Образование как результат: грамотность – образованность – профессиональная



Компетентность – культура – менталитет

 

Образование в своей качественной характеристике – это не толь­ко ценность, система или процесс.

Это – по самому своему смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в про­цессе образовательной деятельности, которые так важны для эко­номического, нравственного, интеллектуального состояния «потре­бителей продукции» образовательной сферы – государства, обще­ства, каждого человека, всей цивилизации в целом. [...] С точки зрения методологии оценки качества образования, чрез­вычайно важной представляется проблема стандартизации ожидае­мых и желательных результатов образовательной деятельности. [...]

Пока не уделяется должного внимания личностно-ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образова­ние в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности. Из-за неразработан­ности надежных диагностических методик важнейшие проблемы дифференциации, а в более широком контексте – демократиза­ции образования все еще лишь декларируются [...]. Целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте можно познать и понять только на основе четкого представления о структуре и иерархии результа­тивности образовательной деятельности, ее преемственно связан­ных этапах. [...]

Грамотность. [...] Наметилось несколько подходов к анализу функционального предназначения, содержательного, предметного наполнения категории «грамот­ность» как некоего исходного результативного компонента образова­тельной деятельности. Не вызывает возражений пропедевтический смысл грамотности: она важна и сама по себе, но вместе с тем и как ступень (но ступень необходимая и обязательная) для последующего образования, фор­мирования личности. Можно считать общепринятым и тезис о не­котором образовательном минимуме, воплощенном в понятии «гра­мотный человек». Не подлежит сомнению и то, что в понятии «грамотность» аккумулируются и гуманитарные, и естественнонаучные аспекты первоначального познания мира в их гармонии и взаимодо­полнении. В то же время возникает ряд других, весьма сложных вопросов, относящихся к сущности категории «грамотность». [...] Что конкретно означает словосочетание «образовательный ми­нимум»? [...] Каковы взаимоотноше­ния категорий «образовательный минимум» и «образовательный стандарт»? [...] Анализ пропедевтических функций грамотности возможен, если данная категория будет рассматриваться во взаимосвязи с катего­риями «образованность», «профессиональная компетентность», «культура», «менталитет», характеризующими структуру становле­ния личности. [...]

В контексте взаимосвязи и преемственности этих существенно различных по своему общественно-образовательному статусу кате­горий можно утверждать, что грамотность – это необходимая сту­пень и образованности, и профессиональной компетентности, и культуры, и широко понимаемой ментальности личности. Она должна содержать в себе «эмбрионы», «ростки» каждого из после­дующих этапов становления личности. Но в самом исследовании этих «эмбрионов», по-видимому, имеет смысл руководствоваться не только индуктивной логикой восхождения от условно более низ­ких к столь же условно более высоким ступеням личностных обра­зовательных приобретений (от «грамотности» – к «ментальности»), но и логикой дедуктивной (от «ментальности» – к «грамотности»). В этом случае нормативно обоснованные структурные компоненты ментальности, культуры, профессиональной компетентности, образованности, надо полагать, позволят выйти и на содержание «эмбриональных» компонентов грамотности. [...] Грамотность полиструктурна. В современном понимании – это уже не просто умение читать, писать и считать... В минимально необходимом по объему, но в строго научном и вместе с тем в дос­тупном для учащегося виде в ней должны найти свое воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные ус­тои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношения­ми к ним. Грамотный человек – это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. [...] Образованность. Грамотность и образованность – категории однопорядковые в структурном отношении, но отнюдь не тож­дественные. Их состав однотипен, но отсутствие тождества объяс­няется очевидными различиями, прежде всего, количественного характера, – в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, ми­ровоззренческих и поведенческих характеристик. [...] Так, например, до определенного момента речь идет не столько о компьютерной, информационной, экологической, экономической, психолого-педагогической, художественно-эстети­ческой, правовой, политической и других видах общей образован­ности, сколько о соответствующих видах функциональной грамот­ности. [...]

Профессиональная компетентность. [...] Категория «профессиональная компетентность» определятся, главным образом, уровнем собственно профессионального обра­зования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразо­ванию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. «Эмбрионы» всех этих качеств должны при­сутствовать не только в структуре и содержании общего об­разования, но и в структуре грамотности. Во-первых, это та са­мая функциональная грамотность, которая востребуется и актуализируется на собственно профессиональном уровне, а во-вторых, – это те ее компоненты, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности: ответственности, творчеству, любознатель­ности, настойчивости, стремлению к приобретению новых зна­ний, эстетическому восприятию действительности и, конечно же, к высокой нравственности. [...]

Культура. Культура (отнюдь не обязательно гуманитарная, художественная, в равной мере это относится и к культуре технической, технологи­ческой, экономической, правовой, политической и т.п.) – высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее пол­ном виде выразиться человеческая индивидуальность.

Менталитет. Высшая ценность об­разования и его иерархически высшая цель – формирование мен­талитета личности и социума. Менталитет – квинтэссенция куль­туры. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. [...] Вполне понятно, что результат образо­вания в конечном итоге должен оцениваться не только по непосред­ственным, наблюдаемым и жестко контролируемым (точнее, под­дающимся такому непосредственному контролю и оценке) парамет­рам эффективности педагогической деятельности. В конечном счете, важна оценка и по отдаленным результатам этой деятельности, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкрет­ного социума, но с учетом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духов­ного прогресса и человека, и общества.

Вполне естественно, что в структурной цепочке результативности образования –«грамотность» – «образованность» – «профес­сиональная компетентность» – «культура» – «менталитет» – имен­но менталитет занимает иерархически высшую ступень, предопре­деляя содержание всех других звеньев этой цепочки. Сложность адекватной оценки ментальных приобретений лич­ности, не говоря уже об оценке ментальных параметров социума, вполне очевидна. Говорить о непосредственных способах контроля и оценки столь глобальных результатов образования, по-видимо­му, пока не приходится, тем более в режиме синхронной оценки (в режиме реального времени) и с учетом побочного влияния на ментальные характеристики не только образовательных, но и мно­гих других факторов (исторических, национально-этнических, философских, культурных, политических, эконо­мических и др.). [...]» (по: Хрестоматия по общей педагогике: в 2 ч / авторы-сост.: А.Н. Сендер, С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч. 1. – С. 37-47).

 

3.2. Информационная справка о методах и технологиях обучения, реализуемых при подготовке и проведении занятия

3.2.1. Метод «Заверши фразу» предназначен дляоперативного включения учащихся в деятельность, взаимодействие, создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации. Может применяться также как метод рефлексивной деятельности.

Алгоритм реализации: 1. Индивидуальная работа над заданием.

                                         2. Участники взаимодействия зачитывают окончания предложения.

                                   3. Делаются выводы (основные идеи могут фиксироваться на доске).

3.2.2.  Метод «Минута монолога» предназначен для развития индивидуального сознания, мышления, творческого воображения через организацию смыслотворчества, мыследеятельности, рефлексивной деятельности.

    Реализуется по следующему плану:

1. Задается тема, участники без подготовки за 1-2 минуты произносят монолог на эту тему.  

       Для семинарского занятия № 1 предлагаются следующие темы монологов:

· Социокультурные функции образования.

·  Образование как процесс и результат.

·  Понятие обобразовательной парадигме. Чем определяется формирование той или иной образовательной парадигмы?

·  Краткая характеристика образовательных парадигм, известных в мировой педагогике. 

·  Взаимосвязь основных функций и моделей образования.

·  Система образования Республики Беларусь, ее компоненты

·  Основное, дополнительное, специальное образование.

·  Общее среднее образование как уровень основного образования, его ступени.

·  Виды учреждений общего среднего образования.

·  Тенденции развития образования в современном мире.

·  Непрерывное образование как средство развития личности

·  Самообразование: понятие и функции.  

2.Эксперты из числа студентов, не участвующих непосредственно в раскрытии тем, и преподаватель выбирают три лучших монолога в соответствии с критериями:

1) насколько полно и точно раскрыто понятие, вопрос в целом;

2) краткость, логичность изложения;

3) умение высказать собственное мнение, творческий подход к раскрытию вопроса

3. Р ефлексия реализованного метода (участвуют сначала выступающие, затем все желающие)

Алгоритм рефлексивной беседы задается вопросами:

1) Ваше эмоциональное состояние во время реализации метода (чувство тревоги, комфортное и т.п.).

2) Оцените свою деятельность, обоснуйте самооценку.

3) Решению каких педагогических задач может способствовать данный метод?.

4) О чем вас заставили задуматься ход и результаты состоявшегося взаимодействия?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!