ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА



Суд и процесс по законам манну

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями"

гл. VIII Статья 1.  Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд (sabha) вместе с брахманами и опытными советниками.

гл. VIII Статья 10. Тот, придя в высокий суд, окруженный тремя судьями, пусть разбирает дела того [царя], сидя или стоя.

 

Ст. 4 предписывала рассматривать дела в такой последовательности: первое – неуплата долга, затем «заклад», продажа чужого, соучастие в «торговом, или другом объединении», неотдача данного, а только после указанной категории дел суд мог приступать к рассмотрению исков о неуплате жалованья, нарушении соглашения, отмене купли-продажи, споре хозяина с пастухом ст 5

гл. VIII Статья 4. Из них первое — неуплата долга, [затем] заклад, продажа чужого, соучастие в [торговом или другом] объединении, неотдача данного.

гл. VIII Статья 5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом.

 

Поскольку законодатель не делал различий между уголовным и гражданским правонарушениями, то и процесс являлся, как правило, единым. Правда, иногда при рассмотрении уголовных дел допускались отступления от общих правил, например, «во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом или действием не надо проверять свидетелей слишком тщательно»

гл. VIII Статья 72. Во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом и делом не надо проверять свидетелей [слишком тщательно]

 

Первоначально применялся обвинительно-состязательный процесс и проходил по установленным законом правилам судопроизводства, в ходе которого, надо иметь в виду истину, предмет иска, себя самого, свидетеля, место, время и обстоятельства. В данном предписании выражено требование законодателя рассматривать дела в суде тщательно. Характерной чертой процесса был формализм. Так, истец при наличии определенных моментов проигрывал дело, если он указывал на свидетеля, не бывшего при сделке, отрицал или изменял свои показания, разговаривал со свидетелями в ненадлежащем месте и т.д. Истец, заявивший о наличии у него свидетелей и не приведший их в суд, лишался права на иск. Истец, безусловно, проигрывал дело и в том случае, если его свидетель в течение семи дней после показаний заболевал, или с ним случалось несчастье от огня, или умирал его родственник: во всем этом видели кару богов

гл. VIII Статья 54.  Кто, объявив доказательство, увиливает, [кто], спрошенный о деле, [ранее] должным образом изложенном, не придерживается твердо [своих показаний].

При разборе дел и вынесении решения суд придерживался формальной оценки доказательств, за которой скрывался классовый и кастовый подход.

Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией.

Женщины могли давать показание только относительно женщин, о «дваждырожденных» могли свидетельствовать лишь «дваждырожденные».

Если свидетели давали разные показания, то принимались во внимание показания большинства. В случае отсутствия такового суд становился на сторону тех, у кого были «хорошие качества».

Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательства применялись ордалии различных видов – испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.            В случае возникновения такой потребности подозреваемый должен произнести клятву или "следует заставить обвиняемого погрузиться в воду, взять огонь, прикоснуться к головам жены или сыновей в отдельности. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, которого вода не заставит подняться вверх и с кем вскоре не случится несчастье, должен считаться чистым в клятве" (ст.114,115 гл.VIII).

Законными видами ордалий были, согласно наставлениям в дхарме в других аналогичных сборниках, помимо огня и воды также весы (для женщин, детей и стариков, их взвешивали по специальной процедуре до и после принесения клятвы), а также яд ("семь яв яда для шудры", — дхармашастра Вьявахарадхьяя, составленная в I—III вв.).

гл. VIII Статья 114. Или следует заставить [обвиняемого] взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

гл. VIII Статья 115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и [с кем] вскоре не случится несчастье, должен считаться чистым в клятве.

 

И если законодатель отдавал на усмотрение судьи решать, какой вид доказательств (клятва или ордалия) должен быть применен, то ритуал их осуществления и оценка последствий ордалии были четко им определены.

гл. VIII Статья 113. Надо заставить клясться брахмана [своей] правдивостью, кшатрия — колесницами и оружием, вайшия — коровами, зерном и золотом, шудру — всеми тяжкими преступлениями.

 

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины(обстоятельства, смягчающие вину; обстоятельства, отягчающие вину; обстоятельства, освобождающие от вины); рецидив- совершение преступления не менее двух раз в течение именно одного года (ст 334,277); соучастие (ст 278)

Законодатель повышал ответственность за неоднократно совершенное правонарушение: «при первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни»     (ст. 277).

В связи с понятием «рецидив» важно содержание ст. 373 главы VIII. Это дает основание пред- полагать, что под рецидивом понималось совершение преступления не менее двух раз в течение именно одного года.

гл. VIII Статья 334. Пусть царь для предупреждения (повторения преступления) отнимет у вора именно ту часть тела, которой он действует против людей.

гл. IX Статья 277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.

гл. IX Статья 278. Дающих (ворам) огонь, пищу, оружие, приют, укрывателей краденного государю следует наказывать, как воров.

гл. VIII Статья 373. На виновного [однажды и опять] обвиненного в течение года — штраф двойной; столько же за сожительство с вратьей * и чандалкой *.

Тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий: принцип талиона («око за око, зуб за зуб»)

гл. VIII Статья 279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, именно он – у него должен быть отрезан, таково предписание Ману.

 ордалии- Божий суд

гл. VIII Статья 114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

гл. VIII  Статья 115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.

 принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

 

К обстоятельствам, освобождающим от ответственности, относились также голод, нужда, т. е. в Древней Индии был известен такой институт как крайняя необходимость

гл. VIII  Статья 341. Дваждырожденный путник, лишенный средств существования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника (iksu) или два [съедобных] корня, — не должен платить штраф.

Если вести речь о составе преступления, то по Законам Ману каждый его элемент (субъект, объект, субъективная и объективная стороны) не остался без внимания законодателя и, как правило, учитывался при назначении наказания.

Субъектом преступления мог быть любой человек, который совершил преступление, в том числе и царь.

гл. XII  Статья 111. Царь, который по неразумию беспечно мучает свою" страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.

Закон предписывал царю наказывать каждого виновного

гл. VIII  Статья 335. Ни отец, ни учитель (асагуа), ни друг, ни мать, ни жена, ни сын, ни пурохита не должны оставаться ненаказанными; для царя ничего не значит имя [того], кто не исполняет своей дхармы.

Но вид и форма наказания зависели от состава преступления, в том числе и субъекта: был ли виновный «простым» человеком или относился к варнам, был ли виновный по принадлежности к варне равным с потерпевшим или принадлежал к более низкой варне. Иногда законодатель особое внимание обращал на пол виновного(мужчина или женщина), на возраст (девушка, женщина, дети, старики),на занимаемую должность (служащий, советник, судья, царь),

на физическое состояние (пьяница, больной) и другие особенности субъекта.

 

Особенно четко выразил свое отношение законодатель к наличию умысла у виновного, т.е. к субъективной стороне преступления.

Виновные в осквернении ложа гуру, принадлежащие к четырем варнам и «совершающие эти преступления ненамеренно, заслуживают лишения собственности, но (совершающие) намеренно – (и) изгнания», т.е. наличие умысла в данном случае значительно увеличивает ответственность за содеянное. Говоря об объективной стороне, необходимо отметить, что законодатель прямо предписывал всегда ее устанавливать и учитывать при назначении наказания, т.е. действие или бездействие, время, способ совершения деяния, его последствия и т.д

гл. IX Статья 242. Прочие, совершающие эти преступления ненамеренно, заслуживают лишения всей собственности, но [совершающие] намеренно — изгнания.

также

гл. VIII  Статья 324. При похищении крупных животных, оружия и лекарственных трав царю следует накладывать наказание, рассмотрев время и обстоятельства дела.

гл. IX Статья 272. Назначенных для охраны в областях и получивших указание соседей (samanta), [но] бездействующих при нападении [грабителей], надо немедленно наказывать, как воров

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

на тяжкие преступления, под которыми понимается любое совершенное с насилием деяние, и все другие, т.е. совершенные без применения насилия

гл. VIII  Статья 345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

Различают четыре самых тяжких проступка:

· убийство брахмана,

· осквернение ложа гуру,

· кражу золота брахмана,

· питье хмельных напитков

гл. VIII  Статья 349. Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

Можно выделить такие виды преступлений:

· как государственные,

·  религиозные,

·  против личности,

· против собственности,

· должностные,

· против порядка управления,

· против нравственности

· преступление против семьи

на первом месте стоят государственные:

· служба врагам царя,

· поломка городской стены,

· городских ворот.

гл. IX Статья 280. Взламывающих царский склад (kosUiagara), арсенал (ayudhagara) или храм (devatagara), крадущих слонов, лошадей или колесницы надо казнить без промедления.

гл. IX Статья 289. Ломающего [городскую] стену (prakara), засыпающего рвы (parikha), ломающего [городские] ворота надо немедленно изгнать.

гл. IX Статья 275. Похищающих казну у царя, упорно противодействующих [исполнению его приказов] царю надо карать различными наказаниями, равно как и поощряющих врагов.

Выделялись и правонарушения, носящие характер святотатства:

· поношение богов и святынь,

· заклад священного водоема,

 а также должностные преступления:

· злоупотребление служащими царя,

· составление ложных приказов и прочих

гл. IX Статья 231. Тех служащих (niyukta), назначенных для разбора дел, которые, будучи распаляемы жаром богатства, вредят делам просителей, царю надо лишать собственности.

гл. IX Статья 232. Составляющих ложные приказы (^asana), подкупающих его советников, убивающих женщин, детей и стариков, а также служащих его врагам царю следует казнить.

Преступления против личности

· Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия (надгробная надпись)

· Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь.

·

Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.

преступления против собственности: за них предполагались суровые наказания.

· Вор, пойманный на месте преступления ,предавался смертной казни.

· Кража из царских кладовых, арсеналов , храмов, а так же слонов и колесниц каралась смертью.

· Жестоко каралась кража ,совершенная ночью .

· Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами.

· За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание.

Имущественные преступления:

· кражу давая ее градации,

· как тайное похищение имущества и грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему

Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того:

· был ли он задержан на месте преступления или нет,

· совершена кража днем или ночью

гл. VIII  Статья 323. При похищении родовитых людей (kulina) и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней [преступник] заслуживает смертной казни

гл. VIII  Статья 324. При похищении крупных животных, оружия и лекарственных трав царю следует накладывать наказание, рассмотрев время и обстоятельства дела.

Законы Ману не проводят различий между прелюбодеянием и изнасилованием (лишением девушки чести против ее воли)

гл. VIII  Статья 364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию; но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен — ей

Неверную жену, «обнаглевшую вследствие знатности родственников» затравливали собаками

гл. VIII  Статья  371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и [своего] превосходства *, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.

НАКАЗАНИЯ

Цели наказания:

· возмездие преступнику,

· предупреждение новых преступлений

· устрашение

гл. VIII  Статья  262. При решении относительно межевых знаков (setu) для границ полей, колодцев, прудов, сада и дома должно быть узнано мнение соседей (samanta) *.

гл. VIII Статья  263. Если соседи говорят ложно, когда люди спорят из-за межевого знака, каждый из них должен быть подвергнут царем среднему наказанию (sahasa).

гл. IX Статья 288. Все тюрьмы (bandhana) надо помещать вблизи главной улицы, где [все] могут видеть страдающих и обезображенных преступников (papakarin).

Преступления против брахманов считались грехом, наказание за них были самыми строгими

гл. IV Статья 165. Дваждырожденный, [даже] только пригрозив брахману убить его, сто лет пребывает в аду Тамисра.

гл. IV Статья 166. В гневе, намерение ударив его даже травинкой, он рождается в порочных утробах двадцать один раз.

За притеснение брахмана виновный подлежал телесным наказаниям

гл. IX Статья 248. Но низкорожденного *, намеренно притесняющего (badharnana) брахманов *, надо наказать средствами, причиняющими телесные повреждения и вызывающими страх.

Ценность жизни брахмана

гл. XI Статья 127. Одна четверть [покаяния, полагающегося] за убийство брахмана, предписывается за убийство кшатрия, одна восьмая — вайщия; но должно знать, [что за убийство] добродетельного щудры, — шестнадцатая.

Наказание за убийство шудры

гл. XI Статья 132. Убив кошку *, ихневмона, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, [полагающееся] за убийство щудры;

При рассмотрении учитывался:

· мотив преступления,

· время,

· место совершения,

· способ

· состояние виновного.

Отягчающими обстоятельствами были преступления:

· совершённые ночью,

· умышленно,

· с применением насилия

· с причинением ущерба

гл. IX Статья 276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом [в стене дома].

Смягчающими обстоятельствами являлись:

· отсутствие умысла (неосторожность) на совершение преступления

· если деяние совершал ребёнок, старик, беременная женщина

гл. VIII Статья 126. Узнав причину, а также место и время по правде, и рассмотрев состояние [виновного] и [суть] преступления, надо накладывать наказание на тех, которые должны быть наказаны.

гл. VIII Статья 220. Схватив нарушителя соглашения, надо заставить его уплатить шесть нишка, четыре суварны и серебряную щатаману *.

гл. VIII Статья  221. Справедливому царю следует применять это [вышеупомянутое] правило о наказаниях к нарушающим соглашение с деревнями и родовыми общинами .

При назначении наказания учитывался не только объект, но и предмет его. Например, в ст в которых идет речь о кражах, диапазон наказаний весьма широк – от смертной казни до штрафа в небольшом размере.

 При этом именно предмет похищенного (его свойства, размер и т.д.) влияет на назначение наказания (вид и форму).

гл. VIII Статья  320. Для крадущего более десяти кумбха * зерна [полагается] телесное наказание, в остальных случаях должен быть уплачен [штраф], одиннадцатикратный [стоимости украденного], и [возвращено] тому [собственнику] его добро.

гл. VIII Статья  321. [Для крадущего] более ста [пал], измеряемого по весузолота, серебра и т.д., и наилучшие одежды также полагается телесное наказание *.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!