Упражнение 3: ПРЕВРАЩАЙТЕ БОЛЬ В СОСТРАДАНИЕ



В Калькутте, где находится центр для умирающих, основанный Матерью Терезой, ужасающий смог, и уезжая оттуда, я чувствовал неприятное першение в горле. Само собой разумеется, к тому времени, как я добрался до Бенареса – одного из самых святых городов Индии, куда приходят умирать многие индуисты, – у меня развился бронхит. Большую часть дня я пролежал в своем номере в отеле, за тысячи миль от всех, кого я знал, чувствуя себя одиноким и больным, и испытывая жалость к себе.

В тот день, поздно вечером, я осознал поразительную вещь. Возможно, я был слегка болен, но, по крайней мере, у меня были лекарства, пища, и удобная постель. Однако под моим окном, на улицах и в трущобах лежали буквально тысячи бездомных, бедных, больных, и умирающих людей. Внезапно мои собственные проблемы показались мне совершенно незначительными, и мое сердце устремилось к страдающим беднякам за моим окном. Жалось к себе сменилась состраданием.

Исследования показывают, что такое "нисходящее сравнение" – сопоставление себя с кем-то, кому еще хуже – представляет собой эффективную стратегию борьбы с чувствами боли и подавленности. Он6о также может быть эффективным средством для воспитания сострадания.

Для выполнения этого упражнения, подумайте о каком-либо затруднении, которое вы испытываете; оно может быть физическим, психологическим, или духовным. Затем подумайте о людях, которые в еще большей степени страдают от этого или аналогичных затруднений. Если вы знаете конкретных людей, страдающих таким образом, вспомните о них. Подумайте о всех страданиях, которые вам принесло это затруднение, а подом задумайтесь обо всех страданиях, которые, должно быть, испытывают эти люди. Позвольте себе ощутить их боль. Осознайте, что они хотят освободиться от боли точно так же, как вы. Пусть в вас возникнет сострадание к ним, когда вы будете надеяться или молиться, что они освободятся от боли.

Упражнение 4: ПРАКТИКА ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ДОБРОТЫ

Суть этого упражнения очень проста: в течение какого-то определенного времени постарайтесь быть как можно добрее к как можно большему числу людей. Этот период времени может составлять час, первую половину дня, или весь день. Если хотите, вы можете распространять свою помощь не только на людей, но и на другие существа. Мать Тереза посвящала этому упражнению практически каждый момент бодрствования в своей жизни и подытожила его словами: "пусть всякий, кто приходит к вам, уходит, чувствуя себя лучше и счастливее".

Конечно, конкретная форма, которую принимает ваше доброта, зависит от ситуации. Многие из ваших действий, вероятно, будут очень простыми, например, посетить друга, нуждающегося в утешении, улыбнуться незнакомому прохожему, или помочь упавшему ребенку. В переполненной комнате вы сможете лишь улыбаться людям. В действительности, это для них немалый дар. Группа людей, не имевших ни денег, ни пищи, которыми они могли бы поделиться, спросили у зятя Мохаммеда, как им помогать другим. Он посоветовал им просто улыбаться людям, чтобы те чувствовали, что они кому-то не безразличны.

Задача состоит в том, чтобы быть как можно полезнее, вне зависимости от того, насколько мелкой или незначительной может казаться ваша помощь. Вероятно, Ганди делал не меньше добра, чем любой человек двадцатого столетия. Однако, на основании собственного непосредственного опыта, он замечал: "Почти все, что вы делаете, будет казаться незначительным, однако очень важно, что вы это делаете".

Упражнение 5: ПРОБУЖДАЮЩЕЕ СЛУЖЕНИЕ

Пробуждающее служение, или карма йога, включает в себя три этапа, и каждый из них, сам по себе, обладает мощной пробуждающей силой. Мы уже обсуждали их, и здесь нам нужно лишь кратко их подытожить.

Первый этап – начать посвящать свою деятельность большей цели, чем ваше собственное удовлетворение. Для некоторых этой большей целью может быть благополучие семьи, для других – помощь бедным, для третьих, это могло бы быть служение "во славу Божию", как советовал св. Павел. Второй этап – избавляться от привязанности к своим мыслям о том, каковы должны быть результаты. Третий этап – учиться на всем этом.

Например, представьте себе, что вы чувствуете себя измотанным и уставшим от дневной работы и мечтаете о спокойном вечере со своей семьей. Но, не забывая посвящать это время не только собственному благополучию и пробуждению, но и благополучию вашей семьи, вы можете сделать свой вечер временем пробуждающего служения. Чтобы сделать все приятным для других, вы покупаете какую-то еду, убираете дом, и с нетерпением ждете, когда все вернутся.

Ладно, они приходят домой. Один сразу же объявляет, что собирается в кино, двое других хватают большую часть еды, поскольку они уходят на вечеринку, а третья говорит, что ей нужно навестить больную подругу. И вот вы остаетесь в убранном доме, с жалкими остатками еды, и в компании одной лишь собаки.

Вот тут возникает самый главный вопрос: кипите ли вы от гнева на всеобщий эгоизм и мечетесь по дому, жалея себя? Или вы признаете свои привязанности к собственным мыслям о том, каким должен быть вечер, немного смеетесь, и избавляетесь от них, как можно большему учитесь на этой ситуации, а потом настраиваетесь провести уютный вечер в приятно тихом доме? Страдаете ли вы, или наслаждаетесь, сетуете или учитесь? Пробуждающее служение дает вам свободу выбора.

Простой способ приступить к этому упражнению – выбрать что-то, что вы уже делаете для других. Полезно, чтобы это было что-то, что вы делаете регулярно, чтобы у вас было больше возможностей на этом учиться. Например, быть может, вы ежедневно навещаете больного соседа или каждую неделю помогаете в школе. Посвящая это большей цели, ища привязанности к конкретному результату и освобождаясь от них, и учась на всем этом, вы преобразуете свое действие в пробуждающее служение.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!