Письмо отца-индейца воспитательнице сына»



 

Цели:

• обратить внимание на разницу в подходах, потребностях, ценностях, характерных для разных культур, обсудить понятие «мультикультурализм в воспитании»;

• привитие навыков социального наблюдения и рефлексии;

• обсуждение ценностно-мотивационных характеристик воспитания в семье;

• стимулировать «активное и осознанное родительство».

Размер группы : не имеет значения.

Материалы и оборудование : флип-чарт, для каждого участника: текст «Письма отца-индейца», бумага для записи, маркеры, ручки.

Время : 30–45 минут.

 

Ход занятия

 

Участники получают от ведущего текст «Письма».

Ведущий читает текст.

– Дорогой учитель!

Я хотел бы рассказать тебе о моем сыне – Духе Волка.

Скорее всего, мой сын в твоем представлении – это типичный индейский ребенок. Он родился и вырос в резервации. У него гладкие черные волосы, темно-коричневые, почти черные глаза и кожа оливкового цвета. Как и многие дети индейцев его возраста, Дух Волка тоже тих и застенчив в группе. Ему всего пять лет, и я никак не возьму в толк, почему в детском саду уже определили его как отстающего…

В сравнении с его сверстниками-европейцами мой сын прошел серьезный путь в своем воспитании и развитии. Он привязан к своей матери и матери-земле, пройдя через традиционную индейскую церемонию празднования его рождения. Со времени этой церемонии его воспитанием и развитием непрестанно занимается мать, отец, братья, дяди и тети, бабушки и дедушки, племянники и племянницы Духа Волка, а также практически все, составляющие большую семью нашего племени.

Младенческая люлька стала для него и первым «черепашьим панцирем» для игр, и «школьным креслом». Эта индейская традиционная люлька, похожая на все те, которые знакомы моему народу тысячи лет. Она сделана именно так, чтобы дать ребенку с рождения необходимые знания и опыт, требуемые для выживания в его культуре и среде обитания.

Дух Волка был спеленат и надежно закреплен в люльке с тем, чтобы ограничить движения ногами и руками. Западный взгляд на воспитание может утверждать, что эти ограничения отрицательно скажутся на развитии ребенка и повлияют на его моторику. Мы же верим, что это поможет ребенку развить сперва его интуицию, рационализм мысли, образное мышление и основные пять чувств. Дух Волка в младенчестве был неразлучен со своей матерью, в то время как она кормила его, он был физически связан с ней привязанный за ее спиной и тогда, когда она ехала на лошади или занималась любым другим делом. Она несла его на себе в любое место, куда бы она ни шла, а ночью он спал вместе со своими родителями. Нельзя сказать, что рос наш сын только в безопасных, тепличных условиях. Его жизненный опыт в младенчестве был очень цветистым, разнообразным, эмоциональным и неоднозначным.

Во время своего роста Дух Волка покинул свою колыбель, ползал вокруг жилища, развивая свою моторику, изучая окружающий его мир. Когда он чувствовал страх или усталость, он всегда мог вернуться в свою колыбель, точно так же, как черепаха прячется в свой панцирь.

Эта возможность ухода в себя и «к себе» дала ребенку время поразмышлять над тем, что он почувствовал и понял, воспринять и закрепить новые образы как те, что останутся и в душе, и в подсознании. Формы, размеры, цвета, соединения элементов, запахи, ощущения, вкус – все опыты жизни связывались в его мозгу в функционально важные представления и знания – физически и духовно: материал и энергия, сознательное и бессознательное, личное и общественное.

Требуется немалый срок, чтобы впитать все эти впечатления и разобраться в них. Может быть, это причина, что в твоем саду ты определила его как тугодума, медлительного и малоуспевающего мальчика. Члены его семьи обучили его счету и числам во время сбора материалов для плетения традиционных индейских корзин. Он учился счету также по жердям, предназначенным для индейских ритуалов и постройки жилищ. Вполне возможно, что он не успевает освоить методики счета, которые ты применяешь при обучении в своем саду для его белокожих ровесников, но я надеюсь, что ты будешь терпелива к нему. Ему потребуется время, чтобы приспособить себя к системе представлений другой культуры.

Он не «слабо культурно развитый» мальчик, он просто «другой». Если вы спросите его, сколько месяцев в году, скорее всего, удивитесь, потому что он скажет – 13. Этот ответ не говорит о его глупости или о том, что у него трудности со счетом. Он ответит так, потому что мы научили его тому, что в году тринадцать полных лун, и в нашей системе планет – 13 основных звезд, и 13 перьев в хвосте орла-грифа – замечательной птицы, которая связана с нашей культурой и образ которой мы используем в наших ритуалах и традиционной медицине. Правда, Дух Волка знает, что у некоторых птиц есть в хвосте 12 перьев, даже у некоторых семь! Не у всех птиц то же количество перьев. Он знает, что у птицы фликер есть ровно 10 хвостовых перьев, что она черная и красная, олицетворяет собой восток и запад, жизнь и смерть и считается в нашей культуре «птицей-огнем», Жар-птицей, чья сила также важна в индейской традиционной медицине. Я уверен, что мой сын с легкостью различит более сорока видов птиц и сможет рассказать тебе и твоим воспитанникам о каждом из них…

 

Авторизированный перевод на русский письма индейского отца – Роберта Лейка (Излечивающий Медведь Гризли)

 

 

Вопросы для обсуждения

 

• Ваши впечатления от услышанного текста?

• Что зацепило вас в «Письме»? Что заставило задуматься?

• Насколько этот текст может быть актуален для вас?

• Как вы думаете, что заставило отца написать письмо? Считаете ли вы возможным и правильным обращение отца к учителю в том виде, в котором оно представлено в «Письме»? Почему?

• Поможет ли родительское обращение или помешает в отношениях учительницы к Духу Волка?

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 487; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!