Благотворность Царской власти



 

«Невозможно христианам иметь церковь,

но не иметь царя»

Вселенский патриарх Антоний.

           «Царская власть существенно необходима и общеполезна, - поясняет святой Иоанн Кронштадский, - здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти для народа, и считают прямым безсмыслием посягательство на царское самодержавие (1; 89-90). Царь самодержавно правит народом, как образ единоначальной власти Божией, как образ Царя царей, как глава государства, этого великого политического тела, стройно организованного и объединяемого единою главою. (...)

Итак, единодержавие и самодержавие в Государстве, в союзе с Церковью необходимо и есть величайшее благо для него, подобно как в мире Божие единоначалие и вседержавие» (9; 37-38).

           «Итак нужно ли повторять: Бога бойтесь, царя чтите?  (1 Пет. 2; 17). Радуюсь, если не нужно; надеюсь, что не будет сие излишно. Есть обязанности не только к Богу, но и к Царю; одни другим не противоречат; и те и другие вместе исполнять можно и должно. Что же особенно примечательное можем мы открыть в сем сочетании мыслей Апостола? - пишет Святитель Филарет, желая объяснить, что Евангельская заповедь о почитании Царя дана христианам на вечные времена. - Прежде ответа на сей вопрос, надобно вспомнить, что написанное в первом веке Христианства теперь предлагается людям нашего века, что впрочем дух Евангелия, как Дух Божий, объемлет все времена; и что посему, он изрекает в первом веке то, и таким образом, что и каким образом нужно и удовлетворительно и для нашего, равно как для всех прочих веков» (10; 201-202).

 

 

Царь - живая икона Бога

«Царь есть образ одушевлен Царя Небесного»

Прп. Максим Грек.

 

           Православная Церковь в лице своих Святых неизменно учила, что «лицо и сан царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах. Ибо как человек душей своей есть образ Божий и подобие, так помазанник Божий саном своим царским есть образ и подобие Христа Господа: Христос Господь на небесах в церкви торжествующей есть первенствующий: Христос Господень на земле благодатью и милостью Христа небесного в церкви воинствующей есть первенствующий» - по слову Святителя Димитрия Ростовского (11; 991).

 

Небесное достоинство

Царства земного

«Вера освящает власти земные,

показывая их небесное происхождение»

Свт. Филарет Московский

           «О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того-же образа, - благоговением и любовью к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя всё, чему нет образа на небесах, - превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного» (6; 127), - поясняет Святитель Филарет, дабы всякий разумел, что царство земное образуется благодатью своего небесного первообраза. А посему - образ мыслей и действий для жителей Царства и небесного и земного, - как учит тот же Учитель Церкви,- предлагается общий: «Если кто уклоняется прославлять Бога: таковому должны мы указать, что он выходит из порядка всех созданий Божиих, потому что это есть их всеобщее назначение, хотя разнообразно исполняемое, по разнообразию и степеням тварей. Земля есть разсадник и училище для неба; потому надобно нам обучать себя хотя некоторым начаткам того, что делают на небе, чтобы оно после жизни земной не отвергло нас, как неспособных» (8; 574-575), иными словами, «худой гражданин царства земного и для небесного царства не годен» (6; 473).

Единодержавие и самодержавие

«Бог повелел Царям царствовать и страной управлять,

потому в титлах и пишутся они самодержцами»

Прпп. Сергий и Герман Валаамские

           «Характерно отметить, что вся борьба русской безбожной интеллигенции против самодержавия сопровождалась неизменным требованием ограничения царской власти властью народа, - пишет Архиепископ Серафим, - следовательно и враги нашего бывшего государственного строя мыслили понятия самодержавия и единодержавия тождественными» (12; 57).

           Воля единодержца не должна быть ограничиваема волей подданных: это и есть едино-властие (моно-архи). Власть же самодержца - есть власть, выросшая из Церкви, из церковного идеала, и этим религиозным принципом ограниченная.

           «Понимая свою самодержавную власть, прежде всего, как служение Богу и вверенному им народу, цари стремились проводить в жизнь суть монархии, власти надклассовой и надпартийной, а следовательно, единственно свободной в своих решениях», - отмечает церковный историк Н.Н. Воейков (13; 377).

           Общее мнение всех Святых Православной Церкви доносит до нас авторитетное слово преподобного Иоанна Кронштадского: «Царь, как получивший от Господа царскую державу, от Самого Бога есть и должен быть Самодержавен» (2; 187).

           «Православие входит в союз с национальным царством и утверждается на нём. Царство немыслимо без царя, который ограждает и символизирует его по всем сторонам, включая, конечно, и православие. Так было в Византии, где императоры фактически являлись насадителями и стражами правоверия, усвояли божественное происхождение и церковно-иерархическое достоинство самой своей власти. То же истинно и для России, - сообщает известный богослов, профессор Н.Н. Голубковский. - Церковь православная исторически создала православного царя в России и обезпечила ему единовластительство, а царь патронировал и оберегал её, доставляя внутреннее господство и внешнее величие. Православие сливалось с народом в самодержавном Помазаннике" (14; 8).

Симфония властей

«Бог даровал христианам два высших дара -

священство и царство, посредством которых

земные дела управляются подобно небесным»

Прп. Феодор Студит.

           По учению православной Церкви, спасение человека возможно только через приобщение Богочеловеческой жизни Господа Иисуса Христа, начатой Им в Самом Себе на земле, Неслиянное и нераздельное соединение Божеского и человеческого начала во Христе навечно определяет норму (идеал) правильного, а потому должного взаимоотношения клира и государства.  Государство же есть плод сознательной и целеустремлённой деятельности человека, и нет такой области жизни, в которой он был бы по праву свободен от Бога и Его закона: «Всё предано Мне Отцом Моим» (Мф. 12; 27), вся жизнь должна подчиняться Закону Божественному.

           Православная мысль в течение многих веков развивает идею симфонии, или, иными словами, гармоничного единения священства и Царства, по принципу неслиянности и нераздельности  божественного и человеческого в земной жизни, и как бы вытекающую из догмата Боговоплощения, посему никогда и не отступала от этого принципа. Очевидным является то, что любая попытка отделения Церкви от Государства, точнее, клира от народа, приводит её в положение и состояние секты манихействующих, разделяющей общество.

           «Осуществление и утверждение среди области земной, временной и человеческой иного царства - царства небесного, вечного, царства Божия: это составляет заветную цель христианства. Об этом чудно предрекали издревле пророки, об этом предвещал Предтеча Христов, об этом градами и весями и всему миру проповедовали Спаситель и Его апостолы. Достигать через царство человеческое целей царства Божия, осуществлять в жизни государства и посредством государства задачи христианства - религии любви, мира, искупления; проводить путём государственности христианские нравственные начала; обратить царство Божие в цель, а царство человеческое в средство, соединить их воедино, как душу и тело, - вот идеал и заветы, вот сокровенные стремления и чаяния наши! - назидает святой новомученик, отец Иоанн Восторгов. - Боговенчанный царь вступает в священно-нравственый союз со своимм народом при помазании от Духа Святого. Так царь и народ как бы сливаются в один могучий духовно-нравственный союз, подобный идеальной христианской семье, не мыслящей разделения, не допускающей недоверия, не допускающей иных отношений, кроме взаимной любви, преданности, самоотвержения и заботливости» (15; 266-267).

           Видим, что в христианском обществе двоякая власть, гражданская и духовная; гражданская власть управляет внешние дела, духовная власть назирает то, что касается до внутреннего духовного состояния. Гражданская - законами гражданскими управляет, духовная словом Божиим и отлучением временным от христианского общества неблагоразумно ходящих усмиряет. Обеих властей, гражданской и духовной, конец должен быть не иной, как благостояние подданных и слава Имени Божия» - читаем у Святителя Тихона Воронежского (16; 15). Итак, единство целей и действий этих двух ветвей власти возможно осуществлять во Христе и Его Церкви.

           Святой «Император Юстиниан в своей 6-й новелле ещё яснее выражает тот же самый взгляд на отношение между церковью и государством: «величайшие блага, дарованные людям высшей благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни» - сообщается на страницах «Православного Церковного Права» (17;681)».

           Единая Христова Церковь имеет две основные функции: внутреннюю, сакрально-евхаристическую, направленную на Чашу; и внешнюю - осуществление отношений с миром во зле лежащем (1 Ин. 5; 19), дабы оградить от его агрессии народ Божий.

           Для исполнения первой задачи Церкви учреждена в ней иерархия клира, или священства, возглавляет которую епископ, или по-русски надзирающий; а для осуществления второй - учреждена в Церкви иерархия мирян, или царство, которую возглавляет внешний епископ Церкви - Помазанник Божий.

           Слово «Царь» в переводе на русский язык с арамейского и санскрита - означает «защитник, покровитель, руководитель», а слово «царство» - это, разумеется, «защита, ограждение» народа и его веры. Но следует различать - православного Самодержца, пребывающего в Теле Христовом в качестве симфонического элемента ко священству; и языческого кесаря, находящегося, конечно, вне Церкви Божией.

           Епископ Никодим Далматинский приводит исторический пример вхождения в церковное служение царя Константина, и посему «отцы Седьмого вселенского Собора с восторгом приветствуют возстановление прежних отношений между церковью и государством, и в актах Собора мы читаем следующее: «священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и поппдержка священства... Священство хранит и заботится о небесном, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным. Теперь преграда пала, и желаемая связь восстановлена». Этим была положена каноническая печать на учение об отношении между двумя властями, которое проповедовала церковь древнего времени и которым проникнуты были как Отцы Церкви, так и христианские государи» (17; 683).

           Православные государи и патриархи своими санами символизируют разные служения Спасителя: Царь Самодержавный - есть образ Христа в служении Царском, а Патриарх - есть образ Христа в служении Первосвященника. Каждый из них имеет первенство перед другим в пределах своей власти. Но (мистически) церковный сан Царя не может быть выше или ниже сана Патриарха, так как и Царь и Патриарх являются живым образом единого Господа нашего.

           О том, что симфония священства и царства - это равночестный союз самостоятельных Богоустановлений, можно напомнить золотыми словами Митрополита Филарета Московского: «Да, есть в том польза, когда Олтарь и Престол союзны; но не взаимная польза есть первое основание союза их, а самостоятельная истина, поддерживающая и тот и другой. Благо и благословение Царю, покровителю Олтаря; но не боится Олтарь падения и без сего покровительства. Прав священник, проповедующий почтение к Царю: но не по праву только взаимности, а по чистой обязанности, если бы случилось и без надежды взаимности.

           Теперь открылось, что думал Апостол, когда с мыслью о страхе Божьем непосредственно соединил мысль о почтении к царю. Он хотел кратко, но притом чисто и основательно преподать учение о должности Христианина и гражданина. Сказав: Бога бойтеся, он изложил учение Христианина и вместе положил основание учению гражданина. Сказав непосредственно за сим: царя чтите, он не только изложил учение гражданина, но и утвердил оное на незыблемом основании Божественной Религии. Он показал - как независимое, Божественное достоинство Религии, так зависящее от устроения Божия достоинство Царского Престола; как важность союза между Олтарем и Престолом, так ничтожность низких, недостойных помыслов о том и другом» (10; 203, 205).

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!