Общие качества слуховых ощущений



Основными качествами слуховых ощущений являются: а) громкость, б) высота, в) тембр, г) длительность и е) про­странственное определение источника звука. Каждое из этих качеств слуховых ощущений отражает определенную сторону физической природы звука. В ощущении громкости отра­жается амплитуда колебаний, а следовательно, энергия зву­кового раздражителя. В ощущении высоты звука отражается частота колебаний звуковой волны (а следовательно, и длины ее волны). В ощущении тембра звука отражается форма зву­ковой волны, слагающаяся из внутреннего взаимодействия частот составляющих частичных тонов. Продолжительность действия звука и временные отношения между отдельными звуками отражаются в виде той или иной длительности слу­ховых ощущений. Наконец, слуховое ощущение относит звук к его источнику, звучащему в определенной среде, т. е. опре­деляет местоположение звука. Каждое слуховое ощущение представляет собой взаимосвязь между основными качествами слуха, отражающими взаимосвязь акустических и временно-пространственных свойств предметов и среды распростране­ния исходящих от него звуковых волн.

Слуховые ощущения любого качества характеризуются определенными порогами, абсолютными и разностными, по которым определяется уровень абсолютной и разностной чув­ствительности человека.

Ощущение громкости звука

Как всякое качество, ощущение громкости количественно изменяется. Минимальная интенсивность или сила звука, вызывающая едва заметное ощущение звука, называется абсолютным порогом ощущения громкости. Степень гром­кости определяется силой звука, но величины силы звука и громкости не тождественны, так как интенсивность ощущения пропорциональна не интенсивности раздражения, а логарифму этой интенсивности. Единица измерения интенсивностей звука по логарифмической шкале получила название бел. Для прак­тики измерения была взята единица, в 10 раз меньшая по величине, децибел.

Пороги громкости различны по отношению к интенсив­ности различных тонов. Так, например, порог громкости для тона в 3000 гц лежит на 50 дб ниже, чем для тона в 50 гц, т. е. ухо человека в миллион раз более чувствительно к громкости звука в 3000, чем к звуку в 50 гц. Порог громкости постепенно


снижается, а чувствительность возрастает при возрастании частот колебаний, особенно в диапазоне частот от 1000 до 3000 гц, а затем порог снова повышается, а чувствительность постепенно понижается от 3500 до полного исчезновения ощу­щений за пределами 20000 гц для взрослого человека и 22000 для детей.

Не только ощущение высоты звука, но и ощущение гром­кости (слышимости) находится в определенной зависимости от частоты колебаний (рис. 20).

Потеря слуха 44%

Рэфф дин/см2

Рис. 20. Зависимость слышимости звука от частоты колебаний (по Ржевкину).

Следовательно, при крайних частотах этого диапазона слы­шимых звуков необходимо увеличивать интенсивность звука. Абсолютные пороги громкости не являются неизменными: они изменяются в зависимости от упражнения в дифференцировке звуков по их интенсивности, высоте, тембру. Развитие разли­чительной громкостной чувствительности снижает абсолют­ные пороги слышания, т. е. повышает абсолютную чувстви­тельность.

В ряде деятельностей (летчика, шофера, механика-сбор­щика или ремонтника, радиста, музыканта, охотника и т. д.) формируется привычная установка на прислушивание не только к разностям силы звука, но и к звукам минимальной интенсивности. Как показал Кауфман, эта установка на прислушивание


вырабатывается в той или иной профессиональ­ной деятельности при условии, если малая интенсивность звука является определителем состояния тела или процесса. Поэтому у опытных врачей-терапевтов или педиатров, широко­практикующих выслушивание (аускультацию), абсолютные пороги громкости снижаются, а чувствительность повышается.

 

Относительная громкость

20 30 40 50 60 70 80 90дб →Уровень ощущения S

Рис. 21, Относительная громкость тона на уров­не 5 дб над порогом по данным различных иссле­дователей.

За единицу принята громкость при 30 дб.

 

Можно предполагать, что физиологической основой такой установки на прислушивание является системный характер временных связей, образующихся в процессе звукоразличения (слуховой динамический стереотип).

Разность между минимальными величинами интенсивностей, обусловливающая едва заметное различие между ними, называется порогом различения громкости. По отношению к средней зоне слышимых звуков разностный порог равен 1/10 исходной величины. Эта величина прироста силы раздра­жений в 1/10 исходной величины к большей степени приложима к приросту тихих звуков, нежели к приросту громких звуков. Величина относительной громкости (разностного порога) устанавливается различными авторами неодинаково. На рис. 21 показано расхождение данных различных исследова­телей, при совпадении этих данных на величине в 30 дб, при­нятой поэтому за единицу сравнений. Из этих данных видно, что расхождение данных увеличивается вместе с увеличением числа децибел.

Расхождение экспериментальных данных, видимо, объяс­няется тем, что авторы этих исследований не учитывали нали­чие или отсутствие установки на прислушивание у различных людей. Все же по этим данным величина различи


тельного по­рога возрастает с увеличением количества децибел. Большое значение имеет суммирование громкостей сравниваемых зву­ков. Установлено, что чем ближе тоны по частоте, тем меньше их суммарная громкость. Напротив, чем отдаленнее по ча­стоте ощущаемые звуки, тем больше их суммарная громкость.

Слушание одного и того же звука бинаурально (обоими ушами) улавливает громкость звука сравнительно со слуша­нием одним ухом (монаурально). Уровень громкости сложных комбинированных звуков всегда выше сравнительно с гром­костью отдельных тонов. Все это свидетельствует о том, что взаимодействие ощущений громкости влияет на ход различе­ния интенсивностей звуков. Это взаимодействие может быть одновременным (при суммации ощущений в бинауральном слушании) и последовательным (при монауральном и бинау­ральном слушании последовательно возрастающего по силе звукового ряда). Последний случай взаимодействия слуховых ощущений имеет особо важное значение для различительной чувствительности слуха.

Ржевкин показал, что большую роль играет изменение на­правления громкости. Если вначале громкость удвоить, а за­тем вдвое уменьшить, то изменяется величина прироста ощу­щений. При удвоении необходимо прибавить больше децибел, нежели убавить при обратном уменьшении. Дальнейшие исследования (Кауфмана) показали, что на различительную громкостную чувствительность влияет взаимодействие трех факторов: а) величины разностей громкости (по мере умень­шения этой величины трудность различения возрастает), б) регистра громкости (тихие, средние, громкие звуки), причем трудность различения возрастает от среднего регистра при­близительно равно как в сторону тихих, так и громких зву­ков, в) метроритма или периодического чередования звуков из разных регистров (тихих с громкими и наоборот). Опыты Кауфмана из нашей лаборатории показали, что имеются два типа метроритма в динамике различительной чувствительности. Первый тип — хореический (первый звук громче вто­рого) усваивается


сравнительно легко. Второй тип — ямбический (первый звук тише вто­рого) усваивается со значительно большим трудом.

Важная роль метроритма в изменении разностной чувстви­тельности громкости подтверждает предположение Ухтомского о том, что нервные центры усваивают определенный ритм, а перестройка ритма возможна лишь путем центрального тор­можения. Большую легкость настройки нервного ритма при хореическом построении сравнительно с ямбическим можно объяснить явлением контраста. Переход от громкого к тихому звуку более контрастен, нежели от тихого звука к громкому, если он совершается плавно, ритмично. При аритмичном и внезапном переходе от тихого звука к чрезмерно громкому различительная чувствительность в данный момент снижается в связи с включением безусловнодвигательного ориентировоч­ного рефлекса на звук.

Связь метроритма с характером колебаний звуков обнару­живается в своеобразных типах изменения различительной чувствительности в отношении шумов и тонов. Первые (шумы) являются обычно непериодическими колебаниями звуковой волны, вторые (тоны) — периодическими колебаниями звуко­вых волн. В среднем различительная чувствительность к гром­кости тона выше, нежели к громкости шумов. Особенно это от­носится к музыкантам, а также к людям, умеющим и любя­щим слушать музыку. У музыкантов разностная чувствитель­ность к громкости шума не превосходит среднюю, обычную величину. У врача-терапевта, напротив, возрастает разност­ная чувствительность к громкости шума определенного рода (малых интенсивностей). У опытных летчиков возрастает раз­ностная чувствительность к ритмам колебаний больших шу­мов. Как указывает Платонов, неопытный курсант-летчик не различает разницу между 1300 и 1400 оборотов мотора самолета. В результате упражнений, т. е. образования прочных временных связей, опытный летчик дифференцирует разницу между 1300 и 1340 об, несмотря на маскировку звуков и ритма обо­ротов общим шумом движущегося самолета.

Производственный опыт людей, привыкших к работе в об­становке больших шумов, влияет на выработку высокой раз­личительной чувствительности к звукам большой силы. Таким образом, в пределах регистра звуков (тихие, средние, гром­кие), имеется несколько им соответствующих типов различи­тельной чувствительности громкости.

Кауфман сравнил данные об изменениях разностной чув­ствительности к интенсивности тонов и шумов у людей «при­слушивающихся» (музыкантов, врачей, механиков и пр.) и не имеющих специального опыта

 Б. Г. Ананьев


прислушивания. По его данным, разностная чувствительность к силе тонов у «прислушивающихся» в 2 раза превышает обычную, а разностная чувстви­тельность к силе шумов превышает у них в l1/2 раза обычный уровень различения громкости.

Эти данные свидетельствуют о большой воспитуемости способности к различению громкости, о сдвигах различительной чувствительности под влиянием практики постоянной дифференцировки силы звуков в определенных условиях жизни.

При исследовании разностной чувствительности в области слуха необходимо учитывать влияние слуховой адаптации. Известны две формы слуховой адаптации: адаптация к звукам и адаптация к тишине. Адаптация к тишине, подобно темновой адаптации в зрении, значительно повышает чувствительность к малым интенсивностям прироста силы звуков. На основании опытного изучения слуховой адаптации Лазарев предположил, что под действием длительного звука происхо­дит разложение особого звукочувствительного вещества, что влечет за собой снижение чувствительности. По окончании воздействия звука чувствительность звука восстанавливается также постепенно, в течение многих минут. По Лазареву, окончательная чувствительность при полной адаптации обрат­но пропорциональна силе звуков. При длительном слушании сильных звуков наше ухо воспринимает эти звуки более сла­быми (снижение чувствительности), а после полной тишины громкость этих звуков будет казаться чрезвычайно повышенной.

В слуховой адаптации играет еще более важную роль изменение взаимоотношений между возбуждением в мозговом конце слухового анализатора. При длительном перераздраже­нии слухового органа сильным звуковым раздражителем кора головного мозга отвечает внутренним «охранительным» торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиление возбуждения других очагов, способ­ствующих дальнейшему подъему чувствительности в новых условиях.

Ощущение громкости или отражение силы звука является общим качеством как для ощущения тонов, так и шумов. Можно считать, что ощущение громкости есть функция со­вместной работы ядер и рассеянных элементов слухового ана­лизатора, сохраняющаяся в общем виде и после поражения. анализатора. Но высокое развитие этого вида слуховой чувст­вительности, а также его специализации в различных обла­стях регистра звуков указывает на ведущую роль ядра анали­затора в высшем анализе и синтезе энергии звуковых раздра­жителей. Человеческий слух обладает исключительным количеством


степеней различных оттенков громкости и высоты звуков, Подсчитано, что человек способен различать около по­лумиллиона простых тонов, различных по интенсивности и вы­соте. В тонкости человеческого слуха особенно большую роль играет ощущение высоты звука.

Ощущение высоты звука

Ощущение высоты тона представляет собой высший анализ частотной характеристики звука, т. е. отражение частоты ко­лебаний звуковой волны. Поскольку именно частота звуко­вых колебаний определяет своеобразие данного звука в зву­ковом ряду, постольку звуковысотное ощущение занимает центральное положение среди всех качеств человеческого слуха.

Абсолютная звуковысотная чувствительность наиболее вы­сока по отношению к звукам средней частоты от 1000 до 3000 гц. Абсолютная звуковысотная чувствительность осо­бенно сказывается в дробном анализе сложного звука, в раз­ложении его на составляющие частичные тоны.

Различительная звуковысотная чувствительность характе­ризуется величиной, обратно пропорциональной разностному порогу. Для разных тонов эта величина изменяется. Она является более или менее постоянной в интервале между 500—3000 гц, а именно — около 0,003 прироста к исходной ве­личине. В переводе на добавочную минимальную величину к исходной величине это будет значить (при ощущении звука в 1000 гц) едва заметное ощущение различия при прибавке 3 гц. При понижении частоты величина разностного порога повышается (а чувствительность уменьшается) и при 50 гц достигает величины 0,01. При слушании обоими ушами (бинауральном слухе) разностный звуковысотный порог понижается в 11/2—2 раза, с чем соответственно связана большая звуковы­сотная чувствительность бинаурального слуха (уравнительно с мензуральным слухом).

Для обозначения минимальных различий по высоте поль­зуются особой величиной (центом), являющейся сотой долей одного темперированного (настроенного) полутона. Различие и полутоне равно 100 центам, а различие в тоне равно 200 цен­там. Теплов на основе собственных опытов и обобщений дан­ных других исследований установил, что величина порога звуковысотного различения у большинства людей находится в пределах от 6 до 40 центов в средних октавах (особенно в первой). В отдельных случаях эта величина снижается до 3—4 центов, т. е. имеет место исключительно высокая звуко­высотная чувствительность.


Вместе с тем исключительно низкая звуковысотная чув­ствительность в отдельных случаях может доходить до 200 центов и больше.

Тепловым показано, что звуковысотная различительная чувствительность становится более тонкой с возрастом, т. е. у взрослых она выше сравнительно с детьми. Интересно со­поставить этот факт с тем, что абсолютная звуковысотная чув­ствительность, напротив, у детей выше, нежели у взрослых. Значит, для развития разностной чувствительности к высоте звуков необходимо накопление опыта сравнения звуков, т. е. дифференцировка раздражителей по высоте тона возможна лишь благодаря условнорефлекторному механизму развития этой формы слуховой чувствительности.

Звуковысотная чувствительность развивается в процессе музыкального обучения и воспитания, т. е. в процессе специ­альных упражнений на дифференцировке звуков по высоте. Дети, обучающиеся музыке, дают более высокие показатели чувствительности, чем дети, музыкой не занимающиеся. В силу этого же у музыкантов звуковысотная различительная чувст­вительность намного выше, чем у людей, не занимающихся музыкой. Прямыми опытами Теплова по упражнению этой формы чувствительности установлено, что за короткий период разностные пороги могут быть снижены (например, за семь сеансов Теплов снизил у одного испытуемого величину порога с 226 до 94 центов, у другого — с 32 до 16 центов и т. д.).

В опытах Теплова показано, что одной из причин исклю­чительно низкой звуковысотной чувствительности является полная неотдифференцированность между ощущением высоты и тембра. Повышение чувствительности в этих случаях стано­вится возможным путем специальных упражнений на выделе­ние высоты звука из первоначально нерасчлененного высотно-тембрового впечатления.

Ощущение тембра

Тембром называется отражение акустического состава сложного звука, а именно числа, порядка и относительной силы частичных тонов (как гармонических, так и негармониче­ских). Тембр является высшим анализом созвучий, которыми фактически являются отдельные звуки, ощущаемые в своем высотном и громкостном воздействии на единый звук.

Обычно подчеркивают значение для музыкального слуха,— поскольку музыкальный тембр является одной из необходи­мых предпосылок, — восприятие гармонии. Однако тембр не ограничивается лишь музыкальным слухом. При одной и той же высоте и интенсивности звуков они отличаются формой


колебаний, зависящей от материальных свойств источника звука, обусловливающих характер частичных колебаний. В тембре наиболее непосредственно выражается предметный характер звука, изменение его в зависимости от вещества звучащего тола. Так, легко различить по тембру звука хрусталь и стекло, различные металлы и т. д.

Различные тембры человеческих голосов, зависящие от особенностей голосового аппарата, позволяют дифференциро­вать сходные по высоте и громкости голоса, воспринимаемые на расстоянии. Иначе говоря, для слышащего человека тембр является одним из признаков распознавания по звуку самого предмета, его особенностей, определяющих форму колебаний звуковой волны.

По этой причине мы отличаем по звуку, какие музыкаль­ные инструменты звучат даже при условии тождества высоты и громкости тонов различных инструментов. Так же точно от­личаются друг от друга характерными тембровыми особенно­стями сходные по высоте голоса певцов (басов, баритонов, сопрано и т. д.).

Тембр в человеческом голосе и музыкальной деятельности является одним из важнейших средств эмоциональной выра­зительности. Источником высокого развития тембровых разли­чений и особенностей является речь как средство общения, возникшая на основе звукового строя общенародного языка.

Теплов показал, что отделение тембра от высоты звука, с которой он непосредственно связан, есть обратная сторона того процесса, который он назвал вычленением музыкальной высоты. «Только тогда, — пишет Теплов, — когда из первона­чального темброво-высотного комплекса вычленилась музы­кальная высота, сам тембр становится особым музыкальным качеством».5

Поэтому музыкальный тембр есть продукт развития му­зыки: он формируется в процессе музыкального воспитания и музыкальной деятельности. Вместе с тем тембр составляет одну из главных предпосылок образования восприятия гармо­нии, а следовательно, и целостного восприятия музыкального произведения.

Длительность

Сеченов назвал слух «анализатором времени», имея в виду, что слуховые ощущения того или иного звукового ряда отражают не только разности качеств этих звуков, но и через них временную

Б. М. Теплов. Психология музыкальных способностей, стр. 94.


последовательность внешних раздражений. Особое значение он придавал ощущению продолжительности или длительности звучаний, которая вырабатывается рефлекторно с раннего детства при образовании звуковых артикуля­ционных, нерасчлененных во времени движений.

Разность между продолжительностью отдельных звучаний является необходимым условием расчлененных дифференци­рованных ощущений звукового ряда (речевого или музыкаль­ного). Продолжительность или длительность составляет важ­нейший временный признак распространения звуковой волны и ее воздействия на слуховой анализатор.

Можно предположить, что приспособление слухового анализатора к темпу и ритму воздействующих звуковых рядов, последовательно («сукцессивно») развертывающихся во вре­мени, должно было выработать большую скорость слуховых реакций сравнительно с реакцией других органов чувств.

Исследования скорости психических реакций на различные раздражители в этом отношении представляют несомненный интерес.

Оказалось, что наибольшая скорость двигательной реакции человека имела место именно на звуковой раздражитель (0,192 сек). Данные различных исследователей, расходясь в количественных определениях, тем не менее совпадают в ка­чественном сопоставлении типов скорости реакций в зависимости от характера раздражителя. Обобщая эти данные, Корнилов отметил, что «реакции человека на зрительные раз­дражения протекают в среднем медленнее, нежели на осяза­тельные раздражения, а последние медленнее, нежели на слу­ховые раздражения».6

Наибольшая среди всех остальных реакций органов чувств скорость слуховой реакции имеет свою биологическую предысторию в развитии безусловнодвигательного ориентиро­вочного рефлекса на звук. Но это лишь предыстория. История же этой повышенной скорости слухового ощущения имеет своей основой перестройку слухового анализатора человека на различение звуков речи, ее временного звукового рода. При этом надо иметь в виду, что для распознавания гласных и со­гласных звуков в слове, промежутков между словами в вос­принимаемой фразе необходима большая скорость реакции на каждый отдельный звук речи. О необходимости срочной реакции на звук речи, для того чтобы его уловить, свидетельствует следующий факт. При электрофизиологической записи слогов «де» и «ба», произнесенных мужским голосом на высоте 165 гц, оказалось, что длительность согласной «д» в первом слоге составила 0,400 сек, а для «б» еще меньше

6 К. Н. Корнилов. Учение о реакциях человека. М., 1923, стр. 94.


 0,025 сен. Длительность гласной «а» для мужского голоса (ПО гц) ока­залась от 0,01 до 0,36 сек, а для женского голоса (229 гц) ~ 0,09—0,26 сек.

Имеется очень много индивидуальных различий в скорости произнесения звуков речи (от очень быстрой до замедленной речи). Слух человека должен быть готовым к любому темпу воспринимаемой речи другого человека. Несомненно, что эта социальная необходимость породила чрезвычайную быстроту слуховых реакций человека. К тому же звук как сигнал, дей­ствующий на расстоянии, должен был способствовать выра­ботке у человека срочных установочных реакций мозга, как это подчеркивал Ухтомский.

Именно временные признаки звука (кратковременность или продолжительность) повлияли на выработку таких сроч­ных и установочных рефлексов. Поэтому время звука и вре­менные соотношения звуков имеют определяющее значение для распознавания многих, особенно согласных звуков речи. Ржевкин подчеркивает, что «в распознавании некоторых со­гласных высота звуков не может играть роли»,7 если учесть, что минимальное время, необходимое для отчетливого ощуще­ния высоты тона, равняется 1/10 сек. При определенных усло­виях упражнений возможно ощущение тона при очень корот­ких звуковых импульсах в пределах тысячных долей секунды. Мгновенное ощущение высоты звука тем отчетливее, чем ближе оно к зоне звуков речи, т. е. к центральной зоне зву­кового регистра.

Большое влияние на развитие временного анализа звуко­вого ряда оказала музыка и развитие музыкального ритма.

По Теплову, ритм есть закономерное «расчленение времен­ной последовательности раздражений на группы, объединяе­мые вокруг выделяющихся в том или ином отношении раздра­жений, т. е. акцентов».8

Следовательно, ритм есть не простая временная последовательность, а временное дробление на группы посредством выделения опорных моментов или акцен­тов. Эти моменты или акценты являются как бы точкой от­счета времени для ритмических движений (всего тела, рук, речедвигательного аппарата и т. д.). «Чувство ритма в основе твоей имеет моторную природу».

Но известно, что одной из наиболее ритмически организо­ванных совокупностей движений является членораздельная речь. Нетрудно заметить, что не только в музыке, но и в речи

"С. Н. Ржевкин. Слух и речь в свете современных физических ис­следований. М.—Л., ОНТИ, 1936, стр. 77.

8 Б. М. Т е п л о в. Психология музыкальных способностей, стр.


.

имеет место расчленение временной последовательности зву­ков на определенные группы, объединяемые вокруг «выделяю­щихся раздражений» или акцентов.

Внутри отдельного слова этими точками отсчета времени являются начальные звуки слога, а слог представляет собой группировку значимых для человека звуковых раздражите­лей. В фразе такими точками отсчета являются отдельные слова в зависимости от их грамматического значения. Можно думать, что организованный ритм в музыке, ощущение кото­рого составляет основу длительности музыкально-слуховых ощущений, есть перенос в область искусства звукоритмической временной природы речи, отражающейся в речевом слухе.

Слух человека (подобно человеческому зрению в отноше­нии пространства) является естественным измерителем вре­мени.

Пространственный слух

Слуховой аппарат является не только анализатором вре­мени, но и одним из важнейших анализаторов пространства. Интересно отметить, что пространственно-слуховое разли­чение имеет исключительно жизненное значение. Само разви­тие слуха стало необходимым в силу важности для организма сигналов, действующих на расстоянии и предупреждающих организм об опасности или наличии в окружающей среде не­видимых в данный момент предметов и веществ, нужных для пищевого обмена организма со средой.

Невидимыми являются эти объекты не только ночью (для животных с хроматическим зрением), но и во многих условиях пространства, обозрение которых невозможно или затрудни­тельно и днем (например, в лесистых или гористых местно­стях). Поскольку звук всегда есть то или иное акустическое свойство предмета и его среды, постольку звук становится для высших позвоночных животных важнейшим сигналом пред­мета.

С возникновением и развитием звукового языка как основ­ного средства общения между людьми звуки речи в слове ста­новятся «сигналами сигналов» для человека, которые также воспринимаются на расстоянии.

Сложные животные организмы, обладающие высшей нерв­ной деятельностью, и человек ориентируются в пространстве внешнего мира не только по местоположению, форме, вели­чине и другим пространственным признакам и отношениям видимых предметов внешней среды, но и по местоположению невидимого предмета, являющегося источником звука, и по направлению движения звуковой волны в определенной среде.


В формировании общих механизмов ориентировки ребенка в пространстве звук играет очень важную роль. Ориентиро­вочный рефлекс на звук способствует расширению полей зре­ния, вызывает повороты головы и корпуса тела в сторону звука, т. е. расширяет видимое пространство для ребенка уже в первые месяцы жизни. Любопытно, как первоначально ре­бенок пытается «увидеть» звук, т. е. реагируя на его местопо­ложение и направление, он не сразу осознает особенность не­сводимости к видимому предмету, свойство самого звука. Если перед ребенком 6—7 месяцев произвести такое действие: по­стучать пальцем по предмету, то ребенок возьмет руку взрослого, затем возьмет предмет и будет их рассматривать, как бы желая увидеть самый звук, произведенный их взаимо­действием. Затем ребенок повторит это действие-постукивание несколько раз. Можно заметить, что самое элементарное зна­ние о звуке у ребенка возникает в процессе замыкания вре­менной связи между движениями рук и взаимодействием тел, вызывающих звук. Все усложняющаяся совокупность таких временных связей составляет основу тех ассоциаций, которые образуются в мозгу между различными предметами и их зву­ковыми свойствами. На основе этих ассоциаций образуется значительно более сложная способность определять расстоя­ния между человеком и внешним предметом по звуку, место­нахождение предмета по звуку, направление движения звуков и т. д.

Новейшие исследования Бронштейна, Алексеенко, Блинкова и других показали несомненную связь, существующую между слуховой ориентировкой в пространстве и движениями человеческого тела (особено поворота головы), а следова­тельно, соответствующими мышечно-суставными ощущениями. Поэтому не является неожиданным, что расстройства слухопространственного различения (главным образом определение направления звука) особенно тяжелыми являются при пора­жениях височно-теменно-затылочной области, а также нижне­теменной области коры головного мозга. Это значит, что в основе слухопространственного различения лежит система связей между слухом, мышечно-суставными ощущениями и пространственным зрением. Конечно, ведущим в этой ассо­циативной системе является слух. Возникает вопрос: какой же именно механизм слуховых ощущений входит в эту ассо­циативную систему? На этот вопрос прежде всего дают ответы описанные выше опыты Быкова по изучению условных рефлек­сов у собаки с рассеченным мозолистым телом, которые пока­зали, что слух у такого животного остается без изменений в отношении дифференцировки интенсивностей и высоты зву­ков, но полностью исчезает дифференцировка направления звука, что в основе определения местоположения источника


звука лежит парная работа больших полушарий. Понятно, что такая парная работа является объединением, синтезом звукоразличительной работы мозгового конца каждого из по­лушарий. Иначе говоря, пространственно-слуховое различение есть наиболее позднее (в индивидуальном развитии) и слож­ное образование звукоразличительной деятельности головного мозга.

Что же является периферическими механизмами слухопространственного различения? Ответ на этот вопрос дает знакомство с путями обоих слуховых нервов, каждый из ко­торых (начиная со среднего мозга) входит своими частями в каждое из полушарий. Следовательно, каждый из мозговых концов слухового анализатора регулирует деятельность обоих; ушей в какой-то определенной функции каждого из них.

Наконец, слуховые рецепторы, как и зрительные, являются парными, симметрично расположенными по отношению друг к другу по бокам головы (в среднем 18—19 см анатомиче­ского расстояния между ушами).

До постановки проблемы слуховой ориентировки в про­странстве как самостоятельного вопроса этому факту парности слуховых рецепторов не придавалось особого значения. Отмечалось лишь, как мы видели раньше, что наличие у че­ловека двух приемников звука удваивает ощущение громкости (сравнительно со слушанием одним ухом), повышает звуковысотную чувствительность в 11/2 —2 раза по сравнению со слушанием одним ухом. Имелось в виду, следовательно, что слушание двумя ушами (бинауральный слух) лишь количественно отличается от слушания одним из ушей (монауральным слухом), превосходя последнее.

Качественное своеобразие бинаурального слуха открылось лишь в ходе специального изучения роли бинаурального слуха в ощущении направления звука. Оказалось, что именно в этом пространственном различении и заключено качественное свое­образие совместной работы обоих слуховых рецепторов. Ме­стоположение источника, откуда приходит звук, определяется человеком при следующих условиях: 1) при одновременном слушании обоими ушами, т. е. при сопоставлении показаний одного и другого уха одновременно; 2) когда звук представ­ляет собой шумы или сопровождается шумами, тогда как для чистых тонов и гармоний направление звука определяется относительно хуже; 3) когда источник звука находится вблизи от средней (медиальной) длины головы, т. е. между обоими ушами; 4) когда определяется направление в горизонтальной плоскости (правое—левое), а не в вертикальной плоскости (вверх — вниз) или в плоскости вперед — назад. Перечисляя эти условия, Ухтомский подчеркивал, что ориентировка в


пространстве посредством слуха, как и посредством зрения, обо­стряется в особенности сопоставлением показателей во вре­мени с симметричных одноименных рецепторов (обоих ушей).

Изучение процесса распознавания направления звука обо­ими ушами показало, что имеется определенная зависимость от времени прихода звукового сигнала к одному и другому уху, а также от выпуклостей лица как затеняющей ширмы. Чем больше разность между временем прихода звука к каж­дому из ушей, тем больше возможность дифференцирования направления. Это положение особенно относится к низким то­нам с их малым числом частот и редкостью колебаний (более значительными временными промежутками между ними).

Поэтому различение направления должно быть более точ­ным относительно низких тонов. Невысокие тоны (ниже 800 кол/сек) дают отклонения в одну и ту же сторону (правую или левую) до тех пор, пока не начинается симметричное двоение источника звука вправо и влево. Оказалось, что и в области слуха, подобно двойственным изображениям при резкой диспаратности раздражения глаз, имеется подобное же явление «двоения» одного звука при слушании обоими ушами таких тонов, идущих в направлении в сторону от средней ли­нии головы.

При действии звуков более высоких тонов (800— 1500 кол/сек) угол смещения локализуемого звука становится все более значительным. Точность ориентировки относительно положения звучащего тела возрастает с удалением последнего на большие расстояния.

Можно сказать, что разность по времени и фазам возбу­ждения между двумя сигнализациями в кору головного мозга от обоих ушей и составляет основу дифференцировки направ­лений звука.

При бинауральном слухе имеет место не только определе­ние направления звука, но и сами слуховые образы изменя­ются, как бы перемещаясь по определенной траектории. При небольших громкостях траектория слухового образа кажется горизонтальной. При увеличении громкости кажется, что траектория звука подымается и вместе с тем приближается к го­лове спереди. При больших громкостях траектория звукового образа кажется почти вертикальной и как бы проходит вну­три головы. Иногда она располагается сзади головы, особенно в случаях большого расхождения разностей проведения звука в обоих слуховых органах.

Как и в пространственном зрении лишь умеренная диспаратность порождает необходимые для дифференцировки ви­димые расстояния, так и в пространственном слухе лишь уме­ренная разность показаний обоих ушей (разновременных фаз возбуждений) способствует правильному отнесению слухового


образа к местоположению звука.

По обоим слуховым нервам происходит передача нервных импульсов, совпадающих со звуковой частотой, разность вре­мени прихода которых в кору и составляет основное условие слухового отражения пространства.

Установлено, что бинауральный слух точнее при определе­нии горизонтального направления звука. Одной из причин этого обстоятельства является несимметричная форма головы и форма ушных раковин, фокусирующих звуки спереди и с бо­ков. Но эта причина не является решающей, несмотря на ее значение. Другой, более важной причиной является то, что объективно более значимыми и частыми в жизни человека являются сигнальные действия звуков, расположенных именно по горизонтальной плоскости, параллельно поверхности земли. Большая точность распознавания звуков по горизонтальному направлению определяется также и тем, что поэтому же направлению на голове расположены симметрично оба уха. Как показал Бронштейн, «физиологическая середина между обо­ими ушами по этой плоскости не совпадает с геометрической серединой». Как и в бинокулярном зрении, в бинауральном слухе отмечается функциональное неравенство обоих слухо­вых рецепторов. Вследствие этого неравенства, обусловленного возникающим преобладанием одного из очагов возбуж­дения (в одном полушарии) над другими (в другом полу­шарии).

Специальное изучение соотношения точности определения направлений бинауральным слухом было проведено Драпкиной. Согласно этим данным, наиболее точными являются бинауральные показания о правом (96,8%) плевом (89,6%) на­правлениях. Правое направление при всех длительностях и громкостях оказывается на первом месте. Переднее направле­ние звука также хорошо дифференцируется (83,0% правиль­ных ответов), но с ним чаще всего смешиваются заднее и верхнее направления (пространственные ошибки или иллюзии слуха).

Более чем вдвое сравнительно с передним и левым направ­лением снижается точность дифференциации верхнего поло­жения звука (36,2%) и заднего его положения (34,6%). Ло­кализация этих направлений в наибольшей степени зависит от длительности и громкости звука.

Как и в области пространственного зрения, не сводимого к остроте зрения, эти сложные функции пространственно-слу­хового различения направления и расстояния звука не сво­дятся к остроте слуха, хотя последний играет известную роль в слуховом различении пространства.


Острота слуха

Под остротой слуха понимается минимальный порог слы­шимости при данной частоте звука. Острота слуха опреде­ляется при помощи звуков камертона, часов, шепотной речи или специальных электроакустических приборов (аудиомет­ров), определяется слышимость этих звуков на определенных расстояниях (при постепенном приближении в случаях сни­жения остроты слуха или частичной глухоты). Острота слуха

испытывается на каждое из ушей раздельно и на бинаураль­ный слух. Нормальной является острота слуха с границами от 16—20 до 20 000 гц. В этом смысле острота слуха опреде­ляется движением абсолютных порогов ощущений высоты звука. Но в отличие от обычного исследования звуковысотного слуха при постоянстве положения источника звука в дан­ном случае изучается состояние слухового аппарата при изме­няющейся громкости звука одной и той же частоты колебаний в зависимости от приближения или удаления звука.

 

Таким образом, острота слуха есть целостное сочетание ощущений высоты и громкости звука при определенных изме­нениях расстояния.

Поэтому о том или ином снижении слуха («потере слуха») можно судить по тому, как изменяется на более удаленных расстояниях соотношение чувствительности с высотой и си­лой звука. На рис. 22 показаны типичные кривые малой и большой потери слуха, определенной аудиометром. Можно ви­деть, что при малой потере в 6% (рис. 22) выпадает слуховое различение высоких тонов свыше 3500 колебаний и в пределах от 80 до 35 дб на большую часть высоких тонов. При тя­желой утрате слуха, т. е. большом снижении остроты слуха, сохраняется лишь небольшой «островок» различимого регистра тонов (преимущественно в области 1000—4000 гц), но лишь для очень большой громкости этих звуков на малом расстоянии от человека.

Речевой слух

Звуковой строй родного языка определяет развитие человеческого слуха, особенности его звуковысотной громкостной и тембровой характеристик, а также дифференцировки по слуху временных интервалов. Слух человека неразрывно свя­зан с речью, причем не вообще речью, а именно речью на данном родном языке. Усвоение звукового строя иностранного языка человеком всегда относительно к тому, какой речевой слух выработался у человека на основе родного языка. Поэтому русскому человеку легко привыкнуть к слушанию звуков речи других славянских языков (например, болгарского или чешского), сходных по звуковому строю с русским. Напротив, до специального изучения далеких от нашего звуко­вого строя языков (например, английского или французского) мы с трудом вычленяем отдельные звуки ряда слов и фраз, оказываемся как бы «глухими» по отношению ко многим звукам иностранного языка. Человеку, усваивающему русский язык, многие звуки русской живой речи первоначально вовсе не слышатся, а дифференцировка звонких и глухих согласных, шипящих согласных или йотированных гласных («е», «ё», «ю») требует перестройки его речевого слуха, сложившегося на основе другого звуко


вого строя.

На основе звукового строя родного языка складывается прочная система связей слухового анализатора с особенно­стями данного строя языка, у человека формируется различи­тельная чувствительность к звукам родной речи, базируясь на которой, человек может усваивать любой другой язык, сравнивая по сходству и контрасту звуки другого, иностранной языка.

Единство слуха и речи обусловлено всем историческим раз­витием языка и его ролью в общественном развитии. Пораже­ние речи приводит к расстройствам слуха, а расстройства слуха — к тем или иным изменениям голоса и речи. Между членораздельной «моторной» речью и слухом с раннего дет­ства образуется прочная связь, ассоциация, разрушимая лишь поражением той или иной части слухового анализатора (ре­цептора слуха, слухового нерва или мозгового конца).9

По этой причине очень редко встречаются раздельно глу­хота и немота, а обычно имеется комбинированное расстрой­ство в виде глухонемоты. При мозговых заболеваниях с пора­жением височных долей имеет место первичное расстройство коркового слуха, за которым следует особое расстройство речи (расстройство восприятия и понимания речи, а также искаженность самой двигательной речи больного).

Речевой слух составляет основу восприятия человеком связной речи, т. е. определенного соотношения слов в целост­ной фразе, обусловленного правилами грамматического строя языка. Восприятие человеком связной речи возможно лишь благодаря единству речевого слуха, речи и мышления. Но не­посредственной предпосылкой восприятия связной речи является именно речевой слух в своих двух формах: абсолютной и различительной слухоречевой чувствительности.

Абсолютная слухоречевая чувствительность определяется по минимальной величине звука речи (гласного или соглас­ного), которая обусловливает едва заметное ощущение звука именно как речевого звука. Как установлено, эти величины различны для каждого из звуков данного языка. Ощущение каждого отдельного звука речи является очень сложным, от­ражая высоту, тембр, громкость, длительность каждого звука. Так же, как различны по произношению (речевым движе­ниям) гласные и согласные звуки, различно и ощущение этих звуков. Ощущение гласного звука представляет собой анализ тона этого звука с вычленением частичных гармонических то­нов, входящих в данный гласный звук. Таким образом, ощу­щение гласного звука с чрезвычайной скоростью вычленяет эти частичные тоны гласного звука, названного формантом. Гласные «а», «о», «у», на какой бы высоте они ни произноси­лись, всегда имеют определенную область усиления этих частичных тонов: например, для «а»— около 1000 гц, для «у» —

 9 Новейшие исследования А. Н. Леонтьева доказывают непосредствен­ное участие в механизме слухового различения эффекторных аппаратов (голоса и речи).


около 300 гц. Некоторые гласные звуки имеют две области резонирующих частичных тонов. Например, для «и» одна область лежит в области низких звуков — 300 гц, другая в области высоких звуков — 3000 гц. Некоторые исследователи считают, что для всех без исключения гласных звуков харак­терны два форманта: один в области низких, другой — в области высоких звуков.

Важно отметить, что среднее время длительности гласного звука около 0,35 сек, причем особое значение имеет время установления этого звука — в 0,040 сек. Требуется срочная ре­акция слухового анализатора для того, чтобы обеспечить ощу­щение отдельного гласного звука (по высоте и тембру при различных громкостях, до шепотной речи включительно).

Согласные звуки представляют собой в акустическом от­ношении непериодические процессы (шумы), различающиеся между собой степенью непериодичности или наличием эле­ментов периодических колебаний. Согласные «м», «н», «л» близки к гласным в силу наличия в их составе периодических колебаний, т. е. тонов. В ряде согласных звуков имеются ча­стичные составляющие тоны, причем в области значительно более высоких тонов. Так, например, согласный «р» имеет фор­манты в области от 900 до 1800 гц, согласный «ш» имеет фор­манты в области 2000 и около 4000 гц и т. д. Длительность согласных звуков еще меньшая, чем длительность гласных звуков, она колеблется от 20 до 300 тысячных долей секунды.

«Характерные особенности согласных,— пишет Ржевкин,— лежат не только в них самих, но и в длительности процесса установления следующих за ними гласных».10

Взаимодействие согласных и гласных звуков осуществляется в каждом слоге. В процессе овладения языком, когда лишь еще устанавливаются сложные временные связи второй сигнальной системы, ребенок ощущает слоговые звуки как не­расчлененный комплекс, постепенно выделяя из слога отдель­ные звуки. Раньше всего анализируются ребенком гласные звуки, от которых первоначально не отделяются согласные в данном слове. В силу этого же ребенок не осознает еще самостоятельности согласного звука.

До обучения грамоте ребенок относится к звукам речи «ка» к бесконечной и неповторяющейся массе звуков. Для ребенка столько же звуков «а» или «м», сколько он слышит слогов «ил» слов с этими буквами. В процессе первоначального обучения грамоте на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения письму и чтению у ребенка вырабатывается устойчивые представления о звуках речи независимо от того или иного его сочетания с другими гласными и согласными.

10 С. Н. Ржевкин. Слух и речь, стр. 269.


Как показывают исследования Орфинской, Оппель и дру­гих, опорную роль в этом образовании представлений о звуках речи играют согласные звуки. Вторичный анализ звуков речи (на основе обучения грамоте) отправляется от согласных к гласным звукам, что будет рассмотрено дальше. Развитие абсолютной чувствительности к гласным и согласным звукам зависит от формирования различительной речеслуховой чув­ствительности, дифференцировки согласных звуков между со­бой, дифференцировки гласных звуков. Оба эти ряда диффе­ренцировки влияют друг на друга, ускоряя процесс различе­ния, поскольку те и другие звуки в реальном восприятии слова даны в единстве и взаимодействии.

Слуховая дифференцировка гласных звуков в русском языке определяется тем, что имеется минимальное различие между некоторыми рядами гласных звуков (и — и, и — ы, у — ю, о — е, а — е, е — э и т. д.).

Дифференцировка по слуху согласных звуков определяется сходством ряда звуков, отличающихся лишь «звонкостью» или «глухостью» (например, «б» и «п», «д» и «т»). В зависимости от смысла слова изменяется мягкость и твердость одного и того же согласного звука (например, «моль» и «мол», «мел» и «мель», «мед» и «медь» и т. д.), что типично для звукового строя языка.

Трудно для слуховой дифференцировки установление раз­личий между шипящими звуками (например, «ш» и «щ») и т. д.

Эти едва заметные для непривыкшего еще к данному зву­ковому строю различия называются малыми фонематическими разностями. Дифференцировка этих малых разностей форми­руется лишь в самом процессе речи.

Систематический анализ детьми звуков родной речи в про­цессе обучения резко повышает различительную слухоречевую чувствительность и обеспечивает сознательное восприятие связной речи.

Музыкальный слух

Музыкальный слух есть особая специальная форма челове­ческого слуха, обусловленная общественно-исторической при­родой музыки и музыкальной деятельности. Музыкальный слух есть прежде всего форма эстетического восприятия дей­ствительности, поэтому в данном разделе можно рассмотреть лишь некоторые его составные моменты, представляющие со­бой особое и высокоспециализированное развитие слуховых ощущений. К этим моментам относятся абсолютный и относительный слух, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкального ритма. Из этих моментов трудно отделить

16 Б. Г, Ананьев


соб­ственно ощущения музыкальных звуков от эстетического вос­приятия и переживания музыки. Здесь же отметим наиболее общие и основные свойства этих сторон или моментов музыкального слуха. Абсолютным слухом называется способность «узнавать или воспроизводить высоту отдельных звуков, не соотносящихся с другими, высота которых известна» (Теплое); Человек с абсолютным слухом может узнать или воспроизвести голосом любой звук по высоте без сопоставления его: с другим. Иначе говоря, такой обладатель абсолютного слуха имеет настолько развитый внутренний звуковысотный различительный слух, что не нуждается в опоре на сравниваемый другой звук. Это обстоятельство (развитость внутреннего слуха или звуковысотных представлений) и заставляло некоторых утверждать, будто абсолютный слух есть форма «музыкальной памяти». Однако Теплов доказал, что абсолютный слух — это качественное своеобразие ощущений музыкального звука, проявляющееся в процессах узнавания и воспроизведения звука. Хотя вне процессов памяти абсолютный слух ни­как практически не проявляется, но он есть прежде всего особенность ощущений. Она заключается в том, что человек ока­зывается способным слышать в изолированном звуке его му­зыкальную высоту, отдифференцированную от тембровых компонентов данного звука.

Пассивный абсолютный слух проявляется лишь в узнавании высоты музыкального звука без воспроизведения голосом этой высоты звука. Активный абсолютный слух проявляется не только в узнавании высоты, но и в произвольном го­лосовом воспроизведении данного изолированного звука.

Относительным музыкальным слухом называется звуковысотное ощущение музыкального звука при сравнении его с ка­ким-либо другим звуком по высоте. В таком случае звуковысотный слух не отдифференцирован полностью от тембрового слуха в отношении тех же звуков.

Более сложными формами музыкального слуха являются мелодический и гармонический слух. Мелодическим слухом Теплов называет музыкальный звуковысотный слух по отно­шению к созвучиям или (в широком смысле слова) к много­голосной музыке. Основой восприятия музыки является мело­дический слух, на базе которого развивается и слух гармони­ческий. В отношении последнего важно отметить, что ощуще­ние слияния звуков различно по отношению к консонансам и диссонансам.

Консонирующие интервалы дают гораздо большую степень слияния, нежели диссонансы. Переход от тембрового к гармоническому восприятию созвучий означает переход от простого ощущения к сложному, в 242

котором сочетается одновременно не­сколько слышимых высот различных музыкальных звуков. Ощущение музыкального ритма заключается в дифференцировке временного ряда музыкальных звуков по длительности, в разложении этого ряда на определенные группы, отделен­ные друг от друга акцентами.

Ощущение музыкального ритма зависит от развития са­мих ритмических движений при занятиях музыкой и музы­кальной деятельностью.

Музыкальный слух во всех своих сторонах и формах воспитуем: он раз


вивается в процессе Обучения музыке, а осо­бенно в процессе самостоятельной деятельности музыканта.

Рассмотрение природы человеческого слуха убеждает нас в том, что эта природа есть продукт человеческой истории. Бу­дучи продуктом первой сигнальной системы высшей нервной деятельности человека, слух вместе с тем входит составной частью во вторую сигнальную (речевую) систему, ею обусловливаясь и на нее влияя. Поэтому можно сказать, что с изме­нением временных связей второй сигнальной системы посто­янно изменяются механизмы человеческого слуха. Этим опре­деляется бесконечный рост возможностей человеческого слуха, обслуживающего язык, а на его основе речь и мышление са­мым ближайшим, непосредственным образом.

 

ГЛАВА VI

ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1098; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!