Перспектива с двумя точками схода



Перспектива и композиция. Часть 1

Полезные советы, приёмы и вся, правда, о том, как эти штуки работают.

Основы

Перспектива и композиция во многом идут рука об руку. Правильная перспектива в сцене может усилить эффективность композиции. И наоборот, неверная композиция может сильно испортить эффект перспективы.

 

Сегодня, в первой части этой серии уроков, мы рассмотрим линейную перспективу, которая поможет придать вашим картинам настоящую глубину и реалистичность.

Введение в композиционную точку обзора:

Ни один урок о перспективе не может начаться без упоминания линии горизонта. Линия горизонта – это основной компонент перспективы в любой сцене. Она определяет, что находится выше, а что ниже, что длиннее или короче, куда движутся предметы и как далеко от нас они находятся. Линия горизонта представляет собой самый дальний объект, который наши глаза могут увидеть. Именно там все детали превращаются в точки. Именно там земля встречается с небом.

В сцене направление, угол и высота камеры называется точкой обзора. Точка обзора – это ключевой элемент для передачи настроения или чувств, связанных со сценой. Если мы смотрим вверх, благодаря нашей точке обзора горизонт помещается в нижней части картинной плоскости, таким образом, на картине будет преобладать небо. Если мы посмотрим вниз, линия горизонта смещается вверх на картинной плоскости, и мы видим практически только землю. Необходимо сознательно решить, что мы хотим увидеть больше на картине. Нельзя просто провести линию горизонта там, где вздумается, потому что «нам так захотелось». Например, точка обзора, направленная вверх, показывает нам небо, но на это должна быть причина.

Определяя изначальную точку обзора, спросите себя:

«Почему я хочу показать главным образом землю или небо?»

«Как далеко я смотрю (заглядываю)? Видна ли линия горизонта?»

«Есть ли объекты или персонажи, заслоняющие небо? Или какую-то его часть?»

«Скрыто ли оно потолком или другой поверхностью? Или небо полностью видимо?»

«Учитывая все эти элементы, какое впечатление производит данная точка обзора на зрителя?»

«Такого ли впечатления я хочу добиться от своей картины?»

Рассмотрите примеры рисунков.

Здесь показаны три картинные плоскости с различным расположением линии горизонта. Видите, как линия горизонта, расположенная выше или ниже, полностью меняет нашу точку обзора? Например, какая линия горизонта подошла бы лучше для изображения общего плана гонки или стадиона? А как насчёт авиашоу? А пример в середине? Почему он кажется немного невыразительным по сравнению с другими двумя? Средний пример делит картинную плоскость пополам. Нет преобладания ни земли, ни неба. Этот эффект желателен, если вы не фокусируетесь на заднем плане.

Линейная перспектива с одной точкой схода

Поскольку на линии горизонта все детали сливаются, когда земля сходится с небом, логически мы можем провести линию от горизонта к объекту, опираясь на точку обзора.

В перспективе с одной точкой схода все детали сходятся к одной точке на горизонте. Все объекты, направленные на нас, имеют параллельные стороны. То есть все вертикали строго вертикальны, а все горизонтали строго горизонтальны. Под углом находятся только те линии, которые удаляются от краёв объекта к точке схода на горизонте.

Эти удаляющиеся линии здесь и далее мы будем называть лучами.

Рассмотрите эти примеры рисунков для лучшего понимания перспективы с одной точкой схода.

1)У нас есть линия горизонта на картинной плоскости. На линии горизонта отметим точку схода. К этой точке будут удаляться все лучи, отходящие от объектов.

2)Нарисуем квадрат и маленький прямоугольник. Заметьте, что квадрат пересекает линию горизонта, в то время как меньший прямоугольник находится ниже линии горизонта и немного в стороне.

3)От каждого угла этих объектов нарисуем лучи, сходящиеся к точке схода.

4)Теперь сотрём лучи, находящиеся с невидимой стороны объектов, чтобы объекты казались целыми. (По желанию, можно просто не рисовать эти скрытые лучи, если этого не требуется, как в данном примере. Однако рисование скрытых лучей помогает лучше понять форму объекта).

5)Чтобы объекты не казались уходящими в бесконечность, отсечём лучи так, чтобы у каждого объекта получилась задняя грань. Заметьте, что передние грани каждого объекта по-прежнему имеют прямые нижнюю, верхнюю, левую и правую стороны. Обратите внимание на вертикальные и горизонтальные линии, которые мы добавили, чтобы обозначить заднюю грань объектов.

6)Наконец стираем лучи до той точки, где мы отсекли их. Таким образом, у нас получились чёткие грани этих объектов. Теперь объекты кажутся правдоподобно объёмными и твёрдо стоят на поверхности.

Продолжим добавлять в рисунок объекты, уходящие к линии горизонта.

7)Взгляните на новые фигуры, которые мы добавили в рисунок! Давайте дорисуем к ним лучи, чтобы создать глубину.

8) Окей, смотрится довольно неплохо! Снова отсекаем удаляющиеся лучи, как мы делали раньше, чтобы придать этим объектам правдоподобный объём. Затем снова стираем оставшиеся лучи и перекрывающиеся фигуры.

 

9)Теперь у нас есть отличный набор объектов в перспективе с одной точкой схода. Взгляните, во что можно превратить эту сцену. Может, в городскую улицу? А как насчёт огромных штабелей ящиков на складе? За 9 простых шагов мы построили отличную базу для создания окружения.

Практическое применение перспективы с одной точкой схода:

Перспективу с одной точкой схода лучше всего использовать, когда мы смотрим на что-то, что находится прямо перед нами. Сцены, изображённые перспективе с одной точкой схода – это, как правило, длинные пространства, такие, как коридор, туннель, салон автобуса, сцена, где присутствует дорога, улица или то, что мы видим, когда смотрим прямо вверх или вниз. Если задуматься, то легко понять, почему эти сцены лучше изображать в перспективе с одной точкой схода. Поскольку в перспективе с одной точкой схода все детали удаляются и сходятся в одной точке на линии горизонта, скорее всего, именно туда попадёт ваш взгляд, когда вы посмотрите на рисунок. Эта точка станет композиционным центром. Конечно, вы можете использовать яркость и контрастность, чтобы отвлечь взгляд от точки схода и сместить композиционный центр (об этом более подробно в части 2), но учтите, что зрителю всё равно очень захочется посмотреть на точку схода.

Точка схода не обязательно должна находиться в пределах картинной плоскости. Вам когда-нибудь хотелось нарисовать большую сцену, затем обрезать некоторые участки, чтобы общая композиция стала более компактной? Вы думали над тем, чтобы наклонить линию горизонта таким образом, чтобы все элементы сцены находись под углом? Вы удивитесь, насколько это может поменять ваш рисунок. (Эти эффекты также будут обсуждаться подробнее в части 2). Маленькие наброски будущей сцены могут помочь вам быстро найти нужную перспективу. Избавьте себя от проблем в будущем – спланируйте перспективу и композицию заранее, даже если они так же просты, как на примерах ниже:

1) Что если мы вырежем маленький участок из сцены, которую мы нарисовали ранее? Давайте посмотрим, как он будет выглядеть, когда мы увеличим его до размера изначальной картинной плоскости…

2) Ну как? Увеличивая этот участок, мы можем отыскать новые возможности для композиции. Выходит лучше? А что если мы добавим персонажа, стоящего вон на том выступе?

3) А если наклонить рисунок? Изображение все еще в перспективе с одной точкой схода, просто всё под углом. Разве этот пример не кажется противоположностью предыдущего? Если небо занимает больше пространства, не должно ли там происходить нечто важное?

Вот несколько примеров, которые я нарисовал, используя перспективу с одной точкой схода.

Благодаря использованию большого количества деталей, чтобы разнообразить вертикальные и горизонтальные линии, сцена не будет выглядеть строго в перспективе с одной точкой схода. Заметьте, как в первом примере использование множества сжатых форм и коротких лучей придаёт ощущение большей глубины в относительно маленькой сцене.

Перспектива с двумя точками схода

Хотя перспектива с одной точкой схода часто встречается в рисунках, в реальности она существует только тогда, когда мы смотрим на что-то, находящееся прямо перед нами. В противном случае, если наша точка обзора повернута на пару градусов влево или вправо, в перспективе мы немедленно получаем две точки схода.

В перспективе с одной точкой схода используется одна точка схода и один набор лучей. Как вы уже догадались, в перспективе с двумя точками схода используется две точки схода и два набора лучей.

Это означает, что в перспективе с двумя точками схода единственные параллельные линии объектов – обычно вертикали (но не всегда). Если вы задумаетесь, как окружающий мир вращается вокруг вас, когда вы поворачиваетесь на месте, вы можете заметить, что объекты переходят из перспективы с одной точкой схода в перспективу с двумя точками схода очень быстро. Глядя перед собой, мы воспринимаем большую часть окружения в перспективе с двумя точками схода, и именно она должна быть одной из основных видов перспективы, используемой в большинстве рисунков. Рассмотрите примеры рисунков:

1) Здесь мы имеем линию горизонта с двумя точками схода на ней. Начнём не с плоских фигур, как в перспективе с одной точкой схода. Вместо этого мы нарисуем произвольные лучи, выходящие из точек схода, чтобы набросать объект, который нам хочется.

2) Теперь мы имеем сетку лучей, расходящихся из каждой точки. Я нарисовал лучи разными цветами для того, чтобы их было удобнее различать. Эта сетка послужит нам подручным руководством для создания углов в перспективе внутри нашей сцены.

 

3) Используя только лучи, исходящие из точек, мы создали две стены, сходящиеся вместе под углом. Заметьте, что все вертикальные края стен параллельны.

Эти стены могут послужить основой, как для интерьера, так и для пейзажа. Это здание или пересечение двух широких коридоров? Данный рисунок может стать и тем, и другим.

4) Давайте создадим интерьер! Прибегнув к помощи сетки лучей еще раз, я добавил дополнительные стены, несколько дверей и светильников на потоке. Всё это нарисовано всего лишь по соответствующим линиям сетки. От красной точки схода нарисованы все стены, выходящие налево, а от зелёной – все стены, выходящие направо.

5) Продолжаем добавлять больше деталей, просто отталкиваясь от сетки. Взгляните, как мы подняли потолок, увеличив высоту стен и удалив их к точке схода. Вы можете использовать временные лучи, чтобы измерить объекты, как, например, высоту дверей, чтобы они получились одинаковыми.

6) Сотрём сетку и временные лучи, и получаем набросок довольно крутой сцены! Подумайте, как легко мы могли бы превратить эту сцену в пейзаж, где не было бы потолка, а стены бы образовывали здания.

Масштаб и поле зрения

В отличие от точки обзора, которая определяет, куда мы смотрим, поле зрения определяет, как много мы можем увидеть. Однако не путайте поле зрения с масштабом. Это в корне разные вещи.

Поле зрения связано с расстоянием между точками схода на линии горизонта. Если точки находятся близко друг к другу, вы видите больше пространства, а предметы выглядят узкими, длинными и угловатыми, как если бы мы сжали широкоформатное изображение до размеров экрана обычного телевизора. Мы видим больше пространства, не уменьшая масштаб. Наоборот, когда точки схода далеко друг от друга, мы видим меньше пространства, не увеличивая масштаб. Детали начинают казаться вытянутыми горизонтально, широкими и плоскими.

Здесь мы видим две точки схода очень близко друг к другу. Таким образом, создается очень широкое поле зрения, поскольку лучи должны сходиться в более ограниченном пространстве. Заметьте, что мы видим только переднюю грань самого высокого объекта слева, так как его задние грани удаляются к точке схода позади неё. Так же обратите внимание на очевидное искривление перспективы, когда углы объектов выступают резко и остро. Этот эффект желателен, когда вы хотите добиться эффекта камеры с широкоугольным объективом. Однако в реальных ситуациях подобная сцена встречается не так уж часто.

Здесь точки схода вынесены за пределы картинной плоскости. Лучи сходятся на обычном расстоянии друг от друга, что придает перспективе в рисунке более естественный вид. Можно сказать, это обычная картина, по сравнению с видом камеры с широкоугольным объективом.

Масштаб и поле зрения часто работают вместе. Когда вы уменьшаете масштаб, будто с помощью камеры, точки схода сближаются друг с другом, оптически создавая вид с широкоугольного объектива. Когда вы увеличиваете масштаб, точки схода отдаляются друг от друга, а сцена увеличивается в размере, создавая иллюзию фотографического телеобъектива. Когда вы увеличиваете или уменьшаете масштаб, перспектива не меняется. Сцена становится или больше, или меньше внутри картинной плоскости, а края её отсекаются в зависимости от того, какой фрагмент сцены вы увеличиваете.

Что касается поля зрения, ключевой момент здесь – найти правильный баланс в расположении точек схода, чтобы избежать неправдоподобных искажений. Иногда точки схода будут внутри картинной плоскости, иногда – за её пределами. Всё зависит от композиции, которую вы выберете.

Итак, рисуя сцену, не забывайте о поле зрения и масштабе.

Уменьшенный масштаб, широкоугольный объектив.

 

Увеличенный масштаб, эффект фотографического телеобъектива. Точки схода отдаляются друг от друга, когда сцена увеличивается в размере, но исходная перспектива остаётся неизменной.

Широкое поле зрения. Мы видим больше, так как точки схода находятся близко друг к другу на линии горизонта.

Узкое поле зрения. Мы видим меньше, так как точки схода находятся гораздо дальше друг от друга. Заметьте, что куб не увеличился в размере.

Вот несколько примеров перспективы с двумя точками схода. В кадре из комикса слева вторая точка схода практически незаметна, но, тем не менее, она есть. На фото, которое я сделал, видите ли вы два набора лучей? Где находится линия горизонта? А точки схода?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!