Определение разъяснительной проповеди



Разъяснительная проповедь является самой действенной формой обращения с кафедры. От всех других видов проповеди она выгодно отличается тем, что разъясняет прихожанам смысл Библии. Растолковывая отрывок из Священного Писания, священник исполняет изначальную функцию проповедования, а именно: разъясняет людям библейские истины (что не всегда можно сказать о других видах проповеди).

Разъяснительной называется такая разновидность проповеди, в которой достаточно большой отрывок из Писания истолковывается относительно какой-либо одной темы или предмета. Большая часть материала берется непосредственно из этого отрывка, а план разъяснительной проповеди состоит из ряда утверждений, вытекающих друг из друга и основанных на одной главной идее.

Читая это определение, мы в первую, очередь отмечаем, что в основе разъяснительной проповеди лежит "достаточно большой отрывок из Писания". Такой отрывок может содержать несколько стихов, а может включать целую главу и более. При обсуждении разъяснительной проповеди мы для удобства воспользуемся минимальным отрывком в четыре стиха, но не будем оговаривать, какое же количество стихов следует считать максимальным.

Кроме того, определение сообщает нам, что достаточно большой отрывок из Писания истолковывается "относительно какой-то одной темы или предмета". Группу стихов, составляющую основу разъяснительной проповеди, доктор Джеймс М.Грей называет "разъяснительным блоком". Если говорить более конкретно, разъяснительный блок состоит из некоторого количества стихов, объединенных центральной идеей. Таким образом, в основе разъясни тельной проповеди, подобно тематической и текстуальной, лежит одна главная тема, но раскрывается она не в одном или двух, а в нескольких стихах.

Далее в определении говорится, что "большая часть материала берется непосредственно из отрывка". В разъяснительном выступлении недостаточно раскрыть основные идеи отрывка, необходимо еще объяснить упомянутые в нем детали и подкрепить ими основные положения проповеди. Отсюда следует, что при построении всех подпунктов и главных пунктов на материале одного и того же отрывка из Писания, он (отрывок) становится основой всего плана проповеди.

На протяжении всей разъяснительной проповеди необходимо помнить о теме отрывка и о том, что одна главная идея очерчивается в рассматриваемом тексте рядом утверждений, связанных с ней и между собой и составляющих план проповеди. Читатель, без сомнения, поймет это лучше, когда познакомится с примерами в этой главе.

В нашем определении есть важное выражение, которое не следует упускать из виду. Давайте снова вернемся к началу определения: "разъяснительной называется такая разновидность проповеди, в которой истолковывается достаточно большой отрывок из Писания". Хорошенько подумайте над первыми словами. В разъяснении мы должны раскрыть смысл Писания, прояснить его. В этом и состоит суть разъяснительного проповедования - сделать смысл Писания ясным и понятным. Однако чтобы добиться этого, мы должны тщательно изучить детали и в совершенстве уметь использовать их (см. главу 9). Но всегда помните, что целью разъяснения смысла Писания должно быть соотнесение прошлого и настоящего или раскрытие значения библейской истины для современности.

Различие между текстуальной и разъяснительной проповедью

В этом разделе мы попытаемся получить ясное представление об отличии текстуальной проповеди от разъяснительной.

Мы уже показывали, что текстуальная проповедь - это такая проповедь, в которой главные пункты основаны на тексте, представляющем собой короткий отрывок Писания, состоящий обычно из одного-двух стихов, а иногда только из части стиха. Для разъяснительной же проповеди берется относительно большая часть Писания, иногда целая глава и даже более, и из данного отрывка выделяются главные пункты проповеди. Эти основанные на тексте пункты в текстуальной проповеди используются в качестве указания. То есть они указывают, каким должен быть ход мыслей в проповеди, позволяя проповеднику привлекать для подтверждения основной идеи материал из любой части Писания, созвучной с логическим развитием мыслей, содержащихся в главных пунктах. Разъяснительная же проповедь обязывает составителя 6рать все подпункты, как и главные пункты плана из того отрывка Писания, который он собирается раскрыть. Таким образом, вся проповедь должна состоять из разъяснения определенной части Писания, а отрывок становится основой выступления. Другими словами, система представлений основывается непосредственно на тексте, а проповедь определенно можно считать толковательной.

Как мы говорили в главе 2, в Писании встречаются отрывки, которые, несмотря на то, что они состоят только из одного-двух стихов, являются настолько насыщенными, что на основе их можно построить не только главные пункты, но и все подпункты. В этом случае текстуальная проповедь ведется в разъяснительном ключе, а все выступление становится объяснением текста.

Примеры планов разъяснительных проповедей

Наш первый план мы построим на примере отрывка из Ефесянам 6:10-18. Чтобы учащимся была более понятна процедура составления проповеди, мы бы порекомендовали сначала прочитать этот отрывок несколько раз и тщательно изучить его, а уже затем обратиться к нашему примеру. Мы бы посоветовали им поступать так перед изучением каждого примера плана в этой главе и во всех последующих.

Даже краткое рассмотрение Ефесянам 6:10-18 позволит нам сделать вывод, что Павел говорит здесь о духовной борьбе верующего и стремится познакомить его с различными подробностями, относящимися к этому конфликту, чтобы он, в свою очередь, мог стать удачливым воином.

Рассмотрев отрывок более внимательно, мы увидим, что в стихах с 10-го по 13-й апостол призывает верующего быть храбрым и крепко стоять перед лицом превосходящих сил духовных врагов. Другими словами, Павел в этих стихах говорит о боевом духе христианина. Стихи с 14-го по 17-й рассказывают о различных доспехах и оружии, которые Господь дал святому, стоящему перед "мироправителями тьмы века сего". Таким образом, мы приходим к выводу, что этот раздел можно назвать "вооружение христианина". Но прежде чем закончить разговор о подробностях, связанных с духовной борьбой, апостол добавляет стих 18. В нем он говорит верующему, одетому в Божественные доспехи, что тот должен непрестанно молиться духом и просить за всех святых. Тогда становится ясно, что последняя деталь, о которой говорит Павел в связи с Духовным конфликтом, - это молитвенная жизнь христианина. Теперь мы готовы изложить в форме плана три главных положения, приводимых апостолом в разговоре о духовной борьбе верующего:

I. Боевой дух христианина (ст. 10-13).

II. Вооружение христианина (ст. 14-17).

III. Молитва в жизни христианина (ст. 18).

Рассматривая стихи 10-13 более подробно, мы видим, что великий апостол указывает, по крайней мере, на два аспекта христианской нравственности. Он призывает верующего, который переживает духовный конфликт, вначале возложить свои упования на Господа, а после того - "стоять" (см. ст. 11, 13 и 14), какими бы великими и могущественными ни выглядели его враги. Поэтому для развития плана разъяснительной проповеди в пункте "Боевой дух христианина" мы должны сделать два подпункта. Во-первых, боевой дух христианина должен быть высоким, а во-вторых, он должен быть неизменным.

Перейдя ко второму разделу разъяснительного блока, а именно к стихам 14-17, мы видим, что различные элементы вооружения христианина можно разделить на две основные группы: перечисление начинается вооружением оборонительного характера, а заканчивается наступательным вооружением - духовным мечом. В частности, интересно отметить, что о доспехах, защищающих спину, ничего не говорится по очевидным причинам - Господь не опасается, что Его воины в день битвы повернутся спиной и побегут.

Последний пункт, стих 18, можно также разделить на два подпункта. Внимательное изучение первой части стиха показывает, что христианин должен пребывать в молитве постоянно, а вторая часть говорит, что его молитва должна быть молитвой о других.

Учитывая все это, мы готовы теперь представить полный план проповеди со всеми подпунктами и главными пунктами, составленный на основе одного отрывка. В соответствии с содержанием той части Писания, которую мы намереваемся объяснить, мы выбираем такой заголовок для плана: "Благочестивая борьба веры".

Название: "Благочестивая борьба веры".

Предмет: Положения, связанные с духовной борьбой верующего.

I. Боевой дух христианина (ст. 10-14).

1. Он должен быть высоким (ст. 10).

2. Он должен быть неизменным (ст. 11-14).

II. Вооружение христианина (ст. 14-17).

1. Должно носить оборонительный характер (ст. 14-17).

2. Должно носить наступательный характер (ст. 17).

III. Молитва в жизни христианина (ст. 18).

1. Должна быть постоянной (ст. 18).

2. Должна быть заступнической (ст. 18).

Чтобы проповедь можно было назвать подлинно разъяснительной, все подпункты, а также главные пункты необходимо истолковать или должным образом объяснить. Таким способом проповедник достигает цели разъяснения, которая требует использовать в качестве основного материала какой-то один отрывок и раскрыть его содержание относительно одной основной темы.

В качестве второго примера разъяснительной проповеди мы выбираем отрывок из Исхода 14:1-14. Мы не имеем возможности привести здесь подробное толкование этого отрывка, но в то же время, не сделав этого, мы не имеем права приступать к составлению разъяснительной проповеди.

Однако, проведя необходимое подробное исследование текста, мы будем готовы к работе с планом отрывка. В качестве главной мысли отрывка мы выбираем ситуацию "безвыходное положение", позволяющую извлечь из нее не один урок, поскольку ясно, что, подобно народу Израиля у Чермного моря, мы тоже иногда оказываемся в обстоятельствах, из которых, как нам кажется, нет выхода, от которых нет избавления. Придерживаясь этой мысли, мы извлекаем из текста несколько уроков или истин:

I. "Безвыходное положение" - это положение, в которое Бог иногда ставит нас (ст. 1-4).

II. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог испытывает нас (ст. 4-9).

III. "Безвыходное положение" - это положение, в котором мы иногда изменяем Господу (ст. 10-12).

IV. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог заступается за нас (ст. 13-14).

Если читатель хочет знать, каким способом эти истины были выведены из текста, то ему следует еще раз обратиться к отрывку и проследить за развитием плана от пункта к пункту.

Исход 14:1-14 не только преподает нам четыре главных урока, но и предоставляет все подзаголовки плана. Таким образом, текст обеспечивает большую часть материала, необходимого для проповеди.

Теперь мы показываем план Исхода 14:1-14, в котором каждый главный пункт расширен подпунктами:

Название: "Безвыходное положение".

I. "Безвыходное положение" - это положение, в которое Бог иногда ставит нас (ст. 1-4).

1. Конкретным повелением (ст. 1-2).

2. В Своих целях (ст. 3-4).

П. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог испытывает нас (ст. 4-9).

1. Испытывает наше послушание (ст. 4).

2. Испытывает нас, позволяя нам оказаться в сложнейшей ситуации (ст. 5-9).

III. "Безвыходное положение" - это положение, в котором мы иногда изменяем Господу (ст. 10-12).

1. Своим неверием (ст. 10).

2. Своими жалобами (ст. 11-12).

IV. "Безвыходное положение" - это положение, когда Бог заступается за нас (ст. 13-14).

1. В нужный момент (ст. 13).

2. Взяв на себя контроль над ситуацией (ст. 14).

И вновь мы советуем серьезным ученикам сравнить предложенный план с текстом и самим убедиться, каким образом данные подпункты и главные пункты вытекают из рассматриваемого отрывка.

Третий пример плана разъяснительной проповеди мы построили на отрывке из Луки 19:1-10. Предварительно осуществив толковательное исследование отрывка, мы берем в качестве темы обращение Закхея, "потерянного" человека. Что говорит этот отрывок из Писания относительно выбранного предмета? Внимательно изучив его, мы обнаруживаем некоторые основополагающие факты обращения Закхея, "потерянного" человека, и эти факты ложатся в основу нашего исследования.

I. Поиски Закхея (ст. 1-4).

II. Завоевание расположения Закхея (ст. 5-7).

III. Спасение Закхея (ст. 8-10).

Теперь мы изучаем отрывок более внимательно и размышляем над тем, что в этом тексте отвечает нашим главным пунктам. Наше исследование показывает, что первому главному пункту отвечают два положения, связанные с поисками Закхея.

1. Иисус ненавязчиво привел Закхея к поискам.

2. Посещение Иисусом Иерихона пробудило в Закхее желание увидеть Его.

Для второго главного пункта мы отмечаем два других положения:

1. Иисус завоевал расположение Закхея, человека, у которого не было друзей (см. ст. 7), попросив Закхея пригласить Его в гости!

2. Просьба Иисуса пригласить Его в гости вызвала двоякий эффект - она обрадовала Закхея, но произвела неприятное впечатление на жителей Иерихона.

Мы обнаруживаем, что с третьим главным пунктом связаны следующие факты:

1. О спасении Закхея говорят удивительные перемены, произошедшие с ним во время посещения Иисуса.

2. Иисус весьма недвусмысленно объявляет о спасении Закхея.

Из содержания отрывка ясно, что Закхей, заблудший грешник, нашел в Иисусе друга или, лучше сказать, Иисус нашел его! Поэтому мы выбираем в качестве названия проповеди слова: "Победа любви".

Теперь мы можем соединить части плана в единое целое:

Название: "Победа любви".

I. Поиски Закхея (ст. 1-4).

1. Способ осуществления (ст. 1).

2. Результаты (ст. 2-4).

II. Завоевание расположения Закхея (ст. 5-7).

1. Способ осуществления (ст. 5).

2. Результаты (ст. 6-7).

III. Спасение Закхея (ст. 8-10).

1. Свидетельство спасения (ст. 8).

2. Объявление спасения (ст. 9-10).

Посмотрев на план, мы можем видеть естественное развитие событий, связанных с обращением Закхея, кульминацией которых было спасение начальника мытарей.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!