Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 40 страница



[178] Вручий — Овруч, город на севере современной Житомирской области на Украине.

[179] Не хощю розути Володимера... — В Л ответ Рогнеды более резкий: «не хочю розути робичича» — намек на происхождение княжича от Малуши, ключницы княгини Ольги. Разувание мужа — элемент свадебного обряда.

[180] Дорогожич — урочище между Киевом и Вышгородом.

[181] Ядый хл ѣ бъ ...на мя л ѣ сть.— Пс. 40, 10.

[182] Языкы своими ...Господи. — Там же. 5, 10—11.

[183] Мужи крови ...дний своих. — Там же. 54, 24. Следует «крови и льсти».

[184] Рось — правый приток Днепра, впадающий в него южнее Киева. По реке проходила граница русских княжеств со Степью.

[185] ...Перуна деревяна ...Мокошь. — В 1975 г. украинские археологи обнаружили на Старо-киевской горе постаменты языческих идолов: Перуна (бога грозы, покровителя князей и дружины), Хорса (божества солнца и светила), Даждьбога (божества света и подателя благ), Мокоши (богини земли и плодородия). Изображение Семаргла — крылатого пса, божества семян, ростков и корней, охранителя посевов, могло представлять собой, как предполагает Б. А. Рыбаков, рельеф при идоле Мокоши. (См.: Рыбаков. Язычество Древней Руси. С. 412—445).

[186] ...женъ 700, а наложьниць 300. — Об этом говорится в Библии: 3 Цар. 11, 3.

[187] Велий бо Господь ...н ѣ сть числа! — Пс. 146, 5.

[188] Не внимати зл ѣ жен ѣ ...неблагоразумна.— Притч. 5, 3—6.

[189] Дражьши есть ...въ врат ѣ хъ мужа ея. — Там же. 31, 10—29, 31—32.

[190] ...Перемышль, Червенъ... — Перемышль — город на реке Сан, ныне Пшемысль в Польше, Червен — город в междуречье рек Вепш и Западный Буг. Древняя Червенская земля — ныне приграничный район Польши к югу от города Хелм.

[191] Ятвяги — древнепрусское племя, обитавшее между реками Неман и Нарев (к северо-западу от города Гродно).

[192] И нареку не люди моя люди моя... — Ос. 2, 23.

[193] Во всю землю ...глаголи ихъ. — Пс. 18, 5.

[194] Пищань (Пещана) — правый приток реки Сож, впадающий в нее близ устья реки Прони (около города Славгород).

[195] Иде Володимиръ на Болъгары ...И тако поб ѣ ди болгары. — На каких болгар — волжских или дунайских — ходил Владимир? «Память и похвала Владимиру» упоминает в этом случае «серебряных», т. е. волжских болгар. А. П. Новосельцев высказывает осторожное предположение, что речь могла идти о приазовских (черных) болгарах (Хазарское государство. С. 227).

[196] Приидоша болгаре в ѣ ры бохъмичи... — В 922 г. хан города Булгара Альмас начал объединять болгарские племена и для упрочения своей власти принял ислам. Славяне называли Мухаммеда — Бохмит.

[197] Аще кто пьеть ...славу Божию...— 1 Кор. 10, 31.

[198] ...жидове козарьстии... — В Хазарии существовали колонии этнических евреев — купцов и ремесленников, а с последней четверти VIII в. правящая верхушка каганата исповедовала иудаизм. Однако среди других религий, приверженцы которых жили в Хазарии (ислам, христианство, языческие культы), иудаизм, по сведениям арабских авторов, занимал более чем скромное место (Новосельцев. Хазарское государство. С. 144—154).

[199] ...предана бысть земля наша хрестьяномъ. — Эти слова указывают на позднее происхождение фрагмента: христианское Иерусалимское королевство возникло на территории Палестины лишь в 1099 г.

[200] ...уподобльшеся Содому и Гомору ...погрязоша... — Об уничтожении небесным огнем этих городов, жители которых погрязли в грехах, говорится в Библии (Быт. 19, 24—25).

[201] Се есть т ѣ ло мое ...новаго зав ѣ та. — Компиляции с использованием цитат из 1 Кор. 11, 24—25 и Мф. 26. 28.

[202] И нача философъ глаголати сице... — Далее следует так называемая «Речь философа» — краткое изложение Священной истории, с которым будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер. «Речь философа» считали составленной в Болгарии (А. А. Шахматов, А. С. Львов), в западнославянских землях (Н. К. Никольский), на Руси (Д. С. Лихачев). Последняя точка зрения подтверждается большим числом текстуальных параллелей в «Речи» и других компилятивных сочинениях, созданных на Руси. В «Речи философа» много апокрифичееких сюжетов, некоторые из них отмечаются далее в комментарии.

[203] ...полъ ихъ възиде ...под твердь. — Согласно Библии, землю накрывает куполообразная «твердь» (небосвод), а первозданные воды частью остались на земле в виде морей и озер, а частью были возведены над твердью.

[204] Въ 6 день ...челов ѣ ка. — В И текст испорчен; в Л, как и в Библии (Быт. 1, 25), говорится: «В 6-й же день створи Богь звѣри, и скоты, и гады земныя; створи же и человѣка».

[205] Еда азъ стражь есмь брату моему? — Цитата из Библии (Быт. 3, 9), однако упоминания о том, как Сатана учил Каина способу убийства, о тридцатилетнем оплакивании Авеля, о том, как птенцы подсказали, как похоронить убитого, а также сведения о детях Адама — апокрифические мотивы.

[206] Неврод. — Это имя отсутствует в библейском рассказе о Вавилонской башне (Быт. 11, 3—8), нет в нем и указания на число языков, нет слов о том, что Евер сохранил язык Адама — все это апокрифические мотивы.

[207] Се же Серухъ ...Арана. — Согласно Библии (Быт. 11, 22—26), у Серуха был сын Нахор, внук Фарра и правнуки — Аврам (Авраам), Нахор и Аран. Рассказ о протесте Авраама против деятельности отца, изготовлявшего идолов, и о гибели Арана — апокрифический.

[208] Моисий же ...попра ̀и. — Сюжет о поступке младенца Моисея апокрифический.

[209] Изъ щрева преже деньница родихъ тя. — Пс. 109, 3.

[210] При семъ разд ѣ лися царство ...в Самарии. — После смерти Соломона (ок. 928 г. до н. э.) Израильско-Иудейское государство распалось: Израиль (с центром в Самарии) просуществовал до 722 г. до н. э., когда он был завоеван ассирийским царем Саргоном II; Иудея (с центром в Иерусалиме) была завоевана вавилонским царем Навуходоносором II в 586 г. до н. э.

[211] ...Валу ...еже есть Арей... — Ваал — божество древних семитов. Однако Ваал не был богом войны, и сближение его с Ареем (богом войны у греков) ошибочно.

[212] Преставлю царство ...блудяще въ языц ѣ хъ. — Ос. 1, 4 и 6; 9, 17.

[213] Аще станеть Самуилъ ...не помилую ихъ... Тако глаголеть Господь ...въ уст ѣ х июд ѣ скыхъ. — Иер. 15, 1; 44, 26.

[214] Тако глаголеть Господь ...помиловати пакы. — Иез. 5, 8, 10—11.

[215] Уже н ѣ сть ми хот ѣ нья ...въ вся языкы. — Мал. 1, 10—11; 2, 9.

[216] Тако глаголеть Господь ...не приведу тя... Възненавид ѣ хъ праздникы ...не приемлю. — Ис. 1, 24—25; 1, 14.

[217] Слышите слово ...не приложи въстати. — Ам. 5, 1—2.

[218] Тако глаголеть Господь... не будет въ вас. — Мал. 2, 2.

[219] Законъ от мене ...страны уповают. — Ис. 51, 4—5.

[220] Тако глаголеть Господь ...будут мьн ѣ въ люди. — Иер. 31, 31—33.

[221] Ветхая мимоидоша ...п ѣ снь нову. Работающим ми ...имя всей земли. Домъ мой ...по вс ѣ мъ яэыком.— Ис., 42, 9—10; 65, 15—16; 56, 7.

[222] Открыеть Господь ...Бога нашего. — Там же. 52. 10.

[223] Хвалите Господа ...вьси людье. — Пс. 116, 1.

[224] Рече Господь Господеви ...ногама твоима. — Там же. 109, 17

[225] Рече Господь ...родих тя. — Там же. 2, 7.

[226] Не солъ, ни в ѣ стьникъ ...спасеть ны. — Ис. 63, 9.

[227] Яко д ѣ тищь родися ...н ѣ стъ конца. — Там же. 9, 6—7.

[228] Се въ утроб ѣ д ѣ вая ...имя ему Еммануилъ. — Там же. 7, 14.

[229] Ты, Вифлеоме, доме ...на сыны Израилевы. — Мих. 5, 2—3.

[230] Се Богъ наш ...съ челов ѣ кы поживе. — Вар. 3, 36—38. Иеремия назван в тексте ошибочно.

[231] Челов ѣ къ есть ...яко челов ѣ къ же умираеть. — Иер. 17, 9.

[232] Не послушаша ...глаголеть Господь. — Зах. 7, 13.

[233] Тако глаголеть Господь: Плоть моя от нихъ. — Ос. 9, 12.

[234] О лют ѣ души ихъ ...Свяжемъ праведника. — Ис. 3, 9—10.

[235] Азъ не супротивлюся ...от студа заплеваниа. — Там же. 50, 5—6.

[236] Приидите, въложим древо ...животъ его. — Иер. 11, 19.

[237] Узрите жизнь ...очима вашима. — Вт. 28, 66.

[238] Въскую шаташася языци. — Пс. 2, 1.

[239] Яко овьча ...веденъ бысть. — Ис. 53, 7.

[240] Въстани, Боже, суди ...въ вс ѣ х странах. — Пс. 81, 8.

[241] Да въскреснеть Богъ ...врази его. — Там же. 67, 22.

[242] Въскресни, Господи ...рука твоя. — Там же. 9, 33.

[243] Сходящии въ страну ...св ѣ тъ восияеть на вы. — Ис. 9, 2.

[244] Ты въ крови зав ѣ та ...не имущи воды. — Зах. 9,11.

[245] ...но архиер ѣ и обладаху ...иже облада ими. — После правления в Иудее Маккавеев (с 152 до 37 г. до н. э.) римляне передали власть Ироду, отличавшемуся исключительной жестокостью. Именно этим, возможно, объясняется тот факт, что с Иродом, умершим в 4 г. до н. э., христианское предание связывает «избиение младенцев» в канун рождества Христа.

[246] Радуйся, обрадованная, Господь с тобою! — Лк. 1, 28.

[247] Иван — Иоанн Предтеча — проповедник, предвещавший явление Христа и крестивший Иисуса в водах Иордана.

[248] Се есть сынъ мой възлюбленый, о немъже благоизволих. — Лк., 3, 22.

[249] Пилат — римский наместник в Иудее в 26—36 гг.

[250] ...м ѣ сто краньево... — От греч. «кранион» — череп. Название дано холму в окрестностях древнего Иерусалима по сходству его очертаний с черепом (отсюда же термин — «лобное место», как место казни). Тот же холм именуется Голгофой.

[251] ...п ѣ рьв ѣ е... — С этого места до слов «слышати их» (с. 152) текст приводится по X, а от слов «да аще кто» и до слов «мужи добры» по Л. В И утрачен лист.

[252] Василий и Константин — императоры-соправители, сыновья Романа II: Василий II Болгаробойца (976—1025 гг.) и Константин VIII (976—1028 гг.).

[253] ...иде Володимеръ с вои ...затворишася корсуняни въ град ѣ . — До сих пор не прекращаются споры о дате похода Владимира на Корсунь (Херсонес) и причинах, этот поход вызвавших. Так, по версии О. М. Рапова, события развивались следующим образом. В 987 г. византийский полководец Варда Фока поднял мятеж. Императоры Василий и Константин обратились за военной помощью к Владимиру, со своей стороны пообещав отдать за него свою сестру Анну, при условии, что Владимир примет крещение. Разгромив с помощью шеститысячного русского корпуса своего противника под Хрисополем, императоры не спешили исполнить свое обещание и прислать на Русь Анну. Именно тогда Владимир и осадил Корсунь. Поэтому крещение самого Владимира (тайное) произошло в 988 г., перед предполагаемым приездом Анны, а крещение киевлян состоялось уже после возвращения Владимира из корсунского похода — в 990 г. (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988). Польский историк А. Поппе выдвинул версию, что осада Корсуни была актом в поддержку императоров, так как город был захвачен мятежниками (О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989 гг. // Вестник МГУ. 1978. Серия 8. № 2).

[254] ...яко в поганыя... — Выражение бессмысленное; вероятно, более правильное чтение сохранено в Л: «Яко в полонъ, рече, иду...».

[255] ...въ церкви святое Софьи...— В Л — «крести же ся въ церкви святаго Василья» (ПВЛ. С. 77). Отметим, что в ПВЛ упоминается и киевская церковь святого Василия, поставленная на месте языческого капища (С. 56). Но Б. А. Рыбаков считает, что фраза в статье 980 г. — «на томъ холмѣ нынѣ церкы есть святаго Василья, якоже послѣдѣ скажем» — «носит явно вставной характер» (Язычество Древней Руси. С. 426). Во всяком случае летописец к упоминанию этой церкви не возвратился, как обещал. Если вспомнить еще версию о крещении Владимира в городе Василеве, то окажется, что с именем святого (небесного патрона Владимира) связан ряд неясных упоминаний (См. также: Лихачев. Комментарии. С. 338).

[256] ...подобосущенъ и присносущенъ. — Отмечалось, что выражение «подобосущен» вместо «единосущен» носит еретический, арианский характер; возможно, это объясняется и неверным переводом (См.: Лихачев. Комментарии. С. 340).

[257] В ѣ руй же семи сборъ святыхъ отець... — Далее упоминаются семь вселенских церковных соборов, на которых вырабатывались ортодоксальные догматы христианства. Соборы происходили в 325 г. (Никейский), в 381 г. (Константинопольский), в 431 г. (в Эфесе), в 451 г. (в Халкидоне), в 553 г. и в 680 г. (в Константинополе), в 787 г. (в Никее), в 869—870 гг. (в Константинополе).

[258] Якоже глаголеть Васил ѣ й ...приходить. — Изречение византийского богослова Василия Великого включено в летопись через посредство болгарского перевода Богословия Иоанна Дамаскина. См.: Лихачев. Комментарии. С. 341.

[259] Петр Гугнивый — символический образ папы-отступника.

[260] ...мощи святаго Климента... — Святой Климент умер в ссылке в Крыму, чем и объясняется нахождение его мощей в Херсонесе. Мощи были перенесены в киевскую Десятинную церковь; культ Климента получил распространение на Руси. См.: Бегунов Ю. К. Русское слово о чуде Климента Римского и Кирилло-Мефодиевская традиция // Slavia. Praha. 1974. Roč. 43, seš 1 S. 28—46.

[261] Велий еси, Господи, чюдная д ѣ ла твоя! — Компиляция из Псалтыри (144, 3 и 5).

[262] Наутр ѣ я же изииде Володим ѣ ръ ...бе-щисла людий. — По гипотезе О. М. Рапова, крещение киевлян произошло 1 августа 990 г. См. сноску 253.

[263] Вь оны дни услышать ...языкъ гугнивыхъ. — Ис. 29, 18.

[264] Помилую, егоже хощю. — Исх. 33, 19.

[265] Пакы банею бытия и обновлениемь духа. — Тит. 3, 5.

[266] Велаи бо еси …д ѣ ла твоя. — Пс. 144, 3—5.

[267] Придете, възрадуемься ...испов ѣ даниемь. — Там же. 94, 1—2.

[268] Испов ѣ дающеся ему, яко благъ ...от врагъ наших. — Там же. 135, 1 и 24.

[269] Воспойте Господеви ...хваленъ з ѣ ло. — Там же. 95, 1—4.

[270] И величью его н ѣ сть конца. — Там же. 144, 3.

[271] Яко радость бываеть ...гр ѣ шниц ѣ кающемся. — Лк. 15, 7.

[272] Въскроплю на вы воду ...гр ѣ хъ ваших. — Иез. 36, 25.

[273] Кто яко Богъ ...гр ѣ хы наша въ глубин ѣ . — Мих. 7, 18—19.

[274] Братья, елико насъ ...житья поидемь. — Рим. 6, 3—4.

[275] Ветхая мимоидоша, и се быша нова. — 2 Кор. 5, 17.

[276] Нын ѣ приближися ...день приближися. — Рим. 13, 11—12.

[277] Им же прив ѣ дение обр ѣ тохомъ ...и стоимъ. — Там же. 5, 2.

[278] Нын ѣ же свободивъшеся ...вь священие. — Там. 6, 22.

[279] Работайте Господеви ...с трепетомъ. — Пс. 2, 11.

[280] Благословенъ Господь ...избавлени быхомъ. — Там же. 123, 6—7.

[281] И погыбе память ...вь в ѣ кы пр ѣ бываеть. — Там же. 9, 7—8.

[282] И нача ставити городы ...по Стугн ѣ . — Упоминаются пограничные со Степью реки: Осетр — левый приток Десны, Трубеж и Сула — левые притоки Днепра, Стугна — правый приток Днепра.

[283] ...церковь святыя Богородица — Десятинная церковь, была княжеской церковью, она «должна была стать русской преемницей древнего и священного Корсуня—Херсонеса ...в нее были перенесены мощи Климента Римского»; а также «иконы, книги и другая утварь»; «не менее важной должна была стать экономическая деятельность новой церкви», которой передавалась десятина — десятая часть княжеских доходов. См.: Щапов. Государство и церковь. С. 28—32. О десятине см. там же. С. 85—87.

[284] Белгород — город на реке Ирпень в 30 км к западу от древнего Киева (ныне — село Белгородка).

[285] ...на Хорваты. — Куда именно был направлен поход Владимира, не ясно. Д. С. Лихачев отметил, что, возможно, этот поход вспоминали в XIII в.: «иный бо князь не входилъ бѣ в землю Лядьску толь глубоко, проче Володимера великаго, иже бѣ землю крестил» (так говорится о рейде вглубь территории Польши князя Даниила Романовича в статье 1229 г. Ипатьевской летописи. См.: Лихачев. Комментарии. С. 346—347).

[286] ...нарче ú Переяславль, зане перея славу отрокъ. — Однако Переяславль упоминается еще в договоре Олега с Византией. Следовательно, либо легенда была лишь позднее соотнесена с именем Владимира (См. Лихачев. Комментарии. С. 347), либо приурочена к возведению в Переяславле новых укреплений.

[287] Призри с небеси ...десница твоя. — Пс. 80, 15—16.

[288] Василев — город на реке Стугне в 35 км южнее Киева. Ныне — Васильков.

[289] И празнова князь ...на Успение святыя Богородица... — Д. С. Лихачев, отметив, что «спасение» Владимира от печенегов и закладка церкви произошли в один и тот же день — 6 августа, пишет: «Ясно, что оба события не могли относиться к одному дню. Поэтому, очевидно, поражение Владимира в Васильеве и построение им церкви Преображения относятся к разным годам (возможно, что Владимир освятил церковь ровно через год — в годовщину своего спасения)» (Лихачев. Комментарии. С. 349).

[290] Блажении милостивии ...помиловани будуть. — Мф. 5, 7.

[291] Продайте им ѣ ния ваша и дайте нищимъ. — Лк. 12, 33.

[292] Не <...> скрывайте ...ни татье крадуть. — Мф. 6, 19—20.

[293] Благъ мужь милуя и дая. — Пс. 111, 5.

[294] Дая нищимъ, Богу в заемь даеть. — Притч. 19, 17.

[295] Куна — мелкая денежная единица, равная в X—XI в. 1/25 гривны.

[296] ...возити по градомъ... — Текст испорчен. Перевод сделан по Л, где читается «возити по граду».

[297] ...и гридьмъ, и соцькимъ, и десятникомъ... — В Л — «десяцьким». Гриди — члены младшей дружины, сотские и десятские — знатные горожане, выполнявшие административные функции.

[298] ...с Болеславомъ ...Ондроникомъ Чьшьскымъ. — Названы польский король Болеслав 1 Храбрый (992—1025 гг.), венгерский король Стефан (Иштван) (997—1038 гг.) и чешский князь Андрих (Олдржих) (1012—1034 гг.). Имя последнего искажено в И, в Л — «Андрихомь». То, что назван именно Андрих, а не его предшественник — Яромир (1003, затем 1004—1012 гг.), говорит о том, что статья рассматривает международные связи Владимира ретроспективно.

[299] ...мужи вь град ѣ — явная описка. Первичное чтение, вероятно, сохранено Софийской первой летописью: «мужи вь родехъ».

[300] Малфрид — по предложению А. А. Шахматова, речь идет о матери Владимира — Малуше. Но это отождествление представляется спорным (см.: Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985. С. 225).

[301] Умре же Володимиръ ...в Кыев ѣ . — Из текста ПВЛ не ясно, почему приближенные Владимира опасаются Святополка. Но из хроники Титмара Мерзебургского выясняется, что Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава, вынашивал планы заговора против отца. Тот, узнав об этом, заточил Святополка и его жену в темницу, но, по свидетель-ству летописи, к моменту смерти Владимира Святополк оказался на свободе (См.: Латинские источники. С. 66—67, 80—83).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!