Изменения в принципах гомилетики



Несмотря на все преподанные им уроки того, как готовить и читать проповеди, д-р Джеймс М.Грэй однажды обратил внимание своего класса на то, что Господь не ограничен никакими правилами риторики или гомилетики. Более того, мы можем оказаться перед посланием из Слова Божиего, которое не имеет ни какого-либо явного плана, ни единства мысли. Таким образом, вовсе не обязательно, чтобы проповедник постоянно чувствовал себя скованным принципами гомилетики: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало" и с нашими сердцами, открытыми к тому, чтобы Святой Дух наполнил и использовал нас, давайте превознесем "слово жизни"!

Однако непосредственно в ходе изучения гомилетики было бы неразумно пользоваться этой свободой. Напротив, начинающему следует жестко придерживаться всех правил, пока он полностью не овладеет ими. В его общественном служении еще придет время, когда, руководствуясь Духом Божиим, он сможет обходить некоторые из усвоенных принципов. По мере роста его проповеднического опыта он может счесть и полезным, и необходимым в некоторых случаях изменять изученные им правила, основываясь на своих собственных ощущениях и чувствах его слушателей в момент чтения проповеди, оставляя таким образом возможность для более страстного призыва.

Название

Определение названия

В процессе создания проповеди название обычно выбирают в самую последнюю очередь. Обычно сначала формулируют посыл и основной план, но, чтобы придерживаться порядка приведенной в главе 4 формы, мы обсудим проблему названия еще до рассмотрения прочих шагов в создании проповеди.

С самого начала необходимо иметь четкое понимание значений предмета, темы и названия. Некоторые авторы трудов по гомилетике проводят различия между предметом и темой. Они утверждают, что предмет дает общее представление, о чем, собственно, идет речь, тогда как тема - это конкретные или отдельные аспекты предмета. Как бы то ни было, предмет или тема представляют собой основу для нашего обсуждения или изучения.

Таким образом, предмет может быть очень широким, а может быть сужен до достаточно ограниченной области. Например, в широкой теме "Благодать Господня" существует весьма большое количество аспектов, как то: значение благодати Божией, ее источник, ее проявления, ее свидетельства, ее влияние и так далее, поэтому исчерпывающе осветить предмет в одном послании невозможно. Это значит, что составителю проповеди всегда лучше всего ограничить тему конкретным аспектом и осветить соответствующим образом данную узкую область.

Название - это выражение конкретного элемента, который будет представлен в проповеди, кроме того, оно должно служить и для привлечения внимания к проповеди.

Таким образом, название - это как бы украшение предмета. Например, если наш предмет или тема - "условия для приумножения благодати", наше название, которое будет подано как объявление в церкви или в газете, может звучать, например, так: "Как приумножить благодать" или "Укрепление духовного качества". А если мы в качестве библейского текста выберем вторую часть 17-го стиха 5-й главы Послания к римлянам: "То тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа", - общий предмет может быть определен как "победа", конкретный предмет как "предпосылки победы", и само название будет "Секрет успешной христианской жизни" или "Победоносная христианская жизнь".

Иногда может получиться так, что тема и название проповеди абсолютно идентичны, особенно в тех случаях, когда тема или предмет достаточно привлекательны сами по себе, чтобы подходить и в качестве названия проповеди.

Правильный выбор названия для проповеди невозможен без глубоких раздумий и мастерского построения фразы. Это обычно требует от начинающего значительных усилий, но затраченные им время и раздумья будут обильно вознаграждены повышенным интересом тех, кто прочтет названия его проповедей.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!