Сложное синтаксическое целое как структурно-смысловая единица текста. Средства связи между частями. Абзац. Период. Текст.



Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство, (прозаическая строфа)- это сочетание нескольких тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, представляющих более полное по сравнению с отдельным предложением развитие мысли.

Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.

Со стороны смысловой ССЦ характеризуется единством темы, мысли, высказывания, тесной смысловой спаянностью предложений.

Со стороны синтаксической ССЦ характеризуется:

  1. специфическими синтаксическими средствами связи между предложениями (цепная, параллельная, присоединительная)
  2. единством субъективно-модальной окраски
  3. ритмико-интонационным единством (паузы между П внутри ССЦ меньше пауз между ССЦ). Это определяется синтаксическим строением ССЦ, сочетания опр синт конструкций

Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видо-временных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений.

Например, в сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «Жак... жак... жак...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами (Ч.) - средствами организации предложений являются синонимический повтор (эти звуки), присоединительный союз и, наречие так, форма прошедшего времени глаголов.

 Композиционно-смысловая структура ССЦ:

1. Зачин – начало мысли, формулирует тему ССЦ. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными (порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и отчасти лексический состав подчинены предложению-зачину).

2. Средняя часть – развитие мысли, темы

3. Концока – подводит итог не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении.

Структурные особенности сложных синтаксических целых

Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными предложениями в составе сложных синтаксических целых обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная.

При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых - описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.).

При цепной связи (наиболее распространенной) повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Например: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (Пауст.).

Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого. Например: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига (Пауст.). Между первыми двумя предложениями - параллельная связь, а далее предложения присоединяются по способу цепной связи.

ССЦ:

  1. Повествовательное: ряд сменяющихся событий, относящихся к прошлому. Параллельная связь, единство форм глагольного сказуемого.
  2. Описательное: единство видо-временных форм, параллелизм синтаксического строения, номинативные формы

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от ССЦ тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

  1. Абзац оформляет начало еговой мысли и сингнализирует об окончании предшествующей.
  2. Абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию.
  3. Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста – ССЦ, франментов.
  4. Не всегда абзацное членение совпадает с его композиционно-синтаксическим членением. В этом случае функция абзаца – смысловая и стилистическая членимость, усложнение комп-синт структуры.

Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Период.

В языке художественной литературы и в публицистическом стиле распространена особая форма организации сложных и, реже, простых в значитель­ной степени распространенных предложений, которая называется периодом (от греч. periodos — «круг»). Для этой формы характерно четкое ритмико-интонационное и смысловое членение всего предложения на две части:

1) «повышение» и

2) «понижение»; первая из них произносится с постепенным повышением тона и с ускоре­нием темпа до паузы, отделяющей ее от второй части, вто­рая часть - с понижением, причем меняется и тембр голоса и замедляется темп произнесения. Первая часть, обычно зависимая от второй, является большей по объему и в свою очередь чаще всего четко членится на однотипные части (члены периода); реже членится вторая часть.

Обычно члены периода строятся симметрично, представляют собой предложения одной структуры, с одним порядком слов, с однотипными по форме сказуемыми; при этом широко используются анафора (единоначатие) и другие лексические повторы, синонимическая и антонимическая лексика, напри­мер: Как ни ярок был день, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистные купы берез, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда глаза мои попадали как раз на зайчика, отбра­сываемого этими кристалликами,— все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей (Солоухин).

Период как риторическая фигура речи обладает особой торжественностью, выражает взвол­нованность, эмоциональную приподнятость.

ТЕКСТ - это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности.

Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью.

По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:

  • повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности),
  • описание (характеризуют статичные картины, передают их детали),
  • рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).

Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному коммуникативному типу речи. Чаще всего тексты комбинируют описание, повествование и рассуждение, и какой-нибудь тип является доминирующим.

 

39. Прямая, косвенная и несобственно-косвенная речь как способы передачи чужой речи. Структура предложения с прямой, косвенной и несобственно-прямой речью. Цитация. Диалогическое единство.

 

Чужая речь – это новый речевой слой в речи любого носителя языка, в повествовании автора, введенного им рассказчика или героя произведения.

Виды чужой речи:

1) Прямая. В форме прямой речи чужая речь передается с точки зрения говорящего с сохранением особенностей передаваемой речи: «Фу, какой. . . » – подумал Сережа (В. Панова). Для прямой речи типично использование ее в повествовании от первого лица (традиционный нарратив, перволичная повествовательная форма)

Сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты. Прямая речь не является членом предложения.

Структура:

1. Прямая речь стоит только перед словами автора «Привет, друг!» - сказал Коля

2. Прямая речь стоит после слов автора Сидоров сказал: «Вернусь поздно».

3. Прямая речи разрывается словами автора

4. Прямая речь находится внутри слов автора Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти

2) Косвенная. В форме косвенной речи чужая речь передается с точки зрения автора, что не позволяет сохранить все без исключения особенности передаваемой речи. Ср. : Коростелев сказал, что сейчас пройдет и Коростелев сказал: «Что ты, брат. Сейчас пройдет» (В. Панова). Для косвенной речи типично использование ее в повествовании от третьего лица (традиционный нарратив, повествовательная форма 3-го лица).

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию. Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ: Я спросил, когда отправляется поезд.

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например: Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например: Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

3) Несобственно-прямая. В форме несобственно-прямой речи чужая речь передается и с точки зрения героя, и с точки зрения автора, что дает возможность сохранить особенности передаваемой речи: С удивлением оглянулась и подумала: неужто дня нет, как она отъехали от своих мест?. . (В. Панова). Для несобственно-прямой речи характерно ее использование в повествовательной форме.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос.

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

Диалог (диалогическое единство) – прямая речь, представляющая собой разговор 2 или более лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица, участвующего в разговоре. Реплики связаны между собой по смыслу и по структуре.

1. Диалог, состоящий из вопросов и ответов:

2. Диалог, состоящий из незаконченной первой реплики и продолжающей её второй реплики:

3. Диалог, реплики которого связаны одним предметом мысли и являются высказыванием о данном предмете мысли:

4. Диалог, вторая реплика которого содержит согласие или несогласие с тем, что содержится в первой реплике:

Цитация – способ передачи чужой речи, заключающийся в дословном воспроизведении чьего-либо высказывания с целью уточнения, подтверждения, опровержения и пр. мысли говорящего.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 3525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!