СЕВЕРНОРУССКИЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД 1472 года 1 страница



Подготовка текста и комментарии Я. С. Лурье, перевод В. В. Колесова

ВСТУПЛЕНИЕ

Севернорусский летописный свод, по существу противостоящий великокняжескому летописанию 70-х гг., отразился главным образом в двух летописях — Ермолинской, текст которой доведен до 1481 г., и Сокращенном летописном своде конца XV в. (опубликован в ПСРЛ, т. XXVII. Μ.—Л., 1962 в двух видах: Сокращенный свод 1493 г. и Сокращенный свод 1495 г.; сохранился еще не опубликованный Соловецкий вид). Начальная часть свода, до 1425 г., к сожалению, не может быть реконструирована с достаточной точностью, так как в Ермолинской летописи эта часть почти полностью заменена текстом, сходным с Московским великокняжеским сводом 1479 г. Сходный текст Ермолинской летописи и Сокращенных сводов оканчивается известием ο смерти удельного князя Юрия Васильевича Дмитровского 12 сентября 6981 (1472) г.; очевидно, до этой даты и был доведен лежащий в их основе Севернорусский свод.

Β целом Севернорусский свод охватывал время начиная с X в. (общее известие Ермолинской летописи и Сокращенного свода ο том, что вещий Олег умер, «уяден скорпией из главы мертваго коня своего», — 912 г.) до 70-х гг. XV в. Публикуемая часть свода излагает события от смерти Василия Дмитриевича (1425), включая историю борьбы за московский престол 1430—1450 гг., новгородские походы 1456 и 1471 гг., приведшие к фактическому подчинению Новгорода, присоединение Ярославского княжества в 1463 г., казанские походы.

Севернорусский свод 1472 г. во многих отношениях может считаться замечательным литературным памятником. Завершение свода известием ο смерти Юрия Дмитровского, как и ряд известий ο его военных подвигах, позволяет связывать свод с этим князем; однако перед нами не местная летопись Дмитровского княжества, а общерусский свод, для которого Юрий Васильевич является лишь одним из важных персонажей — наряду с опальным воеводой Федором Басенком, сосланным в Кирилло-Белозерский монастырь, князем Михаилом Андреевичем Белозерским и его сыном Василием и т. д. Связь целого ряда персонажей свода с Кирилло-Белозерским монастырем (Юрий Дмитровский был одним из крупных вкладчиков монастыря), а также отражение Северно-русского свода в ряде кратких кирилло-белозерских летописцев позволяют видеть в нем летопись, составленную в этом монастыре — одном из важнейших культурных центров Древней Руси (подробнее см.: Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV—XVI вв. Л., 1976, с. 168—209). Кирилло-Белозерский монастырь постоянно занимал самостоятельную позицию в борьбе между основными политическими силами XV в., в монастыре переписывались разнообразные, в том числе и сугубо «неполезные», с точки зрения официальной церковной идеологии, памятники. Скептическая позиция, которую занимал составитель публикуемого свода в рассказе 1463 г. ο ярославских чудотворцах, соответствует позиции бывшего игумена монастыря Трифона, занимавшего в 1462—1467 гг. ростовский архиепископский престол и вынужденного оставить его из-за того, что он не признал новоявленных чудотворцев; вероятно, свод был создан в кругу кирилловских сподвижников Трифона. Многими чертами этот свод перекликается с литературной деятельностью кирилло-белозерского книгописца Ефросина (см. ο нем коммент. ниже), включавшего в свои сборники ряд «отреченных» сочинений, которые он сам не рекомендовал «честь в зборе» и показывать многим; краткий летописчик Ефросина связан с публикуемым Севернорусским сводом. Признавая московского великого князя «великим осподарем», севернорусский летописец позволил себе, однако, резкую и яркую критику действий этого государя и его воевод — особенно в описании казни серпуховских дворян в 1462 г. и рассказе ο ярославских чудотворцах.

Публикуемый текст представляет собой научную реконструкцию, отдельные части которой имеют гипотетический характер. Β реконструкцию включались прежде всего совпадающие известия Ермолинской летописи (ПСРЛ, т. XXIII. СПб., 1910; далее: Е) и Сокращенных сводов (ПСРЛ, т. XXVII. М.—Л., 1962; далее: СС), учитывались также близкий к Ε до 1481 г. «Летописец Русский» (опубликованный А. Н. Насоновым в сборнике «Материалы по истории СССР», т. II. М., 1957; далее ЛР) и близкий κ Сокращенному своду Устюжский летописец (Устюжская летопись; ПСРЛ, т. 37; далее: Уст). Включались также известия, сохранившиеся лишь в одной из летописей, но логически и текстуально связанные с основным текстом. Для того чтобы читателю были ясны источники публикуемого текста, приводим краткую схему реконструкции (далее указываются годовые даты и сокращенные обозначения той летописи, по которой реконструируется соответствующая годовая статья; если годовая статья реконструируется по нескольким источникам, перечисляются летописи, к которым восходит каждый фрагмент):

6933 ЛР; Е; ЛР; 6934 ЛР; 6935 ЛР; 6936 Е; ЛР (сходно с Уст); 6937 Е; 6938 Е; 6939 Е; 6940 Е; 6941 Е (с пропусками в середине и конце); 6942 Е; СС; 6943 Е (с пропуском окончания); 6944 Е; СС; Е; СС; Е; 6945 ЛР; 6946 Е; 6947 СС; Е; СС; 6949 СС; 6950 Е; 6951 Е; 6953 Е; СС; 6954 СС; 6955 СС; 6956 Е; 6957 СС; 6958 Е; 6959 Е; 6960 Е; 6961 СС; 6962 Е; 6963 СС; 6964 Е (с пропуском); 6966 СС; 6967 Е; 6968 Е; 6969 СС; 6970 Е (конечное известие ο Ермолине — в приложении); 6971 Е; 6972 Е (с пропуском; конечное известие — в приложении); 6973 Е; 6975 Е (конечное известие — в приложении); 6976 СС (с пропуском окончания); 6977 Е; СС; Е (конечное известие — в приложении); 6978 Е; 6979 Е (середина — в приложении); 6980 Е (конечное известие — в приложении); СС; Е; СС. Β приложении даны известия ο Ермолине, содержащиеся только в Е. Переходы от одного источника к другому внутри годовых статей отмечены абзацами; пропуски внутри источника мест, не имеющих соответствия в других источниках и не включаемых в реконструкцию, отмечены отточиями в угловых скобках.

Текст публикуется по двум основным источникам: по единственной рукописи Ε — РГБ, ф. 178 (Музейное собрание), № 8665, и по неизданному Соловецкому списку СС — РНБ, Соловецкое собр., № 922/1032; дефектные места Соловецкого списка (текст в начале 6976 г. до слов «кликну на них, они же» — и под 6980 г. текст «бѣаше воевода... через рѣку» и конец) дополнены по рукописи РНБ, Погод., 1409. Включенный в реконструкцию фрагмент ЛР публикуется по рукописи РГБ, ф. 178, № 3841.

ОРИГИНАЛ

В лѣто 6933. Преставися благовѣрный и христолюбивый князь велики Василей Дмитреевичь[1] всея Руси мѣсяца февраля 27 по сборѣ въ вторник в 3 часа нощи.

В год 6933 (1425). Скончался благоверный и христолюбивый князь великий всея Руси Василий Дмитриевич двадцать седьмого февраля во вторник в три часа ночи.

 

Митрополитъ Фотѣй сь тоя же нощы посла по брата его Юрьа въ Звенигородъ Окинфа, онъ же, не ида на Москву, иде к Галичу, а на великомъ княжении сѣде Василей Васильевичь. И князь Юрьи взя перемирие до Петрова дни с нимъ.

В ту же ночь митрополит Фотий в Звенигород Иоакинфа послал за братом князя Юрием, но тот, не заходя в Москву, направился к Галичу, а на великое княжение сел Василий Васильевич. И князь Юрий заключил перемирие с ним до Петрова дня.

 

Того же лѣта преставися князь велики Иван Михайловичь Тверской.[2]

В тот же год скончался князь великий Иван Михайлович Тверской.

 

В лѣто 6934. На лѣто ходил Витовтъ[3] ко Пьскову, а был под Опочками да под Вороночем.[4]

В год 6934 (1426). Летом ходил Витовт на Псков, был под Опочкой да под Вороначем.

 

В лѣто 6935. Моръ <...> великъ.[5]

В год 6935 (1427). Моровое поветрие (...) страшное.

 

В лѣто 6936. Витофтъ ходилъ къ Новугороду и стоялъ у Порхова; они же добиша ему челомъ 5000 рублевъ, владыка зъ бояры новогородьскыми 5000 рублевъ другую даша ему, а за полонъ дастъ владыка свою тысячю рублевъ.

В год 6936 (1428). Витовт ходил на Новгород и стоял у Порхова, но жители откупились от него пятью тысячами рублей, да архиепископ новгородский с боярами еще пять тысяч рублей дали ему, а на выкуп пленных дал архиепископ от себя тысячу рублей.

 

Тое же зимы мѣсяца ноября 17 преставися преподобный игумен Никонъ, чюдный старець[6] в 5 час дни.

В ту же зиму месяца ноября в семнадцатый день скончался преподобный игумен Никон, чудный старец, в пятом часу дня.

 

В лѣто 6937. Приходиша татарове к Галичю и града не взяша, а волости повоеваша, а на Крещение приидоша изгономъ на Кострому, и поплѣнише ю, и отъидоша на Низ Волгою. Князь же великы Василей, то слышавъ, посла за ними дядь своихъ, князя Андрѣя и Костянтина, и с ними Ивана Дмитреевича;[7] они же до Нижнего Новагорода ходивъ, и не угониша ихъ, и възвратишася.

В год 6937 (1429). Приходили татары к Галичу и города не взяли, но волости пограбили, а на Крещение напали изгоном на Кострому и, взяв ее, ушли в низовья Волги. Князь же великий Василий, о том прослышав, послал за ними дядей своих, князей Андрея и Константина, и с ними Ивана Дмитриевича; те же, до Нижнего Новгорода дойдя, не догнали их и возвратились.

 

В лѣто 6938. Въ Смоленьсце явися волкъ голъ, безъ шерьсти, и много людей ѣлъ, а в Троцехъ[8] озеро стояло семь дней кроваво. Того же лѣта Витофтъ умре,[9] бывъ на великомъ княжении 38 лѣт. И сѣде по немъ Швитригайло.[10] А князь Юрьи разверже миръ съ великымъ княземъ и, оставя Галичь, сѣде, шедъ, в Нижнемъ Новѣгородѣ; и князь великы посла на него рать с дядею своимъ, княземъ Костянтиномъ. Онъ же то слыша, и отъиде за Суру, и ста на брезе, и князь Костяньтинъ, стоявъ противу, възвратися, зане не бяше, какъ преити на нь. И князь Юрьи по отшествии ихъ пакы прииде в Новъгородъ. Того же лѣта Айдаръ[11] повоевалъ землю Литовьскую, и градъ взя Мченескъ, и Григорья Протасьева поималъ,[12] а Киева не доиде за 80 верстъ, воюя.

В год 6938 (1430). В Смоленске объявился волк голый, без шерсти, и многих людей поел, а на Троках озеро стояло семь дней кровавым. И в год тот Витовт умер, пробыв на великом княжении тридцать восемь лет. А сел на княженье после него Свидригайло. Князь же Юрий расторг мир с великим князем и, Галич оставя, захватил, пойдя, Нижний Новгород; и князь великий послал на него войско с дядею своим, князем Константином. Он же, о том прослышав, ушел за Суру и стал на берегу, а князь Константин, постояв на другом берегу, возвратился, так как не знал, как настичь его. Князь же Юрий после отхода их снова вернулся в Новгород. В тот же год Айдар разорил землю литовскую, и город взял Мценск, и Григория Протасьева захватил, а Киева не достиг лишь на восемьдесят верст, продвигаясь вперед.

 

В лѣто 6939. Князь великы Василей посылалъ князя Феодора Давидовича Пестрого на Болгары, и, шедъ, взя ихъ. Въ то же лѣто знамение бысть на небеси: столпы огнены. Тогда же засуха велика была, земля и болота горѣлы, мъгла же стояла 6 недѣль, яко и солнца не видети, и рыбы въ водѣ мерли. Того же лѣта Фотѣй митрополитъ преставися.[13] Князь великы в Орду поиде, и князь Юрьи после поиде, и дастъ царь Махметъ[14] великое княжение Василью Васильевичу.

В год 6939 (1431). Князь великий Василий посылал князя Федора Давидовича Пестрого на Болгары, и, отправясь, тот взял этот город. В тот же год предзнаменование было на небе: столбы огненные. Тогда же засуха большая была, земля и болота горели, мгла же стояла шесть недель, так что и солнца не видно и рыба в воде дохла. В тот же год Фотий митрополит скончался. Князь великий в Орду пошел, и князь Юрий за ним пошел, и дал царь Магомет великое княжение Василию Васильевичу.

 

В лѣто 6940. Преставися князь Андрѣй Дмитреевичь.[15] И князь велики вышолъ и сѣде на великомъ княжении.[16] И князь Юрьи иде въ свой Звенигородъ, а придалъ ему царь Дмитровъ.[17]

В год 6940 (1432). Скончался князь Андрей Дмитриевич. И князь великий вернулся из Орды и сел на великом княжении. Князь же Юрий пошел в свой Звенигород, и добавил ему царь Дмитров.

 

В лѣто 6941. Женися князь великы Василей Васильевичь, февраля 8, и на той свадбѣ Захарья Ивановичь Кошкынъ имался за поясъ у князя Васильа у Юрьевича у Косого,[18] и князи и бояре разьѣхашася по домом. И князь Василей да князь Дмитрей Шемяка совокупяся, и поидоша къ отцю своему въ Галич. Тое же весны князь Юрьи Дмитреевичь съ дѣтми, Иванъ Дмитреевичь с ним,[19] совокупя силу многу, и приидоша к Москве безвѣстно на великого князя, канунъ Мироносицам, в суботу, апрѣля 5, на Клязму, за 20 верстъ. Князь же великы выиде противу ихъ не во мнозе и, побився мало, и побеже къ Москве <...>. И взявъ матерь и княгиню свою, и поиде къ Тфери, а со Тфери иде на Кострому. Князь же Юрьи сѣдъ на Москвѣ, и посла дѣтей своихъ, Василья да Дмитрея, за великымъ князем, и сказаша его на Костромѣ; онъ же и самъ поиде за нимъ и прииде х Костромѣ; и доби челомъ князь великы дяде своему, князю Юрью, и дасть ему Коломну городъ въ удѣлъ, а миръ свелъ Семенъ Ивановичь Морозовъ, любовникъ княжь Юрьевъ.[20] Москвичи же вси, князи и бояре, и воеводы, и дѣти боярьскые, и дворяне, от мала и до велика, — вси поѣхали на Коломну к великому князю, не повыкли бо служити удѣлнымъ княземъ,[21] и Иванъ Дмитриеевичь с дѣтьми. Видѣвше же се князь Василей да Шемяка, и убиша Семена Морозова, боярина отца своего, в набережныхъ сѣнехъ, рекуще: «Ты учинилъ ту беду отцю нашему и намъ. Издавна еси коромолникъ, а нашь лиходѣй, не дашь намъ у отца нашего жити». И въструбивше, поѣхаша с Москвы и поидоша на Кострому. Князь же Юрьи видѣвъ, яко непрочно ему седѣние на великомъ княжении, и посла къ великому князю, да идетъ на свой стол, а самъ иде въ свой градъ в Рузу,[22] а князь великы прииде с Коломъны на Москву и помирися со княземъ Юрьемъ, и докончалные поимали на том и крестъ целовали, что великому князю въ его отчину не въступатися, а князю Юрью княжения не хотѣти, ни дѣтей своихъ приимати, ни помочи имъ не дати на великого князя. И, умирився, князь Юрьи поиде въ Галич, а князь великы князя Юрья Патрекѣевича посла[23] воеводою на Юрьевичи со всѣмъ своимъ дворомъ. Они же отступиша съ Костромы и сташа на Куси, а в то время приспѣша къ нимъ вятчане, и от отца прииде имъ помочь, и бысть имъ бой, и одолѣша Юрьевичи, и воеводу, князя Юрья Патрекѣевича, яли, и приидоша опять на Кострому и, какъ Волга стала, и ни пошли к Турдѣевымъ врагомъ <...>.

В год 6941 (1433). Женился князь великий Василий Васильевич, 8 февраля, и на той свадьбе Захарий Иванович Кошкин тягался из-за пояса с Василием Юрьевичем Косым, а князь да бояре разъехались по домам. И князь Василий Косой да князь Дмитрий Шемяка, соединясь, отправились к отцу своему в Галич. В ту же весну князь Юрий Дмитриевич с сыновьями и с ним Иван Дмитриевич, собрав силы многие, пришли к Москве неожиданно на великого князя, в канун праздника Жен Мироносиц, в субботу 5 апреля, за двадцать верст от Москвы на Клязьму. Князь же великий вышел на них с небольшой силой и после короткого боя бежал в Москву (...). Князь же, взяв мать и жену свою, пошел в Тверь, а из Твери пошел в Кострому. Князь же Юрий, сев на княженье в Москве, послал сыновей своих, Василия да Дмитрия, за великим князем, и узнали те, что он в Костроме; тогда и сам князь Юрий пошел к нему и пришел в Кострому; и бил челом князь великий дяде своему, князю Юрию, и дал тот ему Коломну-город в удел, а мира добился Семен Морозов, любимец Юрия князя. Москвичи же все: князья, и бояре, и воеводы, и дети боярские, и дворяне, от мала и до велика, — все поехали в Коломну к великому князю, ибо не привыкли удельным князьям служить, и Иван Дмитриевич с сыновьями тоже. Увидев все это, князь Василий да Шемяка убили Семена Морозова, боярина отца своего, в дворцовых сенях, приговаривая: «Ты вверг в беду эту отца нашего и нас! Издавна ты мятежник и наш лиходей, не даешь нам с отцом нашим жить!» И, вострубив, отправились из Москвы и пошли на Кострому. Князь же Юрий, увидев, сколь непрочно его княжение в столице, послал к великому князю, чтоб вернулся на свой престол, а сам пошел в свой город — в Рузу; князь же великий пришел из Коломны в Москву и помирился с князем Юрием, и договорные грамоты приняли в том и крест целовали, что великому князю в вотчину Юрия не вмешиваться, а князю Юрию ни великого княжения не домогаться, ни сыновей своих не принимать и помощи им не давать против великого князя. Так, заключив мир, князь Юрий пошел в Галич, а князь великий князя Юрия Патрикеевича послал воеводой на Юрьевичей со всем своим двором. Те же отступили от Костромы и стали на речке Куси, и в то же время подоспели к ним вятчане, и от отца подошла им подмога, и дали они бой, и одолели Юрьевичи, и воеводу, князя Юрия Патрикеевича, схватили, и пришли опять к Костроме, а как Волга стала, пошли к Турдеевым оврагам (...).

 

В лѣто 6942. Князь великы, слышавъ измѣну дяди своего князя Юрья, что дѣтемъ своимъ помочь посылалъ на великого князя заставу, и поиде князь великы Галича воевати на зимѣ той, а князь Юрьи побеже на Бѣлоозеро;[24] князь великы Галичь повоевалъ и пожеглъ, и в полонъ повел. Тое же зимы князь Юрьи посла по дѣти и по вятчан и, собравъ силу велику, поиде на великого князя; и срѣте его князь великы въ Ростовьской области, у Николы на горѣ, и бысть имъ бой в суботу Лазареву.[25] И побѣди князь Юрьи, а войска его побили много, и прииде к Москвѣ на Страстной недѣли въ среду, и стоялъ под городомъ недѣлю, а на Святой недѣли городъ ему отворили в среду же[26] <...>.

В год 6942 (1434). Князь великий, узнав об измене дяди своего князя Юрия, что сыновьям своим помощь посылал на великого князя сторожевой полк, пошел Галич разорить в зиму ту, а князь Юрий бежал к Белоозеру; князь великий Галич пограбил и сжег, и в плен всех увел. В ту же зиму князь Юрий послал за сыновьями и за вятчанами и, собрав силу великую, пошел на великого князя; и встретил его князь великий в Ростовской волости, у монастыря Николы на горе, и был между ними бой в субботу Лазареву. И победил князь Юрий, хотя войска его побили много, и подошел к Москве на Страстной неделе в среду, и стоял под городом неделю, а в среду на пасхальной неделе отворили ему город (...).

 

И переможе князь Юрий и поиде к Москве. И пришед, Москву взя и княгини великие поимал и послал в Рузу,[27] а сам сѣде на великом княжении; князь же велик убѣжал съ бою в Новгород Великый, и оттолѣ иде на Мологу, и къ Костромѣ, и к Новугороду Нижнему. Князь же Юрьи посла за ним дву князей Дмитреев съ силою. Того ж лѣта преставись князь Юрьи Дмитреевич на великом княжении на Москвѣ. А сын его князь Василей послѣ отца сѣде на великом княжении на Москвѣ; и сѣде един месяць. А князи Димитреи смиришась с великим князем и согнаша князя Василья с Москвы. А князь велик Василей Васильевич сѣде на своей отчинѣ, великом княжении московьском. А князь Василей поиде к Новугороду Великому и оттолѣ къ Костромѣ. А Шемякѣ дал князь велик Углич да Ржеву, а меньшему дал князю Дмитрею Бѣжицкой Верхъ.[28] А князь Василей Юрьевич Косой нача сбирати воя на Костромѣ на великого князя.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!