Являются ли «хитрость» и «издевательство» атрибутами Аллаха (хвала Ему, Всевышнему)?



Вопрос 11. В Коране Аллах назван «лучшим из хитрецов». Кроме того, говорится, что Он «издевается», «насмехается» над людьми. Разве такие качества, как издевательство и хитрость, могут подходить Богу? Разве не в этом кроется то, что у мусульман Бог предстает слишком человекообразным, антропоморфным, причем на него проецируются далеко не лучшие качества человека?

Ответ 11. В Коране называются 99 имен Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), а также множество Его качеств (араб, сыфат), но таких имен и качеств Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), как «Хитрец» и «Насмешник», в Коране нет. Проблема возникла скорее с интерпретацией смысла, включая переводы на другие языки. Итак, рассмотрим два коранических аята:

1) «И когда они встречают тех, которые веровали, они говорят: "Мы уверовали!" А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: "Мы ведь - с вами, мы ведь только издеваемся ". Аллах (хвала Ему, Всевышнему) поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо!» (2:14-15; перевод Крачковского).

Судя по контексту, речь идет о лицемерах, которые выдают себя за мусульман, а на самом деле являются многобожниками. Сказав в лицо мусульманам ложь, они, оставшись наедине друг с другом и с джиннами, которым поклоняются многобожники через посредство идолов, оправдываются перед своими «богами», говоря, что просто насмехались над мусульманами.

Слово «издевательство», использованное в переводе Крачковского, крайне неудачно: слово «издеваться», как и «дразнить», означает такое действие, при котором объект непосредственно воспринимает обиду, унижение, вред. В этом и состоит смысл издевательства, чтобы сделать унижение явным, демонстративным. Однако по тексту Корана все наоборот - лицемеры изображают себя в глазах мусульман такими же благочестивыми и только за глаза потешаются над ними как над глупцами. Это «притворство для потехи», и для такого состояния лучше подходит слово «насмехаться», ибо в глаза можно изображать то, чего нет, а за глаза высказывать в адрес мусульман высокомерное осуждение и смеяться над ними - дескать, вот, как мы их обманули, ведь на самом деле мы с шайтанами, а не с Аллахом (хвала Ему, Всевышнему)!

И вот ответ на такое поведение лицемеров: «Но обратит Аллах (хвала Ему, Всевышнему) насмешки против них» (перевод В. Пороховой, единственный правильный в отношении этого аята). Аллах (хвала Ему, Всевышнему) говорит, что обратит их насмешки против них. Смысл вполне может быть выражен известной поговоркой: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», и смеху лицемеров не быть хорошим.

2) Другой аят входит в изложение истории Иисуса (мир ему): «Воистину, Аллах (хвала Ему, Всевышнему) - мой Господь и ваш Господь. Так поклоняйтесь Ему: это и есть прямой путь». Когда Иса убедился в их неверии, он спросил: «Кто помощники мои пред Аллахом (хвала Ему, Всевышнему)? Апостолы ответили: «Мы - помощники Аллаха (хвала Ему, Всевышнему). Мы уверовали в Аллаха (хвала Ему, Всевышнему). Засвидетельствуй же, что мы - предавшиеся [Аллаху (хвала Ему, Всевышнему)]. Господи наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за Посланником. Так зачисли же нас в число признающих [истинную веру]». Иудей хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах (хвала Ему, Всевышнему) - самый совершенный из хитрецов» (3:51-54).

Само по себе слово «хитрость» не несет заведомо отрицательного оттенка, оно приобретает его только в определенном контексте. А в древнеславянском языке, используемом православной церковью, слово «хитрость» используется и в приложении к Иисусу Христу (мир ему): «В ирмосе 7 гласа воскресного канона (православное песнопение) есть такие слова: "Нетления искушением рождшая и Всехитрецу Слову плоть взаимодавшая". В этой молитве, обращенной к матери Иисуса Марии, ее называют давшей плоть взаймы "Всехитрецу Слову"». Под этими словами православные богословы подразумевают, что Христос обманул дьявола, сойдя в Ад.

Дьякон Андрей Кураев в сочинении «Таинство искупления» пишет о таком толковании: «Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику...» Далее Кураев приводит еще один церковнослужебный текст 3-й молитвы на вечерне Пятидесятницы, где Иисус (как Бог, по христианскому представлению) представляется далее льстецом: "Начало злобного и глубинного змия богомудростным льшением уловивый"» (Сохин В. Рецензия на учебник по сравнительному религиоведению для православных школ, http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/kavianv.).

Тем не менее, хитрость - качество только сотворенных существ, желающих компенсировать естественный для них недостаток информации и могущества как бы «обходным», оригинальным, неожиданным для всех путем. По отношению к Творцу, Всезнающему и Всемогущему, это понятие неприменимо.

Итак, почему же в Коране использованы слова, которые, с одной стороны, отнесены к Аллаху (хвала Ему, Всевышнему), а с другой - явно не являются Его атрибутами? На этот вопрос прекрасный ответ дает шейх Мухаммад Садык, авторитетный богослов из Узбекистана. «В арабском языке есть правило, именуемое "мушакала" - "быть похожим по форме". Когда в оборотах речи, различных по смыслу, используются одинаковые слова, это и называется "мушакала". Слово "макр", переведенное как "хитрость", может означать и "мероприятие". Сыны Израиля замыслили свое "хитрое" мероприятие, сделали свой расчет планов против Иисуса, но Аллах (хвала Ему, Всевышнему) воздвиг на их пути Свой план, Свой расчет, Свое мероприятие. План Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) не есть хитрость в человеческом смысле, ибо Самодостаточный не нуждается ни в чем дополнительном для реализации Своей воли, превелик Он и преславен, Его желание реализуется абсолютно, мгновенно и беспрепятственно.

Аллах (хвала Ему, Всевышнему) использовал слово "макр" по отношению к Себе по правилу "мушакала", то есть это сравнение величайшего, абсолютного с малым и ничтожным призвано оттенить все безумие попытки врагов Иисуса (мир ему) что-то рассчитывать и хитрить против воли Всезнающего и Всемогущего» (Из тафсира к Корану шейха Мухаммеда Садыка.).

Таким образом, хитрость, насмешки и издевательство - качества, не свойственные Аллаху (хвала Ему, Всевышнему). Эти и подобные качества могут быть присущи только сотворенным существам. Хитрость и насмешки, которые использовали лицемеры для глумления над мусульманами, считая их ниже себя, оказались на самом деле их глумлением над самими собой, ибо их расчеты и планы против воли Всеведущего и Всемогущего смехотворны. Смысл слов Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) по этому поводу: Аллах (хвала Ему, Всевышнему) неизмеримо выше самой изощренной человеческой хитрости и расчетов, и попытки Его обмануть Он обратит против тех, кто их предпринимает.

Али Вячеслав Полосин

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!