Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Институт сельского хозяйства и природных ресурсов
_____________________________________________________________________________

Кафедра биологии и биологической химии

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине : Профессиональная этика

 

Тема : Этические проблемы информационного пространства в нравственном становлении личности

 

Выполнила:

студентка 4 курса КББХ

очного обучения, группы 4142

Бурмистрова Мария Михайловна

Подпись __________

 

Проверил:

профессор КББХ

Максимюк Николай Несторович

Подпись __________

 

Великий Новгород

2018

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...….стр.3

Ретроспективный анализ влияния средств массовой коммуникации на нравственное становление личности……………………………………….стр.5

Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика………………………………………………………………………….стр.12

Влияние средств массовой коммуникации на этико-нравственное формирование личности…………………………………………………….стр.16

Заключение…………………………………………………………...……...стр.20

Список литературы………………………………………………………….стр.21

 

Введение

Духовный кризис, в котором сегодня находится Россия, имеет не только экономические и политические причины, но, прежде всего, моральные причины. Во всех социальных учреждениях царит, по большей части, бездуховность и безнравственность, которые оказывают значительное влияние на ситуацию в стране, с одной стороны стоит государство, решительно и публично диктуя все обязательные нормы цивилизованной жизни, а с другой стороны – «жизнь государства», где все эти правила фактически не работают.

 

Волна безнравственности и бездуховности буквально захватывала все телеканалы, радиостанции и средства массовой информации, создавая стереотип вседозволенности среди молодого поколения, а также отсутствия ответственности за свои действия. Разрушение чувства стыда преподносится, как показатель свободы и независимости от нравственных норм и норм общества. Ценности христианской морали, такие как целомудрие, милосердие, самопожертвование, любовь к Родине, извращены и высмеиваются. В результате те негативные явления, разрушающие традиционные моральные устои, стремительно возрастают.

 

В настоящее время происходит изменение ценностных ориентаций и переоценка моральных идеалов, что означает практическое развитие новых форм жизни, поведения и отношений людей. Для человека эпохи перемен создается совершенно особая ситуация в его жизни и профессиональной деятельности, когда он выбирает, отвергает, осваивает новое, возникающее в ходе жизни. И от того, какие ценности будут доминировать, зависит и наше будущее. В современном мире учитель, чей нравственный облик является зеркалом общественной морали, должен иметь возможность ориентироваться в мире и оценивать инновации, появляющиеся в жизни и профессии.

Педагог может стать профессионалом только тогда, когда он овладеет самым тонким инструментом образования – наукой о нравственности и морали. Именно он помогает сформировать духовный мир своего ученика, его моральные принципы, дать ему общее представление о нормах поведения в обществе, прививает моральные качества. Поэтому вопросы профессиональной этики учителя, его моральный характер становятся особенно актуальными. Целью этой работы является углубление знаний в области педагогической этики и, в частности, изучение этических проблем информационного пространства в нравственном образовании личности.

 

Ретроспективный анализ влияния средств массовой коммуникации на нравственное становление личности

Не так давно человек овладел четырьмя типами общения – устной речью, музыкой, живописью и письмом. В XV веке стали печатать газеты и ​​журналы, а в XVII веке появилась печатная книга. В XIX начался новый революционный этап в развитии науки и средств массовой информации – фотографии, радио, телефон, кино и грамопись. Телевидение, видео, компьютерные системы, копировальные аппараты и космическая связь получили широкое распространение в наше время. Более того, к концу нашего века электронные средства связи вышли на первое место, что значительно превосходя письменные СМИ. Наступающий век уже успел громко о себе заявить. Об нем говорят как о веке Единства Народов, называют Эпохой Компьютерного века и Космического Диалога.

Все дальнейшие тенденции в развитии СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Таким образом, создается телевидение, которое предлагает каждой семье до 500 каналов, а Интернет создает возможности для прорыва в мировое сообщество.

Как заметила Л.Г. Носкова в своей статье о нравственном развитии личности через средства массовой информации: «В настоящее время в информационном поле происходят значительные изменения: почти каждый человек имеет доступ к прессе, телевидению, видео, радио, многие даже «общаются» с компьютером. На человека влияет множество информационных потоков. Средства массовой информации являясь элементом социальной системы, входят в число механизмов самоуправления общества: они участвуют в формировании массового сознания, демонстрируя людям различные нормы и ценности. Средства массовой информации играют огромную роль в нашей жизни.

Они выступают в качестве мощного средства контроля общественного сознания и в то же время субъекта, непосредственно влияющего на общественное сознание.

В то же время они реализуют, в частности, воспитательную функцию - они формируют мировоззрение, ценностные ориентации и моральные убеждения. Средства массовой информации принадлежат к таким образовательным инструментам, которые действуют практически на всех этапах становления и развития личности.

Одним из немногих достижений процесса демократизации в России является свобода СМИ. Однако эта же свобода породила огромное количество ненадежной информации, а также материалы, которые искажают человеческие ценности с их представлением, способствуют насилию и агрессии в первую очередь среди подростков и детей ввиду неустойчивой психики в переходный период и в более молодом возрасте. Информация все чаще становится объективно действующим фактором и составляющей процесса воспитания молодого поколения.

Проблема манипулирования сознанием в настоящее время пугает, поскольку она затрагивает различные сферы общественной жизни.

Значительная роль в таких процессах, в большей степени, принадлежит СМК, которая затрагивает различные аспекты социального взаимодействия и представляет собой систему формирования и манипулирования сознанием. Сегодня манипуляция сознанием принимает форму глубокого информационного влияния на ценностные ориентации, мышление и убеждения людей, основанные на преобладающих стереотипах в обществе. СМИ повсюду играют на естественных чувствах человека, его конкретных предпочтениях, используют различные механизмы психики. Поэтому необходимо ограничить манипулятивные возможности СМК с помощью различных санкций нравственного плана, правовых актов, этики, соответствующей общественной организации, интегрирующей деятельность СМК.

Основываясь на многочисленных анализах специалистов, оказалось, что ведущее место в современной коммуникационной среде российского общества принадлежит телевидению и Интернету. В менталитет народа через телевидение проникают и входят в норму безнравственные образцы поведения, ценностные ориентации, нормы и как следствие, внутренний мир человека существенно меняется. Глобальная информационная система «Интернет», создающая новые возможности для получения, распространения, обмена информацией, негативно влияет на моральное самосознание человека посредством бесконтрольного распространения непристойных, оскорбительных материалов и доступа к ним для несовершеннолетних детей; распространение недобросовестной рекламы; несанкционированный доступ к конфиденциальной информации; нарушения прав и интересов в процессе обмена информацией. Уникальной особенностью Интернета является сложность регулирования этой технологии.

В условиях, когда создается реальная зависимость общества от стихийного развития рынка информационных продуктов и услуг, необходимо разработать систему защиты людей от их негативного воздействия на моральное здоровье россиян. Посредством всеобъемлющих законов, устанавливающих контроль за созданием и продвижением информационных технологий; снабжение области информативных услуг религиозно – моральным содержанием, отвечающим отечественным культурно – историческим обычаям; координирующих работу в области борьбы с компьютерными правонарушениями. Эта необходимость должна быть уточнена, обоснована и передана посредством СМК каждому российскому обществу.

Изучение влияния институтов церкви на высокоморальное понимание в современной сфере коммуникации показало, что ожидания в нравственном восстановлении через религию не оправдались.

Увеличение числа религиозных учреждений, увеличение православной пропаганды на сегодняшний день не влияет на рост нравственности, терпимости и дружелюбия.

Хотя религия, переставая быть основой восприятия мира для современного человека, по-прежнему является важной основой для реанимации многих конкретных моральных качеств.

 

Поэтому рационально отказаться от традиционных регуляторов поведения людей, содержащихся в религиозных учениях, в условиях, когда новые ценности и нормы находятся на стадии становления.

Личность формируется в деятельности, через отношения с другими людьми, с коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это процесс усвоения человеком опыта общественной жизни. С момента рождения человека и на протяжении всей его жизни определенные аспекты личности постоянно развиваются. Процесс формирования личности продолжается почти всю жизнь с различной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно человек формируется до 18 лет, момент достижения совершеннолетия, на этом этапе развития приобретаются необходимые знания и правила поведения в обществе. Конвенция ООН о правах ребенка определяет любого лица в возрасте до 18 лет в детстве. Личность человека – это понятие, выражающее социальную сущность человека, комплекс характеристик, характеристик, отношений, отношений, морального и духовного мира, принимаемых в процессе развития, в сочетании с социальными и индивидуальными условиями жизни.

Существует четыре основных аспекта личности: 1) физические свойства: пол; возраст; особенности физической конституции и т. д. 2) Социальные свойства: это проявления в различных сферах общественной жизни: работа, учеба, семья и т. д. 3) Психологические свойства: к ним относятся соответствующие личные характеристики; возрастных особенностей психики и других. 4) Моральные и психологические свойства: к ним относятся: индивидуальная ориентация (т. Е. Базовая жизненная ориентация);

мировоззрение (система взглядов на жизнь); интересы; устойчивая система мотивации; моральные ценности принципов и норм,

которыми человек руководствуется в своей деятельности; правовое сознание человека; нравственные навыки и привычки личности; характера и уровня потребностей. Период детства особенно важен для формирования личности человека. Определенный уровень сознания и социального развития, достигнутый несовершеннолетними в этом возрасте, позволяет предъявлять к ним требования, подчинять их поведение правилам, установленным в обществе. В этом возрасте как административная, так и уголовная ответственность возникает за совершение правонарушений. В то же время формирование несовершеннолетнего как личности еще не завершено и продолжается. Оценка его социальных выгод индивидом осуществляется за счет ценностей, которые действуют как одна из характеристик личности, присущих личности для оценки, для сознательного или бессознательного измерения моделей социального поведения, приемлемых в конкретных обстоятельствах. В.Б. Ольшанский сравнивает ценности с конкретными маяками, которые помогают заметить в потоке информации то, что является самым важным (в положительном или отрицательном смысле) для жизни человека; это такие рекомендации, при которых человек поддерживает свою уверенность, внутреннюю согласованность своего поведения. Ценности – это критерии оценки, как вся жизнь человека, его отдельные действия и действия; поскольку они обеспечивают основу для выбора альтернативных методов действий, для выбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивается человеком не с точки зрения полезности или необходимости, а с точки зрения представлений о добре и зле с точки зрения права. Значения - это критерии оценки и окружающая реальность: через систему ценностей вся информация, воспринимаемая и обрабатываемая отдельным человеком, фильтруется. «Призма ценностей» укрепляет одну информацию и, напротив, ослабляет или игнорирует другую.

Все явления и события в мире кажутся ей в другом свете, в зависимости от позиции, с которой она смотрит на них.

Поэтому значения определяются как «локаторы нравственного сознания личности», основной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, содержательной картины мира для человека. Ценности суммируют весь жизненный опыт человека, этот компонент структуры личности, с точки зрения ученых, представляет собой определенную ось сознания, вокруг которой вращаются мысли и чувства человека и с точки зрения из которых решаются многие вопросы жизни.

Наличие установленных ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его стабильность.

Стабильная структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненного позици, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, целостность, надежность; и, напротив, несостоятельность ценностных ориентаций влечет за собой несогласованность, непредсказуемость человеческого поведения; неразвитые ценностные ориентации личности определяют его инфантилизм, преобладание внешних стимулов в поведении индивида, аконформизм, безличность человека.

Несмотря на стремительное развитие средств коммуникации в начале века, телевидение по-прежнему является наиболее распространенным и доступным средством информации. За последние десятилетия телевидение привлекло интерес семьи и других институтов общества из-за его растущего влияния на личное воспитание детей и подростков. Согласно психологическим исследованиям, телевидение является одним из ведущих мест в сфере образовательного влияния после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Существенной особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоциональной связи с объектами реальности в отсутствие глубоких знаний о них.

Нет смысла спорить о преимуществах и опасностях телевидения. Нынешняя ситуация в этой области не может быть изменена исключительно усилиями учителя.

В наше время проблема телевизионного насилия стала особенно острой. Существует насилие почти во всех современных телевизионных шоу, фильмах и даже мультфильмах. Термин «телевизионное насилие» уже давно используется в научной лексике и сочетает в себе демонстрацию ущерба или ущерба персонажам телевизионных программ или фильмов. Есть много исследований, результаты которых показывают, что просмотр сцен насилия против телевизионных программ и фильмов связан с последующей агрессией. Телевизионное насилие может вызвать кратковременное возбуждение и так называемые «симуляционные эффекты». Вспомним знаменитый фильм «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна. После его выпуска на экранах, волна грабежей, убийств, совершенных молодыми людьми, которые утверждали после их ареста, подражали героям этого фильма, охватила мир. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, используя каузальные статистические модели, не получили никаких доказательств существования связи между использованием телевизионного насилия и последующими изменениями в агрессивном поведении. Средства массовой информации также являются источниками вульгарной или пошлой информации, порнографии. Телевидение транслирует множество эротических фильмов, которые коррумпируют и порочат сегодняшних молодых людей. Ужасно, что мы видим эту пошлость и нечистоту не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в Интернете - повсюду. Вы можете проследить негативное влияние телевидения на сексуальную жизнь подростков. Ценности, нормы и стереотипы сексуальности, вещание в средствах массовой информации очень часто далеки от реальности, они ориентируют молодежь на беспорядочные сексуальные отношения, которые не зависят от взаимных чувств любви и ответственности, провоцируют и стимулируют уже повышенную сексуальность подростков.

 

 

Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика

Изучение процесса нравственного воспитания в современных условиях показывает, что существуют постоянные противоречия между потребностью общества в нравственной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда способствуют воспитанию такого человека:

· ориентация значительной части российского общества на западные модели, высокий материальный уровень и традиционный менталитет, направленные на реализацию высших духовных ценностей;

· появление в российском обществе новых ценностных ориентаций и инерции процессов, присущих школе;

· гуманистические ценности, связанные с содержанием образования и недостаточным использованием их потенциала, системой социальной информации в учебном процессе общеобразовательной школы и ее социально-культурной среды;

· необходимость педагогической практики для научного понимания инновационных процессов, происходящих в современной школе, и недостаточное количество научных исследований, раскрывающих новые направления развития нравственного воспитания в условиях возникновения информационной цивилизации (Гладченкова Н.Н.)

Основой моральных противоречий информационного общества является моральная дилемма, полученная во время кризиса, связанного с развитием технологий, который можно определить как результат вызова современному обществу. В этом смысле сама моральная дилемма является вызовом традиционной культуре, где идет несоответствие технического прогресса и нравственности общества.

 

Можно выделить следующие моральные дилеммы информационного общества:

· дилемма свободы и смысла;

· дилемма технофилии и технофобии;

· дилемма универсального и местного;

· дилемма полезной информации и информации зла;

· дилемма свободы и ответственности работника СМИ.

Характер этих дилемм свидетельствует о духовном и нравственном кризисе современного человека, о кризисе смысла его существования.

Особое значение имеют моральные дилеммы информационных свойств, которые характеризуют моральную логику современной информационной культуры:

1) противоречие между высокой осведомленностью общественности и ненадежностью информации;

2) противоречие между изобилием информации и ее избыточность, бесполезность, бессмысленность;

3) противоречие между широким распространением информации и ее недоступностью;

4) противоречие между информационным богатством современного человека и разрушительным влиянием информации на психику человека;

5) противоречие между свободой слова и мнением и манипуляцией сознанием.

В общем, моральные дилеммы информационного общества создают два существенных противоречия:

1) противоречие между культурным и техническим развитием;

2) противоречие между техническим развитием и моралью. Следствием этого является необходимость разработки информационной этики.

 

 

Ряд исследователей̆ (Канарская В.И. и др.) предлагают принять кодекс информационной̆ этики, для определения ориентиров нравственных ценностей личности:

Ø находясь в сети, необходимо подчинить свою информационную деятельность общим интересам всех участников или общему благу;

Ø для интерн-этики, добродетель – это привычное нравственное поведение в Интернете;

Ø для сохранения целостности сети необходимы моральные принципы и нормы, а личность становится субъектом свободы в виртуальном мире;

Ø человек оправдывает порядок в сети на основе представлений о человеческом достоинстве и правах человека.

Этические принципы для обществ знаний вытекают из Всеобщей декларации прав человека и включают право на свободу выражения мнений, всеобщий доступ к информации, особенно то, что является общественным достоянием, а также право на образование, неприкосновенность частной жизни и участие в жизни сообщества. Международное обсуждение информационной этики (инфоэтика) касается этических, правовых и социальных аспектов применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

 

Одним из приоритетов ЮНЕСКО в ее деятельности по выполнению решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) являются этические аспекты информационного общества. Организация поощряет их и способствует их укреплению в тесном сотрудничестве со своими государствами-членами.

 

Свободный и беспрепятственный доступ к информации об интерактивных сетях остается ключевой задачей, решение которой связано с различными этическими вопросами, которые требуют внимания международного сообщества.

 

Изменения, связанные с быстрым развитием ИКТ, не только предоставляют огромные возможности для человечества, но и приводят к появлению новых этических вопросов. Одной из главных целей XXI века в этом отношении является обеспечение того, чтобы информационное общество основывалось на принципах взаимного уважения и уважения прав человека.

 

Распространение цифровых коммуникаций имеет много преимуществ, но также сопряжено с риском злоупотреблений и нарушения прав. Чтобы защитить своих граждан от этих рисков, многие страны уже создают соответствующие механизмы, направленные, например, на обеспечение безопасности детей в Интернете. Очевидно, однако, что необходимо многое сделать для того, чтобы справиться с этическими последствиями использования ИКТ в информационном обществе.

 

ЮНЕСКО в сотрудничестве со своими партнерскими учреждениями и через Программу «Информация для всех» (ПИДВ) стремится решить проблемы, стоящие на пути создания справедливого и многокультурного информационного общества.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2022; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!