Команды, дающие информацию по системе



Средства просмотра системной информации.

Возникает вопрос - как же узнать тип операционной системы, установленной у вас на компьютере. Для получения такой информации существует утилита uname (Unix NAME).

uname, запущенная без параметров, покажет базовое имя системы:

gserg @ ADM ~ $ uname

Linux

Также она может принимать следующие параметры:

- s - показывает название ядра системы

- r - имя релиза ядра системы

- v - имя версии, а также дату компиляции ядра

- o - операционную систему

- p - тип процессора

- m - тип оборудования (i386, i686, Alpha)

- a - всю информацию сразу

Это не все параметры uname. О справке Linux мы поговорим с вами на 5-м занятии.

Команда free показывает объем памяти и объем ее использования, а также использования swap:

Состояние системы в данный момент, степень ее загруженности и время без перезагрузки показывает команда uptime:

gserg @ ADM ~ $ uptime

14:24:08 up 1 day, 6:01, 2 users, load average: 0.08, 0.19, 0.16

Первым идет настоящее время, потом, после слова up - время, прошедшее с момента включения компьютера, затем показано сколько пользователей зарегистрировано сейчас в системе (это может быть и несколько регистраций одного и того же пользователя) и загрузки системы. Загрузка системы показывается в количестве процессов, одновременно работающих в системе, среднее значение за 1 - ну, 5 и 15 минут. Система считается нагруженной, если это значение превышает 1.

pwd - вывести имя текущего каталога.

date - вывести дату и время.

time <имя программы> - выполнить программу и получить информацию о времени, нужном для ее выполнения. Не путайте эту команду с date. Например: выполнить команду ls и узнать, как много времени требуется для вывода списка файлов в каталоге, набрав последовательность: time ls

who - определить кто из пользователей работает на машине.

uptime - количество времени, прошедшего с последней перезагрузки операционной системы.

ps a - вывести список текущих процессов в Вашем сеансе работы.

top - интерактивный список текущих процессов, отсортированных по использованию центрального процессора.

uname –a - вывести информацию о версии операционной системы.

free - вывести информацию по использованию памяти.

df –h - вывести информацию о свободном и используемом месте на дисках.

Количество памяти (free)

free [-b | -k | -m] [-o] [-s delay ] [-t] [-V]

Показывает общее количество свободной и используемой физической памяти, и памяти отведенной для свопирования в системе, так же и совместно используемую память, и буфера, используемые ядром.

Опции:

-b показывает количество памяти в байтах; опция -k (по умолчанию) показывает количество памяти в килобайтах; Опция -m показывает количество памяти в мегабайтах.

 -t показывает строки содержащие полное количество памяти.

-o запрещает показывать строки относящиеся к "массиву буфера" . Если не определено отнять/добавить память буферов из/в используемую/свободную память (соответственно!).

-s разрешает безостановочно выводить информацию с промежутком в delay секунд.

-V показывает информацию о версии программы.

Работа с каталогами и файлами

В ОС UNIX, в отличие от ОС Windows, в качестве разделителя ката логов в путевых именах используется символ «/», а не «\». А символы «.» и «..» означают текущий и родительский каталоги, так же, как в MS-DOS и Windows. Наверное, одна из наиболее часто используемых команд – команда для просмотра содержимого текущего каталога: ls

Если вы не выполняли перехода в другие каталоги после входа в систему, то вы увидите содержимое каталога /root. Эта команда имеет множество различных параметров. Часто используется параметр -l (латинская буква «el»), который заставляет эту команду вывести более подробную информацию о файлах и каталогах, содержащихся в текущем каталоге:

ls -l

Можно указать в команде ls имя каталога: ls -l имя_каталога

Теперь создайте свой каталог с каким-либо осмысленным именем. При этом используйте латинские буквы (на данном этапе в вашей системе еще не проведена русификация и вы не сможете вводить буквы русского алфавита). Команда такая:

mkdir имя_вашего_каталога

Для перехода в каталог служит команда cd. Перейдите в только что созданный вами каталог:

cd имя_вашего_каталога

Теперь создадим какой-нибудь файл без использования текстового редактора. Имена файлов не ограничиваются 8 символами, как в системе MS-DOS. В имени файла может быть более одного символа «.». В имени файла можно использовать те же символы, что и в системе MS-DOS.

Способ 1. Вывод какого-либо текста в несуществующий файл:

echo "Какой-то ваш текст" > имя_нового_файла

Символ > служит для переадресации стандартного вывода команды в файл.

Если файл с указанным вами именем уже существует, то он будет перезаписан. Если нужно ДОБАВИТЬ текст в файл, то вместо одного символа > нужно поставить два таких символа:

echo "Какой-то ваш текст" >> имя_существующего_файла

Способ 2. Использование переадресации таким вот образом:

> имя_нового_файла

Но в этом случае файл будет пустым (длина его – 0 байтов). Иногда требуется создать именно пустой файл, например, для записи в него каких-либо диагностических или системных сообщений, выдаваемых программой-сервером.

Способ 3. Копирование существующего файла командой cp:

cp имя_существующего_файла имя_нового_файла

Теперь переименуйте один из созданных вами файлов:

mv старое_имя новое_имя

Создайте еще один каталог командой mkdir и переместите один из ваших файлов в этот каталог (для того, чтобы лучше ориентироваться в иерархии каталогов, используйте команду pwd):

mv имя_файла имя_каталога

Теперь удалите один из файлов:

rm имя_удаляемого_файла

Ни в коем случае не удаляйте из вашего домашнего каталога /root те файлы, имена которых начинаются с символа точки «.» – это конфигурационные файлы. Удалите из созданного вами «тренировочного» каталога все файлы, а затем удалите и сам каталог (он теперь пустой):

rmdir имя_удаляемого_каталога

Задание 1:

1. Определить:

1. кто из пользователей работает на машине;

2. вывести имя текущего каталога

3. базовое имя системы;

4. объем памяти;

5. операционную систему;

6. тип оборудования;

7. объем swap;

8. тип процессора;

9. время, прошедшее с момента включения компьютера;

10. степень загруженности процессора.

11. выпишите количество пользователей, одновременно работающих за ПК.

12. количество памяти

13. информацию о свободном и используемом месте на дисках

 

Контрольные вопросы:

1. Какие сочетания клавиш используются для копирования и вставки в терминале?

2. Как получить список всех команд, начинающихся с заданного префикса?

3. Как можно просмотреть историю команд?

4. Какая команда используется для создания каталога?

5. Какая команда используется для смены каталога?

6. Как вывести информацию о размере файлов и каталогов?

7. Как определить количество памяти, информацию о свободном и используемом месте на дисках?

8. Как просмотреть содержимое каталога?

9. Запишите основные команды для работы в системе.

 

 

Практическое занятие № 3

Тема: ОС Ubuntu. Работа с каталогами и файлами.

Цель работы: получение базовых знаний о файловой системе ОС Linux.

Оборудование: компьютер, ОС Ubuntu

Ход работы:

1. Ознакомиться с кратким теоретическим материалом

2. Выполнить задание.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Оформить отчет.

 

Теоретические сведения:

Файловая система есть собрание файлов и иерархия каталогов. В ОС Linux существует концепция файла, по которой его можно рассматривать просто, как набор информации, которому дано имя. Примерами файлов будут: программа, которая может выполняться, письмо, полученное по электронной почте, написанная курсовая. Существенно то, что все, что хранится на диске, хранится в отдельных файлах. Все устройства компьютера (дисководы, жёсткие диски, оперативная память и др.) в ОС Linux также представлены отдельными файлами.

В системах Unix файловая система представлена в виде дерева, начинающегося от корневого каталога /. Этот каталог организуется системой и не может быть удален. Разделы (в понятиях MS DOS и MS Windows – диски) монтируются к каталогам файловой системы. Раздел, подмонтированный к корневому каталогу, называется корневым. Обычно он содержит системные файлы и первичную структуру каталогов. К каким-то из этих каталогов могут быть подмонтированы пользовательские разделы с данными.

Файлы идентифицируются по именам. Не существует стандартного формата имен файлов, как в MS-DOS и других операционных системах; в общем случае имена файлов могут содержать любые символы (кроме «/» - «слэш»).

Одновременно с концепцией файла рассмотрим и концепцию каталога. Каталог - это совокупность файлов. Его можно рассматривать как "папку", содержащую множество различных файлов. Каталоги сами по себе также получают имена. Каталоги организованы в древовидную структуру, т.е. каталоги могут содержать другие каталоги.

В имени файла директории отделяются от последующей части символом "/" Если имя начинается со слэша - значит, это полное маршрутное имя. Простое имя файла может состоять из ЛЮБЫХ символов. Длина простого имени не более 256 символов. Длина полного маршрутного имени файла не более 1024 символов. Для задания шаблона имен используются символы * (произвольная последовательность символов) и ? (один произвольный символ. Имя из одной точки "." обозначает текущую директорию, имя из двух точек ".." - вышележащую.

Специальные символы

Оболочка bash использует несколько символов из числа 256 символов набора ASCII в специальных целях, либо для обозначения некоторых операций, либо для преобразования выражений. В число таких символов входят символы:

` ~ ! @ # $ % ^ & * ( ) _ — [ ] { } : ; ' " / \ > <

а также символ с кодом 0, символ возврата каретки (генерируемый клавишей <Enter>) и пробел. В зависимости от ситуации эти специальные символы могут трактоваться либо в их специальном значении, либо в буквальном, т. е. как литералы. Но мы в основном будем предполагать, что все эти символы зарезервированы и не должны использоваться в качестве литералов. Это касается в первую очередь использования их в именах файлов и каталогов, о чем мы уже говорили в гл. 4. Однако символы _, - и . (знак подчеркивания, дефис и точка) часто используются в именах файлов, так что именно этот пример показывает, что специальное значение эти символы имеют не всегда. В именах файлов только символы точки (.) и слэша (/) имеют специальное значение. Символ слэша служит для разделения имен отдельных каталогов, а точка имеет специальное значение только если она является первым символом в имени файла (что означает, что файл является «скрытым»).

Давать сейчас точное определение того, какое специальное значение и в каких ситуациях имеет тот или иной специальный символ, нецелесообразно. Мы будем рассматривать их постепенно в следующих разделах, по мере того, как они потребуются. Однако есть три символа, которые имеют особое значение и которые поэтому необходимо рассмотреть в первую очередь.

Символ \ (обратный слэш) можно назвать "символом отмены специального значения" для любого из специальных символов, который стоит сразу вслед за \. Например, если мы хотим использовать символ пробела в имени файла, мы должны вместо простого пробела поставить \. Например, возможна следующая команда:

[user]$ cp two_words two\ words

Символы ' и " (одинарные и двойные кавычки) могут быть названы "символами цитирования". Любой из этих символов всегда используется в паре с его копией для обрамления какого-то выражения, совсем как в обычной прямой речи. Если какой-то текст взят в одинарные кавычки, то все символы внутри этих кавычек воспринимаются как литералы, никаким из них не придается специального значения. Если вернуться к тому же примеру с пробелами в имени файла, то можно сказать, что для того, чтобы дать файлу имя "two words" надо взять имя в кавычки:

[user]$ cp two_words 'two words'

Различие в использовании символов ' и " состоит в том, что внутри одинарных кавычек теряют специальное значение все символы, а внутри двойных кавычек — все специальные символы кроме $, ' и \ (знака доллара, одинарных кавычек и обратного слэша).

Файл (или директория) в Linux считается скрытым (hidden), если его название начинается с символа точка «.». Например, «.myfile». Обычно такие файлы используются приложениями для хранения настроек, конфигураций и другой информации, которую нужно скрыть от пользователя.

Чтобы запустить программу на выполнение, достаточно набрать ее имя и, если нужно, другие аргументы командной строки. Имя программы - это маршрутное имя файла, в котором эта программа находится. Аргументы разделяются одним или несколькими пробелами.

Большинство систем Linux имеет стандартную структуру каталогов, описание которой можно получить с помощью man hier. Структура представляет из себя дерево каталогов (рис. 1), начинающееся с каталога "/", известного под названием "корневой каталог". Каталоги ниже / относятся к числу важнейших подкаталогов: среди них /bin, /etc, /dev, /usr и др. Эти каталоги в свою очередь содержат другие каталоги, которые содержат системные конфигурационные файлы, программы и т.д. В частности, каждый пользователь имеет домашний каталог, который выделяется пользователю для хранения его файлов.

Кратко рассмотрим содержимое стандартных каталогов ОС Linux:

/bin - bin - это сокращенно от ``binaries'' (т.е. двоичные или выполняемые файлы). Здесь находится много важных системных программ.

/dev - "Файлы" в /dev известны как драйверы устройств - они используются для доступа к устройствам и ресурсам системы, таким как диски, модемы, память и т.д. Например, как вы можете читать данные из файла, точно также вы можете читать входные сигналы от мыши, имея доступ к /dev/mouse.

Вот перечень некоторых из наиболее используемых файлов устройств.

  • /dev/console/ относится к системной консоли, т.е. к монитору, напрямую связанному с системой.
  • /dev/ttyS и /dev/cua устройства используются для доступа к последовательным портам. Например, /dev/ttyS0 относится к «COM1» под MS-DOS. Устройства /dev/cua относятся к «звонящим» («callout») устройствам, которые используются совместно с модемами.
  • Устройства, имена которых начинаются с hd, имеют доступ к жестким дискам.
  • Устройства lp обеспечивают доступ к параллельным портам. /dev/lp0 относится к «LPT1» в MS-DOS.
  • /dev/null используется как "черная дыра" - любые данные, посланные сюда, канут «в Лету».

/etc - /etc содержит множество всевозможных системных файлов конфигурации. Например, /etc/passwd (файл паролей), /etc/rc (командный файл инициализации) и т.д.

/sbin - /sbin используется для хранения важных системных двоичных файлов, используемых системным администратором.

/home - home содержит домашние каталоги пользователей.

/lib - /lib содержит образы разделяемых библиотек (shared library images). Эти файлы содержат код, который могут использовать многие программы. Вместо того, чтобы каждая программа имела свою собственную копию этих выполняемых файлов, они хранятся в одном общедоступном месте - в /lib. Это позволяет сделать выполняемые файлы меньше и сэкономит место в системе.

/proc - /proc - это "виртуальная файловая система", в которой файлы хранятся в памяти, а не на диске. Они связаны с различными процессами, происходящими в системе, и позволяют получить информацию о том, что делают программы и процессы в указанное время.

/tmp - Многие программы нуждаются в создании рабочих файлов, которые нужны короткое время. Каноническое место для этих файлов в /tmp (там обычно чаще проводится уборка «мусора»).

/usr - /usr - содержат наиболее важные и полезные программы и файлы конфигурации, используемые системой.

/usr/etc - Содержит всевозможные системные программы и конфигурационные файлы. В общем, файлы, находящиеся в /usr/etc несущественны для системы, в отличие от тех, которые находятся в /etc, и очень существенны.

/usr/include - /usr/include содержит include-файлы для компилятора Си.

/usr/local - Содержит различные программы и файлы, облегчающие работу с ОС Unix (аналог Program Files в Windows).

/usr/man - этот каталог содержит страницы Руководства.

/usr/src - /usr/src содержит исходные коды (неоткомпилированные программы) для различных программ вашей системы.

/var - /var содержит каталоги, которые часто меняются в размере или имеют тенденцию быстро расти.

Доступ к файлам

В ОС Linux между файлами может существовать два вида ссылок:

- жёсткие ссылки - связывают два или несколько файлов друг с другом. Они имеют разные имена, но одинаковое содержание. Каждое изменение одного файла сразу оказывает воздействие на все остальные;

- символьные ссылки - соответствуют ссылкам типа "если ты попал сюда, то иди туда".

Жёсткие ссылки возможны потому, что каждый файл сохраняется под своим собственным номером, так называемом Inode. В Inode сохраняются все атрибуты файла, такие как его размер, владелец а также права доступа. Каталог состоит из перечня имён файлов с соответствующими номерами Inode. Жёсткая ссылка создаётся путём дополнительной записи в каталоге, указывающей на Inode, который используется другим файлом.

Символьные ссылки позволяют давать новые имена файлам, но при этом не ссылаются на индекс файла.

Функционально, жесткие ссылки и символьные ссылки похожи, но есть некоторые различия. Например, вы можете создать символьную ссылку на файл, который не существует; так нельзя сделать применительно к жесткой ссылке.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!