Национальная политика Российского государства



 

Российская цивилизация изначально формировалась как мно­гонациональная. Более того, она возникла на пересечении нескольких цивилизаций. Еще с начала массовой миграции восточных славян из региона их первоначального обитания в Среднем Поднепровье на территорию, составляющую современную Европейскую часть Россий­ской Федерации, они сталкивались с племенами, обитавшими здесь ранее. Эти племена принадлежали к разным языковым семьям (фин­но-угорской, балтской, юркской, иранской). Исторические источники показывают, что взаимоотношения с этими народами были сложными и противоречивыми, но при этом никогда не имели характера то­таль­ного культурного, а тем более – физического геноцида. Пред­ставители этих народов иногда выступали против русской (славянской) экспан­сии; нередки были также случаи, когда колонизируемые вместе с частью колонизаторов выступали против другой части колонизаторов (на­пример, «инородцы» привлекались русскими князьями для борьбы с другими князьями; широко представлены они были и в рядах на­родных повстанческих армий Разина, Болотникова, Пугачева). Нельзя забывать и о том, что значительная часть территории бывшего СССР, а также нынешней Российской Федерации в течение длительного времени находилась на положении колоний других государств (Золо­той Орды, а затем Казанского и Астраханского ханств, Турецкой и Иранской империй, Польско-Литовского государства).

В дореволюционной Российской империи национальный признак не имел решающего значения в организации национально-террито­ри­аль­ного деления. Особый статус, обеспечивавший значительную сте­пень са­мостоятельности, имели те провинции, которые вошли в со­став Рос­сии, будучи уже сложившимися самостоятельными государст­ва­ми (Поль­ша, Хивинское ханство и Бухарский эмират, Грузия), а так­же Финляндия, особый статус которой в Российской империи огова­ри­вал­ся международными договорами. Все остальные терри­тории, да­же ес­ли там в количественном отношении значительную часть со­ставляло не­рус­ское и неправославное население, входили в состав го­сударства «на об­щих основаниях», то есть национальный приз­нак не играл решаю­щего значения в организации властных струк­тур на их территории.

Хотя политика всех царских правительств была, несомненно, более лояльной по отношению к коренному населению колонизи­руе­мых территорий, чем политика других метрополий (Великобритании, Франции, Голландии, Германии и др.), однако без насилия не обходи­лось. Но «этническое» насилие в истории Российской империи имело двой­ственный характер. Оно практически никогда не было направ­лено против этноса в целом – обычно против национальной верхушки при поддержке простого народа, либо наоборот.

Точно также неоднозначной была история национально-госу­дар­ственного строительства в СССР, продолжавшегося около 40 лет – с 1918 до конца 50-х годов.

Этапы национально-государственного строительства в СССР (РСФСР): 1918–22 – закладка основ нового национально-государст­вен­ного устройства; 1923–36 – завершение в основном формирования но­вой системы национально-государственного устройства; 1936–57 – из­менение основных акцентов в национальной политике: постанов­ле­ние об обязательном изучении русского языка, включение новых рес­публик (Эстония, Литва, часть Молдавии, Тува); депортация народов и частичная их реабилитация; свертывание изучения языков ти­туль­ных этносов автономных республик; 1957 – конец 80-х – продолжение прежних тенденций при усилении политической и культурной роли ти­тульных этносов союзных республик.

 

 

Проблема этнических мигрантов в России

 

Одна из наиболее острых проблем современной России опре­де­ляется притоком инонационального населения в города Центральной России. Этот поток идет как с территории самой России, так и из-за ее пределов. Иностранная миграция, в свою очередь, включает как миг­рантов из государства СНГ, так и из других сопредельных госу­дарств. Эти потоки неоднородны.

Они делятся в зависимости от миграционных планов на: прие­хав­ших на постоянное жительство; приехавших на временное жи­тельство.

По профессиональному признаку все мигранты делятся на: пред­при­нимателей и наемных рабочих.

Наконец, по отношению к своей этнической группе они под­раз­деляются на: тех, кто ориентирован на свою этническую группу, и тех, кто ориентирован на вхождение в российское общество.

Взаимодействие культур этнического меньшинства и большинства обычно сводится к одному из трех процессов: 1) адаптации; 2) ак­куль­турации; 3) ассимиляции.

Эти процессы могут выступать как стадии общей тенденции, мо­гут быть независимыми друг от друга и даже исключать друг друга.

Адаптация – это приспособление какой-либо социальной системы к условиям ее среды. В данном случае – приспособление инона­цио­наль­ной группы к нормам и ценностям окружающей этнической среды.

Аккультурация – это восприятие группой этнического мень­шинст­ва отдельных элементов культуры большинства.

Ассимиляция – полная утрата группой этнического меньшинства своей культуры и самосознания и слияние с группой этнического боль­шинства.

Известны случаи, когда самосознание и культуру теряло боль­шин­ство, полностью или почти полностью подчиняя себя домини­рую­щему в экономическом, политическом и/или культурном отношении меньшинству. Однако для России нашего времени такие ситуации не характерны.

Адаптация может достигаться самыми разными способами – от максимального освоения культуры большинства до полной или почти полной изоляции. Однако адаптация не предполагает полного рас­тво­рения инонациональной группы в окружающем населении.

Противоположностью адаптации является ассимиляция. Полная утрата культуры и самосознания говорит о том, что группа (как целое) не смогла адаптироваться в данной этнической среде. Это, кстати, не исключает того, что отдельные представители группы могут вполне успешно адаптироваться на индивидуальном уровне.

Аккультурация может вести как к адаптации, так и к ассими­ля­ции. Действительно, этническая группа может усваивать какие-либо элементы культуры окружающего населения для того, чтобы успешно вести бизнес, не вызывая негативной реакции местного населения. Рассмотрим два примера из истории современной России.

Примером удачной адаптации может служить, например, армян­ская диаспора в крупных городах Центральной России. Эта группа за­няла одну из важных экономических ниш – малое и среднее строи­тель­ство, связанное с работой с камнем (кладка, производство плитки и кирпича, дорожное строительство и т.д.). При этом армяне, как пра­вило, в совершенстве владеют русским языком, хотя не теряют при этом основ своей культуры, одной из древнейших в мире.

С другой стороны, есть пример украинской диаспоры в городах России. На протяжении столетий совместной истории много­чис­лен­ные группы украинцев по разным причинам переселялись на терри­торию нынешней Российской Федерации. Однако далеко не всегда эти переселения приводили к формированию компактных групп. В со­ветские времена в крупных городах украинцы обычно селились дис­персно и предпочитали переходить на русский язык. Этническое са­мосознание сохранялось на протяжении жизни одного-двух поко­ле­ний, а затем оно утрачивалось. Большую роль в этом играли нацио­нально-смешанные браки, доля которых среди украинцев на терри­то­рии России достигала 70–80%. В результате, когда в середине 90-х го­дов XX века в Москве была предпринята попытка организации учеб­ных центров с преподаванием украинского языка и культуры, боль­шинство населения Москвы, имеющего украинские корни, не под­держало этого начинания. Таким образом, можно констатировать, что в данном случае мы имеем дело с процессом ассимиляции украин­ских мигрантов русским населением.

Ассимиляционные процессы не представляют проблемы для рос­сий­ского общества. Другое дело – процессы аккультурации и адапта­ции. Большинство мигрантов в города Центральной России ориен­тиро­ваны именно на адаптацию к экономической ситуации. Это ка­сает­ся как тех, кто приезжает на временные заработки, так и тех, кто основывает свой бизнес. Если Россия в целом и ее крупные города в ча­стности, предполагают развивать эффективную экономику, при­ток ино­национального населения неизбежен. Кардинальный способ умень­­шить приток инонационального населения – выровнять харак­тер эко­номического развития в Центральной России и регионах-доно­рах (то есть тех, откуда происходит миграция). Это касается как самой России (в частности Кавказа), так и стран бывшего СССР. Эту задачу нельзя решить быстро, тем более что далеко не все здесь зависит от рос­сиян. Другой способ – это сделать так, чтобы местное население са­мо производило работы, которые сейчас выполняются преиму­ще­ст­венно мигрантами. Например, малоэтажное строительство и произ­вод­ство стройматериалов, мелкая торговля и так далее. Вряд ли, однако, мо­лодые москвичи, питерцы, жители других крупных горо­дов готовы посвятить этому жизнь. Поэтому необходимо вести по­ли­тику по эффективной адаптации и аккультурации инонационально­го насе­ле­ния. И такие усилия предпринимаются, хотя их нельзя пока назвать достаточными.

Усилия по эффективной адаптации и аккультурации должны быть взаимными, то есть работать в этом направлении должны как прини­мающая сторона, так и сами представители инонациональных групп. Эти усилия должны предприниматься в разных направлениях.

Для принимающей стороны:

– регистрация и юридическое оформление прибывающих миг­рантов;

– предоставление достойных условий труда, заработной платы и про­живания для тех, кто действительно нужен в экономике Цент­раль­ной России;

– обеспечение возможностей для мигрантов изучения русского язы­ка и местных обычаев и норм поведения;

– исключение насилия по отношению к мигрантам со стороны экстремистских движений, четкая работа органов правопорядка по соблюдению законодательства.

В свою очередь, группы мигрантов также должны предпринимать усилия для того, чтобы процессы их адаптации и аккультурации были бы приемлемы для принимающего населения. Для этого необходимо:

– реальное стремление освоить язык, нормы поведения, обычаи и законодательство России;

– социальный контроль со стороны общин мигрантов за поведе­ни­ем своих членов, исключающий неадекватное поведение с их стороны.

Политика в отношении мигрантов в первую очередь должна учи­ты­вать их характеристики, перечисленные выше (то есть их мигра­цион­ные и профессиональные характеристики, а также социальный статус).

Российская цивилизация в прошлом имеет весьма положи­тель­ный опыт межэтнического взаимодействия. Этот опыт необходимо ос­мыслить и использовать в новых условиях. Россия должна оставаться гарантом стабильности межнациональных отношений, которым она и была в течение столетий.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!