Новаторство Г.Р. Державина в оде «Фелица» (1782)



 

1. «Сказка о Царевиче Хлоре» Екатерины II как источник сюжетно-образной основы державинской оды. «Восточный» колорит стихотворения, его функции и формы. Автобиографизм «восточной» темы.

2. Выделите традиционные для жанра оды элементы в структуре произведения. Что нового внес с поэтику оды Державин по сравнению с Ломоносовым?

3. Жанровое своеобразие «Фелицы» – синтез «высокого» (одического) и «низкого» (сатирического).

4. Основные приемы создания образа Екатерины II. Екатерина II как человек, императрица и богиня. Роль антитезы в раскрытии образа главной героини оды (императрица – вельможа; Анна Иоанновна – Екатерина II).

5. Лирический субъект оды и формы его выражения. Собирательный образ екатерининского вельможи и его исторические прототипы.

6. Причины высокой оценки современниками оды Державина.

7. В.Г.Белинский о Державине. Составить конспект статьи и представить на занятии. (Выполнение этого задания оценивается отдельно (см. технологическую карту)).

 

ТЕКСТЫ

Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия. М., 1985. С. 197-204.

Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957. («Библиотека поэта». Большая серия).

В Интернете текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/017.htm

ЛИТЕРАТУРА

Белинский В.Г. Сочинения Державина. Статьи 1-2. (1843) // Белинский В.Г. Собр. соч. В 9 т. М., 1979. Т.5, 6. (конспект)

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190-199.

Серман И.З. Державин. Л., 1967. С. 52-69.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. С. 80-84, 94-96.

Федоров В.И. История русской литературы: XVIII век. М., 2003. С. 234-237.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

1. Тестирование.

2. Проверка читательских дневников.

3. Собеседование по прочитанным текстам.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.

Сентиментализм как литературное направление.

Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”

1. Раскройте значение термина «сентиментализм», пользуясь справочной литературой. В каких произведениях России и Западной Европы проявила себя сентименталистская тенденция?

2. Какие общественные и философские предпосылки способствовали появлению «вершины» русского сентиментализма – повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

3. Проанализируйте композицию «Бедной Лизы» как эстетически важный фактор в реализации авторского замысла. Выявите роль авторского начала в повести. Каково место и значение образа Повествователя? Раскройте культурологический смысл антитезы «Деревня» – «Город».

4. Охарактеризуйте главных героев повести. Какой образный ряд соответствует каждому из них, почему? Обратите внимание на портрет героя, особенности эпитетики и системы сравнений. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Эстетизация крестьянского труда и быта, духовной и речевой культуры народа.

5. Определите художественную функцию «фоновых» персонажей: монаха-старца и «юного монаха» во вступлении, родителей Лизы, «богатой вдовы» и др.

6. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Природа как фон, действующее лицо произведения и его «нравственный камертон».

7. Сделайте вывод о позиции Карамзина как писателя-сентименталиста. Назовите произведения русской литературы, в которых нашла развитие гуманистическая идея повести.

 

ТЕКСТЫ

Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия. М., 1985. С. 385-395.

Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2-х т. Л., 1984. Т.1.

Русская сентиментальная повесть. М., 1979.

В Интернете текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol1/02stories/02.htm

 

ЛИТЕРАТУРА

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. СПб., 1994.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5-32.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 209-216.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12.

Повесть А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

(коллоквиум)

 

Освоение сложного в содержательном и поэтологическом отношениях текста «Путешествия…» основывается на хорошем усвоении собственно текстового материала, который студент должен внимательно прочесть (если необходимо, то не один раз), пользуясь помощью комментария к книге, составленного Л. Кулаковой и В. Западовым (см. список литературы). Студент должен ясно представлять себе движение творческой мысли автора, которая выразилась на уровнях сюжета и фабулы, композиции, рассказчика-путешественника, героев, стиля и языка. Эстетическое многообразие книги Радищева в процессе работы над текстом должно быть осознано и показано на конкретных примерах.

 Примерные вопросы на знание текста

1. Какой эпиграф автор предпослал повести? Его функция.

2. Книга открывается посвящением. Кому она посвящена и почему?

3. Назовите место первой остановки путешественника. Назовите первых встреченных путешественником героев.

4. На какой станции путешественник встречает крестьянина, пашущего землю в воскресенье? Какие мысли у путешественника пробуждает эта встреча?

5. Кто такой господин Ч.? На какой станции его встречает автор?

6. Назовите три истории главы «Спасская Полесть» Какую из них можно считать кульминационной?

7. Кто такой господин Крестьянкин? На какой станции его встречает путешественник?

8. С кем путешественник встречается на станции Крестьцы?

9. В какой главе автор встречает Анюту? Кто это?

10. В каких главах вы будете искать «Проект в будущем»? Кто автор этого проекта? Как он попал к путешественнику?

11. Какую историю автор рассказывает в главе «Вышний Волочок»? Что побудило его к этому рассказу? Какая глава предшествует, а какая следует за ней?

12. Кому принадлежит тетрадь «Краткое повествование о происхождении цензуры»? Где путешественник встречает этого героя?

13. Кому принадлежит ода «Вольность»? Где путешественник встречается с ее автором?

14. В главе «Городня» автор описывает сцену рекрутского набора. Назовите ее героев.

15. Кого путешественник встречает на станции Клин? Какой подарок принял этот человек от путешественника?

16. В какой главе можно найти подробное описание крестьянской избы?

17. Определите место «Слова о Ломоносове» в композиции «Путешествия…». Кто является автором «Слова о Ломоносове»?

18. Сколько всего станций проехал путешественник?

19. На какой станции путешественник встречает новгородского семинариста? Куда он едет и зачем

ТЕКСТ

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Сочинения. М., 1988.

В Интернете текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/radishchev/01text/vol_1/03prose/021.htm

 

ЛИТЕРАТУРА

Западов А.В. А.Н. Радищев – человек и писатель // Радищев А.Н. Сочинения. М., 1988. С. 3-24.

Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»: Комментарий. Л., 1974.

Кулакова Л.И. А.Н.Радищев: Очерк жизни и творчества. Л., 1949.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13. Контрольная работа по изученным темам


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 613; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!