Подготовка текста и комментарии Н. В. Савельевой, перевод Т. Р. Руди и С. А. Семячко 3 страница



И что Иаков говорит в Соборном послании: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Разве может эта вера спасти его? Если брат или сестра раздеты будут и лишены пищи на день, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела, что пользы <в том>? Так и вера, если дел не имеет, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты веру имеешь, я же дела имею; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе мою веру из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, — хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли ты понять, о ничтожный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли ты, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и был он наречен другом Божиим». Видите ли вы, что делами оправдывается человек, а не верою только?» А что же делать нам с апостолами этими, когда Павел пишет о вере, а Иаков — о деле? Или, думаешь, распря была между ними? Нет, <не распря>, но великое согласие. Один укреплял дела, другой веру утверждал. И благодаря обоим совершалась общая польза людям во спасение — по вере и делам. Смотри также, что тот же апостол Павел веру исповедывал и дела утверждал. Если бы Авель жертвы не совершил, не получил бы свидетельства, что праведен. Если бы Енох не был переселен, не был бы верным. Если бы Ной не построил ковчега, не уверовал бы. Если бы Авраам не пришел в Землю Обетованную, не уверовал бы. Если бы Сарра не родила Исаака, не поверила бы в рождение семени. Если бы Авраам не привел Исаака на заклание, не поверил бы, что Бог в силе воскресить из мертвых; за то и принял его <Бог>, и он другом Божиим наречен был. Смотри и самого апостола Павла, пишущего о делах: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Но как грех царствовал через смерть, так и благодать воцарится через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. Что же сказать нам: усердствовать ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Да не бывать <тому>. Мы умерли из-за греха, как же нам ожить благодаря ему? Разве не знаете, что все мы, во Христа Иисуса крестившиеся, в смерть его крестились? Как Христос восстал из мертвых славою Отца, так и мы в обновленной жизни ходить начнем». Видишь ли ты, что благими делами следует угождать Богу?

 

А еже, обращая, глаголеши свыше и долу, яко чрез единаго Господа Бога нашего Исуса Христа начало спасения человекомъ, и сего ради обѣгаеши отеческаго предания, неразумия глаголеши, ни о немже утверждаешися. О семъ бо глаголетъ Писания тако, яко «Начала никто можетъ положити паче лежащаго, иже есть Христос»,[44] и еже есть основания вѣры узаконоположения, дѣлом исправления во християнствѣ. Апостоли и отцы, яко предобрии наставницы руководствующе къ Божию повелѣнию, не свѣдущемъ таиньство открываютъ и Богови наставляютъ. Якоже апостолъ Павелъ пиша к Тимофѣю: «Возмагай о благодати, яже о Христѣ Исусе. И яже слыша от мене многими свидѣтели, сия предаждь вѣрнымъ человекомъ, и доволни будутъ и иныхъ научити».[45] Видиши ли, яко повелевает вождемъ и наставникомъ быти и иных научити? И вси убо вожди и наставницы не на своемъ основании пологаху, но ко Христову основанию вся приводяша, начало убо Христос. И апостолъ Павел, к коринфомъ пиша, глаголетъ: «Богу бо есмы поспѣшницы, Божия стяжания, Божия здания есте. По благодати Божии, даннѣй мнѣ, яко премудръ архитектон, основание положих, ин же назидает; кождо же да блюдет, како назидает. Основания бо никтоже не может положити, паче лежащаго, иже есть Христос».[46] И паки, к Тимофѣю пиша, глаголетъ: «Благодать имамъ укрѣпльшему мя Христу Исусу Господу нашему, яко вѣрна непщева положити в службу, иже первие суща хулника, и гонителя, и досадителя, но помилован бых, яко невѣдый сотворих, въ невѣрствии; упреумножися благодать Господа нашего вѣрою и любовию еже о Христѣ Исусѣ».[47]

А если, говоря повсюду, ты искажаешь <мысль о том>, что только через Господа Бога нашего Иисуса Христа <возможно> основание спасения людям, то тем самым ты уклоняешься от отеческого предания, неразумное говоришь, не удостоверившись ни в чем. Об этом так говорит Писание: «Никто не может положить <иного> основания, кроме положенного, которое есть Христос», и это есть в христианстве основание для установления веры и исполнения дел. Апостолы и отцы, как предобрые наставники, направляют к <познанию> Божьей воли, открывают тайну несведущим и наставляют к Богу. Как апостол Павел пишет к Тимофею: «Укрепляйся в благодати Иисусом Христом. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые смогут и других научить». Видишь ли, как повелевает быть поводырем и наставником и других научить? И все поводыри и наставники не на своем основании полагали, но ко Христову основанию все привели, ибо начало всему Христос. И апостол Павел в Послании к коринфянам говорит: «Ибо мы соработники у Бога, а вы — Божее достояние, Божее создание. По данной мне от Бога благодати я, как мудрый зодчий, основание положил, другой же строит; но каждый должен следить, как он строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос». И в Послании к Тимофею снова говорит он: «Благодарю давшего мне силу Иисуса Христа, Господа нашего, что он признал меня верным, поставив на служение, меня, который прежде был хулителем и гонителем, и обидчиком, но был я помилован, потому что не ведал, что творил, в неверии; благодать же Господа нашего преумножилась <во мне> с верою и любовью во Христе Иисусе».

 

Сия убо ходатай есть Господь Исусъ Христосъ к Богу и Отцу о людех. Еже плотскаго смотрения свершениемъ Адамский грѣхъ разрушается. И еже до крещения невѣдый кто что сотворит, сия убо очищаются благодатию Христовою и, яко новорожденным младенцемъ, еже от божественнаго крещения от купели исшедше, всякого грѣха на себѣ не имуще будет по крещении и вся заповѣди долженъ есть хранити. Аще ли же не сохранитъ, и ничто убо ему ползует, согрѣшившу, Христово воплощение. Аще бы Владыка о рабѣхъ сицевая пострада, како мы не хотимъ о Владыке пострадати и заповѣди соблюдати и совершати! Господу нашему Исусу Христу глаголющу: «Аще кто служитъ мнѣ, и мнѣ да послѣдствуетъ».[48] И паки: «Не всякъ, глаголяй ми, Господи, Господи, внидетъ во Царствие Небесное, но творяй волю Отца моего, иже есть на небесѣх».[49] Видиши ли, како не велит ленитися дѣлати дѣла благаа? И паки инде рече: «Аще не преизбудетъ правда ваша паче книжник и фарисей, и не внидѣте во Царствие Небесное».[50]

Итак, Господь Иисус Христос есть ходатай перед Богом и Отцом за людей. Адамов грех разрушается через воплощение. И те, кто до крещения не ведали, что творили, те очищаются благодатью Христовою и, как новорожденные младенцы, выйдя из купели божественного крещения, не будут иметь на себе по крещении никакого греха и должны соблюдать все заповеди. Если же кто не соблюдет их, то не принесет пользы ему, согрешившему, Христово воплощение. Ведь если Владыка так пострадал за рабов, то как же мы не хотим пострадать за Владыку и заповеди <его> соблюдать и исполнять! Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто служит мне, тот за мной пусть последует». И еще: «Не всякий, говорящий мне: Господи, Господи! — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего, что на небесах». Видишь ли ты, как <Господь> велит не лениться делать благие дела? И еще в другом месте говорит он: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то не войдете вы в Царство Небесное».

 

О галатех писал еси сия, самъ славу свою разрушаеши. Сия убо писано о 2-мъ законии, отрицая 1 Моисеовъ закон, иже ты притекаеши. А еже писал еси, яко Иванк Предтеча показуя перстом и глаголетъ о Сыне Божии: «Се агнецъ Божий, вземляй грѣхи всего мира»;[51] и се выше писах ти. Боюся много глаголати, да не со Июдою осужденъ буду, повѣдая врагомъ тайну. И якоже рече божественый апостолъ Павелъ, пиша к филиписеомъ: «Много глаголах вам. И нынѣ, плачя, глаголю о вразех креста Христова. Имже бог — чрево, и слава — во студ имъ, и земная мудрствующе».[52] Паче навожу тричисленых отрокъ гласа ко Навходоносору царю:[53] «Есть Богъ силенъ на небеси, и может нас избавити от пещи, огнемъ горящия, аще ли ни богомъ твоимъ не служимъ и тѣлу златому, еже постави, не покланяемся».[54] Хощу бо ваше нечестие препрѣти молчаниемъ, яко и Христосъ Пилата и архиереи,[55] неже долгими словесы. Се есть неудерьжание сластемъ и работати чреву и подпупию, еже вы на беззаконный брак разрѣшисте.

<А если> о галатах ты так написал, то сам свою славу опровергаешь. Ибо это написано о Второзаконии, в отрицание первого Закона Моисеева, к которому ты прибегаешь. А что написал ты, как Иоанн Предтеча указывает перстом и говорит о Сыне Божием: «Это агнец Божий, берущий <на себя> грехи всего мира»; и об этом уже выше писал я тебе. Боюсь много говорить, чтобы не быть осужденным вместе с Иудой, открывая тайну врагам. И как сказал божественный апостол Павел в Послании к филиппийцам: «Много говорил вам. И теперь, плача, говорю о врагах креста Христова. Их бог — чрево, и слава их — на стыд им, они мудрствуют о земном». Приведу еще восклицание трех отроков, <обращенное> к царю Навуходоносору: «Есть Бог всесильный на небесах, и может он нас от огненной печи избавить, если мы ни богам твоим не послужим, ни идолу золотому, что ты поставил, не поклонимся». Хочу я ваше нечестие победить молчанием, как Христос <победил> Пилата и архиереев, а не долгими речами. То, что вы разрешили беззаконный брак, — это невоздержанность в наслаждениях, угождение чреву и похоти.

 

А что писал еси о воплощении Слова Божия, еретичествуя, что почался Сынъ Слово Божие от пречистыя Богородица, ино апостолъ, пиша, Павелъ к филиписеомъ глаголетъ о семъ: «Се убо да премудрствуется в вас, еже о Христе Исусе, иже во зрацѣ Божии, не восхищениемъ непщева быти равенъ Богу, но себе излия, зрак раба прием, въ подобии человечестемъ быв, и образомъ обрѣтеся яко человекъ».[56] Видиши ли, яко не ин, воплотивыйся от Присно Дѣвы Мария, соприсносущное его Слово Божие Отцу и Духови, воплотившейся на спасение наше, заимствова плоть от Пречистыя и Приснодѣвыя Мария, той единъ Отца Сынъ собезначален, и единороден, и от Приснодѣвыя Мария воплотивыйся на спасение. «Яко всяк младенецъ мужска полу разверзает ложесна, свято Богови наречется».[57] Совершенъ Богъ и человекъ.

А что написал ты, впадая в ересь, о воплощении Слова Божия, что Сын Слово Божие начал существование <лишь по рождестве> от пречистой Богородицы, так апостол Павел в Послании к филиппийцам об этом говорит: «Да будет в вас та же высшая мудрость, что и во Христе Иисусе, который, будучи в образе Божием, не помыслил хищнически присвоить себе равенство с Богом, но уничижил себя самого, приняв образ раба, будучи в человеческом подобии, и по облику став, как человек». Видишь ли ты, что не кто другой воплотился от Приснодевы Марии, но соприсносущное Отцу и Духу Слово Божие, <Христос>, воплотившийся во имя нашего спасения, заимствовав плоть от Пречистой и Приснодевы Марии, он, единый собезначальный Сын Отца и единородный ему, воплотившийся от Приснодевы Марии ради спасения. «Как всякий младенец мужского пола, разверзающий материнское чрево, посвящается Богу». Совершен Бог и человек.

 

А еже о страсти Христовѣ, и воскресении, и о вознесении, и о сѣдении одесную Отца, мы вѣмы. А ты како вѣси, ни писал еси. Еже посредство имѣетъ Христос о нас, и, яко рече апостолъ Павел, еже всегда проповѣдати о нас,[58] ты убо како чтеши? Аще вѣруеши апостолским преданиемъ, въ коемъ чину ихъ самих положиши и како имъ почесть воздаси, иже таковую тайну намъ открывше и на таковый путь истинный наставившимъ и научившимъ? Кую почесть имъ подобаетъ творити!? Аще убо златокузньца обрящеши, или землѣмѣрителя, или архитектона, философию исправляюще, или строение зданиемъ строящи, или каменосѣчьца, или какоя иная земная мудрования, како учителей и наставников сихъ почтемъ, яко открывшемъ намъ премудрость и жительству строения преподавшу. И аще убо сии о тлѣнномъ и мимотекущемъ мудровании подобнимъ честемъ мздовоздаания восприимут, — въ ваших странах златокузньцы и среброкузньцы, аще кое строят дѣло работу, противу состоянию дѣлу приемлетъ множайшее сугубо, — и аще убо таковы сии достойнии почести таковым, како же не почтем убо ко благочестию насъ наставляющих, и благоразумияразумъ намъ открывающе, и уруководствующе ко Христу! Аще и по твоему слову, яко написанному, вѣровати? И аще бы не написаны бысть были Евангелия, како убо быша разумѣли Божия Слова смотрения? Аще бы апостоли не бысть учили и послания не бысть писали, како убо разумѣли Слово Божие, къ человекомъ схожения и къ Богу человекомъ возведение? Како убо не суть божественнии апостоли и святии отцы достойны чести, и покланянию, и похвалению, иже таковый свѣт просвѣтивше душа наша, и данный имъ талантъ Господемъ умножившим, и мног прикупъ сотворившим!? Мы же, истиннии християне, вѣруем, яко ходатай есть к Богу, и начало спасению, и посредникъ о людех Христосъ Богъ наш к Богу и Отцу. Емуже, яко здания и раби суще, и страстию его спасени быхомъ, со Отцемъ и с Пресвятымъ Духомъ во едином существѣ и во триехъ лицехъ покланяемся, и молимся, и славословимъ, и превозносимъ его во вѣки, и просимъ отпуста грѣховъ и Царствию Небесному наслѣдия, и полезная душамъ и телесемъ нашимъ, яко Богу, и Царю, и Создателю, всѣм, и вся въ руцѣ свои содержащу. Пресвятей, пречистей и присно дѣвѣ Марии, яко сподобльшейся таковей тайнѣ послужити, и огнь Божества во своих ложеснахъ неопално приимши, вмѣстивши намъ невмѣстимаго Бога, еюже къ Богови примирихомся, и вражда, иже от Адама, от Бога разрушися, и яко Матери всѣхъ, Владычице и Богородице, яко матерне дерзновение к нему стяжавши и недостаточная наша благодатию Христовою наполняющи. Якоже рече божественный апостолъ Павелъ: «Сила бо Христова в немощи совершается».[59] Сей убо, яко заступнице и предстателнице всего роду христианскаго, молимся и просимъ помощи, да умолит Творца своего и Сына и Бога нашего о наших согрѣшении, да подасть намъ Христос Богъ нашъ ея молитвами спасение получити и будущих благъ наслаждения прияти.

А о страсти Христовой, и о воскресении, и о вознесении, и о сидении одесную Отца, — нам это известно. А как ты это понимаешь, того не написал ты. То, что Христос принимает в нас участие, и, как сказал апостол Павел, что <он> всегда проповедует ради нас, то как ты это читаешь? Если веришь ты преданиям апостолов, в какой чин ты их сам определяешь, и как почести им воздаешь, — им, которые такую тайну нам открыли и на путь истинный наставили и научили? Какие же почести подобает им оказывать?! Если кузнеца по золоту встречаешь, или землемера, или строителя, науки совершенствующих, или строящих здания, или камнереза, или кого-либо еще из земных ремесленников, — то почитаем их как учителей и наставников, открывших нам премудрость и преподавших жизненное устройство. И если они за преходящие и мимотекущие умствования с подобной честью воздаяния получают, — в ваших странах кузнецы по золоту и серебру, если выполняют какое-либо дело, в соответствии с качеством работы получают особенно много, — так если эти <мастера> достойны таких почестей, как же можем мы не почитать наставляющих нас ко благочестию, и мудрость познания нам открывающих, и направляющих ко Христу! Неужели и твоему слову, как <слову> Писания, верить? И если бы не были написаны Евангелия, как бы поняли мы промысел Слова Божия? И если бы апостолы не учили и послания бы не писали, как бы разумели мы Слово Божие, к людям нисходящее и людей к Богу возводящее? Кто же достоин чести, и поклонения, и похвал, как не божественные апостолы и святые отцы, просветившие таковым светом души наши и умножившие данный им Господом талант и большой прибыток получившие? Мы же, истинные христиане, веруем, что Христос Бог наш есть ходатай перед Богом, и начало спасения, и заступник о людях — перед Богом и Отцом. Мы же, его творение и рабы, страстью его спасенные, ему поклоняемся со Отцом и со Пресвятым Духом, в едином существе и в трех лицах, и молимся, и славословим, и превозносим его во веки, и просим отпущения грехов и наследования Царства Небесного, и пользы душам и телам нашим, — как Богу и Царю, и Создателю всего, и все в руках своих держащему. <Поклоняемся> пресвятой пречистой Приснодеве Марии, ибо сподобилась она послужить такой тайне и приняла в свое чрево без опаления огонь Божества, ради нас вместив <в себя> невместимого Бога, через нее примирились <мы> с Богом, и вражда, бывшая от Адама, Богом была разрушена, <поклоняемся> и как Матери всех, Владычице и Богородице, ибо материнское дерзновение к нему обрела и несовершенство наше восполняет Христовою благодатью. Как сказал божественный апостол Павел: «Ибо сила Христова в немощи совершается». Ей как заступнице и предстательнице всего рода христианского молимся и просим помощи, чтобы умолила Творца, и Сына своего, и Бога нашего о <прощении> грехов наших, чтобы позволил нам Христос Бог наш ее молитвами получить спасение и принять сладость будущих благ.

 

Апостоловъ не боготворим, не буди то, яко самъ апостолъ, пиша, глаголетъ: «Аз насадих, Аполос напои, Христос возрастит. Тѣмъ ни насажаяй, ни напаяй, но возращаяй».[60] Тако убо и мы божественныхъ апостолъ почитаемъ, яко Слова Божия ученики и посланники, нашему спасению наставники и руководители. Сего ради молимся имъ и призываем въ помощь, да яже они написаша и научиша, сия убо разумнѣйша разумѣваем и их спасению нашему спомощникы имамы. Тако и святыя отцы, яко наставникы и учители ко истиннѣ и благочестию. Тако и святыя страстотерпца почитаемъ, яко о истиннб благочестия пострадавше, и ихъ ревностию вооружаяся, благочестия совершаемъ. Преподобныя, яко совершителя апостолскому учению, и сих ревнующе, сами на путь благочестия направляежся. Сице убо мы вѣруем, яко единъ ходатай Господь нашь Исус Христос; пречистая его Богомати — всѣхъ Владычице, и ходатаице, и заступление всѣмъ християномъ; сия вси апостоли, пророцы, и святители, и вси святии, яко служителе правде и намъ наставницы, и Христу приводящу, почитаются, сего ради и мощемъ их поклоняемся, да болшую помощь от нихъ обрящемъ. И якоже рече Господь нашъ Исус Христос: «Нѣсть ученик над учителем своимъ. Совершен всяк будетъ, яко и учитель его».[61] Видиши ли, яко не велитъ взиматися над учителемъ, но послѣдствовати учителю. Но якоже рече божественный апостолъ Павелъ: «Комуждо дается явление Духа на ползу. Овому убо Духомъ дается слово премудрости, иному слово разума о том же Дусѣ, другому вѣра тѣмъ же Духомъ, иному дарования исцѣлением о том же Дусѣ, другому дѣйствия силамъ, иному пророчество, другому разсуждение духовомъ, иному роди языкомъ. Вся сия дѣйствует единый той же Духъ, раздѣляяй на власти комуждо, яко хощет. И, яко бо тѣло едино есть, и уды имать многи, вси уды единаго тѣла, мнози суще, едино суть тѣло. Тако и Христос. Ибо едином Духомъ мы вси во едино тѣло крестихомся, аще июдѣи, аще ли еллини, аще раби, аще свободни, вси бо единымъ пивомъ напихомся. Ибо тѣло нѣсть един удъ, но мнози. Аще речет нога: нѣсмь рука, нѣсмь от тѣла, но сего ли ради нѣсть от тѣла? И аще речет ухо, яко нѣсмь око, нѣсмь от тѣла, ни от сего ли нѣсть от тѣла? И аще все тѣло око, гдѣ слух? Аще все слух, гдѣ ухание? И нынѣ положи Богъ уды, единаго кождо в тѣлеси, якоже восхотѣ. Аще ли быша вси един удъ, гдѣ тѣло? И нынѣ положи мнози удове, едино тѣло. Не можеть око рещи руцѣ: не требе ми еси; или паки глава ногама: не требе ми есте. Но много паче мнящеися уди тѣла, немощнейше быти, нужнѣйши суть, яже мнимъ нечестнѣйша быти тѣлу, симъ честь множайшу облагаемъ; и неблагообразни наши благообразие множайше имутъ, а благообразнии наши не требе имут. Но Богъ раствори тѣло, лишающемуся болшую дастъ честь, да не будет распря в телеси, но тожде въ себѣ пекутся уды. И аще стражетъ единъ удъ, с ним стражютъ вси уди. Вы есте тѣло Христово, и уди от части. И овѣх убо положи Богъ во церкви, 1 апостолы, 2 пророкы, 3 учителя, потом силы, таже дарование исцѣления, заступления, кормителя, роди языкомъ. Еда вси апостоли, и пророцы, и учители? Еда вси силы дѣютъ, вси дарования имуть исцѣления? Еда вси языки глаголют?»[62]


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!