Жизнь полна неизбежных трудностей



Жизнь не только коротка, но и трудна. В ней бывают времена великой радости, любви, торжества, и восторга – моменты, когда мы вне себя от счастья. Но бывают и моменты неизбежного горя – болезни и утраты, скорби и отчаяния. Кроме того, существует невероятное количество ненужного горя – бессмысленного угнетения и пыток, массовых убийств и страданий. Никто из нас не выходит из жизни без потерь. Важно сознавать это, и не приукрашивать неизбежные трудности жизни, поскольку: "Если и существует путь к Лучшему, то он требует в полной мере хлебнуть Худшего". Именно поэтому религиовед Джейкоб Нидлман в своем обзоре мировых религий пришел к выводу:

Восприятие страдания, внутренне присущего человеческой ситуации, восприятие бесчеловечного отношения человека к человеку – это тот момент осознания, который все традиции называют чрезвычайным моментом. Это чрезвычайный момент потому, что именно осознание страданий – и наших собственных, и страданий мира – рождает сострадание и тягу к пробуждению. Эти мотивы побуждают нас к духовной практике и тем самым позволяют нам, в конечном счете, самим избегать страдания и облегчать страдание других.

Жизнь формируют наши нравственные решения

Все, что мы говорим, делаем, или думаем, влияет на нашу жизнь и порождает последствия, которые мучат нас или же помогают нам. Мы пылаем яростью – и гнев оставляет неизгладимый след в нашем мозгу; мы говорим с любовью – и любовь восстанавливает и тренирует наш ум. Это принцип кармы. Нравственный образ жизни абсолютно необходим для нашего благополучия. Мы уже исследовали эти принципы в предыдущей главе, и нам не нужно еще раз обсуждать их здесь – прибавим лишь слова Будды: "Где бы мы ни были, куда бы ни шли, результаты наших поступков следуют за нами".

Четыре мысли, преображающие ум, содержат в себе некоторые самые важные тайны жизни. Тибетские буддисты рекомендуют размышлять над ними многократно, даже ежедневно, зная, что посеянные ими семена постепенно преображают не только наши умы, но всю нашу жизнь.

Упражнение 2: ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

Это упражнение является расширением предыдущего и представляет собой чтение духовной литературы и размышление над ней. Обычно мы читаем, чтобы получать информацию, но чтение можно использовать и для целенаправленного развития мудрости. Когда мы читаем слова мудрых людей и размышляем над ними, то их идеи и точки зрения постепенно становятся нашими собственными. Каждая великая религия хранит сокровищницу высказываний мудрецов и побуждает нас читать и обдумывать их слова.

Способ наилучшего чтения такой литературы очень отличается от нашего обычного подхода – отличается настолько, что христиане называют его Lectio Divina – божественным чтением. Отец Томас Китинг, создатель Концентрирующей Молитвы, объяснял:

Мы склонны читать Писание, как будто это просто очередная книга, которую мы потребляем. Lectio – это прямая противоположность такого чтения. Это смакование текста, неспешное пребывание в божественном откровении.

В божественном чтении мы ищем прозрения, а не фактов, преображения, а не информации. Поэтому мы читаем медленно и вдумчиво, по нескольку предложений или даже слов за раз.

Чтобы приступить к этому упражнению, выберите какое-нибудь сочинение, которое вызывает у вас отклик. Это может быть древний священный текст, или слова современного мудреца, или, быть может, какие-то цитаты из этой книги. Читайте выбранный текст медленно и вдумчиво, позволяя словам проникать в глубину вашей души. Если у вас возникают близкие мысли, давайте себе подумать над ними; если появляются догадки – исследуйте их; если всплывают какие-то чувства – принимайте их; если на ум приходят какие-нибудь надежды или молитвы – молитесь. Разумеется, если вы теряетесь в посторонних мыслях или фантазиях, просто возвращайтесь к чтению. Осуществляемое таким образом священное чтение сливается с медитацией и молитвой.

Упражнение 4: УЗНАВАЙТЕ СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ И ИХ ДАРЫ

Кто были люди, у которых вы больше всего учились? Это могли быть члены семьи, друзья, преподаватели, или даже дети. Возможно, что в то время они даже казались вам противниками или вызвали антипатию.

Вспомнив их, запишите их имена. Затем перечислите особые качества, которые делали этих людей столь полезными вам, и уроки, которые вы у них усвоили. А потом поразмышляйте над тем, какие ваши качества делают вас восприимчивыми к их мудрости.

Наконец, позвольте возникнуть чувствам благодарности и признательности к этим учителям. Быть может, вы когда-нибудь захотите выразить эти чувства им лично. Это, очевидно, будет для них подарком, но это также будет подарком для вас, поскольку выражение благодарности усиливает ее.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!