Упражнение 5: ПОВЫШАЙТЕ ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО ТЕЛА



Разные люди очень по-разному относятся к своему телу. На одном конце спектра – гедонисты, которые стремятся не упускать любые возможные чувственные наслаждения. На другом конце – аскеты, старающиеся силой подчинить себе тело и его желания. Чтобы добиться этого, они отказываются от физических удовольствий, закаляют тело строгой дисциплиной, и даже мучают себя сильной жарой, холодом, или голодом.

Более уравновешенный подход предполагает срединный путь, при котором к телу относятся уважительно, но без поклонения. Если вы считаете свое тело храмом духа, то внимательно заботитесь о нем и поддерживаете его здоровье с помощью соответствующей диеты, упражнений, и медицинской помощи. Мохаммед для сравнения приводил пример всадника и его коня. Если всадник не заботится о своем коне и не тренирует его, то конь может его подвести, и это даже может стоить ему жизни в бою. Но если он только и делает, что холит и лелеет своего коня, то вряд ли куда-нибудь на нем уедет.

При правильном отношении тело может стать, по словам Шанкары, "сосудом опыта для человеческого духа". Большинство из нас, по большей части, утратили контакт со своим телом, хотя мы обычно не осознаем этот факт, если только специально не развиваем свое осознание – или пока не заболеваем.

Ум чрезвычайно близко связан с телом. Телу достаются боль и бремя последствий миллионов психических травм, которые сохраняются в нем в виде областей онемения и мышечного напряжения, но зачастую остаются скрытыми в результате действия психологических защитных механизмов. Поэтому повышение осознания тела вдвойне ценно – оно не только тренирует наше сознавание, но также вскрывает и начинает исцелять соматические травмы, хранящие в себе прошлые боли и защитные уловки.

Упражнения на осознание тела есть во всех религиозных традициях, но они особенно детально разработаны в индуистской и даосской йогах. Одна из простейших телесных медитаций существует в буддизме. Она заключается в последовательном проведении фокуса внимания через все тело от головы до пальцев ног с полным осознанием бесчисленных ощущений, составляющих нашу телесную жизнь.

Чтобы приступить к этому упражнению, примите удобную позу для медитации. Потратьте какое-то время на то, чтобы сделать несколько глубоких вздохов, расслабиться и успокоить свой ум. Когда ваше сознание прояснится, обратите свое внимание на макушку головы и исследуйте любые возникающие там ощущения. Затем постепенно перемещайте осознание вниз ко лбу, вискам и затылку. Как можно внимательнее исследуйте ощущения в каждой из этих областей.

Медленно распространяйте осознание вниз по лицу и остальной части головы, и затем в шею и плечи. Если вы обнаружите области давления, напряжения, или дискомфорта, вчувствуйтесь в них и посмотрите, не будут ли они расслабляться. Кроме того, ищите области онемения. При этом могут возникать эмоции, воспоминания, и образы, связанные с этими симптомами. Если это происходит, просто замечайте их, не пытаясь их менять или управлять ими.

Продолжайте медленно распространять свое осознание вниз через предплечья, кисти и, наконец, в кончики пальцев. Затем опускайте сознавание вниз по груди и спине. Продолжайте движение вниз через живот, тазовую область и гениталии. Опять же, обращайте пристальное внимание на любые области симптомов и связанные с ними умственные реакции.

Теперь опускайте осознание вниз по бедрам, голеням и далее в ступни ног. Почувствуйте давление пола на ваши ступни и распространите осознание до кончиков пальцев ног. Наконец, откройтесь осознанию всего тела с его множеством ощущений и оставайтесь в этом состоянии глобального телесного опыта сколько захотите.

Упражнение 6: МЕДИТАЦИЯ ВДУМЧИВОСТИ

Медитация вдумчивости или, как ее еще называют, интуитивная медитация, специально предназначена для усиления осознания. Ее впервые ввел в практику Будда две с половиной тысячелетия назад. С тех пор ее практиковали бесчисленные буддисты, которые высоко ценили ее как одну из самых полезных дисциплин. Она распространилась по всему миру, и ее использовали люди из самых разных религиозных традиций, считавшие, что обостренное осознание, которое она развивает, усиливает действие их собственной религии. Даосский "метод внутреннего наблюдения" испытал влияние буддизма и очень похож на медитацию вдумчивости.

Медитация вдумчивости строится на дыхательной медитации, описанной в главе 20. Там задача состояла в том, чтобы стараться удерживать фокус внимания исключительно на дыхании для развития сосредоточения. Однако в практике вдумчивости акцент в меньшей степени делается на дыхании, и в большей – на ясном сознавании. Вы начинаете с сосредоточения на дыхании, но затем переходите к другим переживаниям. Ваша задача – исследовать весь спектр умственного и физического опыта.

Как и в дыхательной медитации, сядьте поудобнее, выпрямив спину и расслабив тело. Сначала сосредоточьтесь на дыхании – на поднятии и опускании брюшной стенки, либо на ощущениях в ноздрях, когда через них входит и выходит воздух. Отмечайте постоянно меняющийся поток десятков ощущений, из которых состоит опыт каждого вздоха. Чем более ясным и восприимчивым становится осознание, тем больше ощущений вы можете наблюдать в одном вздохе.

Вскоре ваше внимание привлечет еще какой-нибудь опыт. Это может быть звук во внешней среде, щекотание или покалывание в теле, либо мысль или образ в уме. Чтобы это ни было, если это привлекло ваш ум, позвольте вниманию переместиться на этот опыт и тщательно его исследуйте. Если это звук, попробуйте уловить его обертоны. Если это телесная боль, попробуйте исследовать ее так глубоко, чтобы вы могли выявить отдельные ощущения, например, покалывание, жжение, или давление, которые мы интерпретируем как боль.

В своем уме вы можете заметить некоторые из самых таинственных и могущественных сил, влияющих на вашу жизнь – образы, фантазии, эмоции, и мысли, которые формируют ваш опыт. Замечайте, как вдруг появляются образ или фантазия, и начинают казаться настолько реальными, что вы на мгновение теряетесь и принимаете их за действительность. Через ваше сознание будут шествовать такие эмоции, как гнев, страх, и радость, и каждая из них будет нести с собой собственный мир опыта. На что похожа каждая из них, как она меняется, когда вы ее наблюдаете, и какие телесные ощущения ее сопровождают?

Наконец попытайтесь уловить самые тонкие, мимолетные, и могущественные из всех созданий ума – ваши мысли. Мысли переживаются как слова в уме, но они проносятся мимо, подобно бомбардировщику Стелз – так быстро и бесшумно, что поначалу их трудно обнаружить. Однако дело стоит усилий, поскольку нераспознанные мысли оказывают ужасающее влияние на наши поведение и опыт. Их действие столь мощно, что Будда начинал свои учения словами:

Мы – это то, что мы думаем.
Все, что мы есть, возникает с нашими мыслями.
Нашими мыслями мы создаем мир.
Хорошо управлять ими, и овладение ими приносит счастье.
Но сколь они тонки, сколь неуловимы!
Наша задача – унять их,
И властвуя над ними, найти счастье.

Мысли, эмоции, образы, и фантазии возникают в уме, на мгновенье задерживаются, и затем исчезают. Вопреки убеждениям многих людей задача в медитации состоит не в том, чтобы подавлять их, и даже не в том, чтобы бороться с ними. Скорее, просто наблюдайте и изучайте их, и они будут меняться и уходить сами по себе. Когда это происходит, просто возвращайте свое внимание к дыханию и начинайте снова его исследовать.

Интуитивная медитация – это ритмический танец осознания. Вы начинаете с изучения дыхания, потом исследуете все, что привлекает ваше внимание, и затем возвращаетесь к дыханию. Весь этот процесс проходит очень мягко и без напряжения. Вам не надо бороться со своим умом или как-то его принуждать. Вы не должны пытаться вызвать определенные переживания или прекратить другие. От вас ничего не требуется, кроме того, чтобы как можно полнее осознавать каждый момент. Нет никаких отвлекающих факторов, о которых вы могли бы беспокоиться, потому что "отвлечения", наподобие шума или зуда – это просто дополнительные виды опыта, которые вы можете исследовать. Вам не нужно судить о том, плохо или хорошо то, что вы переживаете; вы просто исследуете это и учитесь на этом. Делая так, вы обостряете осознание, проясняете ум, и учитесь у всего на свете.

Медитация вдумчивости – это превосходная ежедневная дисциплина. Если заниматься ей ежедневно, скажем, по двадцать минут или дольше, она постепенно углубляется со временем. Тогда вы подходите к каждому опыту с внимательным и целительным сознаванием, украшаете все больше и больше моментов ясным осознанием, и практикуете то, что христиане называют "таинством момента настоящего". Этот момент – прямо сейчас, сейчас, и сейчас – бесценный дар. Наслаждайтесь им!

Чтобы в полной мере оценивать такие дары, требуются время и практика. Осознание, которое оставалось тусклым всю жизнь, нельзя очистить за день – для этого нужны недели и месяцы. Медитация вдумчивости – это последнее из трех упражнений в этой книге – наряду с дыхательной медитацией и медитацией любящей доброты – в котором для достижения серьезных успехов необходима регулярная практика.

Если этой медитацией усиленно заниматься в обстановке уединения, она может быть замечательно мощной и целительной. Особенно ярким примером может служить история ветерана войны во Вьетнаме, который целыми днями занимался медитацией вдумчивости в течение недели:

Прошло восемь лет со времени моего возвращения с войны, когда я впервые посетил центр уединения для медитации. В течение всех этих лет, по меньшей мере, два раза в неделю, я переживал одни и те же повторяющиеся кошмары, знакомые многим ветеранам войны – мне снилось, что я снова там, мне грозят те же опасности, я вижу вокруг те же неописуемые страдания, и я внезапно просыпался весь в поту, настороженный и испуганный. В центре уединения кошмары не посещали меня во сне – они вставали перед моим мысленным взором в течение дня, во время сеансов медитации, прогулок, за трапезой. Ужасные образы войны накладывались на мирную картину рощи секвой в центре уединения. Сонные ученики в спальной комнате казались мне изувеченными телами, разбросанными как попало во временном морге... Высвобождая эти воспоминания как тридцатипятилетний духовный искатель, я впервые в полной мере переживал эмоциональное воздействие опыта, которому я был просто не готов противостоять, будучи двадцатилетним медиком.

Я начинал понимать, что из глубин моего ума постепенно всплывают столь ужасающие, столь жизнеотрицающие и духовно разрушительные воспоминания, что все это время я не отдавал себе сознательного отчета в том, что до сих пор ношу их в себе. Я начинал переживать глубокий катарсис, открыто встречая то, чего я больше всего боялся и что я, потому, сильнее всего подавлял.

В центре уединения меня мучил и более недавний страх – что выпустив на волю внутренних демонов войны, я не смогу их контролировать, и что теперь они будут преследовать меня не только ночью, но и днем. Однако, вместо этого, я испытывал нечто совершенно противоположное...

Во мне первый раз возникало глубокое чувство сострадания к моему прошлому и теперешнему "я" – к молодому, идеалистически настроенному будущему врачу, вынужденному быть свидетелем самых невообразимых безобразий, на которые только способен человеческий род, и к измученному ветерану, не способному избавиться от воспоминаний, в которых он сам не мог себе признаться.

После первого уединения это сострадание осталось со мной. Благодаря практике и продолжающемуся внутреннему расслаблению оно возросло и теперь порой распространяется и на окружающих меня людей, когда я не слишком смущаюсь, чтобы ему это позволить. Хотя воспоминания тоже остались при мне, кошмаров больше нет.

Высвободив свои болезненные воспоминания из бессознательного и встретившись с ними с полным осознанием, этот ветеран сумел излечить свои психологические раны и преобразовать их в сострадание. Это пример целительной силы медитативного сознавания.

У большинства из нас переживания, скорее всего, будут гораздо более спокойными, особенно, если мы ежедневно занимаемся медитацией в течение непродолжительного времени. Поначалу, вероятно, будут мгновения вдумчивой ясности, разделенные минутами бездумной фантазии. Постепенно это равновесие будет смещаться. Согласно биографу Ауробиндо, секрет состоит в том, чтобы:

Пробовать снова и снова, терпеливо, настойчиво, и, главное, не совершать ошибки, пытаясь в уме бороться с умом.

Терпение и настойчивость – это качества, необходимые для любой глубокой духовной работы. Христианская Библия говорит от имени всех великих религий, когда призывает: "...с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Ев 12:1). Медитация вдумчивости, которая делает акцент на необходимости быть просто открытым любому опыту, не желая, чтобы он был иным, и не пытаясь его изменить – это превосходный метод развития терпения и упорства, требуемых для преодоления этого пути.

Упражнение 7: ВДУМЧИВАЯ РЕЧЬ

Медитативное сознавание можно применять к повседневным делам и сочетать с другими практиками. Например, вы можете внимательно наблюдать и очищать эмоции и мотивы, которыми вы руководствуетесь в своих высказываниях.

В этом упражнении посвятите какое-то время, скажем, один день, внимательному наблюдению состояния своего ума всякий раз, когда вы что-то говорите. Каковы ваши мотивы? Стараетесь ли вы произвести хорошее впечатление, кого-то принизить, защитить себя? Или ваше намерение говорить продиктовано желанием что-то сообщать, помогать, или исцелять?

Если вы видите, что у вас добрые намерения, тогда смело говорите. Но если вы обнаруживаете у себя неподобающую мотивацию, вы, быть может, захотите дать неприятным чувствам пройти. Таким образом, вы начинаете соединять воедино практики осознания, нравственности, и преобразования эмоций.

 

 

 

 

Глава 24

ВИДЕТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ВО ВСЕМ

Без откровения свыше
народ необуздан

Еврейская пословица

Великие религии считают трагедией нашу обычную привычку бездумно плестись по жизни. Их также беспокоит, что мы не способны видеть божественное – в мире, в других людях, и в самих себе.

ОСЛЕПЛЯЮЩАЯ ВЛАСТЬ НАУКИ

Эта слепота особенно заметна в современном западном мире, главным образом, вследствие власти науки. Наука оказывает на нашу жизнь столь мощное воздействие, и она столь часто засыпает нас своими объяснениями вселенной как огромной бессмысленной машины, что эта точка зрения легко может показаться естественным и единственно возможным способом смотреть на вещи.

В результате этого, нашему взору предстает, по меткому выражению философов, "мир, лишенный очарования тайны" – мир, в котором, как нам кажется, нет ни смысла, ни значения, ни духа, и в котором мы сами выглядим столь же бессодержательными. Неудивительно, что наше общество кажется плывущим по течению, без какой-либо высшей цели или мечты. Неудивительно, что столь многие люди чувствуют, что их жизнь лишена смысла и жаждут чего-то более существенное. Это нечто большее свободно доступно всем нам. Проблема в том, что лишь очень немногие люди это видят, поскольку для этого необходимо развивать другой способ познания.

Наука – это превосходный метод, быть может, лучший из всего, что создало человечество – для получения знания о физических объектах и их свойствах. Но она не может почти ничего узнать или сказать о нефизических вещах – таких, как смысл и цель, ценности и дух. Все думающие ученые охотно это признают, а два великих ученых – Альберт Эйнштейн и сэр Артур Эддингтон высказывались на этот счет со всей прямотой. Эйнштейн заявлял:

Современная манера применять аксиомы (принципы) физической науки к человеческой жизни не только полностью ошибочна – в ней есть что-то предосудительное.

Эддингтон, один из величайших астрономов в истории, признавался:

наша психическая и духовная природа, познаваемая в наших умах путем непосредственного контакта, выходящего за рамки физических методов, восполняет как раз то... что, по общему признанию, неспособна нам дать наука

НОВЫЙ СПОСОБ ВИДЕНИЯ

Обращение к "нашей психической и духовной природе" – это как раз то, для чего предназначен6ы духовные практики. Семь практик развивают духовное зрение – способность видеть божественное в себе и в мире. Плотин, влиятельный западный философ и мистик, описывал это зрение как "новый способ видения... восприимчивость, которая от рождения принадлежит всем нам, хотя лишь немногие находят ей применение".

Духовное зрение, вдохновлявшее мудрецов на протяжении всей человеческой истории, называли многими именами. И Платон, и христиане, называли его "оком души". У суфиев это "око сердца", а у даосов – "око Дао" или "внутреннее око". Как бы его не называли, оно представляет собой вершину интуитивного осознания, которое распознает божественное во всех людях, во всех вещах, и в нас самих.

БОЖЕСТВЕННОЕ ВНУТРИ

Это мощное осознание проникает гораздо глубже беспокойной суматохи эго, к сокровенному ядру нашего бытия. Св. Августин описывал, как он обращал внимание внутрь себя "и созерцал оком моей души...Непреходящий Свет". Он заключал: "Именно внутреннее око видит истину", и " Поэтому вся наша задача в этой жизни – исцелять око сердца, которым можно видеть Бога".

Августин вторил древней теме, которая звучала у Платона и Лао Цзы почти за тысячелетие до этого. Платон восклицал: "Есть око души, более драгоценное, чем десять тысяч телесных очей, ибо лишь оно одно видит истину". Лао Цзы заключал: "Понимающий человек предпочитает внутреннее око внешнему". Каждый из этих мудрецов выражал одно и то же мнение – "понимающий человек" ценит око души больше, чем физическое око, потому что именно око души позволяет нам распознавать божественное.

БОЖЕСТВЕННЫЙ МИР

Поначалу это видение божественного внутри нас и в мире прорывается лишь дразнящими проблесками, рождающимися под влиянием, быть может, красоты заката, прикосновения любимого, или безмятежности молитвы. В такие моменты земной мир преображается. То, что лишь мгновение назад было приятным, но привычным опытом, может наполняться такой экстатической красотой и восторгом, что это навсегда остается самым драгоценным и преображающим переживанием в жизни человека. Тогда, подобно Иакову из иудейской Торы, мы внезапно осознаем, что "истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!", и начинаем понимать слова Иисуса, что "царствие Отца простирается на земле, а люди его не видят".

Порой, экстатический опыт происходит спонтанно, и его можно заново переживать и углублять в последующей духовной практике. Первоначальный опыт – особенно, если он случается в детстве – может быть неправильно понят и отвергнут другими людьми, которые никогда не прикасались к божественному. Лишь годы спустя, с помощью духовной практики и учителя, оказывается возможным по достоинству оценить его значение. Одна женщина, занимающаяся практикой Дзен, описывала подобную последовательность событий, которая началась на побережье Массачусетса, когда ей было девять лет.

Солнце как раз начинало вставать, как и в любой обычный день, но моё восприятие внезапно изменилось. Я видела свет, поднимающийся из океана, в виде отдельных, медленно движущихся частиц, и в благоговении наблюдала как они сочетались в меняющиеся многоцветные узоры.

К тому времени, как солнце полностью показалось из воды, я была вне себя от переполнявших меня несказанных чувств. Теперь я могла бы описать это, как ощущение, что все вокруг совершенным образом сочеталось между собой, что мир был прекрасен во всех отношениях – и что сама жизнь была чем-то удивительным и волшебным... Мне было всего девять лет, и я не могла найти слов, чтобы объяснить свое поразительное переживание, и решила никому о нем не рассказывать. Но я также начала бояться, что со мной что-то не так.

Однако, я почему-то доверяла своей интуиции. Я знала, что соприкоснулась с чем-то, о чем в нашей провинциальной жизни никто и никогда не упоминал. Прошло несколько лет, и мои поиски смысла пережитого опыта вовлекли меня в "духовное путешествие" и, в конечном итоге, в Дзен-буддизм. Там мой учитель убедил меня, что то переживание на восходе, возможно, было не чем-то "неправильным", а напротив, очень истинным и реальным, что случается и с другими людьми. Вскоре после этого, во время занятий Дзен-медитацией, мое детское воспоминание вернулось с новой силой, и я, наконец, смогла осознать, что это было соприкосновение с духовным. Я также испытывала жалость к маленькой девочке, которую привели в восторг, а потом заставили чувствовать такое ненужно сомнение.

Но я по прежнему испытывала благодарность за этот опыт, особенно за то семя, что он заронил в мое сознание; оно прорастало во тьме и безмолвии почти тридцать лет, вплоть до настоящего момента. Я навек благодарна за это раскрытие к истине мира и реальности.

Благодаря практике Дзен, я начала понимать, что мой мистический эпизод может возвращаться в каждый момент – с каплей воды, немытой тарелкой... улыбкой.17

17 Читателям, возможно, будет интересно узнать, что весьма похожий опыт (восприятие света как потока движущихся частиц) однажды пережил Альберт Эйнштейн, и именно этот опыт, судя по словам его биографа, в конечном счете, привел его к созданию специальной теории относительности. (Прим. перев.)

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

К старой женщине, сидевшей на обочине дороги, ведущий в город, подошел путешественник и спросил: "Что за люди живут в этом городе?"

"А каковы люди в твоем родном городе?" – поинтересовалась в ответ старая женщина.

"О, они ужасны!" – возмущенно отвечал путешественник. "Лжецы, мошенники, бездари – никому из них нельзя довериться. Я был рад уйти".

"Ты увидишь, что в этом городе люди точно такие же" – отвечала старая женщина.

Вскоре после этого к ней подошел второй путешественник, который тоже спросил ее о людях, живущих в ее городе.

"А каковы люди в твоем родном городе?" – спросила она.

"О, чудесные!" – воскликнул путешественник. "Славные, честные, трудолюбивые. Было большой честью жить с ними. Мне было так жалко уходить!"

"Ты увидишь, что в этом городе люди точно такие же" – отвечала старая женщина.

Как показывает эта история, наши личные качества и ожидания определяют то, какими мы видим других людей и каковы наши отношения с ними. Когда око души начинает распознавать божественное во всем, оно пробуждается и к божественному во всех людях. Там, где мы раньше видели незнакомцев или соперников, врагов или друзей, мы теперь начинаем распознавать Будд или детей Божьих.

Нечего и говорить, что это ведет к совершенно иным взаимоотношениям. Вместо подозрения и страха возникают такие чувства, как открытость и любовь. Если мы видим удачливых и радостных людей, то естественно радуемся их счастью. Буддисты называют это "сопереживающей радостью" С другой стороны, если мы видим, что люди испытывают боль, в нас естественно возникают забота и сострадание, и мы чувствуем спонтанное побуждение помочь. Как указывал Лао Цзы:

У кого открыты глаза, открыт и ум.
А у кого открытый ум, сердце тоже открыто

Всякий раз, когда в центр Матери Терезы приходил больной или умирающий человек, она видела "Христа в обличье нищего". Эти бедные люди жили хуже собак, но с ними обращались, как со святыми, поскольку видели их именно такими. Такова преображающая сила пробужденного видения.

Когда мы распознаем божественное в других людях, это служит нам напоминанием о божественном в нас самих. Тогда мы начинаем понимать и принимать древний наказ "видеть Христа друг в друге и быть Христом друг для друга". Христианский созерцатель Томас Мертон оставил чудесное описание того, какими казались ему другие люди, когда пробуждалось его собственное видение:

Тогда я будто внезапно видел тайную красоту их сердец, глубины, которых не могут достичь ни грех, ни желание, того человека, каким каждый предстает перед Божьими очами. Если бы они только могли видеть себя такими, как они есть на самом деле. Если бы мы могли так видеть друг друга, то не было бы никаких причин для войны, для ненависти, для жестокости... мы бы пали на колени и поклонялись друг другу.

Восприятие – это не пассивный процесс, а скорее активное творчество, и состояние воспринимаемого нами мира отражает состояние ума внутри нас. Диапазон возможностей восприятия чрезвычайно широк и простирается от того, что можно назвать паранойей, до пронойи и транснойи18. При паранойе нас пожирает гнев, и мы проецируем его вовне, видя вокруг себя враждебный пугающий мир, наполненный людьми, которые сговариваются, чтобы на нас напасть. При пронойе мы видим, как наполняющие нас любовь и доброта отражаются в окружающих людях, которые кажутся нам готовыми всячески нам помогать. При транснойе мир и все люди воспринимаются как выражения трансцендентного и части грандиозного плана, созданного ради нашего пробуждения и просветления. Духовные практики исцеляют паранойю и, открывая око души, позволяют нам жить и любить в пронойе и транснойе.

18 Автор использует неологизмы, образованные от греческого корня ноос (знание, познание), по аналогии с существующим термином "паранойя" (разновидность психического расстройства, характеризующаяся высокой тревожностью). Паранойя - букв. аномальное или искаженное познание, пронойя - букв. растущее познание, транснойя - букв. над-познание или высшее познание. (Прим. перев.)

 

 

 

Глава 25


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!