ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ ЧЕЛОВЕКА



НАСТАВЛЕНИЕ 134

Открытия древней и современной науки быстро сходятся к единому фокусу. Теперь дело стало лишь за номенклатурой да за тем фанатизмом немногих современных авторитетов в области физики, что удерживают мир от признания духовных истин, лежащих в основе всех явлений. Именно эти авторитеты ответственны за все продолжающиеся дебаты, а также за те потерянные время, средства и силы, которые можно было употребить на более важные изыскания в тех областях, что могли бы дать наиболее удовлетворительные результаты. Когда кто-нибудь из таких авторитетов гордо заявляет об открытии состояния материи, до сих пор неизвестного и невообразимого для его современников, и на следующий же день фактически полностью отрицает существование подобного состояния материи, буквально высмеивая его в описаниях, даваемых каким-либо древним ученым в подобной области исследования, и поступает так лишь на основании того факта, что материя древних лежала отнюдь не в круге исследований современной физики, а в области метафизики, и потому может быть отождествлена лишь с ее терминологией, – то такой авторитет лишь еще больше смущает умы масс.

Если бы он смог хотя бы допустить аналогию, соответствующую возможность занять существенно более выгодную позицию в собственном догматическом мышлении, и предложить ее как рабочую гипотезу, то какой-либо начинающий ученый или философ, менее вооруженный знаниями в некоторых вопросах, но зато с более развитой интуицией, мог бы дойти до основания этих затруднений и пролить свет на все аспекты данного предмета.

Время от времени в текущей литературе появляются сообщения об удивительных открытиях, охраняемых Посвященными вплоть до нынешних дней по той причине, что их широкое оповещение может привести к тому, на что Я указывал, а именно привлечь чей-либо пытливый ум к работе над проблемой, которую мир еще не готов разрешить с пользой для себя, что может привести к взрыву преступлений, далеко превосходящих по своей жестокости и злобности совершенные ранее, такие, например, как сожжение так называемых ведьм. Ведь заявления метафизиков об их знании и вере в промежуточные состояния существования, а также знании об обитателях этих слоев, их возможности воздействовать на сензитивов физического плана с целью нанести вред другим при помощи оккультных методов, и были по существу ответственны за те преступления, что наложили позорное пятно на цивилизацию и назвались «эпохой борьбы с колдовством». И в то же время недавние сообщения признанного авторитета об открытии состояний материи, которые фактически идентифицируются с планами материи, известными вышеупомянутым метафизикам благодаря их исследованиям психических феноменов, не возбудили особого интереса.

Это новое или, вернее, хорошо забытое старое открытие касается существования мельчайших организмов, которым было дано наименование катодных частиц, а впоследствии – отрицательных электронов. Существование этих мельчайших жизней было совершенно ясно и определенно указано в наставлениях о Свете, данных ученикам Храма свыше десяти лет назад.

Излучение, поглощение и распространение Света является основой всей проявленной материи как на внешнем, так и на внутреннем плане жизни. Но до тех пор пока человек отказывается принять факт существования Духовного Солнца – источника всего света, – он будет продолжать свой труд в темноте. Пока он считает эфирный план лишь простой средой, при помощи которой передаются световые и звуковые волны, а не извечным видом движения всей жизни, духовным Светом, он будет трудиться в заколдованном круге. Он будет поочередно то принимать, то отрицать корпускулярную теорию. Атомная, ионная, междуионная и все другие составные части его корпускул дадут ему подходящий материал для построения разных теорий, но в конце концов он примет и те факты, что были сообщены Учителями Мудрости.

Для того чтобы знать, человек должен проверить все на опыте. И вышеупомянутые властители современной науки должны склонить свои головы до уровня малого ребенка и смиренно согласиться с фактами, сообщенными последователями Божественной Мудрости, прежде чем для них будет возможно достигнуть порога духовного опыта, который один лишь содержит ключ к знанию. Успехи, которых они добились, породили догматизм, эгоцентризм и гордыню, раздуваемые лестью тех, кто едва ли может понимать и еще менее интерпретировать их диссертации, и это весьма мешает им изменить свой образ мышления и занять именно ту позицию, которая более всего необходима для получения такого опыта, о котором Я говорил.

Они не могут преодолеть то препятствие, что установила у врат знания простая Вера. Они не способны также понять и природу субстанции этого препятствия. Достигнув, увидев и коснувшись ее при помощи индуктивного метода, они каждый раз будут вынуждены печально и разочарованно отворачиваться из-за неспособности или нежелания преодолеть эту преграду. Однако во всех частях света есть те, кому это удалось. Уже сделаны открытия, которые, легко уничтожая все препятствия, возводят между двумя полюсами нейтральные сооружения, в которых две фазы одной великой и божественной науки могут встретиться и объединиться. Когда это произойдет, по всему миру разнесутся радостные вести, вызывая прилив великой радости и ликования.

КРОВАВАЯ ЖЕРТВА

НАСТАВЛЕНИЕ 135

Каждая веха на пути человеческого прогресса была до сего времени отмечаема кровью, и так будет продолжаться до тех пор, пока не будет искуплена, или освобождена, вся материя. Многие прилагали усилия, чтобы верно истолковать приписываемое Апостолу Павлу утверждение о том, что без пролития крови не может быть прощения, или отпущения греха. Точно такие же или подобные утверждения высказывались иногда Посвященными Учителями в первой половине каждого расового периода, с тех пор как человек стал самосознательным, ответственным существом, и делалось это с тем, чтобы возвестить о необходимости жертвы за нарушенный закон. Такие утверждения обычно звучали после принесения себя в жертву каким-нибудь Великим Учителем или Вождем народа, но редко когда осознавался тот факт, что они могли еще более относиться к явлениям природы – к действию универсального закона.

Кровь является проводником праны, то есть материальной жизненной силы, циркулирует ли она по венам человека или животного, в соке дерева или молекулах камня. Когда выражение «кровавая жертва» употреблялось древними, чтобы указать на освобождение расы или мира из-под власти зла, оно применялось в общем смысле и подразумевало всех носителей и передатчиков жизненной силы, которые, независимо от их формы и характера, принуждались к отдаче этой жизненной силы в жертвенном ритуале.

Обычно считается, что закон кармы применяется лишь к самосознательным существам. Но это заблуждение, ибо действие этого закона так же определенно, как и для человека, хотя не столь радикально и ярко выражено и в случае каждой молекулы живой материи.

Каждая такая молекула живой материи воплощает эмбрион, зачаток души, которая находится на пути к своему самосознательному существованию и поэтому подлежит законам, управляющим всеми самосознательными формами жизни: закону кармы, реинкарнации и вечного эволюционного развития.

Ни одна раса, ни одно царство живых существ – будет ли оно человеческим, животным, растительным или минеральным – не может по завершении расового периода подняться к следующей, превышающей ее настоящие возможности ступени, пока ее расовые долги не будут искуплены через пролитие крови. И это означает сбрасывание своих телесных оболочек, с тем чтобы вся ценность опыта, накопленного молекулами, составляющими эти оболочки, могла быть запечатлена на них посредством контакта с духовными жизненными силами высших планов бытия, и таким образом получен импульс к еще большему устремлению в будущем, когда они снова будут собраны в каком-либо материальном воплощении. Эти малые элементальные жизни должны быть освобождены от ограничений формы до того, как им может быть дан такой духовный импульс, так же как душа человека должна быть свободна от физической формы во время концентрации, сна или смерти, чтобы установить контакт с духовными силами или существами высших форм сознания и получить толчок к дальнейшему росту.

В этом кроется одна из великих тайн жизни, которую наука отрицает, потому что не может доказать; но тем не менее она является основой эволюции. Если бы эта истина была принята, было бы нетрудно понять, почему только мертвая вещь – будь то мир, правительство или какое-то предприятие – может оставаться в покое. Пока что-то живет, неизбежны органические изменения и перемены. Эти перемены зависят от движения, а каждый вид движения побуждается Духовными сущностями.

Человек, отступающий от какой-либо установленной формы жизни с целью реализации некоего идеала, должен заплатить за свой отход определенную цену. И он платит отдачей некоторых составляющих, или аспектов, своей жизни, будь то в буквальном смысле кровь или же высшая степень передатчиков жизненной силы, воплощенной в его разуме или душе. Те, кто идет за ним, воспользуются этой жертвой в той мере, в какой и он воспользовался жертвой других. Но он, то есть его эго, истинный человек, снова вернется в осязаемый мир, чтобы разделить тот успех, созданию которого он способствовал своей жертвой.

Бывает, что какое-то правительство, сообщество людей, род или семья достигают красоты, силы и могущества лишь для того, чтобы, в свою очередь, принести в жертву жизнь своего сообщества и дать дорогу высшей форме объединенной жизни в другое время, в ином веке. Но эго, руководившее первой жертвой, совершенной во имя лучших, более идеальных условий, разделит не только выгоды, но также и последующие жертвы того сообщества, с которым оно подобным образом было связано.

Всякий раз, когда вы видите человека, поднявшегося до высоты великой жертвы, вы можете быть уверены, что за ним стоит бесчисленное количество малых жертв. Также вы можете быть уверены, что он находится в момент получения заслуженной награды, ибо Вселенной управляет справедливость. Человек, если он хочет достигнуть вершины, создает свою лестницу ступень за ступенью.

Для стороннего наблюдателя кажется достойным великого сожаления тот факт, что постоянно приносится так много на первый взгляд ненужных жертв. Появление неизбежного разрушителя, уничтожающего плоды великого труда и безмерной жертвы, кажется настоящим бедствием. Но элементарные силы – малые жизни, которые создают множество таких разрушителей, – делается ли их работа под влиянием человеческой ненависти или иных страстей, побуждающих к разрушительным действиям, либо она исполнена во время великих бурь и смещений земной коры или при помощи какого-то иного разрушительного метода природы, – эти рати элементариев исполняют ту работу, для которой они и были созданы, являясь проводниками кармического закона на пути высших форм развития.

Вечны одни лишь великие идеалы Богов и людей, все же остальное изменчиво и подлежит жертве, а потому «не привязывайся к плодам трудов своих». Живи праведно сегодня, и завтрашний день будет хорошим; живи неправедно, и завтрашний день непременно принесет тебе угрызения совести и упадок духа. Не гадай о результатах сегодняшних жертв твоего брата в ожидании личной выгоды в будущем, ибо лишь твои собственные жертвы принесут тебе личные достижения. Ты можешь участвовать в получении результатов от пролития жизненной силы своего брата только в том случае, если стоял рядом с ним во время его неизбежного испытания, а потому пролил и свою собственную кровь – свою собственную жизненную силу, – все равно, была ли это кровь души или тела.

Запомните, жертва есть закон всей жизни и развития. Без жертвы нет отпущения греха, нет победы над злом, дисгармонией и смертью. Утверждение о том, что кровь брата взывает о мщении от самой земли, понимается обычно как образное выражение, но для развитого психика является неоспоримым фактом, ибо с удалением крови из тела животного или человека совершается преждевременное воссоединение и смешение земных и огненных элементалов, из которых изначально появились материальные составляющие крови. Поэтому элементалы взывают к мировому закону об уплате за долг, принятый на себя тем, кто извергнул их из воплощавшей их крови раньше того времени, когда они могли быть освобождены природным, естественным законом и через такое освобождение удостоиться возможности получить высший импульс, о котором говорилось ранее. По велению закона те души смертных, которые умерли насильственной смертью, остаются в Кама-Локе[1] до дня назначенного им конца. И лишь только после этого они освобождаются, чтобы достигнуть Девачана и получить более высокий духовный импульс. Тот же самый закон справедлив и в случае с малыми жизнями, которые составляют физическое тело человека. Именно грубое нарушение этого закона и является причиной, по которой душа тех, кто умер насильственной смертью, заключается в Кама-Локе на упомянутый период. Насильственная смерть не является смертью естественной, а природе наперекор поступать нельзя.

Условия, в которые вовлекаются насильственно удаленные из крови элементалы, можно сравнить с условиями, существующими в Кама-Локе, где все пребывает в беспорядке и непрерывном изменении, а следовательно, в той или иной степени подвержено страданию.

ТЕМ, КТО СТРАДАЕТ

НАСТАВЛЕНИЕ 136

Найдется ли хотя бы один среди вас или среди ваших друзей и знакомых, кто не откликнулся бы на зов, если речь идет о нуждающемся в сострадании и сочувствии в тот миг, когда волны печали сокрушают последнюю твердыню материального; или в час, когда звучат самые потаенные глубины страдания и душа остается наедине с Богом; или когда уже никакая человеческая помощь невозможна; или когда все, что лежит между жизнью и смертью, какой бы силы терпения это не требовало, уже испытано этой душой?

Если память сможет достаточно живо воскресить такие моменты, то не напомнит ли это вам о тех отчаянных обещаниях, которые вы давали вашему лучшему «я», вашему Богу: загладить содеянное вами зло или же совершить добродетельный поступок, который может изменить течение вашей жизни, если таким путем вы сможете получить облегчение?

И может случиться так, что даже смерть будет приветствоваться в такой час, если не будет иного пути прекратить страдания души или тела.

В такой момент в своих глубинах, сами того не зная, вы соприкоснулись с Божественным Естеством намного теснее и сокровеннее, чем когда-либо прежде и чем вы сможете сделать это когда-либо снова, если только не возникнут подобные же условия. И в этом прикосновении вам было дано то, чем вы никогда не обладали ранее; нечто, навсегда отделившее вас от материального «я», которому вы до того времени служили. Каким бы именем вы ни назвали этот дар, был ли он выражением божественной Любви, Сочувствия или взаимного понимания, – это не имеет значения: поистине, во всех случаях вы были одарены частью Божественной сущности.

Если вы позволили этому дару пребывать в бездействии или воспользовались им только тогда, когда это потребовалось кому-то из ваших личных друзей, или какое-то национальное бедствие постучалось в двери вашего сердца с такою силой, что вы должны были открыть эту дверь в целях самозащиты, то вы утрачиваете эту величайшую данную человеку возможность, за которую потребуется весьма строгий отчет.

Для вас не должно иметь значения, кто или что страдает или же страдал, что вызвало эти страдания и как далеко заведет вас в конце концов пробудившееся в вас сочувствие. Для вас важно одно – в тот момент или час, как только вам милостиво позволили стать проводником для передачи этого дара Святого Духа другой человеческой душе, вы были способны излучать ту же Божественную субстанцию, благодаря которой вы на какое-то время сделались подобным Богу.

Ваше собственное освобождение от бесконечно более тяжкого страдания, какое вы когда-либо переносили, висело на волоске в тот момент, когда до вас донесся беззвучный призыв разделить этот Божественный дар с другим. И вас нисколько не должны беспокоить результаты употребления этого дара, касается ли это духовных или материальных вещей. Ответственность за эти последствия покоится на Боге, который побудил вас к такому действию в тот никогда не забываемый час, когда вы погрузились в пучину своих собственных страданий.

Хотя вы и не очень заботились об этом даре и временами были забывчивы и неблагодарны, но все же верили и продолжаете верить, что когда-нибудь придет время, когда вы НЕ будете забывать и когда Признательность и Благодарность станут вашими неотъемлемыми качествами.

Веря в это, постарайтесь также осознать, что повторные усилия смогут привести и других к тому, что они уже не будут забывать о том, что вы сделали для них, когда они также находились в «пучине страданий».

Поэтому у вас нет причины тревожиться за то, чем обернется совершение какого-либо доброго поступка, каков бы ни был его временный аспект.

Высокие или низкорослые, белые или черные, образованные или невежественные человеческие существа становятся равны, когда дело касается насущных вопросов их сложной жизни, и существует несколько нот в великой гамме, на которые должна отвечать каждая душа.

Не послышалось ли Мне, что вы спрашиваете: «А как же относительно порока неблагодарности? Не понуждает ли подобное равнодушие со стороны одного к такому же безразличию и другого?» Ах, дети Мои, вновь говорю Я вам: не беспокойтесь о последствиях какого-либо праведного поступка. Вы можете спокойно предоставить эти следствия Дарителю, который наградил вас в часы вашего восторга и возношения, ибо Он имеет в Своей власти и другие дары, и выраженное вами сочувствие может подготовить в душе почву для принятия дара Благодарности – того ключа, что способен открыть накрепко запертую дверь сердца, иссушенного жестокостью, холодностью и равнодушием мира сего. Вы можете порадоваться благодарности других, но у вас нет права требовать от них этого дара.

Очень немногие даже среди самых ортодоксальных христиан воспринимали настоящий смысл одного из наиболее сокровенных, оккультных изречений Учителя Иисуса: «Если кто подаст чашу холодной воды во Имя Мое, тот уже Мой ученик».

Тем же, чем является такая чаша холодной воды для иссушенных зноем пустыни уст усталого, измученного путника, является и роса сочувствия и помощи одинокой душе в ее тяжких страданиях. И если это сочувствие дается во имя Христа, иными словами, усилено Его Мощью, то вместе с ним передается и духовная сила Терпения, сила подняться и победить тех ограничивающих элементалов, которые погрузили эту душу в пучину страданий.

Вы стоите на пороге рождения огромных возможностей, что сравнимо разве только с крещением Огнем, который снизошел на учеников Иисуса в «верхней горнице» и теперь снисходит на всех людей, чьи сердца открыты его пламени.

Языки пламени и тот язык, которым были произнесены необыкновенные речи во время того огненного потока, имели одинаковую природу: оба были знаками мощи Христа, пришедшего передать знание этого чудесного нового языка – языка человеческого братства.

Мужчина или женщина, пребывающие в пучине страданий, являются дарованными Христом возможностями для всех, кто в состоянии услышать зов страдающего. И помилуй Бог ту человеческую душу, которая, услышав этот зов, откажется ответить на него, ибо, когда слепые управители эволюционного закона произнесут приговор, прощения этой душе не будет. И не восстанет тогда защитника во имя Христа, то есть осененного мощью Имени, мощью этих языков пламени – силой самого Христа, которая была дарована ей тогда, когда Бог-Сын соединил Бога в человеке с человеком в Боге в тот момент «в пучине».

Не имеет значения, являетесь ли вы членом церкви, какой-либо организации или просто свободным человеком, главное – это ваша способность услышать зов своего высшего «Я».

Этот зов может прозвучать в данный момент из Моих уст или в следующий момент из уст какого-то ребенка, нищего, уличной женщины или же заключенного в тюрьме преступника; но, как бы и откуда бы он ни прозвучал, ваша память должна возвратить вас к некой мере вашего собственного опыта и побудить вас ответить на этот призыв, а затем забыть о том, что вы сделали, если вы склонны ожидать какого-то внешнего выражения благодарности.

Вам будет трудно услышать этот зов, если ваш внутренний слух все еще запечатан чувством разделенности, – если верить, что разделение между телами распространяется и на души.

Только осознание сущностного единства всех людей и созданий сможет открыть уши и глаза души и в конце концов покончить со страданием.

ГОТОВНОСТЬ

НАСТАВЛЕНИЕ 137

Лишь расой, ослепленной самомнением и самообольщением, могут порождаться то преступное безразличие или умственная лень значительного большинства представителей белой расы, наблюдаемые в условиях весьма шаткой нынешней ее позиции, с одной стороны, и те пустые, не отвечающие реальности планы, которые строит это большинство для кажущегося укрепления и защиты этой позиции – с другой. Все это может кончиться уничтожением расы как таковой, когда пробьет час следующего циклического смещения рас (а он должен пробить очень скоро), если только не произойдет всемирного пробуждения и осознания реальных фактов и не будут приложены объединенные решительные усилия к исправлению ошибок, порожденных неправильными методами воспитания и образования. Эти ошибки были допущены, несмотря на все пророчества, притчи, предупреждения и увещевания, прозвучавшие из уст проповедников, с лекционной кафедры и со страниц литературных произведений, – отовсюду и ото всех, кто когда-либо проливал свет Мудрости. И сегодня все мыслящие люди ужасаются при виде настоящего положения дел своего общества.

То тут, то там делаются спазматические усилия для заключения мирного договора между нациями, но эти усилия не дают ожидаемых результатов, да их и не может быть, пока все заинтересованные стороны не осознают и не применят духовные знания, то есть духовные и психические силы, которые в настоящее время лишь немногие способны различать.

По достижении наивысшей точки развития для каждого расового периода Божественный импульс циклического закона приводит в действие определенные элементальные силы, которые уничтожают те расы, что не реализовали своих возможностей; при этом энергия, порожденная в процессе уничтожения, идет на создание другой расы. Как это ни покажется парадоксальным, но чтобы созидать, требуется уничтожить соответствующее количество жизненной силы.

Желтая и коричневая расы сохранили обладание приобретенной ими в иных веках и воплощениях божественной силой – силой концентрации. Даже последующая деградация не смогла полностью лишить их ее. И именно сознание обладания этой мощью служит источником той динамической силы, что стоит за их стратегией и тактикой в любом сражении с белой расой.

Значительное большинство последней либо игнорировало, либо относилось пренебрежительно или даже с ненавистью к проявлениям той силы, которой обладали коричневая и желтая, а еще ранее и красная раса, когда обращали на себя внимание очевидные факты такого проявления, а именно: их стойкость, терпение, выносливость, презрение к физической боли и даже к жизни как таковой. Их национальная и расовая преданность является также одним из явных указаний на обладание этой мощью; и эта преданность и создает тот идеал, который необходим в качестве основы для сконцентрированного усилия и мудрого направления энергии, используемой в настоящее время для создания, вооружения и обучения их армий. Когда-то эта сила употреблялась для овладения и управления естественными желаниями и функциями жизни, для произведения магических и психических феноменов, но затем была обращена в противоположном направлении. А теперь мы спросим: готова ли белая раса для встречи и битвы с такими силами, если они набросятся на нее с разрушительными намерениями?

Было бы весьма серьезным заблуждением, если бы кто-то посчитал обязательной или же простительной для себя интимную связь с лицом противоположного пола антагонистичной расы лишь по той причине, что пророчества говорят о неизбежности подобной связи в будущем.

Та большая польза, которую надлежит извлечь из пророчеств, заключается в том, что упреждающее знание приближающихся событий дает человеку возможность вооружиться всем необходимым для встречи тех быстрых перемен, что всегда сопровождают приближение таких событий. По мере их приближения эти перемены будут возрастать, оказывая неизбежное влияние на жизнь тех, кто смутно ощущает контуры этих событий, то есть на жизнь тех мужчин и женщин, которые интуитивно видят и чувствуют, что далекие события уже происходят в неких внутренних сферах деятельности. Но при этом они не в состоянии без специального руководства или пророческих знаний охватить истинные размеры этих событий и овладеть своими личными возможностями для сохранения энергий, расширения перспективы и укрепления способности терпения за счет постоянной практики сосредоточения в повседневных делах своей жизни, при осознании, что любая достойная исполнения обязанность может быть выполнена лучше, если ум будет непоколебимо сосредоточен на ней во время ее исполнения.

Колоссальная трата энергии на бесполезные разговоры, страсть к развлечениям, потеря жизненного флюида в жажде к нездоровым занятиям и, как результат, скука, умственное и нервное переутомление – все это подрывает моральные, ментальные и физические качества, унаследованные современной белой расой от более сильных предков, делая невозможным сосредоточение волевой силы, а также посвящение себя задаче, которая одна только и может вызвать жизненную энергию, необходимую для осуществления великой национальной цели, или защиты и сохранения великой расы.

Принятая в качестве непреложного факта расхожая теория о том, что будто бы белая раса должна быть самой могущественной, породила эгоцентризм, ставший еще одной причиной апатии белой расы именно теперь, в апогее ее силы, в то время как истина в том, что циклические возможности для быстрого возвышения желтой и коричневой рас уже близки, и ничто не сможет воспрепятствовать их существенному превосходству в грядущие столетия. Смешение же трех упомянутых рас постепенно приведет к рождению и развитию новой, давно предсказанной Шестой расы.

Эпохи, о которых Я говорил, наступают лишь по окончании тех огромных периодов, которые не оставляют после себя достоверных и полных рекордов, но лишь легенды и мифы. Единственно достоверные летописи таких эпох находятся в руках Посвященных, но они охраняются с необычайной заботой, чтобы несведущие люди не получили к ним доступа.

Однако бывают такие периоды, когда крайне необходимые в тот момент для проявленной расы знания выдаются Посвященными, назначенными для этой цели Иерофантом Белой Ложи той степени, которая ведает этими рекордами и является руководящей мощью в тот период. Если раса не принимает даваемых сообщений и не прислушивается к ним, ей приходится пожинать плоды своего равнодушия или своеволия. Целый поток такого знания был пролит на человечество в подобную эпоху во второй половине XIX столетия. В отдельных случаях его оценили и использовали, но в широком мировом масштабе тот энтузиазм, те усилия и волны страстного устремления, что должны поднимать и нести на такую высоту, с которой могут быть преодолены заблуждения, равнодушие и самодовольство тех, кому было дано это знание, – все это едва-едва наметилось. А между тем время летит!..

Жизнь в лучшем случае есть постоянная битва, и весьма немаловажно, какой импульс и какая цель придавали силу тарану и укрепляли хватку, с какими мыслями затачивались секиры или отливались пули. И символически, и буквально все участники этой битвы должны сказать и скажут свое последнее слово: ловкость, тактика, искусная стрельба, калибр оружия и сами воины – все эти условия зависят от силы концентрации и преданности, свойственных расе, но именно их-то и недостает современным представителям белой расы. Так где же тот человек, кто скажет нужное слово или напишет такой трактат, что приведет в движение жизненную волну устремления и энтузиазма?

Опубликовано в феврале 1913 г.

ВЕЧНАЯ ТРАГЕДИЯ

НАСТАВЛЕНИЕ 138

Минует год за годом, столетие за столетием, цикл за циклом, но каких-либо заметных и существенных перемен в характере, желаниях и целях большинства человеческой расы так и не видно. Какой смысл в бунтах каких-то отдельных мужчин или женщин, очнувшихся отчасти от плена вещей и обратившихся к мнимым национальным, социальным и семейным нуждам, когда эти нужды есть лишь результат продажности высших устремлений и идеалов у тех, кто уже прошел этот путь, или тех, кто теперь пребывает в рабстве все у тех же погонщиков рабов – вожделений плоти, которые и подтолкнули их к этой продажности?

Истинно, повторяю, продажности всех высших чувств и высоких идеалов, ибо в чем же разница между куртизанкой, использующей свое тело для получения денег, и мужчиной или женщиной, торгующими своим умом и душой для такой же цели, если выручка от их позора нужна им для самоуслаждения?

Круг за кругом Великого цикла одна раса механически сменяет другую – при одинаковых условиях, с одинаковыми целями, одинаковыми усилиями. А если какой-то мужчина или женщина выдвинутся среди этих масс и укажут на манну, падающую с небес для питания души, то будут разорваны на куски животными страстями человека, или распяты на том кресте, который они в простодушии своем воздвигли, чтобы указать путь к тому хранилищу, где эта манна все еще лежит, собранная в прошлые века.

Изборожденные глубокими морщинами лица мужчин; размалеванные, огрубевшие лица женщин, что, образно говоря, танцуют на краю пропасти, созданной нарушением законов природы, или же съежившихся под нависшей скалой человеческих законов, обеспечивающих возможность гарантированного пополнения хранилища золотых запасов; страх, живущий в их сердцах или же бесчувствие и равнодушие к пророчествам о неизбежной уплате долгов, накопленных вследствие полного пренебрежения всеми духовными законами, – глядя на все это, стоит ли удивляться, что все эти люди обезумели от своей беспомощности и бесцельной борьбы против своего рабства или же впали в презренное, трусливое равнодушие? «Вот сюда! Вон туда!» – кричат лжепророки, желающие быть пророками, но беспомощные сами, чтобы найти безопасный путь хотя бы для себя, уже не говоря о том, чтобы верно направлять других. И как всегда – и в далеком прошлом, и ныне, раздается глас с небес: «Ищи внутри себя. Ищи сначала Царство Божие, и тогда все, что ты желаешь, будет дано тебе». Но человек говорит: «Нет, последнее должно быть первым; дай мне все, что я хочу, прямо сейчас, а уж потом я буду искать внутри». Но не знает он, что ему в действительности нужно; он знает лишь то, что требуют его чувства для мимолетного удовлетворения тела. То же, в чем он – истинный человек, мужчина или женщина, – нуждается превыше всего, – это Бог, и ничто меньшее не принесет ему удовлетворения. Но в мир «внутреннего» человек должен войти с обнаженной душою, как когда-то он был обнажен телом, входя в мир «внешнего». Он не может взять с собою ни вожделений, ни честолюбия, ни алчности; а так как он не хочет с ними расстаться, то вечная трагедия повторяется снова и снова.

Когда кто-то прошел через врата и, узрев отблеск славы в вышних, пытается рассказать своим собратьям-людям о том, что он видел, язык его отказывается служить ему. Все, что он может сделать, это указать на путь, которым он прошел. А так как этот путь окружен дикими зверями, которые кусали, терзали и топтали его, то, когда он указывает на свои рубцы и шрамы, взоры всех людей настолько поглощены увиденным, что им не разглядеть света Шекина[2], сияющего через его глаза. И потому раздается их крик: «Долой его! Нам не нужен ни он, ни его идеи! Распять его! Пусть он изнемогает от голода или умрет! Он мошенник, лгун и обманщик; он достоин лишь осмеяния и презрения». И тогда угасает свет в его глазах, подернутых печалью за тех, кому он не может служить, даже если бы отдал свою жизнь, ибо их глаза прикованы к тем ВЕЩАМ, которыми они окружили себя, к вещам материальным, к плодам своего ума – результатам их продажности.

Последняя часть пути к высотам жизни холодна, мрачна и одинока. Сердце взывает о тепле, о свете, о товариществе. Но этот холод, мрак и одиночество необходимы для сковывания низших желаний, для зарождения и вынашивания эмбриона новой жизни, для осознания того, что Бог является в жизни всем. Имея Бога, душа обретает и все желаемое.

В жизни каждого развитого сознания существуют моменты, когда эта великая истина легко и естественно входит в сердце и находит там свой дом. Но вещи, ради которых человек продает свою душу, гасят его сердечную жажду, и, не зная, что делать, большинство начинает собирать еще больше вещей, что приводит к завершению великой трагедии.

КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

НАСТАВЛЕНИЕ 139

Одним из самых важных предметов, занимающих умы наиболее глубоких религиозных мыслителей этого века, является вопрос о давно предвещенном возвращении в сравнительно недалеком будущем Учителя и Аватара, известного как Иисус из Назарета. Каким образом может произойти Его второе Пришествие, что может служить доказательством Его подлинности, цель Его Прихода, возможность узнать Его и даже Его личное присутствие на земле в наше время – все это, а также великое множество второстепенных деталей широко обсуждается, но большей частью с таких ложных позиций, что тому, кому волей-неволей приходится их выслушивать, остается только молчать, хотя, зная, что владеет точными данными для обоснования неоспоримых фактов, он едва удерживается от отчаянного желания высказать те предпосылки, которые привели бы его слушателей к более правильному умозаключению.

Однако не делает этого по той причине, что знает о действии некоего непреложного духовного закона, а именно: любые попытки разделить свое знание с неподготовленными останутся бесплодными. Именно незнание этого закона и полное пренебрежение кармой, которые будут неизбежным следствием упорного непослушания ее указам, прежде всего ответственны за ту легкость, с которой неисчислимое множество как обманщиков, так и обманутых толкуют о возвращении Аватара в столь искаженном, а подчас даже карикатурном виде.

Слова «Космическое сознание» были введены в оборот для того, чтобы выразить состояние духовного вознесения, которого может достигнуть душа человека при определенных условиях развития, когда обретается всезнание. В попытке описать неописуемое немногими словами Мы можем сказать, что это такое состояние бытия, в котором сознание человека объединяется с сознанием каждой живущей вещи и существа; сознание, в котором временно исчезает всякое чувство разделенности, но в то же время сохраняется чувство индивидуальности. Однако ни один нормальный человек нынешней земной расы, будучи зависимым от ограничений формы, не может сколь-нибудь долго пребывать в состоянии подобной экзальтации; следовательно, когда кто-то достигает состояния духовного сознания, то этот опыт ограничивается мгновением. Такой опыт не исчисляется временными мерками, иначе высокие вибрации этого духовного состояния разрушили бы плотное тело. Поэтому если кто-то уверяет, что он постоянно пребывает в состоянии «космического сознания», он либо сознательно лжет, либо сам заблуждается относительно природы переживаемого феномена. Какой бы степени познания и силы человек ни достиг во время такого опыта, если это былоbonafide[3], то он запечатлевается в сознании его мозга, и, если клетки памяти этого мозга были хорошо развиты, они запишут и сохранят это переживание. Но если случится так, что возможности его сознания были ограничены либо недоразвитыми или же выродившимися клетками памяти, либо непомерным тщеславием, или даже желанием использовать полученное в этом переживании знание для личной выгоды, и он забудет, проигнорирует или отбросит одну маленькую, но бесконечно важную деталь и тем самым внесет свой вклад в искажение и злоупотребление этим знанием, то его неудержимо повлечет по пути левой руки – нисходящему пути жизни. Та маленькая, но исключительно важная деталь познания, которое приходит вместе с таким опытом, есть его собственная уверенность в единстве всей жизни, а значит, и необходимость полного обуздания личной воли и личного желания при использовании полученного знания.

После этого опыта он никогда, поистине, больше не скажет «я есмь», «я могу», «я хочу» с точки зрения своей личности. Он никогда больше не выдвинет себя как объект личного возвеличивания, никогда не посягнет ни на одну личную вещь или создание. Еще менее он захочет появиться среди людей и, подобно какому-то хвастуну, заявить об овладении «Космическим сознанием». Даже Великий Учитель должен был умереть для мира и в мире, прежде чем Он был «вознесен», то есть достиг непрерываемого духовного сознания.

Если бы какой-то человек был действительно таким образом «вознесен» и сохранил знание своего единства со всем живущим, то окружающие уяснили бы себе кое-что об этой великой реальности благодаря воздействию его поступков и слов, а также магнитно-духовных эманации. Они никогда не узнали бы этого из его уст, ибо если то, что он благополучно прошел через это высшее испытание ученика, было действительно правдой, то даже одна мысль об обособленных интересах и каком-то личном обожествлении причинила бы ему мучения.

Каждый Аватар, каждый Спаситель человечества успешно прошел через это испытание, прежде чем достиг Нирваны.

Зная эти факты, вы не позволите увести себя в сторону, чтобы почитать «ложных богов» – самозваных «Аватаров». Поистине, счастливы вы, если, заранее зная эту сторону опыта, о котором Я говорил, используете это знание для укрепления вашего личного сознания об истине Единства, прежде чем она откроется вам в вашем собственном переживании. В таком случае ваши клетки памяти значительно укрепятся и вам не будет грозить опасность забвения, отрицания или отвержения того, что может показаться умалением вашего чувства собственной значимости.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

НАСТАВЛЕНИЕ 140

Очевидное притяжение между людьми совершенно различного характера и положения является загадкой для тех, кто не принимает учения древних о действии закона противоположностей.

Порою, к великому удивлению знакомых, чистая, невинная девушка притягивается вдруг к какому-нибудь отъявленному развратнику, а чистый помыслами, интеллигентный молодой человек ловится в сети, расставленные порочной, развращенной женщиной, губя свою жизнь. И весь мир только смотрит и удивляется, не обращая внимания на тот факт, что здесь проявляется прямой ток силы, действующей между качествами, называемыми нами «добродетель» и «порок». Если этот ток, существующий между двумя вовлеченными в него человеческими существами, не прервать, то он неизбежно привлечет психические желания обоих к общему центру, в котором создается настолько крепкая связь, которую почти невозможно разрушить до тех пор, пока пресыщение не оттолкнет эти тела друг от друга.

Если этот ток прерывается человеком сознательно, то это совершается благодаря проснувшейся совести. Такое пробуждение наступает в определенное время жизненного цикла и всегда в низшей точке индивидуального круга эволюционной спирали, олицетворенного в библейском поучении о возвращении Блудного сына к здравомыслию. Это происходит в период пресыщения и самоанализа, когда жертва тока притяжения решает «восстать и направиться к Отцу своему» и просить соизволения стать слугою, вместо того чтобы требовать подтверждения своих прав сыновства, иными словами, тогда, когда личная водя начинает подчиняться Воле Божественной.

Однако в действительности возможность расточительства существует как на полюсе порока, так и на полюсе добродетели; и те, и другие – расточители природного закона. Чрезмерная добродетель может привести к не меньшим осложнениям, нежели чрезмерный порок, однако именно в результате первой и возникает та среда, в которой блудные сыны и дочери обретают свое ментальное и психическое пристанище в дни или годы своего раскаяния, – пристанище, созданное самими судьями и вершителями тех нравственных и психических законов, что были попраны.

В притче о блудном сыне один из этих полюсов олицетворен старшим сыном, а другой – младшим. В обоих случаях, когда достигается состояние пресыщения и приходит время самоанализа, необходимо избрать новую линию поведения и сделать новый шаг. И как бы ни страдала при этом личность, этот шаг должен быть сделан в направлении самоотречения, подчинения личной воли Воле Божественной, если путник хочет разбить силу влекущего притяжения и освободиться от свойственного ему колебания между двумя полюсами. Иначе в последующем воплощении изменится лишь его местопребывание и окружение вместо подъема по кармической лестнице жизни в целом, который с одинаковым успехом может произойти с обоими расточителями, – и младшим, и старшим сыном, если они овладеют своими возможностями в указанное время, то есть тогда, когда это позволяет закон эволюции, и тем самым прервут тот ток, что возник из-за неосуществленных желаний.

Рассматриваемое действие силы притяжения между добродетелью и пороком приписывалось и любопытству тех, кто вступал в подобную связь, и патологии, и страху – словом, чему угодно, только не тому, что есть на самом деле; а именно одному из природных способов испытания качеств души, ее возможностей, развития, ее эволюционной стадии – будь она человеческой или животной, – с тем чтобы найти ее точное место на великой шкале жизни. И сила, используемая природой в таких случаях, является столь же материальной, как и животный магнетизм, и приводится в действие Божественным законом противоположностей.

Ее полюсы – позитивный и негативный, мужской и женский; в той же точке, где прерывается вышеупомянутый ток, проявляется нейтральный центр этой силы и устанавливается равновесие.

Сила человеческого магнетизма начинает действовать между двумя людьми противоположных устремлений и характеров, как только они встречаются и вступают в более близкие отношения на физическом плане. И от того, достигли ли они – поодиночке или вместе – точки равновесия, отвечающей нейтральному центру, всецело зависит, будут ли разрушены низшие степени силы магнитного притяжения и избежит ли кто-нибудь из них влияния другого. Если к моменту встречи оба они достаточно развиты, то подчинятся более высоким степеням силы магнетизма, действующей уже на более высоком плане жизни, и перенесут свои желания в иные сферы устремлений. Так, например, их желания могут быть перенесены с физического плана на ментальный или с ментального на высший астральный. Естественно, такое действие потребует особых усилий с их стороны. Однако если природа препятствий и трудностей будет преодолена, то ограничения, которые нужно превозмочь, изменятся, и эта борьба умножит их силы и жизнестойкость; следовательно, и конечная победа будет соответственно более серьезной.

КОСМИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ

НАСТАВЛЕНИЕ 141

Если бы вы были истинно зрячими и могли видеть астральные рекорды – космическую картинную галерею всех времен, – то среди этих, запечатленных силою действия природного закона рекордов не много бы вы нашли таких, которые бы наполнили вас большим сожалением и даже ужасом, нежели те, что изображают конечные результаты – плоды вашего одобрения бессердечных, лживых или вводящих в заблуждение рассказов, предложенных вашим ушам лицами, преследующими личные интересы, или злонамеренными клеветниками.

Яд, проникающий в вашу магнитную сферу из уст этих клеветников, действует так тонко и незаметно, что вы не ощущаете его присутствия даже тогда, когда дело уже сделано; и вам также не приходит в голову, что вы передаете этот яд всем окружающим, даже не произнося ни слова, одной лишь волной магнитной силы, излучаемой вашим телом.

Субстанция этой сферы настолько восприимчива, чувствительна и проницаема, что всякий направленный волей звук нарушает ее равновесие, позволяя распространяемой через звук силе – благой или злотворной – войти и занять нужное место. Если эта сила злотворна, то она возбуждает зону, подверженную дурному влиянию, и тогда возникает состояние, подобное тому, когда в тело вонзаются ядовитые шипы. Это состояние воздействует на физическое тело, если оно слабое; но в любом случае страдает майявическое тело. Если же это будет благая сила, то происходит в точности обратное: она успокаивает какой-нибудь слишком активный центр и открывает вход энергии более высокого состояния субстанции, побуждающей к внутреннему росту.

Когда вы задумаетесь над некоторыми внешними последствиями жестокого злоупотребления силой произносимых слов: над разбитыми жизнями, исковерканными характерами, самоубийствами, войнами, убийствами и другими преступлениями, которые можно наблюдать на плане грубой материи в течение одной жизни, а также о совокупности всех таких последствий во все времена; когда вы осознаете, что ни одно человеческое действие – благое или дурное – не завершается вместе с окончанием проявленной жизни, что оно запечатлевается в астральном свете, – только тогда вы сможете получить некоторое представление о значении тех истин, с которых Я начал это послание.

Как бы ни был человек добросовестен, он никогда не сможет повторить в точности услышанного рассказа. Ни один человек никогда не восстановит всех деталей какого-то случая или события в точной последовательности: он или пропустит подробности, или так затемнит смысл случившегося, что придаст тому нечто нелепое или прямо противоположное мысли и выводам рассказчика. Все это произведет ложное впечатление на слушателя, и при следующем повторении родится двойная ложь.

Если это делается ради какой-то эгоистической или вредоносной цели, то последствия возможного зла будут умножаться бесконечно.

Первый урок, который должен запечатлеться в уме личного ученика одного из Посвященных, – это необходимость развития привычки молчания. И урок этот весьма настойчиво внушается не только в целях создания лучших условий для развития внутренних чувств, но прежде всего для того, чтобы научить ученика контролировать собственную речь, а также уметь ограничить речь других. Не принимая в свою магнитную сферу разрушительных сил, освобожденных звуком и окрыленных злой мыслью, он тем самым не дает хода нежелательным речам других.

Тот, кто живет в молчании, тот учится любить своих собратьев-людей и понимать их так глубоко, что теряет всякую охоту останавливаться на преходящем следствии каких-либо совершенных ими ошибок, ибо он знает, что добро, на которое они способны, гораздо сильнее, нежели зло, которое легко может быть перевешено добром при правильном воспитании. Он знает, что силы подозрительности, суровой критики и обвинения, направленные им и поглощенные чувствительной магнитной сферой другого человека, только подчеркнут и усилят существующее в нем зло. Это намного затруднит борьбу между добром и злом в сердце осужденного человека, а сам обвинитель будет страдать от действия сил, которые он породил и выпустил на свободу. Таким образом, воспитание привычки молчания является наиважнейшим и в вопросе самозащиты.

 


[1] Субъективный и невидимый план, следующий непосредственно за земным, в котором пребывают астральные формы, порожденные физическими и ментальными желаниями всех живых существ. Соответствует Гадесу древних греков и Аменти египтян – стране Безмолвных Теней. (Примеч. ред.)

[2] Покров Бесконечного, Абсолютного (евр.}

[3] Честно, добросовестно (лат.}.

 

"Учение Храма" (кн.2, фрагмент 3)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДУША

НАСТАВЛЕНИЕ 142

В последнее время, особенно в теософических кругах, много говорят относительно индивидуализации души, имея в виду отделение какой-либо души от групповой. Попробуем рассмотреть эту спорную теорию, но не в духе полемики, а лишь для того, чтобы обратить внимание на один простой факт, наблюдаемый во всех областях жизни. Любая истинная группа живых существ в определенном смысле является семьей независимо от того, мала она или велика. Если в силу каких-то обстоятельств или условий к ней прибавляется другая жизнь, не принадлежащая этой группе, она всегда будет оставаться чуждой независимо от степени близости с членами этой группы.

Существуют группы внутри групп, от индивидуализированных групп Солнечной системы до амебных скоплений, которые всегда отчетливо различаются между собой и имеют свои характерные особенности. Клеткам, образующим сердце человека, нельзя придать индивидуальный характер клеток какого-то другого органа или его части, так же как и человек не может изменить своей тождественности, или своего места на генеалогическом древе, отрицая родство с родившей его матерью. Такой человек может жениться, родить детей и таким образом основать новую семейную группу, но это не изменит его родства с собственной матерью и изначальной, основной семейной группой; его брак служит лишь для того, чтобы образовать новую, меньшую подгруппу в большей группе, и поскольку духовная линия всегда наследуется через мать, то его дети принадлежат к той же групповой душе, что и его жена. И чем сильнее и мудрее его разум, тем более он впитал тот беспредельный разум, что является наследством изначальной группы, от которой он произошел и спустился через все прошлые века, со времени первого семеричного разделения проявленного Космоса. Его тождественность и, следовательно, индивидуализация были установлены с первым взрывом семени жизни, одушевившего монаду.

Хотя каждая клетка каждого сердца, что бьется во всех царствах природы, содержит в потенциале форму и сущность любого другого органа и формы во Вселенной, ни одна из них не может изменить свою форму и природу в пределах одной Манвантары. С течением времени все они будут приведены в близкий контакт с клетками других органов и породят третью форму жизни. Эти третьи формы явятся соединительными линиями между семьями клеток сердца и другого органа. Через эти соединительные линии будут передаваться родовые импульсы каждой из семей, способствуя эволюции обеих.

Когда различные состояния субстанции, которые будут формировать клетки всех органов чувств и воли во всех царствах природы, благодаря взаимодействию будут приведены в гармоничное соотношение, тогда они смогут воплощаться в определенной форме, как делали это в прототипах всех форм проявленной жизни. Эти прототипы были индивидуализированными сущностями, ибо с формой всегда приходит и индивидуальность. Однако Мы полагаем, что следует различать сознательную и бессознательную индивидуализацию. Кажущееся расхождение во взглядах на этот предмет, существующее между Нами и другими, пожалуй, преувеличено. По Нашим представлениям, сознательная индивидуализация приходит с пробуждением интуиции. Если контакт с другими расами человечества и играет в этом какую-то роль, то эта роль второстепенна, и Мы не видим, чтобы это могло каким-либо путем повлиять на отношение индивидуальной души к групповой, частью которой она является. Непрерывное отождествление с Беспредельным может быть лишь реализацией своей истинной связи с любой другой эманацией Беспредельности. И такая реализация приводит к окончательному растворению того, что ныне Мы именуем личным отождествлением, в отождествлении общем.

Если бы мы смогли проследить нашу родословную через каждую семейную группу великой групповой души, частью которой мы являемся, и таким образом узнать о нашем родстве со всеми членами одной великой семьи – Человечеством настоящего века, то это весьма помогло бы укреплению наших связей, а также объяснило тот антагонизм, который мы иногда чувствуем по отношению к другим без всякой видимой на то причины.

Мы говорим об эго, о монаде, о Сынах Воли и Йоги, а также о всех других дифференциациях высших царств мысли и бытия. Но все они могут быть суммированы в двух словах – «Тождественность» и «Разумность», – или «Я ЕСМЬ» – Божественной Души; это есть знание того, что «я» как индивидуальное сознательное разумное бытие живет и развивается в согласии с определенным Божественным прототипом, более великим «Я ЕСМЬ». И сама групповая душа должна развиваться так же, как атомы группы, и если развивается какая-то часть группы, это означает, что в соответствующей степени эволюционирует и вся группа в целом.

ЕДИНСТВО

НАСТАВЛЕНИЕ 143

Хорошо известен тот факт, что чем сильнее сближаются и концентрируются молекулы материи, тем более они становятся единым телом, теряя способность дифференцироваться в индивидуальных формах, и тем быстрее все формы, которые состояли из этих молекул, начинают проявлять признаки старения и распада. Но какие бы физиологические причины ни были установлены в результате исследований (заметим, что эти причины, выдвинутые авторитетами различных школ в разные века, периодически изменяли свой характер), истинная причина лежит за пределами царства физической материи.

Так как вся жизнь едина, то чем ближе к первичному состоянию космического мыслетворчества, в котором невозможна никакая дифференциация, тем скорее осуществляется распад субстанции, который позволяет освободить мыслеформу, скованную законами, управляющими силой и субстанцией; после чего искры мысли, из которых состояла эта мыслеформа, получают возможность соединиться в более концентрированные формы. Вероятно, вы наблюдали, как соединяются вместе отдельные шарики ртути. Сила, что соединяет разрозненные капли ртути воедино, это та же сила, которая притягивает друг к другу разъединенные искры мысли в тот момент, когда преодолевается разделяющая их сила – сила дезинтеграции, свойственная субстанции низких вибраций. И потому все усилия тех мечтателей, что так старательно ищут эликсир жизни на физическом плане, где ничто не постоянно, обречены на неуспех.

Лишь та духовная сила, которая первоначально облекла мысль в форму и побудила эту форму создать матрицу для воплощения протоплазмической субстанции, и может быть настоящим эликсиром жизни, насколько это касается жизни в объективной форме.

Если бы человеку была полезна долгая жизнь; если бы его эволюция не требовала сейчас более длительных периодов покоя и ассимиляции между жизнями, нежели могла бы предоставить беспрерывная жизнь в материи, то он давно бы уже нашел то, что так долго искал: силу продлить свою жизнь до бесконечности. Но пока его жизнь скована жаждой удовлетворения иллюзорных чувств и он не способен охватить реальности индивидуального сознания в единстве, до тех пор его естественный срок жизни не может превышать периода, положенного для людей нынешней земной расы. В доисторические времена человек жил долго по той причине, что тогда дифференциация субстанции и силы и ментально, и физически проявлялась гораздо сильнее, нежели в настоящее время. По мере того как интересы, цели и идеалы человечества сближаются и объединяются, религиозные, социальные, деловые и политические течения жизни точно так же становятся ближе друг другу. По мере того как уменьшается число различных содружеств, обостряется интеллект и вместе с тем утрачивается духовность, вступает в свои права эпоха разложения и распада. И тогда природа выбирает лучшее из имеющегося под рукой материала для матрицы новой расы, а старая вымирает или погибает в какой-нибудь великой катастрофе.

Тот факт, что глубочайшие мыслители и наиболее проницательные исследователи во всех областях науки практически едины в своем признании великой истины о единстве всей жизни, является одним из знаков этого времени. Исследования в области физики приводят к открытию и освещению многих давно утерянных соединительных звеньев между различными порядками жизни. Но до тех пор пока эти исследователи не будут принимать в расчет сознательность и индивидуальность меньших форм жизни, до тех пор пока душа будет оставаться вне сферы их исследований, они будут продолжать свою работу почти вслепую.

Названные исследователи не могут более отрицать факта возможности превращения одной субстанции в другую, однако выполняющие такое превращение сознательные живые существа – промежуточные жизни – все еще недоступны их сознанию.

Огромная энергия, заключенная в свете и излучаемая им в различных вариациях цвета, теперь уже до некоторой степени признана, но элементалы, облеченные в его форму, изменяющие ее и погибающие, чтобы снова жить в каждой искорке цвета, не поддаются исследованию при помощи физических чувств.

Истинный оккультист не только знает обо всех этих удивительных фактах, но и в состоянии применить их как в своих собственных целях, так и для пользы мира в целом. Но ему приходится работать в весьма невыгодных условиях, пытаясь доказать или передать свое знание тем, кто отказывается его принять или же не способен подготовить себя к такому знанию. И когда говорят, что жертвенность есть первый ключ для овладения этим знанием, они начинают выискивать какую-нибудь личную причину, которая, по их мнению, может служить исключением из правил. Если им будет сказано, что необходима личная чистота, они начинают выискивать пути, чтобы как-то уменьшить необходимую степень этой чистоты, или находят оправдания, чтобы можно было смягчить суровость такого требования и все же сохранить разрешение оставаться на своем месте. Если им указывается на долг по отношению к своим руководителям, они сразу же начинают прикидывать, насколько далеко они могут пойти в обратном направлении без риска подвергнуться опасности, или находят какое-то объяснение в своей личной природе, которое может оправдать их трусость и малодушие. Они не могут принять указанных им простых положений и действовать в соответствии с ними. Но для достижения духовной мощи существовал, существует и будет существовать лишь один путь. Другого пути нет и не будет.

При этом равно необходимы как определенные физиологические изменения, так и наличие известных ментальных и моральных качеств и свойств, и совершенно необходимы определенные духовные качества. Всего этого ученик должен добиться личным усилием и лишь путем повиновения тем законам, которые управляют каждым из вышеназванных необходимых условий.

ТОЛЬКО ОДНА ВОЛЯ

НАСТАВЛЕНИЕ 144

Возможно, самой первой вашей мыслью будет желание отказаться от принятия такого категорического утверждения, как отрицание существования собственно человеческой воли. Но если единство всей жизни для вас нечто большее, нежели просто теория или гипотетическое предположение, то вы сможете принять это утверждение и применить его в поисках того основного фундамента, на котором покоится ваше построение единства жизни.

Существует лишь одна Воля. Двум или более волям было бы невозможно существовать или проявляться во Вселенной закона и порядка. Одна воля непременно столкнулась бы с другой в силу самой своей природы, ведь воля – это прежде всего направление. Вселенная, равно как и каждый ее проявленный атом, движется по кругу или, вернее, по спирали до завершения положенного ей цикла. Любая линия жизни может кончаться или начинаться, относительно говоря, в прямом направлении, однако она очень скоро искривляется и это неизбежно влечет за собой устремление к круговому пути. Величина дуги круга зависит от направляющей силы воли, а степень силы определяется особым действием принципа Желания, стоящего за Волей.

Равновесие Вселенной не могло бы поддерживаться, если бы было возможно вмешательство второй и, следовательно, негативной, оппозиционной воли, препятствующей направлению, заданному первичным импульсом. Та же мощь, что ускоряет и направляет линию силы, определяет время, место и степень ее изгиба. «Вот до сих пор и не далее», – говорит Божественный Создатель, определяя курс Вселенских вод, и Он же возвещает: «Моя линия прошла через всю землю». Заметьте – «МОЯ» линия, но не линия какой-либо иной сущности. Когда достигается граница линии жизни, та же направляющая сила, которая начала ее, ведет ее назад к исходному пункту, с запасом приобретенного на пути опыта. Этот опыт определяет степень кривизны следующей жизненной линии – следующего воплощения эго.

Этого вполне достаточно, чтобы пояснить Мое утверждение о том, что существует лишь одна Воля. Воля, управляющая саморазвитием атома, есть та же самая Воля, что продвигает и направляет человека. Сам человек не может породить волю ни для того, чтобы пошевельнуть рукой, ни для того, чтобы сделать вдох. Но благодаря его коренному единству с Божеством он может управлять и таким образом пользоваться Божественной, созидательной Волей до той степени, до какой он развил в себе канал этой Воли и согласовал свой путь с линией пути Божественного плана. Если он терпит неудачу в каком-либо деле, эта неудача объясняется той степенью различия, или дистанцией, которая существует между его низшим, материальным «я» и его эго, ибо эго есть Божество в нем, «единство в многообразии». Следовательно, его успех будет находиться в прямой зависимости от степени признания им Божественного и подчинения той направляющей силе, которая изгибает прямую линию его жизни, чтобы, приведя аурическую сферу энергии – оболочку его эго – к ее исходной точке, послать ее с увеличенной силою к более широким пределам, для более великой, иными словами, более полезной жизни.

Когда к человеку придет осознание вышеупомянутых фактов и он поймет, что для выполнения всякого волевого акта, каким бы незначительным тот ни казался, он применяет самую сущность Божества, то в тот же момент, если только он нормальный человек, – величие, Божественная красота и святость его миссии на земле наполнят его трепетом и благоговением и укрепят его намерение трудиться согласно законам Бытия, а не в противовес им. Его действия будут определяться высшими мотивами, намеченная цель будет вести его, он выработает определенное отношение к каждому живому существу; и тогда жизнь даст для него и для его труда куда более великие идеалы, нежели те, с которыми он сталкивался прежде и которые отчасти или полностью реализовал. Когда осознание значительности всякого аспекта жизни станет для него более ясным, постепенно исчезнут его прежние эгоцентрические представления о важности его личной воли. И тогда не будет более повторяться «я» в делах, в которых он участвует, ибо оно заменится на «МЫ».

Чем серьезнее препятствия, которые ставят природа или люди на пути осуществления такой Божественной цели, тем все более настойчиво, все чаще будут повторяться его усилия достичь этой цели; следовательно, тем более несокрушимой станет его сила воли. Иными словами, тем шире будет канал, через который может течь Божественная Воля. Слова «Да будет Воля Твоя» отнюдь не означают малодушного подчинения обстоятельствам и условиям. Они выражают вопль души о познании природы Божественной Воли, о даровании силы применить эту Волю как подобает. Неприменение какой-либо функции дает в результате разложение и смерть в любой сфере жизни; случай с волей не является исключением. Но сознательное употребление Божественной энергии Воли для противодействия Божественному Закону или для того, чтобы сокрушить, искалечить или уничтожить другую душу или тело ради достижения какой-либо эгоистической цели, является непростительным грехом; непростительным по той причине, что неизбежная реакция, вызванная негативным аспектом той силы, которая создала его проводник и через который она действовала, его же и уничтожит.

Боритесь всем вашим сердцем и умом, освобождая их от ранее укоренившихся идей, за осознание всего того, что Я пытался вам передать. Поймите же, что личная ответственности в действительности означает ответственность за каждую вещь, за каждое существо, с которыми вы соприкасаетесь. Поймите и то, что вы не можете жить праведно, избегая этой ответственности, как нельзя жить на физическом плане и не дышать. С пробуждением чувства личной ответственности приходит и расширение канала Божественной Воли, и сила, позволяющая применить ее поток.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!