Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 15 страница
И через три дня после Воскресения Господня, по литургии, пошли мы к ключнику Гроба Господня, и я сказал ему: «Я хотел бы взять свою лампаду». Он же с любовью принял меня, ввел в Гроб одного только. И войдя в Гроб, я увидел свою лампаду, стоящую на Святом Гробе и еще горящую светом тем святым. И я поклонился тому Святому Гробу и облобызал с любовью и слезами то святое место, где лежало пречистое тело Господа нашего Иисуса Христа. И тогда я сам измерил Гроб в длину, ширину и высоту, каков он; при людях ведь невозможно измерить его никому. И я почтил Гроб Господен по силе моей, как мог, и тому ключнику подал кое-что немногое, а также худое благословение свое. Он же, видя мою любовь ко Гробу Господню, отодвинул тогда дощечку, находящуюся в головах Гроба Господня Святого, и отделил мне от того святого камня небольшое благословение, запретив мне с клятвой кому-либо говорить об этом в Иерусалиме. Я же поклонился Гробу Господню и ключнику и, взяв лампаду свою с маслом святым, вышел из Гроба Святого с радостью великою, обогатясь благодатью Божиею, неся в руке моей дар святого места и знамение Святого Гроба Господня, и шел, радуясь, как некое сокровище богатства неся. Шел в келью свою, радуясь великой радостью.
И Богъ тому послух и Святый Гробъ Господень, яко во всѣх мѣстѣх святых не забых именъ князь русскых, и княгинь, и дѣтей ихъ, епископъ, игуменъ, и боляръ, и дѣтей моих духовных, и всѣх христианъ николиже не забыл есмь; но во всѣх святыхъ мѣстѣх поминалъ есмь. Первѣе поклонялъся есмь за князей за всѣх, и потомъ о своих грѣсѣх помолился есмь. И о сем похвалю благаго Бога, яко сподоби мя худаго имена князей рускых написати в лаврѣ у Святаго Савы; и нынѣ поминаются имена их во октении, с женами и с дѣтьми их. Се же имена их: Михаил Святополкъ, Василие Владимеръ, Давидь Святославич, Михаилъ Олегъ, Панъкратие Святославич, Глѣбъ Менский.[229] Толко есмь ихъ помнѣл имѣнъ, да тѣх вписах. Опрочѣ всѣхъ князь русскых,— и о болярех у Гроба Господня и во всѣх мѣстѣх святых. И отпѣхом литургии за князи русскыя и за вся християны, 50 литургий; а за усопшаа 40 литургий отпѣхом.
|
|
И Бог тому свидетель, и Святой Гроб Господен, что, находясь во всех местах святых, я не забыл имен князей русских, и княгинь, и детей их, епископов, игуменов и бояр, и детей моих духовных; и всех христиан никогда не забывал; но во всех святых местах поминал. В первую очередь я кланялся за князей за всех, а потом о своих грехах молился. И за то хвалю благого Бога, что сподобил меня, худого, имена князей русских написать в лавре Святого Саввы; и ныне поминаются имена их в ектенье, с женами и с детьми их. Вот имена их: Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид Святославич, Михаил-Олег, Панкратий Святославич, Глеб Минский. Только их имена я и помнил, их и вписал. Помимо всех князей русских, и о боярах я молился у Гроба Господня и во всех местах святых. И отпели мы литургии за князей русских и за всех христиан — всего пятьдесят литургий, а за усопших сорок литургий отпели.
|
|
Буди же всѣмъ, почитающим писание се с вѣрою и с любовию, благословение от Бога и от Святаго Гроба Господня и от всѣх мѣстъ сих святыхъ: приимут мзду от Бога равно с ходившими мѣста си святаа. Блажени же видѣвше вѣроваша, треблажени не видѣвшие вѣровавше. Вѣрою бо прииде Авраамъ в Землю обѣтованную. Поистинѣ бо есть вѣра равна добрым дѣлом.
Да будет же всем, читающим писание это с верою и с любовию, благословение от Бога, и от Святого Гроба Господня, и от всех мест этих святых: примут они награду от Бога наравне с ходившими по местам этим святым. Блаженны, увидев, поверившие, втройне же блаженны, не видя, верующие. Веруя, пришел ведь Авраам в Землю обетованную. Поистине ведь вера равна добрым делам.
|
|
Бога ради, братие и господье мои, не зазрите худоумию моему и грубости моей. Да не будет в похуление написание се, мене ради и Гроба Господня и святыхъ ради мѣстъ сих. Кто любовию почтеть, да мьзду прииметь от Бога Спаса нашего Исуса Христа. И Богъ мира со всѣми вами в вѣки, аминь.
Бога ради, братья и господа мои, не попрекните меня за скудоумие мое и грубость мою. Да не поругано будет писание это ради меня, и Гроба Господня, и ради святых этих мест. Кто с любовью прочтет, да примет награду от Бога Спаса нашего Иисуса Христа. И Бог мира со всеми вами вовеки — аминь.
[1] ...раба лениваго... не створившаго прикупа...— Ср, Мф. 25, 14—30.
[2] ...до Великаго моря.— Средиземное море.
[3] До Петалы острова...— По-видимому, о. Мармара в Мраморном море.
[4] ...на узьц ѣ м мори...— Мраморное море.
[5] ...град Ираклия Великаа.— Гераклея или Ираклия во Фракии.
[6] ...святии мученици погружени суть мнози от мучителевъ.— Имеются в виду, по-видимому, какие-то жертвы гонений на христиан либо при языческих римских императорах (I—III вв.), либо при византийских императорах-иконоборцах (VIII—IX вв.).
[7] ...до Калиполя...— Город Галлиполи при входе в Дарданеллы на европейском берегу.
[8] ...до Авида града...— Древний Вбидос, в Дарданеллах.
|
|
[9] ...Еуфимие Новый.— Византийский святой (время жизни неизвестно, память 4 января).
[10] ...к Свят ѣ й Гор ѣ ...— Полуостров Афон, где находится множество монастырей.
[11] ...к Селуню...— Город Фессалоники, Солунь.
[12] ...до Тенеда острова...— Остров Тенедос в Эгейском море.
[13] ...святый Навгудимос мученикъ.— Византийский святой-мученик Авгудим (III в.).
[14] ...град великъ... Троада, и ту есть Павелъ апостолъ приходилъ...— Город в районе древней Трои, в который, как следует из Деяний апостолов и апостольских Посланий, несколько раз приходил апостол Павел.
[15] ...святый митрополит Мелетиньскы.— Георгий Исповедник, митрополит Митилинский, пострадавший в первой половине IX в. при византийском императоре-иконоборце Льве V Армянине.
[16] ...до Метании... Α от Мелетинии...— Остров Митилин в Эгейском море.
[17] ...до Ахия острова...— Остров Хиос.
[18] ...святый мученикъ Исидоръ...— Святой-мученик, пострадавший в 252 г. при римском императоре Декии.
[19] ...до Ефеса града...— Город Эфес в Малой Азии.
[20] ...Иоанна Богословца...— Иоанн Богослов, или Евангелист, предполагаемый автор нескольких книг Нового завета: Евангелия от Иоанна, трех Соборных посланий и Апокалипсиса.
[21] ...т ѣ леса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 л ѣ т...— Эфесские святые отроки-мученики Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан-Константин и Антонин.
[22] ...при Декии цари...— Римский император Декий (249—251 гг.), гонитель христиан.
[23] ...при Феодосии цари...— Византийский император Феодосий II Младший (408—450 гг.).
[24] ...святый Александръ...— Какой именно, неизвестно.
[25] ...святии препр ѣ ша Несториа еретика.— Несторий, патриарх Константинополя в 428—431 гг., говорил ο раздельном существовании в Иисусе Христе божественной и человеческой природы и называл Богоматерь не Богородицей — ибо Бога, считал он, человек родить не может,— а Христородицей; усилиями александрийского епископа Кирилла и его сторонников учение Нестория было осуждено на 3-м вселенском соборе, состоявшемся в 431 г. в г. Эфесе. Свои дни Несторий окончил монахом в Египте; его последователей называют несторианами.
[26] ...баня Диоскорадова, идеже работал Иоаннъ Богослов с Прохором у Романы... Иоанна Богословца море изверже...— Имеются в виду события, описанные в «Житии Иоанна Богослова»: спасение его после кораблекрушения и работа в принадлежавшей городскому старейшине Диоскориду бане под началом крутой нравом женщины по имени Романа, заведовавшей баней. У Диоскорида погиб в бане сын Домн; Иоанн Богослов воскресил его, чем обратил Диоскорида и Роману κ христианству.
[27] ...до Сама острова...— Остров Самос.
[28] ...до Кария острова... Таже Род островъ...— Острова Икария, Патмос, Лерос, Калимнос, Низиро (Нисера), Истанкой (Кос), Телос (Тилос) и Родос в Эгейском море.
[29] И в томъ остров ѣ был Олегь князь русскый 2 л ѣ т ѣ и 2 зим ѣ .— Михаил-Олег Святославич, черниговский князь; ο его ссылке половцами «за море Царюграду» в 1079 г. и ο возвращении его «из грек Тмутороканю» в 1083 г. сообщает Лаврентьевская летопись; ο пребывании его на о. Родос говорит только Даниил.
[30] ...до Макрии...— Город Макрин на берегу Ликии.
[31] ...темьянъ черный игоифит.— Фимиам, ладан, древесная ароматическая смола (γομϕύτις).
[32] Имя древу тому зигия...— Граб (ζυγία).
[33] ...рака...— Β других списках: стурика, стюряка, турика; имеется в виду дерево стиракс, или сторакс (στύραξ).
[34] ...поноровъ...— Гусеница.
[35] ...до Патера града...— Город Патара, приморский город в юго-западной Ликии.
[36] ...до Миръ...— Город Миры на побережье Ликии.
[37] ...до Хилидония...— Мыс Хелидони на Средиземноморском побережье Ликии.
[38] ...святый Епифание...— Епифаний, архиепископ Кипрский, проповедник и писатель (ум. 403).
[39] ...апостолъ Варнава...— Один из 70 апостолов, кипрянин родом.
[40] ...святый Зинон...— Либо Зинон пресвитер, замученный в начале IV в., либо мученик Зинон, ученик Иасона и Сосипатра, один из 70 апостолов.
[41] ...святый Трифолие епископъ...— Трифиллий, епископ г. Левкосия на о.Кипр в IV в.; в числе первых совершил вместе с матерью паломничество в Святую землю.
[42] ...и святый Филагриос епископ...— Епископ Кипра, ученик апостола Павла. Эти слова пропущены в нашем списке; восстановлены по списку РГБ, Рум., № 335.
[43] ...святаа Елена крестъ поставила...— Елена — мать византийского императора Константина I; поставленный ею на Кипре крест — по преданиям, тот, на котором был распят один из двух одновременно с Христом казненных разбойников, признавший в Иисусе Сына Божия и потому называемый благоразумным разбойником.
[44] ...до святаго Георгиа.— Византийский святой-великомученик, обезглавленный в 303 г. при императоре Диоклетиане.
[45] ...и близь есть Асколонъ град...— Город Асколон на берегу Средиземного моря; в то время принадлежал мусульманам и служил им главным опорным пунктом для нападений на христиан; крестоносцы овладели им только в 1154 г. при короле Балдуине III.
[46] ...гробъ святаго пророка Самоиля, и отца Елъкана, и Марьи Египтяныни...— Пророк Самуил; ο нем говорится в Первой книге Царств; жил в XI в. до н. э.; Елкана — его отец. Мария Египетская — византийская святая, первоначально — блудница в Египте; случайно попав в Иерусалим, она там раскаялась, ушла в пустыню, где и прожила до конца своих дней (ум. 521).
[47] ...столпъ Давидовъ...— башня, примыкающая к дому, или замку царя Давида, цитадель Иерусалима.
[48] ...Елеоньскую гору...— Гора, отделенная от Иерусалима потоком Едрон, место ряда новозаветных событий, связанных с Иисусом Христом.
[49] ...Святаа Святых...— Мечеть, построенная халифом Омаром I (634—644 гг.) на месте древнего иерусалимского храма и обращенная крестоносцами в церковь.
[50] ...Стефана Первомученика...— Стефан Первомученик, один из семи первых дьяконов, поставленных в Иерусалиме апостолами; в Деяниях апостолов (6, 8—15; 7) рассказывается, что Стефан за проповедь учения Иисуса Христа был побит камнями, став таким образом первым христианским святым-мучеником; отсюда и его прозвище «Первомученик».
[51] ...от Вифлеома...— Город Вифлеем в Иудее; согласно Евангелиям — место рождения Иисуса Христа.
[52] ...врата Венияминова.— Вениаминовы, или Давыдовы — западные ворота Иерусалима.
[53] ...къ Святому Въскресению...— Храм Воскресения Господня, сооруженный на месте разрушенного в 1010 г.; в 1130 г. был перестроен крестоносцами.
[54] ...Гроб Господень.— Пещера посреди храма Воскресения, в которой, по преданию, был похоронен Иисус Христос.
[55] ...Адамово воздвижение...— Изображение сошествия Христа в ад: Христос за руки «воздвигает» — выводит из ада — Адама и Еву.
[56] ...възнесение Господне...— Изображение вознесения воскресшего Иисуса Хрисга на небо.
[57] ...Благов ѣ щение.— Событие, ο котором говорится в Евангелии от Луки (1, 26—38): ангел Гавриил, посланный κ деве Марии, обрученной Иосифу из рода Давида, сообщил ей, что ее осенит сила Всевышнего и у нее родится сын, которого она назовет Иисусом.
[58] ...Пупъ земли...— «Пуп земной», «середина» или «средоточие» земли — место за алтарем храма Воскресения Господня; основанием для такого названия служат слова 73-го псалма (12): «спасение посреди земли», и фраза библейской Книги Иезекииля (5, 5): «Это — Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли».
[59] ...до Распятия Господня...— Место распятия Иисуса Христа, Голгофа.
[60] ...до Края...— То же, что «Крайниево мѣсто, еже есть Лобное мѣсто» (Κρανί ου τόπος), ο котором дальше идет речь; по Даниилу — нижняя часть Голгофы.
[61] ...прьвозданаго Адама глава...— Кровью распятого Иисуса Христа, согласно легенде, отразившейся в ряде апокрифических произведений, был омыт череп Адама.
[62] ...разд ѣ лиша ризы его.— Β соответствии с пророческими словами Псалтыри «разделиша ризы моя себе и ο одежди моей меташа жребий»(Пс. 21, 19), одежды распятого Иисусаь Христа, по рассказам Евангелий (Мф. 27, 35; Мр, 15, 24; Лк. 23, 34), были разделены распявшими его римскими солдатами.
[63] ...в ѣ нець трьновъ... и в багряницу поругания облекоша.— Согласно Евангелиям (Мф. 27—31; Мр. 15, 16—19), Иисуса Христа, осужденного римским прокуратором Пилатом на распятие, римские солдаты, чтобы надругаться над ним, облекли в одежду багряного цвета, а на голову одели венок из колючего растения и глумливо воздавали ему почести как царю: багряница изображала царскую мантию, терновый венец — корону.
[64] ...жрьтвенник Авраамовъ... въ Исаака м ѣ сто.— Имеется в виду рассказ библейской Книги Бытие (22, 1—13) ο том, что Авраам, повинуясь Богу, собрался принести в жертву сына своего Исаака; но, когда он уже взял в руку нож, его остановил голос ангела с неба; тогда Авраам принес в жертву барана, запутавшегося в чаще рогами.
[65] На то же бо м ѣ сто... нас ради гр ѣ шных.— Согласно апокрифической легенде, жертвоприношение Авраама происходило на Голгофе.
[66] ...бракъ в Кана Галилеи...— Свадебный пир в Кане Галилейской, на который, по Евангелию от Иоанна (2, 1—11), были приглашены мать Иисуса Христа и он сам со своими учениками; там не достало вина, тогда Иисус велел наполнить водой шесть каменных водоносных сосудов и обратил эту воду в вино.
[67] ...«Камо идеши... раб ѣ своей».— Слова церковного песнопения, икоса, исполняемого на заутрени в Великую пятницу, то есть в пятницу Страстной седмицы — недели, предшествующей празднику Пасхи.
[68] ...пророчество Симеоне...сына своего закалаема.— Пророчество Симеона Богоприимца, ο котором говорится в Евангелии от Луки (2, 25—35); Симеону было предсказано, что он не умрет, доколе не увидит помазанника («Христа») Господня; взяв на руки младенца Иисуса, принесенного матерью по обычаю в храм для обрезания, он пророчествовал ο его будущем.
[69] ...Мария Магдалыни и Мария Ияковля и Саломии... издалече мене сташа.— Говоря ο свидетелях распятия, Даниил основывается на Евангелии от Матфея, где говорится, что там «были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (27, 56), и на Евангелии от Марка, где сказано, что «между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова-меньшого и Иосии, и Саломия» (15, 40); цитата из 37-го псалма (12).
[70] ...Спудий...— Σπονδή οτ σπεύδω — спешить.
[71] ...единого Издеслава.— Один из спутников Даниила, вероятно, — упоминаемый далее Изяслав Иванович.
[72] ...дом Уриевъ ...мыющюся в бани.— Согласно рассказу Второй книги Царств (11) царь Давид, прогуливаясь по кровле своего дома, увидал красивую женщину, купающуюся в бассейне, послал за ней своих слуг и спал с нею; женщина эта была Вирсавией, женой Урии Хеттеянина; самого Урию царь Давид отправил на войну, написав полководцу письмо с просьбой поставить Урию в самое опасное место, чтобы он был убит; Урия погиб при осаде города аммонитян Раввы.
[73] ...метохия Святаго Савы...— подворье монастыря Св. Саввы, расположенного κ юго-востоку от Иерусалима.
[74] ...прииде святая Мария Египтяныня... и ц ѣ ловати честный крестъ.— Мария Египетская, святая V в.
[75] ...искуси святаа Елена... вста мертваа д ѣ вица.— Речь идет об императрице Елене (ум. 327), матери византийского императора Константина I, предпринимавшей разыскания и бывшей инициатором церковного строительства в Святой земле. Предание рассказывает, что Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос и, прикоснувшись им κ мертвой девице, воскресила ее, убедившись, таким образом, в его подлинности («Житие Константина и Елены»).
[76] ...Притории, ид ѣ же воини приведоша Христа... и предастъ июдеомъ.— Претория — резиденция прокуратора Понтия Пилата, римского правителя Иудеи, наделенного правом выносить смертный приговор и отдавать приказ ο его исполнении; согласно Евангелию (Мф. 27, 2—27; Мр. 15, 1—16; Лк. 23, 1—25), туда был приведен Иисус Христос из дома Каиафы-первосвященника наутро после того, как он был схвачен в Гефсиманском саду; Пилат, первоначально склонный оправдать Иисуса или отпустить его по обычаю даровать свободу одному из узников перед праздником Пасхи, под давлением возбужденного первосвященниками и старейшинами народа согласился выдать его на казнь и, умыв руки перед народом со словами: «Неповинен я в крови праведника сего; смотрите вы» — на что иудеи ответили: «Кровь его на нас и на детях наших» — предал его солдатам на бичевание и распятие.
[77] ...темница июдейска... апостола Петра в нощи.— Имеется в виду рассказ Деяний апостолов (12, 1—11) ο том, как ангел ночью вывел из темницы заключенного туда царем Иродом Агриппой апостола Петра.
[78] ...Христось кровоточивую исц ѣ ли.— Согласно Евангелию, женщина, много лет страдавшая кровотечением, исцелилась, подойдя сзади κ Христу и прикоснувшись с верой κ его одежде.
[79] ...ровъ близь, ид ѣ же вверженъ бысть Еремиа пророкъ...— Речь идет ο рве, куда, согласно библейской Книге пророка Иеремии (38, 6), был посажен Иеремия царем Седекией по требованию князей за пророчество ο взятии Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором.
[80] ...домъ был святаго Иоакима и Анны.— Родителей Марии, матери Иисуса Христа.
[81] ...Овча куп ѣ ль, ид ѣ же Христосъ разслабленного исц ѣ ли.— Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна (5, 1—9) ο том, как Иисус Христос исцелил одного из множества больных, лежавших в крытых галереях у бассейна «Овечья купель» и ожидавших возмущения ангелом воды; по поверью, кто успевал, когда вода забурлит, первым сойти в воду, получал исцеление; а этот исцеленный Христом больной, очевидно, парализованный,— он страдал уже тридцать восемь лет,— и сам не мог опередить других, и помощника не имел.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!