин, важно призвать его прийти к Христу как к Спасителю сразу же после того, как бес будет изгнан, чтобы Святой Дух пребывал в этом человеке и за­щищал его от дальнейших нападений. В противном случае, позднее может произойти нечто еще худшее.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным ме­стам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убран­ным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и во-шедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом (Мф. 12:43-45).

В-пятых, действенность нашего служения в трудных случаях может за­висеть от нашего собственного духовного состояния. Когда Иисус изгнал беса из юноши-эпилептика, «и отрок исцелился в тот час», ученики подошли к Иисусу и, оставшись с Ним наедине, спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17:18,19). Иисус сказал им: «По неверию вашему» (Мф. 17:20). В Евангелии от Марка говорится также, что Иисус сказал ученикам: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (Мк. 9:29). Судя по всему, в тот пери­од ученики были слабы в вере; они не уделяли молитве достаточно времени и не пребывали в силе Святого Духа37.

Иисус ясно предостерегает нас о том, чтобы мы не радовались слишком сильно и не гордились нашей властью изгонять бесов, а более радовались

35 В трудных случаях мудро было бы обратиться за помощью к более зрелому и опыт­
ному человеку.

36 Поэтому христианам не следует заниматься вопросами оккультизма или движе­
ния «Новая эра». Мы должны думать только о том, «что справедливо, что чисто, что лю­
безно, что достославно» (Флп. 4:8).

37 Когда Иисус сказал: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (Мк. 9:29),
Он не мог иметь в виду, что, прежде чем бес мог быть изгнан, необходимо было молиться
об этом в течение долгого времени; ведь Сам Он не молился, а просто произнес слово и
сразу же изгнал беса. Должно быть, Он хотел сказать, что регулярная молитвенная жизнь
и пребывание в Боге дают духовную подготовку и силу через помазание Святым Духом
даже в случае очень сильного бесовского влияния.


Глава 19. Сатана и бесы_________________________ 489

нашему великому спасению. Нам следует помнить об этом и не гордиться, иначе Святой Дух лишит нас Своей силы. Когда семьдесят учеников верну­лись и радостно говорили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17), Иисус сказал им: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам пови­нуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20)38.

7. Нам следует ожидать, что Евангелие восторжествует над делами дья­ вола. Когда Иисус пришел проповедовать Евангелие в Галилею, «выходили также и бесы из многих» (Лк. 4:41). Когда Филипп отправился в Самарию на проповедь Евангелия, «нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем» (Деян. 8:7). Иисус повелел Павлу проповедовать среди язычников, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою... получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18). Павел говорил, что его проповедь Евангелия была «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера... утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4,5; ср.: 2 Кор. 10:3,4). Если мы действительно верим свидетельству Писания о существова­нии и деятельности бесов и если мы действительно верим, что «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8, курсив мой. — У. Г.), то нам следует ожидать, что и в наши дни, когда Евангелие возвещается неверую­щим и когда молитва свершается о тех верующих, которые, возможно, преж­де не осознавали этого измерения духовной борьбы, мы увидим подлинную и явную победу над врагом. Мы должны ожидать этого и думать об этом как о естественной части труда Христова в созидании Его Царства и радоваться победе Христа.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Возможно, до прочтения этой главы, вы считали, что бесы действовали в основном во времена Нового Завета или в других культурах, но не в том обществе, в котором живете вы сами? Теперь вы можете сказать, на какие аспекты общества, в котором вы живете, могут оказывать влияние бесы? Вы испытываете страх при мысли о том, что можете столкнуться с деятельностью бесов в вашей собственной жизни или в жизни окружающих вас людей? Что Библия говорит об этом чувстве страха? Как вы думаете, Господь желает, чтобы вы испытывали страх?

38 Иисус не говорит здесь, что нам не следует радоваться тому, что враг побежден, а люди освободились от оков, так как это прекрасный повод для радости. Должно быть, Он просто говорит ученикам о том, что величие спасения — это более значимый повод для радости.


490 _____________________ Часть II. Учение о Боге

2. Есть ли в вашей жизни грехи, которые могут позволить бесам проникнуть
в вашу жизнь? Если есть, то что вам следует сделать с этим грехом?

3. В вашей жизни бывали случаи, когда вы одерживали победу над бесовски­
ми силами, обращаясь к ним устно во имя Иисуса? Может ли материал, изло­
женный в этой главе, помочь вам действовать более эффективно в подобных ду­
ховных столкновениях? Почему нельзя слишком увлекаться таким служением?
Как уберечь себя от чрезмерного увлечения? Что, по вашему мнению, делал Па­
вел, когда шел проповедовать Евангелие в один город за другим, где прежде ни­
когда не слышали Благой вести и где люди поклонялись бесам? Как в наши дни
церковь может использовать опыт Павла?

Специальные термины

бесноваться                                                                              различение духов

бесы                                                                                            сатана

быть одержимым бесом                                                        экзорцизм

Библиография


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!