Трагедия А.П.Сумарокова «Дмитрий Самозванец»



1. Дайте определение трагедии. Чем вызвана популярность этого жанра в русской литературе XVIII в.? Какие черты присущи классицистической трагедии?

2. Историческая основа трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», ее политический и философский подтекст. Особенности понимания русскими классицистами роли личности в истории. История и современность в пьесах Сумарокова. Докажите, опираясь на текст пьесы, что к ней приложимы слова А.С.Пушкина: «Это злободневно, как свежая газета». Тема самозванства и заговора как отражение русской истории XVIII века. Трагедия Сумарокова как социальный заказ и политический наказ власти и дворянству.
3. Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма. Особенности художественного воплощения в пьесе этико-эстетических основ классицистического искусства. Проблема «страсти» и «чувства» в произведении. Художественная роль трех единств в пьесе. «Первые слезы русского сентиментализма» (И.Вишневская) в «Дмитрии Самозванце».

4. Почему, на Ваш взгляд, Г.А.Гуковский назвал «Дмитрия Самозванца» «героической комедией»? Попытайтесь обнаружить в пьесе признаки, свойственные жанру комедии.

5. Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова. Основные сюжетные линии в пьесе и их взаимодействие. Внешний и внутренний конфликт в произведении, пути их разрешения.

6. Классицистические принципы построения образной системы произведения и причины отступления от этих правил в трагедии Сумарокова. Основные приемы создания образа Самозванца. Почему самохарактеристика героя совпадает с оценкой его другими действующими лицами? Нарушение автором пьесы принципа одноплановости образов (Шуйский и Пармен). Роль народа в трагедии. Значение внесценических персонажей в раскрытии авторского замысла.

7. Художественное пространство и время в трагедии. Сценическое и внесценическое пространства и характер их взаимодействия в драматическом произведении. Динамика пространственно-временных отношений в произведении, значение авторских ремарок.
8. Диалог и монолог в пьесе. Почему трагедии классицистов называют «трагедиями разговоров»?


                                                                  ТЕКСТЫ

Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Сумароков А.П. Драматические сочинения. Л., 1990. С. 247-293.

В Интернете текст пьесы см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/02tragedies/262.htm

 

                                                           ЛИТЕРАТУРА
Федоров В.И. История русской литературы: XVIII век. М., 2003. С. 123-128.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1982. С. 68-74.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988. С. 117-142.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48-73.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра. М.,1977. Т.1: От истоков до конца XVIII века. С.256-264.

Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII в. М., 1977. С. 205-210.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Проект: Эволюция жанра комедии в творчестве А.П.Сумарокова

Задание для всех групп: Ответить на вопросы:

Эволюция жанра комедии в творчестве А.П. Сумарокова. Поэтика жанра комедии А.П. Сумарокова: функции каламбурного слова, конфликтобразующие функции понятий, особенности словоупотребления в речевых характеристиках порочных и добродетельных персонажей, типология художественной образности, своеобразие конфликта, типология развязки.

Задания по группам:

На основе изучения предложенной литературы (текстов и исследований) разработать презентацию своего проекта (презентация должна включать сообщение по итогам изучения литературы и постановку фрагмента пьесы, в которой отмеченные особенности жанра были бы наглядно представлены):

1 группа:

Памфлетная комедия А.П.Сумарокова 1750-х гг.

 

2 группа:

Комедия интриги А.П.Сумарокова 1760-х гг.

 

3 группа:

Комедия нравов А.П.Сумарокова 1770-х гг.
 

ЛИТЕРАТУРА:

Сумароков А. П. Драматические сочинения. Л., 1990.

В Интернете тексты по адресу:

http://az.lib.ru/s/sumarokow_a_p/

Федоров В.И. История русской литературы: XVIII век. М., 2003. С. 128-135.

Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 2, 4 (§ 3), 5 (§ 2, 3). 11 (§ 3).

Моисеева Г. Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986.

Стенник Ю. В. Сумароков-драматург // Сумароков А П. Драматические сочинения Л., 1990.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8

Творчество Д.И. Фонвизина

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» (комплексный анализ)

1. Охарактеризуйте личность Д.И. Фонвизина и гражданскую позицию автора комедий «Бригадир» и «Недоросль».

2. Каким образом отразилась в комедии «Недоросль» просветительская проблематика эпохи? Охарактеризуйте комедию Фонвизина как первый опыт русской социально-политической комедии. Покажите особенности решения автором вопросов воспитания, любви и брака, крепостного права и государственной власти, героя времени.

3. Особенности конфликта и сюжетной организации произведения. Основные сюжетные линии и их роль в общем идейном замысле комедии. Проследите, как развиваются в пьесе сюжетные линии, вычлените в них завязку, кульминацию и развязку.

4. Система образов пьесы. Почему автор счел необходимым симметрично разделить героев на две группы, противопоставив четырем «отрицательным» персонажам четырех «положительных»? Как это связано с просветительской идеей комедии?

5. Почему автор не увидел надобности в индивидуализации положительных лиц пьесы, наделив их одинаковым стилем мышления и единым языком? Существовали ли подобные герои в реальности?

6. Для чего понадобились Фонвизину «говорящие» фамилии и имена героев, как отрицательных, так и положительных? Остановитесь на семантике имен, прояснив их символический смысл.

7. Как оценивать героев, не принадлежащих к двум «полярным» группам, а оказавшихся как бы в промежутке между ними: Еремеевну и Цыфиркина? Допустимы ли подобные «неясности» правилами классицизма?

8. В чем вы видите отличия в методе изображения в «Недоросле» «положительных» и «отрицательных» героев? Персонажи какой из групп кажутся более «живыми», реалистичными? Докажите свою мысль. Чем обусловлены эти отличия? Считаете ли вы, что Фонвизин видел главную цель комедии в обличении «отрицательных» персонажей или он стремился к созданию «объемного» образа действительности?

9. Присутствует ли «слезный» (сентиментальный) аспект в изображении отрицательных героев, например, госпожи Простаковой? Что это меняет в отношении к ней зрителя и в трактовке общего замысла комедии?

 

ТЕКСТЫ

Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2-т. М.;Л., 1959. Т.1.

В Интернете текст см. по адресу:

http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol1/01theatre/003.htm

 

ЛИТЕРАТУРА

Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.;Л., 1966.

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954. С. 166-198.

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М., Л., 1961. С. 266-287.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212-241.

Примечание: В работе используется пособие Н.Л. Вершининой «Д.И. Фонвизин в школе» (Псков, 2007).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Поэзия Г.Р. Державина


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!