МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 13



 

1. Дайте определение этноса как социальной общности. Какими признаками обязательно обладает этнос, какими – не обязательно. Как вы думаете, почему именно эти признаки были выделены в ка­че­ст­ве обязательных признаков этноса? В чем причины устойчивости эт­нических общностей в современном мире? Всегда ли этнос является со­циальной группой? Почему?

2. Укажите основную историческую эволюцию этнополитических общ­ностей. Чем отличается социологическое значение термина «на­ция» от его обыденного словоупотребления? В чем принципиальное от­личие народности от нации? К какой парадигме – «эволюционной или «плюралистической» – тяготеет данная классификация? Почему род не является этнополитической общностью?

3. Укажите основные особенности этнополитического состава Рос­сии. К каким языковым семьям относятся наиболее многочисленные народы, населяющие Россию? В чем специфика национально-госу­дар­ственной политики России на протяжении всей ее истории? Как менялась эта политика в различные исторические периоды? Укажите основные этапы национально-государственного строительства в СССР. Дайте определение титульного этноса. Какой этнос является ти­тульным на территории вашего проживания?

4. Вспомните положительные и отрицательные примеры межэт­ни­ческого взаимодействия на территории региона вашего прожи­вания. Что конкретно могли бы вы посоветовать властям, чтобы из­бе­жать негативного опыта в этой сфере?

 

 

Основные термины и понятия

 

Нация– в российской традиции под этим термином понимается этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этни­чес­кого государства или национально-территориального образования, вы­полняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Народность– этнополитическое образование, характерное для развитых аграрных обществ. Выделяется сословие, осуществляющее политическую власть. Внутренние рынки неразвиты. Экономическое единство обеспечивается за счет налогообложения, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение.

Титульный этнос – этнос, давший название государственным и другим территориально-административным образованиям.

Этнос– социальная общность (квазигруппа или группа), объе­ди­няемая общим самоназванием и самосознанием (включая истори­чес­кий миф об общности происхождения), общим языком и культурой и отличающая себя от других таких же общностей.

 

 

Литература к теме

 

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 77–86.

 

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 11.

 

Дополнительная:

3. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 304–328.

4.       Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 7. С. 171–204.

 

 

Глава 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕСС ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ

Понятие социального института

 

Культура общества представляет собой сложную систему, основ­ным блоком которой является социальный институт. Понятие социа­ль­ного института в его современном значении, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский.

Социальный институт – организованная система социальных свя­зей и норм, призванная удовлетворять основные потребности обще­ст­ва и входящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общест­венных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

Таким образом, институты выполняют в обществе две основные функции:

– повышение эффективности удовлетворения данной потребности или группы потребностей;

– поддержание общественного порядка, предотвращение хаоса и неконтролируемой конкуренции между группами и индивидами в процессе удовлетворения потребностей.

 

 

Структура институтов

 

Институт включает в себя:

– социальную группу (или группы), осуществляющую удовлетво­ре­ние данной потребности. Разновидностью таких групп являются со­циаль­ные организации, призванные удовлетворять данные по­треб­ности;

– устойчивую совокупность норм, ценностей, образцов поведе­ния, технологических приемов, обеспечивающих удовлетворение потреб­нос­ти, а также систему символов, регулирующих отношения в этой сфе­ре деятельности (фирменная марка, флаг, обручальные кольца и т.д.);

– зафиксированное в общественном сознании идеологическое обоснование деятельности института, которое сам Малиновский на­зы­вал хартией. Хартия может оформляться как специальный до­ку­мент (например, программа политической партии, устав и учреди­тель­ные документ фирмы), а может существовать в устной традиции (например, система мифов, обосновывающих вражду, или наоборот – дружбу между соседними племенами);

– социальные ресурсы (строения, деньги, техника и т.д.), исполь­зуемые в деятельности института.

На каждом этапе развития общества выделяется свой набор инсти­тутов. Основными институтами современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья и т.д.

На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подготовки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот мо­мент принято относить к появлению и развитию системы обще­доступных школ и профессиональных учебных заведений (XVII–XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молодежи к жизни осуществ­ля­лась в рамках других социальных институтов – семьи, кла­на, цеха, церкви. Многие исследователи считают, что в доин­дуст­риальных об­ществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производства и обмена регулировались дру­гими со­циальны­ми институтами (кланом, семьей, институтами ри­туаль­ного обмена).

С другой стороны, многие институты, существовавшие в обще­ствах прошлого и определявшие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение (например, институт клана, институт кровной мести и т.д.).

 

 

Институты и общество

 

Социальные институты возникают вместе с возникновением обще­ст­ва. Количество социальных институтов не ограничивается каким-ли­бо жестким списком; однако в каждом обществе есть основные ин­ститу­ты, определяющие функционирование данного общества и его культуры.

Существуют социальные институты разного уровня – боль­шин­ство из них является частью более крупных институтов. Например, биржа – социальный институт, являющийся частью экономики.

Многие современные институты не существовали в обществах прошлого, хотя соответствующие потребности удовлетворялись (на­пример, экономика, государство, парная семья и т.д.).

Одни и те же институты в разных обществах устроены по-разному, нецелесообразно и невозможно автоматически копировать способы функционирования институтов даже самых развитых обществ в других условиях.

 

 

Институты и потребности

 

Каждую конкретную потребность в одном обществе одно­времен­но могут удовлетворять несколько социальных институтов. Каждый институт может удовлетворять несколько социальных потребностей, однако среди них всегда есть одна-две центральные для него.

Один и тот же институт в конкретном обществе может со време­нем заметно менять свои функции. Одни и те же потребности в об­ще­ствах разного типа или даже в разных однотипных обществах могут удовлетворяться разными институтами.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!