Наказуемо было похищение людей



гл. VIII Статья 323. При похищении родовитых людей (kulina) и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней [преступник] заслуживает смертной казни *

СЕМЬЯ

Особо охранялся законами Ману институт семьи, поскольку браки заключались по принципу эндогамности, чтобы не допустить смешения варн.

Цели наказаний за преступления против семьи и нравственности:

· охрана женщины,

· устрашение и предупреждение повторных преступлений.

Были запрещены обман и клевета при заключении брака. Виновные наказывались штрафом (ст.205,224 гл.VIII).

При совершении повторного деяния в течение года преступник платил двойной штраф (ст.373 гл. VIII).

гл. VIII Статья 368. Равный, обесчестивший девушку, не подлежит отрезанию пальцев, но должен быть принужден уплатить двести [пан] для недопущения повторения [преступления].

гл. VIII Статья 2 05. Кто выдает [девушку замуж], предварительно объявив lee] недостатки, будет ли она безумной, прокаженной или потерявшей девственность, тот не подлежит наказанию.

гл. VIII Статья 373. На виновного [однажды и опять] обвиненного в течение года — штраф двойной; столько же за сожительство с вратьей * и чандалкой *.

ЗАКОНЫ МАНУ РЕГУЛИРОВАЛИ ОТНОШЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СУДОПРОИЗВОДСТВА

За лжесвидетельство и неверное правосудие вина делилась между виновным, царём, лжесвидетелем и всеми судьями.

Но если осуждённый виновен, грех был только на нём (ст.18,19 гл.VIII). Исходя из смысла ст.74 гл.VIII, за лжесвидетельство полагалась конфискация.

Однако из благочестивых побуждений обман на суде поощрялся (ст.103).

Если впоследствии открывался обман, ложное решение отменялось, лжесвидетель подлежал штрафу в зависимости от побуждений (ст.117 ), затем изгонялся. Брахман - только изгонялся.

гл. VIII Статья 18. Четверть вины от [совершения] адхармы идет виновнику, четверть — [лживому] свидетелю, четверть — всем судьям, четверть — царю.

гл. VIII Статья 19. Но царь и судьи невинны и освобождаются [от греха), а вина падает на совершившего [преступление], когда осуждается достойный осуждения.

гл. VIII Статья 74. Свидетельское показание, [основанное на] виденном своими глазами или слышанном, — считается важным; при этом свидетель, говорящий истину, не лишается дхармы и имущества (artha) *.

гл. VIII Статья 103. Человек, из благочестивого побуждения говорящий при разборе дела иначе, чем он знает, не лишается неба и мира; такую речь называют божественной.

гл. VIII Статья 117. В каком бы споре ни было сделано ложное показание, надо решение отменить, а исполненное считать неисполненным.

За взятку судьи наказывались конфискацией.

Если судья изменял решение - платил двенадцатикратный штраф и отстранялся от должности (ст.231 гл.IX).

гл. IX Статья 2 31. Тех служащих (niyukta), назначенных для разбора дел, которые, будучи распаляемы жаром богатства, вредят делам просителей, царю надо лишать собственности.

Ряд статей законов Ману направлен на охрану государственного строя. К преступлениям против государства относились расхищение государственной казны, кража государственного имущества, противодействие исполнению приказов, поощрение врагов.

гл. IX Статья 228. Если человек предается этому {пороку] — тайно или открыто, — на него может быть наложен такой вид наказания какой желает царь.

гл. IX Статья 289. Ломающего [городскую] стену (prakara), засыпающего рвы (parikha), ломающего [городские] ворота надо немедленно изгнать.

Законы Ману распространялись и на экономику государства:

· вывоз запрещённых товаров, их продажа,

· торговля в неустановленное время,

· обман при продаже,

· избегание таможни - наказывались конфискацией (ст.399,400 гл.VIII).

гл. VIII Статья 399. Царю следует конфисковывать все имущество [купца], из жадности вывозящего [из страны] товары, [торговля которыми] объявлена [монополией] царя *, а также запрещенные к вывозу.

Несмотря на непоследовательность и примитивность норм Законов Ману, они содержали прогрессивные для своего времени институты.

Норма ст.270 гл.IX напоминает сущность презумпции невиновности: нельзя казнить вора, если у него не найдено краденых вещей.

Известны были понятия соучастия и пособничества, которые приравнивались к преступлению (ст.271,278 гл.IX).

гл. IX Статья 270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, [если у него] не [найдено] краденого; [пойманного] с краденым [и] с (воровским] инструментом (upakarana) пусть велит казнить не колеблясь.

гл. IX Статья 271. Даже тех, которые в деревнях дают пищу ворам и дают место [для укрытия их] снаряжения (bhanda), надо велеть казнить.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!