Упражнение 11: ПОВСЮДУ ВИДЕТЬ УЧИТЕЛЕЙ



Если мы захотим, то сможем видеть в каждом человеке своего учителя. Те, кто обладают качествами, достойными уважения, могут вдохновлять нас; те, у кого разрушительные качества, могут напоминать нам о наших собственных недостатках и побуждать нас меняться. Конфуций говорил об этом совершенно ясно:

Гуляя в компании двух других людей, я обязан быть способным учиться у них. Хорошим качествам одного я подражаю; дурные качества другого я исправляю в себе самом.

Когда мы встречаем добрых людей, то можем испытывать чувства благодарности и использовать этих людей как ролевые модели, вдохновляющие нас на развитие доброты и великодушия в самих себе. Мы также можем учиться и у недобрых людей. Видя, как мы восприимчивы к критике и враждебности, мы можем вспомнить, как восприимчивы к ним другие люди и решить обращаться с ними мягко. Кроме того, мы можем практиковать прощение и почувствовать, насколько это лучше, чем целыми днями таить обиду.

Чтобы приступить к этому упражнению, выберите первоначальный период времени, например, одно утро или один день. В течение этого времени постарайтесь видеть в каждом человеке, с которым вы встречаетесь, учителя, способного дать вам важный урок. Ваша задача – понять, что это за урок, и затем научиться у этого человека как можно большему. К концу дня оглянитесь назад и оцените свои взаимодействия с людьми, уроки, которые нес в себе каждый из них, и то, чему вы научились.

При повторении такого рода упражнений постепенно открывается око души и мы начинаем все больше осознавать божественное в нас самих и вокруг нас. Каждый человек становится учителем и напоминанием о нашей духовной природе, а каждый опыт – возможностью чему-нибудь научиться. Тогда наступает транснойя, и мы воспринимаем мир, как божественную школу, предназначенную для того, чтобы исцелять и пробуждать нас и учить нас исцелять и пробуждать других. Какой больший дар мог бы предлагать нам мир?

 

 

 

Глава 26

ВЕРШИНЫ ВИДЕНИЯ

Учитель Тун Кво спросил Чжуан Цзы:
"Покажи мне, где можно найти Дао".
Чжуан Цзы отвечал:
"Нет такого места, где его нельзя найти".

Путь Чжуан Цзы

Упорная практика приносит замечательную непрерывность и чрезвычайную глубину осознания. То, что когда-то было редкими проблесками божественного, превращается в периодическое узнавание и, в конечном счете, в постоянное присутствие. Секрет успеха заключается в том, чтобы использовать в качестве возможностей для пробуждения все больше и больше видов деятельности, так что духовная практика из периодического занятия перерастает в часть любого дела.

Будда дал прекрасный образец этого подхода, когда к нему обратилась престарелая бабушка. Она объяснила, что ей бы очень хотелось жить духовной жизнью, но она слишком стара и слаба, чтобы выдержать строгие порядки монастыря, и слишком поглощена домашними обязанностями, чтобы уделять длительное время медитации. Как же ей быть? "Почитаемая бабушка" – отвечал Будда, –

всякий раз, когда ты зачерпываешь воду из источника для себя и своей семьи, осознавай каждое отдельное действие, жест, и движение своих рук. И когда ты несешь на голове кувшин с водой к своему дому, осознавай каждый шаг своих ног; когда ты делаешь свои повседневные домашние дела, постоянно сохраняй вдумчивость и осознание в любой отдельный момент, момент за моментом, и ты тоже станешь мастером медитации".

ЭКСТАТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ

По мере того, как духовная практика становится зрелой, как моменты ясного осознания начинают повторяться все чаще, око души открывается и начинает распознавать божественное во всем. Одно из самых знаменитых описаний этого принадлежит Уильяму Водсворту, который говорит и об экстазе обладания этим даром, и о боли его утраты:

Бывало, луг, и роща и ручей,
И вся земля, куда не посмотри
Казалось, были
Облачены в небесный свет,
Великолепие и свежесть сна.

Не занимаясь систематической созерцательной практикой, Водсворт не был способен постоянно поддерживать это экстатическое видение, и в конце поэмы он сетует: "Тот свет, что видел я когда-то, уже не возвращается ко мне"

Утрата этих переживаний может быть угнетающей. После того, как человек на мгновение увидел картину мира, наполнившую его жизнь необычайным смыслом и восторгом, после того, как он вкусил неописуемого блаженства своей собственной природы, жизнь, лишенная этих даров может показаться пустой и пресной. Это темная ночь души, о которой писал св. Иоанн Креста. И есть только одно лекарство – продолжать практику, оттачивать свое осознание и очищать свое сердце, веря, что, как обещал Маймонид, "Тот, кто удовлетворяет этим условиям – такой человек, несомненно, будет воспринимать лишь очень необычайные и божественные вещи".


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!