Эволюция рисунка: перо, перо и кисть, господство кисти.



Искусства: 1. пространственные и временные. Пространственные: архитектура, скулптура, живопись. Временные: музыка, мимика, поэзия. 2. По использованию художественных средств: прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные). Прямые: мимика, поэзия, отчасти музыка (та область, где только голос и человеческое тело задействованы). Косвенные: архитектура, живопись, скульптура, частично музыка (инструментальная её часть) 3. По измерениям. Время - 4-ое измерение. В одном измерении не существует ни одно из искусств. Двумерные: живопись, графика. Трехмерные: скульптура и архитектура. В четырех: музыка, мимика, поэзия. Каждое искусств стремится перейти в следующее измерение. Графика - самое популярное из искусств. Графика от греческого слова графо - черчу, пишу. От него происходит другое название - грифель - основного инструмента графики. Функции графики: 1. Самостоятельное произведение 2. Подготовительная стадия для других искусств 3. Графика - популяризатор произведений других видов искусств. Т.н. редакционная графика. 4. Графика наиболее популярна, так как тесно связана с непосредственным бытом человека Принципиальное отличие графики от живописи в специфическом понимании пространства. Живопись стремится к трехмерности, иллюзии объема. Графика же наоборот имеет в себе своеобразный конфликт в плоскостности и пространстве. Термин графический может означать качественную оценку произведения, вытекающую из качеств материала и технических средств. Он может применяться и к живописным произведениям (например в отношении монохромных произведений). Графика может быть не графична (акварель, пастель и т.д.) Графика включает в себя 2 формы: рисунок и печатную графику. У них различные происхождения, назначения и технические средства. Рисунок уникален. Он существует в единственном экземпляре. По Випперу, это “монолог” художника с уникальным почерком, индивидуальной фактурой. Печатная графика, или гравюра, рассчитана на тираж и широкие слои общества, причем в ПГ художник всегда строит композицию сообразно сюжету. Многое определяется материалами.

Основные графические средства - штрих, точка, пятно и контурная линия (контур и силуэт) Цвет лишь вспомогательного характера.

Контур лишь очерчивает, силуэт - дает заполненный объект.

1. Станковая графика (рисунок, эстамп)

2. Книжная графика

3. Прикладная графика

Графика делится на уникальную (рисунок, акварель, монотипия) и печатную (гравюра).

РИСУНОК

Рисунок первым передает важность замысла художника.

*Картон - эскиз монументального произведения живописи в натуральную величину

В эпоху поздней готики-раннего возрождения живопись отходит от архитектура в виде станковой формы, происходит разделение также графики и живописи как самостоятельных видов изобразительного искусства. С этого времени начинается самостоятельный путь графики как вида изо.

Эволюция:

1. Линия процарапанная

2. Линия нарисованная

3. Контур

4. Силуэт

5. Штриховка

6. Тон

7. Красочное пятно

МАТЕРИАЛЫ

1. Древнейший материал - деревянные дощечки (от средневековья до 16-ого века в Германии). Первоисточники - римские мощеные таблички. Средневековые делались из буковой древесины имели квадратную форму величиной с ладонь.
При подготовке грунтовались костяным порошком и иногда обтгивались пергаментом. Рисовали на них металллическим грифелем, или штифтом. Подобные дощечки часто объединяли в альбомы.

2. Пергамент. Изготовлен из кожи (более всего из телячьей). Пергамент перед использованием грунтовался и полировался. До изобретения бумаги занимал главенствующие позиции в рисовании. В 17ом веке со свинцовым грифелем или графитным карандашом

3. Бумага изначально делали из древесного луба, из-за чего она была рыхлая и ломкая. Через Среднюю Азию бумага попала в Западную Европу. Важным центром бумагопроизводства был Самарканд. В Европу бумагу делали из льняных тряпок, в 12-13 веке важными центрами егё проивзосдват в ЗЕ были Германия и Франция. С конца 13ого века появляются водяные знаки, фабричные знаки на бумаге. Для рисования её стали использовать только в 14ом столетии. Какое-то время сосуществовала с пергаментом. *Такие художники как Чемабуэ и Джотто рисовали также на пергаменте.
В начале 15-ого века появляется два лагеря: за бумагу и за пергамент. Первым рисунком на бумаге дошедшим до нас есть рисунок Мазаччо, начало 15ого века.
На Севере пергамент держится дольше. Старинная бумага была довольно толстая и её необходимо было приготовить: бумага проклеивалась и грунтовалась, подсвечивалась. В конце 15ого века распространяется голубая бумага как рещзультат нежелания художников использовать грунтовку. В 17-18 векках цветную бумагу использовали для помощи в цвете (например голубая бумага для лунной ночи) и для рисования в несколько тонов при сочитании сангины, белил и т.д.
На белой бумаге цвет возникает пассивно, при этом на цветной бумаге цвет появляется активно, он добывается с помощью

ИНСТРУМЕНТЫ

Есть две классификации

Классификация Лепарини:

Линейный рисунок пером и штифтом.
Рисунок кистью
Тональный рисунок мягкими инструментами

Классификация Сидорова:

Сухие - штифт, карандаш и уголь
Мокрые (жидкие) - кисть и перо

Древнейший инструмент - металлический грифель и до конца 15ого века наряду с пером был самым распространенным инструментом рисования.
В средние века использовали свинцовый грифель. Он давал мягкие легкостирающиеся линии, использовали как подготовительное вспомогательное средство.
Сменяется серебряным, который становится любимым инструментом 15ого века. Из серебра делали только наконечник. Имели различную форму и богатый декор. Им работали на грунтованной или тонированной бумаге. Серебряные линии практически не стираются. Им пользовались Гольбейн младший, Дюрер, Вейден, Эйк. В Италии был распространен в умбрийской школе: Перуджино, Рафаэль. Линии было сложно стирать.
В эпоху барокко серебряный грифель уходит со “сцены” искусства. Однако в 19 веке происходит его кратковременное возрождение благодаря стараниям Жана Огюста Доминика Энгра и прерафаэлитов в эпоху неоклассицизма, что было вызвано их восхищением старыми мастерами эпохи Возрождения. Причины упадка серебряного карандаша: изобретение графитного карандаша и генеральная эволюция от линии к пятну и тону. Вытесняется карандашом Контэ в 19ом веке - графитным карандашом.
Графитный карандаш появляется во второй половине 16-ого века.Из-за своего несовершенства не сразу был принят: ранние карандаши царапали бумагу, а штрихи графита легко стирались, в барокко не любили из-за металлического оттенка линии. Служил скорее вспомогательного средства и применялся вместе с другими инструментами. Новый этап в его развитии наступает в конце 18-ого века и связан с именем химика Контэ - карандаш Контэ. Взлёт популярности графитного карандаша дает новый виток в развитии классицизма. Добавляя белую глину, свойства графита были улучшены, например, он получил доволнительную твердость. Официальный год изобретения карандаша Контэ - 1790.

Ещё один инструмент - перо. Его носили с собой в футляре вертикально рядом с чернилами. Более разнообразный по сравнению с карандашом, ему присущи большая динамика и сила выражения благодаря большему числу технических решений в рисовании (вплоть до пятна). Ещё один плюс пера - высокая “прочность” рисунка.
В древности пользовались тростниковым пером. С 6-ого века в Средние века популярным становится гусиное перо. В эпоху Возрождения возвращаются к тростниковому перу. В 17ом веке вытесняется пришедшим из Англии металлическим письмом, вытесняя также все другие виды перьев.
Жидкости для рисования пером:

1. Чернильный орешек. Использовался в средневековых монастырях писцами и миниатюристами.

2. Китайская тушь из ламповой копоти.

3. Бистр из сосновой сажи

4. С 18-ого века - сепия.

5. 19-ый век - анилиновые чернила. В это же время появляется стальное перо.

Существуют образцовые альбомы - архитектурные. Самый известный - французского архитектора Виллара де Оннекура. Альбомы в совеременном понимании повявляются в начале 15-ого века. Самые известные - Джованинно де Грасси и Антонио Пизанелло

Три стадии эволюции рисунка: 1) контур и прорисовка отдельных деталей; 2) пластический рельеф формы; 3) сокращенный импрессионистический рисунок.

На протяжении 15ого века идет борьба готической манеры и манеры Ренессанса. Большое влияние на неё оказал Мантенья, начав исползвоать штриховку и достигнув рельефного эфекта.
Антонио Полайолло использовал штриховку различного нажима и придавал линиям повышенную динамику. Окончательно пережитки готики изживаются на рубеже 15-16ого веков. Появляется новый вид рисунка - набросок пером с его особенностями. Вводится также в употребление перекрестная штриховка, дающая иллюзию пространственной глубины.
В эплху возрождения явно прослеживаются признаки местных школ.

На Севере Европы (Нидерланды, Германия) и Севере Италии назревает перелом в рисунке около середины 16ого века - штрих сменяется тоном, и вместо линии теперь господствует пятно.

Один из основателей тонального рисунка - Пармиджанино. Расцвет тонального рисунка приходится на 17-18 века благодаря Маньяско, Гверчино, Фрагонару, Кастильоне. В рисунке часто используется сочетание пера и кисти. Одна из основных таких техник - лавис.
Лавис - отмывка кистью расплывчатым слоем. Из чернил используется обычно бистр или сепия.. Лавис придает мягкую живописность всему рисунку. Его мастерами считаются Джованни Баттиста Тьеполо, Алессандро Маньяско, Жан Оноре Фрагонар. Это было временем господства тонового рисунка над перовым, когда главным становится изображение передачи пространства света и воздуха. Обычно лавис однотонный - буроватый (если используют бистр или сепию). Иногда применяют лавис в два тона - коричнево-голубой, -черный и редко красно-зеленый. Однако во второй половине 18ого века из-за тенденций неоклассицизма лавис отходит в тень, ведь снова идет мода на чистые четкие линии.
Первая треть 19-ого века возрождает интерес к тональному рисунку в кисти Теодора Жерико, Эжена Делакруа, Франсиско Гойя и т.д. Они используют сепию, контраст светлых и темных пятен.

Смена стилей от Ренессанса к барокко и от классицизма к романтизму означаются преобладанием тонового или линейного рисунка в какое-то время.

Эволюция рисунка: перо, перо и кисть, господство кисти.

В эпоху ренессанса преобладает тонкая кисть, а в барокко - широкая. Окончательное распадение тандема кисти и пера происходит с появлением импрессионистов. Кисть предпочитали Мане и Гис, а перо - Винсент ван Гог, Камиль Писсарро.
Полное возрождение тонального рисунка происходит в советской графике.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 680; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!