Тема 2. Русская культура Нового времени
1. Периодизация русской культуры Петербургского периода.
2. Общая характеристика русской культуры Нового времени.
Необходимо отметить значение Петровских реформ в русской культуре. Далее раскрывается своеобразие культурной эпохи Екатерины II. Трансформация ценностно-смыслового наполнения русской дворянской культуры. Возникновение русского дворянства, древнейшие русские дворянские фамилии. Личность дворянина и ее воспитание. «Птенцы гнезда Петрова»; люди 1812 года; декабрист в повседневной жизни; балы; русские «денди» (Евгений Онегин); карточная игра; дуэли; жизнь как искусство. Женщина в дворянской среде.
Также необходимо подчеркнуть специфику культурных заимствований. Обострение проблемы культурного самоопределения во второй половине XIX века. Причины появления русского религиозного возрождения.
Вопрос по выбору :
1. Особенности культуры имперской субцивилизации.
2. Самодержавие – феномен русской культуры. Царь и Бог.
3. Истоки зрелищного искусства в культуре XVIII – XX вв.
4. Своеобразие культурной эпохи Екатерины II.
5. Золотой век русской культуры.
6. Русская интеллигенция как феномен русской культуры: между народом и властью.
7. Православие в русской художественной культуре XIX – XX вв.
8. Антихрист в западно-европейской и русской культуре.
9. Россия и Запад (этот вопрос предполагает раскрытие следующих тем: история и перспективы отношений России и Запада. Западный рационализм и тезис Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять». Петр I и начало экспансии западной цивилизации в России. Русское западничество XIX века. «Философические письма» П. Чаадаева. Марксизм в России. Россия и Америка. Россия и Европа.).
|
|
10. Трагедия и фарс русской интеллигенции.
11. Судьба русской интеллигенции в XX веке.
12. Искусство Серебряного века.
13. Русская революция как социокультурный феномен.
14. Переход от средневековой к светской культуре в первой четверти XVIII в.
15. Просветительское движение в России.
16. Истоки и специфика русского Просвещения.
17. Архитектура, живопись и декоративно-прикладное искусство первой половины XVIII в.
18. Противоречия русской культуры XVIII века.
19. Своеобразие русской дворянской культуры и ее место в истории всей русской культуры.
20. Русская музыкальная культура XVIII века.
21. Русский театр в XVIII веке.
22. Русский сентиментализм.
23. Творчество Н.М. Карамзина.
24. А.Н. Радищев: жизнь и деятельность.
Основная литература
1. Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1996.
2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.
3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1999.
4. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. – М., 1987.
|
|
5. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на/Д, 1995.
6. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб., 2001.
Дополнительная литература
1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998.
2. История русского и советского искусства. – М., 1989.
3. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.
4. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992.
5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) – СПб., 1994.
6. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.
7. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984.
8. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.
Альтернативное задание для выполнения контролируемой самостоятельной работы по теме «Русская культура»
Цель задания – определить особенности русской культуры посредством анализа художественных произведений. Студент раскрывает одну (или несколько) из предложенных тем, анализируя отрывок литературного или кинематографического произведения.
Тема 1. Тип верховной власти в Древней Руси. Древнерусский князь – кто он: варяг, искатель приключений, правитель, наемник? Борьба демократического и аристократического начала. Возникновение и формирование идеи самодержавия.
|
|
Фрагмент из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» – «Противостояние князей – братьев».
Тема 2. Отражение национальных характерных архетипов в древней славянской мифологии. Фрагмент из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» – «Ночь на Ивана Купалу», фрагмент из фильма С. Бондарчука «Война и мир» – «Святочные гадания и приезд ряженых».
Тема 3. Православие в русской художественной культуре. Иконопись как «умозрение в красках». Символика и прочтение иконы. Русские иконописцы и традиции иконописания. Феномен святости в русском искусстве: князь Мышкин в романе Ф. Достоевского «Идиот», старцы в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого. Феномен потери и обретения веры – его отражение в русской культуре. Антихрист в русской культуре: черт в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», «чертовщина» в произведениях Н. Гоголя; в творчестве русских романтиков, Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тема 4. Идеал русской женщины. Фрагменты из фильмов «Звезда пленительного счастья», «Война и мир», «Зеркало», «Летят журавли», «Леди Макбет Мценского уезда».
|
|
Тема 5. Деловые люди на Руси. Философия собственности в России. А. Чехов «Вишневый сад». Фрагменты из фильмов «Собачье сердце», «Васса», «Мертвые души».
Тема 6. Дворянская культура в России. Возникновение русского дворянства, древнейшие русские дворянские фамилии. Личность дворянина и ее воспитание. «Птенцы гнезда Петрова»; люди 1812 года; декабрист в повседневной жизни; балы; русские «денди» (Евгений Онегин); карточная игра; дуэли; жизнь как искусство. Женщина в дворянской среде. Женское образование.
Фрагменты из фильмов «Война и мир», «Звезда пленительного счастья», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня». Анализ фрагментов из романа Л. Толстого «Война и мир», из книги И. Бунина «Окаянные дни».
Тема 7. Интеллигенция в России. Интеллигенция и власть. Западный интеллектуал и русский интеллигент. Русский интеллигент как изгой. Дворянство и интеллигентность. Судьба русской интеллигенции в XX в.
Фрагменты из фильмов: «Сталкер», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Собачье сердце», «Полеты во сне и наяву».
Тема 8. Серебряный век русской культуры. Настроения «конца века» в России на грани XIX и XX вв. и сегодня. Ренессанс русского искусства в начале XX в. Cоздание русского кинематографа.
Фрагменты из фильмов «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино».
Тема 9. Россия и Запад. Западный рационализм и тезис Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять». Петр I и начало экспансии западной цивилизации в России. Русское западничество XIX века. Россия и Америка. Россия и Европа. Русская эмиграция: три волны; культура русской эмиграции, сохраненная Россия.
Фрагменты из фильмов «Сталкер», «Солярис», «Война и мир», «Обыкновенное чудо», «Раба любви», «Очи черные», «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки».
Тема 3. Беларуская культура
1. Беларуская культура як пасрэдніца паміж усходне- і заходне-еўрапейскімі культурнымі арэаламі
Культура Беларусі ХХ ст.
Мэта раскрыцця тэмы першага пытання заключаецца ў тым, каб пазнаёміцца з праблемамі тыпалагізацыі беларускай культуры, выявіць і зафіксаваць асноўныя яе рысы – дыялагічнасць і талерантнасць, а таксама ідэнтыфікаваць месца беларускай культуры ў агульнасусветнай культурнай сістэме.
У якасці ключавых прапануюцца наступныя тэрміны: рускацэнтрычная мадэль; еўропацэнтрычная мадэль; польскацэнтрычная мадэль; талерантнасць; сацыяльны кампрамiс; беларускі Рэнесанс; Рэфармацыя; рэнесансны стыль; барока; міжкультурны дыялог.
У прапанаванай тэме патрэбна засяродзіць увагу на тым, каб высветліць сутнасць трох мадэляў беларускага культурнага развіцця: рускацэнтрычнай, польскацэнтрычнай і еўропацэнтрычнай. Задачай тых, хто вывучае прапанаваную тэму, павінны стаць пошукі канкрэтных гісторыка-культурных фактаў і фактараў, якія сталіся сведчаннямі адэкватнасці апошняй, еўропацэнтрычнай мадэлі. У гэтай сувязі раім у першую чаргу знаёмства з працамі наступных беларускіх культуролагаў: I. Абдзіраловіча «Адвечным шляхам», У. Конана «У свабодзе і творчасці – паратунак для свету», А. Мальдзіса «Беларуская культура барока як пасрэдніца паміж заходнеславянскім і усходнеславянскім светамі».
Неабходна звярнуць увагу на адметнасць тых гісторыка-сацыяльных фактараў, якія ўплывалі на фарміраванне духоўнай культуры Беларусі і прывесці прыклады, якія адлюстроўваюць культуратворчы характар гэтых фактараў. Асабліва звяртаем увагу на тэрмін «талерантнасць». Патрэбна ведаць, што такое талерантнасць. Неабходна знайсці гістарычныя факты, што сведчаць аб наяўнасці ў сярэднявечнай Беларусі феномена этычнай, палітычнай і рэлігійнай талерантнасці, умець раскрыць паняцце «сацыяльны кампраміс». Адказ на галоўнае пытанне: «Чаму сярэднявечную Беларусь называюць агульнаеўрапейскім прыкладам сацыяльнага кампрамісу?» павінен быць дадзены ў выніку самастойнага аналізу.
Асаблівую ўвагу трэба звярнуць на пасрэдніцкую ролю беларускай культуры на агульнаеўрапейскай прасторы. Спроба зрабіць абагульнены культуралагічны аналіз гэтага пытання належыць беларускаму навукоўцу
А. Мальдзісу ў працы, спасылку на якую мы зрабілі ранней.
У вызначанай тэме другога пытання патрэбна асабліва адзначыць і выдзеліць культурны этап пачатку ХХ ст., перыяд, калі ішлі актыўныя працэсы росту і фарміравання нацыянальнай самасвядомасці беларускага народу, адбывалася станаўленне нацыянальнай ідэі. Патрэбна засвоіць, што ў гэтых працэсах вызначальную ролю адыграла газета «Наша ніва», а «нашаніўскі перыяд» у цэлым выканаў асобую культуратворчую місію у гісторыі беларускай нацыі.
Адметным этапам у развіцці культуры з’явіліся 20–30-я гг. Гэты перыяд увайшоў у гісторыю як нацыянальна-культурнае адраджэнне, асноўным складнікамі якога сталіся працэсы беларусізацыі. Гэтае пытанне найбольш падрабязна асвечана ў кнізе Л. Лыча «Гісторыя культуры Беларусі».
У другім пытанні неабходна выстветліць змест паняцця «беларуская савецкая культура» і засяродзіць увагу на складанасці і супярэчнасці культурнага развіцця савецкай Беларусі, знайсці і прывесці факты, якія сведчаць, што, нягледзячы на ідэалагічныя фактары і дэнацыяналізацыю мастацтва, у культуры Беларусі ішло станаўленне высокіх гуманістычных ідэалаў, адбываліся пошукі новых форм і выяўленчых сродкаў, з’яўляліся новыя імены і таленавітыя творы ў розных галінах культуры (у мастацкай літаратуры – Н. Гілевіч, В. Быкаў, У. Караткевіч; у выяўленчым мастацтве – Л. Шчамялёў, М. Данцыг, М. Савіцкі, А. Марачкін; у тэатральнай і музычнай культуры – В. Раеўскі, Ю. Семяняка, Р. Сурус).
Сапраўдны росквіт культурнага жыцця Беларусі назіраецца ў перыяд, які ўвайшоў у гісторыю пад назваю «нацыянальнае культурнае адраджэнне 90 гг.».
Тэрмін «культура беларускага замежжа» зусім нядаўна ўвайшоў у навуковы ўжытак з мэтай ліквідацыі «белых плямаў» на культурнай карце беларускай нацыі. Для падрыхтоўкі гэтага пытання раім выкарыстаць кнігу «Культура беларускага замежжа».
Пытанне на выбар
1. Спробы тыпалагізацыі беларускай культуры.
2. Гісторыка-сацыяльныя фактары фарміравання культуры беларускага рэгіену.
3. Феномен талерантнасці як вынік дыялогу культур.
4. Перыядызацыя беларускага культурнага развіцця. Беларуская культура ад часоў Полацкага і Тураўскага княстваў (Х – XII стст.) да
ХХ ст.
5. Гісторыя беларускага нацыянальнага тэатра.
6. Гартаючы старонкі «Нашай нівы». Аналіз культурнай тэматыкі выдання.
7. Нацыянальная ідэя ў сучасным беларускім тэатральным мастацтве.
8. Тэма айчыннай гісторыі ў творчасці У. Караткевіча.
9. Вайна вачыма герояў В. Быкава.
10. Жанры і тэмы беларускага жывапіснага мастацтва ХХ ст.
11. Музычная культура Беларусі перыяду нацыянальна-культурнага Адраджэння.
12. Беларускі фальклор. Вывучэнне і аналіз фалькларыстыкі ХХ ст.
13. Культура беларусі перыяду крышталізацыі нацыянальнай ідэі. Нацыянальнае Адраджэнне пачатку ХХ ст.
14. Агульная характарыстыка паняцця «беларуская савецкая культура». Дасягненні беларускай мастацкай культуры.
15. Нацыянальна-культурнае адраджэнне канца ХХ ст.
16. Культура беларускага замежжа.
Л i таратура
1.Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі. – Мн., 1996.
2. Беларусіка: У 2 кн. – Кн. 2. – Мн., 1993.
3. Живописная россия. Литовское и белорусское Полесье. – Мн., 1993.
4. Лазука Б. Гісторыя мастацтваў. – Мн., 1996.
5. Беларусіка. – кн. 6. Беларусь паміж Усходам і Захадам. – Мн., 1997.
6. Ад Полацка і Нясвіжа да Падуі і Венецыі. – Мн., 1994.
7. Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. – Мн., 1998 – 1992.
8. Культура беларускага замежжа. – Т.1 – 2. – Мн., 1993.
9. Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам // Вобраз-93. – Мн., 1993.
10. Конан У. У свабодзе і творчасці – ратунак для свету.
11. Мальдзіс А. Беларуская культура барока як пасрэдніца паміж заходнеславянскім і ўсходнеславянскім светамі. – Мн., 1993.
12. Хрысціянства і беларуская культура. Матэрыялы 3 міжнар. кангрэса беларусістаў «Беларуская культура ў дыялогу цывілізацый». – Мн., 2001.
13. Ежы Гедройц і Беларусь // Кантакты і дыялогі. – 2001. – № 4 – 5.
14. Крук Я. Сімволіка беларускай народнай культуры. – Мн., 2001.
15. Высоцкая Н. Iканапiс Беларусi. – Мн., 1992.
16. Этнаграфічная спадчына: Беларусь: Краіна и людзі. – Мн., 2001.
17. Лiцьвiнка В. Святы i абрады беларусау. – Мн., 1998.
18. Помнкi мастацкай культуры Беларусi эпохi Адраджэння. – Мн., 1994.
19. Ткачоў М. Замкi i людi. – Мн., 1991.
20. Шчакацiхiн М. Нарысы з гiсторыi беларускага мастацтва. – Мн., 1993.
VIII. Методические рекомендации по выполнению
контрольных работ. Темы контрольных работ
для студентов заочной формы обучения
Изучение курса студентами заочного отделения строится на основе самостоятельной работы с учебной и научной литературой. По результатам самостоятельной работы студентом должна быть представлена контрольная работа по одной из приведенных в программе тем (выбор темы определяется в соответствии с номером в зачетной книжке). Контрольная работа должна содержать материал, собранный студентом из общей испециальной литературы, самостоятельно скомпилированный и самостоятельно изложенный им в соответствии с выбранной темой, а также выводы, сделанные студентом при изучении данного материала.
В последние годы издано большое количество разнообразных учебных пособий по культурологии. В качестве первоочередных и наиболее значимых при изучении данного курса рекомендуются работы А.Я. Флиера, а также учебники «Культурология» под. ред. Н.Г. Багдасарьян и под ред. Г.В. Драча (имеются в библиотеке МИУ).
Постарайтесь грамотно подобрать научную и учебную литературу по теме, опираясь на приведенную в программе, но не ограничиваясь ей. Грамотный подбор литературы по выбранной теме является одним из двух важнейших параметров оценки работы. Не включайте в список литературы работы, которые вам незнакомы, лучше ограничьте список несколькими, которые вы действительно использовали при изучении темы и подготовке контрольной работы.
При изложении материала в тексте работы старайтесь максимально выдерживать логическую последовательность, диктуемую темой и планом работы с выделением в тексте структурных членений (разделов, с заголовками, соответствующими плану работы). Стремитесь к точности и конкретности изложения, применяя профессиональную научную терминологию, но не используйте терминов и понятий, значение которых вам неизвестно или же кажется непонятным или неточным. Грамотное и последовательное изложение материала в работе, соответствие его теме работы является вторым важнейшим параметром ее оценки.
Общие требования к контрольной работе:
Объем контрольной работы – 12 – 15страниц(бумага формата А4)или рукописный текст в объеме ученической тетради.
Структура контрольной работы должна содержать:
1. Вводную часть (постановка проблемы, определение задач);
2. Основную часть (организованный и систематизированный материал по теме);
3. Заключительную часть (выводы по теме).
Обязательным является:
· наличие титульного листа с указанием фамилии и инициалов студента, номера курса, на котором он обучается, номера группы, наименования дисциплины, по которой представлена контрольная работа., а также темы контрольной работы;
· наличие в начале работы ее структурного плана;
· наличие списка использованной литературы в конце работы;
· порядковая нумерация страниц.
Темы контрольных работ
ТЕМА 1. Многозначность понятия «культура»
1. Причина многообразия подходов к определению культуры.
2. Эволюция представлений о культуре в эпоху Античности, средневековья, Нового времени.
3. Современные подходы к определению понятия.
4. Культура в ее конкретности (история культуры) и культура в ее всеобщности (теория и философия культуры).
Литература
1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 2000.
2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996.
3. Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. – М., 1992.
4. Круглова Л.К. Основы культурологии. – СПб., 1995.
5. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов-на/Д, 1995.
6. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб., 1997.
7. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1990.
8. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М., 1999.
ТЕМА 2. Цивилизация и культура, их соотношение
1. Понятие цивилизации. Цивилизации в истории человечества. Условия и механизм зарождения цивилизации.
2. «Негативные» концепции цивилизации (О. Шпенглер, Н. Бердяев)
3. Современные концепции цивилизации (А. Тойнби, П. Сорокин,
К. Ясперс).
4. Культура и цивилизация: проблемы взаимодействия.
Литература
1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996.
2. История и культурология / Под ред. Н.В. Шимановой. – М., 1999.
3. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1995.
4. Культурология / Под ред. И.Г. Багдасарьян. – М., 1999.
5. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. – М., 1999.
6. Ширшов И.Е., Качановский В.В. Теория и история культуры. – Мн., 2002.
ТЕМА 3. Культурологические концепции О. Шпенглера, А. Тойби, Н. Данилевского
1. Культурно-исторические типы Н. Данилевского.
2. Представление о культуре и цивилизации О. Шпенглера. Причины упадка цивилизаций.
3. Эволюция концепции культуры А. Тойнби.
Литература
1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996.
2. Данилевский Н. Россия и Европа. – М., 1991.
3. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1995.
4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997.
5. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.
6. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. – М., 1999.
7. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
8. Шпенглер О. Закат Европы. – Ростов н/Д, 1998.
ТЕМА 4. Преемственность культуры
1. Понятие мифа. Функции мифов.
2. Ритуалы, обряды, обычаи и традиции в системе культуры.
3. Взаимоотношение традиций и новаций в историческом развитии.
Литература
1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.
2. Горелов А.А. Культурология. – М., 2001. – Гл. 5.
3. Гуревич П. Культурология. – М., 1996.
4. Лаптенок А.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации. – Мн., 1999.
5. Пигалев А.И. Культурология: Учебник. – Волгоград, 1999.
6. Розин В.М. Культурология. – М., 1993.
7. Тейлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.
ТЕМА 5. Идея культуры в эпоху Античности и Средневековья
1. Понятие пайдейи.
2. Идеи воспитания и политическая оценка культурных феноменов у Сократа и Платона.
3. Развитие христианских взглядов на образованность и культуру .
Литература
1. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1989.
2. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). – М., 1997.
3. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993.
4. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1995.
5. Философия культуры: становление и развитие: Учеб. пособие. – СПб., 1996.
ТЕМА 6. Контркультура как понятие
1. Возникновение понятия «контркультура», его сущность.
2. «Субкультура» и «контркультура», их качественное различие.
3. Представления Ф. Ницше о культуре.
4. Массовая и элитарная культуры.
Литература
1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996.
2. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. Критический анализ. – М., 1980.
3. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993.
4. Новейший философский словарь. – Мн., 1999.
5. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001.
6. Субкультурные объединения молодежи. – М., 1987.
7. Ширшов И.Е., Качановский В.В. Теория и история культуры. – Мн., 2002.
ТЕМА 7. Проблемы культуры в трудах просветителей
1. Возникновение идей Просвещения.
2. Представление о культуре в трудах Дж. Вико.
3. Концепция культуры И. Гердера.
4. Критика культурных основ человеческого общества. Ж.-Ж. Руссо.
Литература
1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996.
2. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д, 1999.
3. Рассел Б. История западной философии. – Т.2. – М., 1993.
4. Соколов В.В. Европейская философия. XV – XVII вв. – М., 1995.
5. Философия культуры: становление и развитие: Учеб. пособие.– СПб., 1996.
6. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.
ТЕМА 8. Понятие культуры в постклассической философии конца XIX – нач. XX вв.
1. Становление «философии жизни». А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
2. Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг).
3. Отличие в психоанализе культуры З. Фрейда и К.-Г.Юнга.
Литература
1. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.
2. Фрейд З. Недовольство в культуре // Философские науки. 1989. –
№ 1. – С. 92 – 101.
3. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З. Фрейда. – М., 1989.
4. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. – М., 1996.
5. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д, 1995.
6. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1998.
7. Руткевич А. М. Жизнь и воззрения К. Юнга // Архетип и символ. – М., 1991.
ТЕМА 9. Культурологические школы XX века
1. Современная культурная антропология.
2. Структурно-семиотические концепции культуры.
3. Игровые концепции культуры. Й. Хейзинга.
Литература
1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. – М., 1999.
2. Долгов К. М. От Къеркегора до Камю. – М., 1990.
3. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. – М., 1996.
4. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д, 1995.
5. Культурология / Под ред. А.А. Радугина – М., 1996.
6. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1998.
7. Хейзинга Й. Homo Ludens.
ТЕМА 10. Русская культурологическая мысль
1. Славянофилы и западники.
2. Русская религиозная культурология Серебряного века. Н. Бердяев.
П. Флоренский. Д. Мережковский.
3. Традиция гуманитарной культурологии в советской России. Л. Выготский, М. Бахтин, А. Лосев, Ю. Лотман.
Литература
1. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. – М., 1989.
2. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д, 1995.
3. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1998.
4. Философия культуры: становление и развитие: Учеб. пособие.– СПб., 1996.
ТЕМА 11. Концепции происхождения культуры
1. «Светские» и «религиозные» концепции происхождения культуры.
2. Концепция А. Зубова. Культура как производное религиозного культа.
3. Сакральный характер человеческой культуры. Первобытное искусство: верхнепалеолитическая живопись.
Литература
1. Зубов А. История религий. – Кн. 1. – М., 1997.
2. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. – М., 1996.
3. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001.
4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997.
ТЕМА 12. Возникновение религии и ранние религиозные представления
1. Причины возникновения ранних религиозных представлений.
2. Ранние формы религии.
3. Миф и первобытная культура.
4. Сущность, виды и функции первобытной магии.
Литература
1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытных религий. – М., 1967.
2. Голан А. Миф и символ. – М., 1992.
3. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. – М., 1990.
4. Кулаков М. История религии. – М., 1996.
5. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. – М.,1979.
6. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. – М.,1982.
7. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.,1990.
ТЕМА 13. Первобытная культура
1. Первобытная культура как исторически первый тип культуры.
2. Возникновение первобытного искусства, его основные виды.
3. Основные памятники первобытного искусства.
4. Специфика первобытного мышления. Миф и ритуал как способы воспроизводства социального и культурного порядка.
Литература
1. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления.– Л., 1971.
2. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. – М., 1990.
3. Любимов Л. Когда в Сахаре зеленели луга... // Искусство древнего мира. – М., 1971.
4. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. – М., 1973.
5. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. М., – 1995.
6. Тайлор А.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
7. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М., 1982.
8. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / Сост. И.А. Химик. – СПб., 1994.
ТЕМА 14. Система ценностей индо-буддийского типа культуры
1. Сакральные источники древнеиндийской культуры. Ригведа, Упанишады, Бхагават-Гита.
2. Система вари и каст в индийской культуре.
3. Философские концепции в индийской культуре.
4. Буддизм в Индии.
Литература
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1992.
2. Буддизм. История и культура. – М., 1989.
3. Ерасов Б. Культура, религия, цивилизации на Востоке. Очерки общей теории. – М., 1990.
4. Косамби Д.А. Культура и цивилизация Древней Индии. – М., 1988.
5. Лумия Б.Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней. – М., 1960.
6. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.,1999.
7. Ольденбург Ю. Культура Индии. – М., 1991.
ТЕМА 15. Культура народов Древней Месопотамии
1. Шумерская культура.
2. Мифология.
3. Вавилоно-ассирийская культура.
4. Монументальные формы архитектуры.
5. Изобразительное искусство.
Литература
1. Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская мифология. – М., 1981.
2. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.
3. Клима И. Общество и культуры Древнего Двуречья. – Прага, 1965.
4. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1965.
5. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. – М., 1967.
ТЕМА 16. Китайская культура как особый тип восточной культуры
1. Специфика древнекитайской цивилизации.
2. Даосизм и конфуцианство в китайской культуре.
3. Дзен-буддизм как феномен культуры.
4. Открытия и изобретения китайской цивилизации. Живопись, архитектура и литература древних китайцев.
Литература
1. Васильев Л.С. Место основных религий в китайской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций. – М., 1998.
2. Васильев Л.С. Древний Китай. Т.1. – М., 1995.
3. Ерасов Б. Культура, религия, цивилизации на Востоке. Очерки общей теории. – М., 1990.
4. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. – СПб., 1994.
5. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. – М., 1975.
6.Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб., 1999.
7. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.,1999.
ТЕМА 17. Феномен древнеегипетской цивилизации
1. Современные теории истоков и эволюции культуры египтян.
2. Древнеегипетская мифология и религиозные культы.
3. Феномен сакрализации власти фараонов.
4. Искусство Древнего Египта: специфика и идеалы.
Литература
1. Лапинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – М., 1983.
2. Легенды и мифы Древнего Египта. – М., 1998.
3. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. – М., 1986.
4. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. – М., 1996.
5. Розин В.М. Культурология. – М., 1998.
6. Рубинштейн Р. И. Египетская мифология. – М., 1981.
7. Шмелев И.П. Феномен Древнего Египта. – Мн., 1993.
ТЕМА 18. Возникновение ислама. Картина мира в исламской культуре
1. Причины возникновения и быстрого распространения ислама.
2. Мировоззренческие основы ислама.
3. Мусульманская этика.
4. Традиционная обрядность, быт и религиозные догматы в исламских странах.
Литература
1. Бартольд Р.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.
2. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1990.
3. Ислам: Традиции и новации. – М., 1991.
4. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М., 1986.
5. Кулаков А.Е. Религии мира. – М., 1996.
ТЕМА 19. Художественные традиции исламского мира
1. Философские традиции ислама.
2. Развитие исламской поэзии.
3. Особенности исламского искусства. Арабеска. Каллиграфия.
Литература
1. Бартольд Р.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.
2. Васильев Л.С. История Востока. – М., 1993.
3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. – М., 1974.
4. Горелов А.А. Культурология. – М., 2001. – Гл. 5.
5. Ислам: Традиции и новации. – М., 1991.
6. Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. – М., 1976.
7. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.
8. Яковлев Е.Г. Эстетика. – М., 1999.
ТЕМА 20. Христианство и его место в мировой культуре
1. Исторический фон возникновения христианства.
2. Основы христианского вероучения.
3. Источники по истории раннего христианства. Дискуссия об историчности Иисуса Христа.
4. Библия как культурная ценность. Ветхий и Новый завет.
Литература
1. Кулаков А.Е. Религии мира. – М., 1996.
2. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1987.
3. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.
4. Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. – М., 1987.
5. Щербинина А. Архетип веры: от язычества к христианству. – М., 1998.
ТЕМА 21. Античная культура
1. Античность как тип культуры. Общая характеристика.
2. Основные этапы развития античной культуры.
3. Мифология и античное искусство.
4. Особенности культуры Древнего Рима.
Литература
1. Античная цивилизация. – М., 1973.
2. Античность как тип культуры: Сб. – М., 1988.
3. Барботэн К., Бово Ж.-Л. и др. Древний Египет и Греция. История римского народа. – М., 1995.
4. Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.
5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.
6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – Кн.1. – М., 1985.
7. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. – М., 1998.
8. Кнабе Г.С. Древний Рим. История и повседневность. – М., 1986.
9. Кун И.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. – СПб., 1998.
10. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.
11. Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989.
ТЕМА 22. Культура Западной Европы в Средние века
1. Преемственность античной и средневековой культуры.
2. Специфика ментальности и особенности искусства в Средние века.
3. Философское обоснование художественных канонов средневекового искусства
4. Феномен «двух культур» Средневековья («официальной» и «народной»).
Литература
1. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.
2. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1994.
3. Гофф ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.
5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981.
6. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М., 1995.
7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. – М., 1987.
ТЕМА 23. Романский и готический стили западноевропейского искусства Средневековья
1. Средневековый храм как синтез искусств.
2. Особенности романского стиля. Памятники культуры.
3. Особенности готического стиля. Памятники культуры.
4. Проблема готики в мировой культуре и ее оценка различными культурологами.
Литература
1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – Кн.1. – М., 1985.
2. Культура и искусство средневекового города. – М., 1984.
3. Лясковский О.А. Французская готика XII – XIV вв. – М., 1973.
ТЕМА 24. Особенности культуры Возрождения
1. Предпосылки становления культуры Возрождения.
2. Особенности Возрождения.
3. Периодизация культуры Возрождения.
Литература
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1984.
2. Античное наследие и культура Возрождения. – М., 1984.
3. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб., 1996.
3. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. – М., 1986.
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – Кн. 2. – М., 1985.
5. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. – М., 1998.
6. Петров И. Культура Возрождения. – М., 1992.
7. Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. – М., 1987.
8. Рутенберг В.И. Культура Возрождения и общество. – М., 1986.
9. Типология и периодизация культуры Возрождения. – М., 1978.
10. Шюре Э. Пророки Возрождения. – М., 2001.
ТЕМА 25. Место Реформации в истории культуры Западной Европы
1. Предпосылки становления эпохи Реформации. Кризис гуманистических идей.
2. Зарождение и сущность протестантизма.
3. Основные положения протестантского вероучения.
Литература
1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М., 1995.
2. Культура Возрождения и Реформации. – М., 1988.
3. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и Реформация. – М., 1988.
4. Соловьев Э.Ю. Неподвижный еретик: Мартин Лютер его время. – М., 1984.
ТЕМА 26. Искусство барокко и его значение в развитии западноевропейской культуры
1. Исторические и социальные предпосылки развития художественной культуры эпохи абсолютизма.
2. Маньеризм и барокко.
3. Изобразительное искусство барокко. Стили, методы, жанры. Основные направления.
4. Место музыки в художественной культуре барокко.
Литература
1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1989.
2. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. – М., 1994.
3. Ренессанс. Барокко. Маньеризм. – М., 1966.
ТЕМА 27. Западноевропейское Просвещение: истоки и особенности
1. Общее и особенное в просветительском движении. Его причины.
2. Просвещение в Германии (на примере жизни и деятельности Лессинга, Канта, Гете, Шиллера и др.).
3. Просвещение во Франции: от рационализма в мышлении – к радикализму в революции.
4. Мифология, история и жизнь в искусстве французского Просвещения.
Литература
1. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д, 1995.
2. Культурология: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 1998.
3. Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб., 1998.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!